Мастер класс на тему "Формирование национальной культуры – как компонент духовно-нравственного воспитания через изготовление куклы-оберега»"
материал на тему

Эргерт Анастасия Валерьевна

В настоящее время в центре современной стратегии развития российских школ формирование духовно-богатой, образованной, творческой  личности
Духовно-нравственное воспитание невозможно без изучения национальной культуры и народного искусства. К тому же Создание нового искусства невозможно без знания истоков народного творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В настоящее время в центре современной стратегии развития российских школ формирование духовно-богатой, образованной, творческой  личности
Духовно-нравственное воспитание невозможно без изучения национальной культуры и народного искусства. К тому же Создание нового искусства невозможно без знания истоков народного творчества.

Ведущая деятельность ученика начальной школы – игровая. Переступая порог школы, дети  не перестают играть. Воспитательная роль игрушки огромна. Игрушка для ребёнка друг и советчик: ей он доверяет свои секреты, садится с ней обедать, ложится спать.

Давайте посмотрим, с какими игрушками играют наши дети (слайд)        , ими буквально забиты прилавки магазинов, так как они имеют большой спрос.

Как вы думаете, какой воспитательный эффект можно ожидать от таких кукол? Способствуют ли они формированию духовности? А ведь игрушка, это первое, что берёт ребёнок в руки, едва появившись на свет.

А теперь давайте посмотрим на русскую национальную куклу, незаслуженно забытую нашими детьми.

Комментарии здесь излишни.

Поэтому изучение национальной культуры как фактора духовно-нравственного воспитания я реализую посредством изготовления народных обереговых кукол.

Представляю вашему вниманию м-к «Формирование национальной культуры – как компонент духовно-нравственного воспитания через изготовление куклы-оберега»

-Я приглашаю фокус группу в количестве 4 человек.

- Посмотрите на слайд. Как вы думаете, что это (календарные праздники)

- Расскажите о них.

- На столе лежат тексты малых жанров русского народного фольклора. Выберете любую, прочитайте. О каком празднике идёт речь? Какие слова помогают вам узнать, что речь идёт о каком-то празднике? Какие т и о были у русского народа во время этого праздника? (участники берут текст песенок, читают, рассказывают)

-Давайте посмотрим на слайд. Что является элементом каждого праздника? (кукла)

- Почему именно эта кукла является элементом того или иного праздника?

(Показать готовые куклы, рассказать о них)

Куклу-масленицу мастерили в конце зимы. В течение всего года ее аккуратно хранили в избе, поместив на самое почетное место. Считалась, что именно находясь в этих местах, кукла-масленица сможет наилучшим образом влиять на процветание и благополучие семьи. А на следующую Масленицу ее сжигали.

Согласно верованиям, они приходят на Землю защитить человека не только от духов имеющих злой умысел, но и от злых людей, личных неудач и невзгод. Белый цвет символизирует – чистоту.

Шестиручка убережет руки от усталости, поможет правильно распределить работу, чтобы на все дела хватало сил и времени.

кукла "На Здоровье" делается из льняных ниток, потому что благодаря своим природным целебным свойствам лен забирает болезнь на себя, помогает человеку поправиться.

- хотели бы вы иметь такие куклы?

- Я предлагаю вам изготовить куклы-обереги своими руками.

- Давайте каждый будет делать куклу к тому празднику, о котором прочитал в песенке. Если хотите, можете поменяться друг с другом.

- Перед вами лежат элементы кукол из которых вы будите делать кукол.

- Выберете элементы для своей куклы. Подсказку вы найдёте в песенке, которую прочитали.  Почему именно из этого материала будет изготовлена ваша кукла?  

Хотя куклы разные, но принципы изготовления очень похожи. (демонстрация поэтапного выполнения, план) для помощи на столах у вас лежит технологические карты.

- Как вы думаете, почему обрядовая кукла выполняется без использования инструментов? (Обережные куклы во время изготовления не прокалываются иглами-булавками, все детали между собой не сшиваются, а перематываются нитями и связываются узелочками. За всеми этими запретами стоит смысл – не навредить, не разрезать жизнь, судьбу, не проколоть счастье.)

Выполнение работы

- Таким образом, в процессе изготовления куклы, учащиеся не только знакомятся с русскими обычаями и традициями, их значениями, но и учатся наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы, выдвигать гипотезу.

Идёт активное формирование коммуникативных УУД через речевую деятельность, сотрудничество

Регулятивных через целеполагание, планирование собственной деятельности, коррекцию

Познавательных через работу с различными информационными источниками: иллюстрацией, текстом, куклами, выполнение логических операций. Личностных – мотивации к деятельности.

Предметных через применение уже имеющихся знаний, полученных на уроках окружающего мира, литературного чтения, технологии. Таким образом происходит реализация не только межпредметных, но и метапредметных связей, т.к. учащие обращаются к знаниям, умениям и навыкам, полученным во внеурочной деятельности, дополнительного образования.

- Ваши куклы готовы.

Я предлагаю рассказать о них по плану.

  1. Символом какого праздника является ваша кукла?
  2. Что символизирует?

Универсальность приёма

На Руси эти куклы дарили самым близким и дорогим людям. Кому бы вы хотели подарить свою куклу с пожеланием, связанным с этой куклой?

Такой прием универсален, он может быть использован как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Изготовляя куклу, ребенок вкладывает в нее все свои знания, все свои эмоции. Мотивирует их к изучению национальных традиций.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Муниципальное о бщеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 32» Копейского городского округа Выполнила учитель начальных классов Кириллова А.В. ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКЛЫ-ОБЕРЕГА Копейск, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Гостья наша дорогая – Масленица. Изготовление куклы-оберега»

Знакомство с русской народной культурой и народными традициями...

Мастер-класс «Забавный лоскуток». Игрушка как образ традиционной культуры и средство духовно-нравственного воспитания ребёнка.

Мастