Изготовление куклы - оберега из салфеток
методическая разработка (3, 4 класс)

Богачева Ирина Владимировна

Данная разработка позволяет выполнить с учащимися 9 - 10 лет куклу - берегиню из бумажных салфеток. Данная разработка включает информацию об истории кукол, традициях изготовления их на Руси.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия по ФГОС по изготовлению куклы-оберега.

Конспект занятия  для учащихся объединения «Золотой ключик» «Куклы из салфеток»

Тема занятия: Куклы из салфеток

Формирование УУД на занятиях дополнительного образования:

  • умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения возникшей   проблемы;
  • умения ставить цели, планировать, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • умения выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
  • умения быть готовым конструировать и осуществлять замысел, обеспечивая успешность.

Цель занятия:

Формирование метапредметных результатов на занятиях через развитие нравственно-эстетических ценностей, приобщение к миру русской культуры, к творческой деятельности по созданию эстетики среды.

Задачи: 

способствовать

  • воспитанию чувства гражданственности через  интерес к  народному  творчеству, сохранение, возрождение и развитие национальных традиций;
  • бережному отношению к творчеству народных мастеров и духовной культуры русского народа;
  • расширению знаний о видах декоративно-прикладного творчества, по истории народной художественной культуры;
  •  развитию эстетического и художественного вкуса;
  • развивать творческое воображение детей на основе решения художественных задач разного типа: повтор, вариация и импровизация в создании игрушки по мотивам народной куклы;

воспитывать любовь к искусству.

  • понимание возможности использования в быту собственного творчества
  • развитию индивидуальных задатков и творческих способностей.

Планируемые результаты

Личностными результатами является формирование следующих умений:

-  объяснять свои чувства от созерцаемых изделий народного творчества, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека.

Метапредметными результатами занятия является формирование следующих универсальных учебных действий. 

Регулятивные УУД:

- определять цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно; 

- учиться совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

- учиться планировать практическую деятельность на занятии; 

- с помощью педагога отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

-  работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и  инструменты),

- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом;

Познавательные УУД

- Умение выбирать эффективные способы изготовления изделия;

- Развивать творческие способности при работе;

Коммуникативные УУД

- умение выражать свои мысли;

- слушать и понимать речь других;

- вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно - творческой  деятельности.

Продолжительность занятия: 60 минут.

Тип занятия: комбинированный.

Методы обучения: словесные – рассказ, беседа; наглядные – демонстрация образцов кукол и приемов работы, просмотр презентации; практические; репродуктивный, игровой.

Оборудование и материалы: 

1. Две салфетки - белая и цветная

4. Кусочек ваты или другой  наполнитель.

5.  Нитки.

6. Ножницы.

7.  Тесьма для украшения (по желанию).

8.  Мультимедиа.

9.  Презентация  изготовление кукол.

10. Иллюстрации с народными  куколками.

11. Сундучок с обереговыми куклами.

Вступительное слово педагога

На Руси существовало поверье: «Чем дольше женщина играет в куклы, тем счастливее и моложе она будет».

Кукла имеет многовековую историю. Появившись в далеком прошлом, тряпичная кукла сохранила отголоски древнейших представлений и верований. В ней отразились народные представления о мире, добре, красоте. Тряпичная  они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезнь, помочь большому урожаю. Так и появились первые куколки-обереги. Кукла была бережнёй, берегиней , хранительницей доброго духа.  Берегиня – от слова «беречь», «оберег». Человек брал такую куклу-берегиню, три раза оборачивался против часовой стрелки  и приговаривал: «Отвернись злом, повернись добром».

Малышей  с пяти лет учили самих делать таких кукол, передавая им опыт и представления о жизни предков. В наряде куклы всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья и радости. Еще древние считали, что красный цвет обладает охранительным действием, оберегает от сглаза и травм.

Изготовить простейшую куклу-берегиню, не сложно, потребуются лишь лоскутки-остатки тканей, вата и нитки. Берегиня оберегает дом от дурных вестей, помогает поддерживать хорошее настроение.

Согласно народным традициям, по изготовлению любой обереговой куклы нельзя пользоваться ножницами и иглой. Также нельзя было рисовать кукле лицо (наши предки верили, что через глаза в куклу может вселиться злой дух).

Но мы воспользуемся очень простым материалом –салфетками. Наши куколки будут украшением стола, они создадут праздничное настроение и особенно будут уместны на близкую уже масленицу.

Ход работы: пошаговый процесс изготовления куклы

Сейчас мы с вами изготовим голову куклы. 

1) Для этого возьмите вату и скатайте  из неё шарик.  Положите шарик на середину салфетки. Сложим салфетку по диагонали.

2)  Набивку обтягиваем центром салфетки и туго перевязываем ниткой.

3)  В середину салфетки поменьше кладем то, что получилось и опять обтягиваем и перевязываем ниткой.

4)  Теперь берем белую салфетку прямоугольной формы. В середину его кладем то, что получилось ранее. Обтягиваем белой салфеткой голову куклы и туго перевязываем.

6)    Теперь делаем руки. Для этого свободные концы салфетки выравниваем, определяем длину рук. Немного салфетки подворачиваем внутрь рукава. С краю отмеряем размеры ладошки и манжеты рукава и перетягиваем ниткой.

7)   На голову кукле повязываем платок.

8)   Всё, кукла готова. Можно оформить рукава, пояс декоративной тесьмой.

Куклу-берегиню нужно создавать с добрыми мыслями и любовью.

А теперь давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось.

Вот все куколки подружки.

Не похожи друг на дружку.

В сарафанах распрекрасных

Эти куклы наши!

VI. Рефлексия

Название метода

«Веселый хоровод»

Цели использования метода

Выяснить впечатления участников от проведенного занятия

Количество участников

Группа (12 человек)

Технология проведения

Всем участникам раздаются нарисованные народные куколки, но без лица (народные куклы безликие). Ваша задача нарисовать такое личико, какие эмоции вы испытываете после нашего мероприятия. Ваша кукла может быть веселой и жизнерадостной, грустной или задумчивой. Вам решать!

После того как все выполнили задание куклы наклеиваются на лист ватмана в форме хоровода.

Продолжительность проведения

10 мин

Предварительная подготовка (если требуется)

Распечатка картинки или рисунок вашей куклы.                Вырезать ее по контуру.

Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

Цветные карандаши, фломастеры, маркеры. Лист ватмана.

 

Литература.

  1. 1.«Куклы в народных костюмах» коллекция журналов создана при участии ООО  «ЭТНОКОНСАЛТИНГ»
  2. 2.Агаева И., Агапова О. «Куклы из бабушкиного сундука» Народное творчество 2004
  3. 3.Генсицкая Н. История одной куклы. М.: Издательский дом «Страница», 2004;
  4. 4.Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М.: Культура и традиции, 2007.
  5. 5.Шайурова Н.В. « Традиционная тряпичная кукла» С-Пб «детство-пресс» 2012

Источники интернет ресурсов:

http://www.rukukla.ru (о народной кукле)

http://www.livemaster.ru  (Ярмарка мастеров о куклах)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по технологии. Знакомство с русской народной куклой. Изготовление куклы - скрутки.

Наша школа является городской экспериментальной площадкой по вопросам толерантности. Этот урок разработан в рамках этой программы. На уроке используется и презентация....

Методическая разработка по теме: «Гостья наша дорогая – Масленица. Изготовление куклы-оберега»

Знакомство с русской народной культурой и народными традициями...

Мастер класс на тему "Формирование национальной культуры – как компонент духовно-нравственного воспитания через изготовление куклы-оберега»"

В настоящее время в центре современной стратегии развития российских школ формирование духовно-богатой, образованной, творческой  личностиДуховно-нравственное воспитание невозможно без изучения н...

мастер класс по изготовлению куклы - оберега

laquo;Мастер- класс по изготовлению куклы-оберега»  Тема: Кукла- оберег из ткани своими руками Цель: Пробудить интерес детей к русской народной  культуре  через из...

Мастер-класс Изготовление народной куклы-оберега "На здоровье" из джутовой веревки

Изготовление народной куклы-оберега"На здоровье" из джутовой веревкиВиды творчества: куклы и игрушки, обереги, плетениеКукла "На Здоровье" изготовляется исключительно из льняных ни...

Мастер - класс по изготовлению куклы - оберега из ниток.

С древних времен в славянской культуре присутствовали куклы, сделанные из ткани и ниток. Их создавали без единого узелка и шва, делали наматыванием нити....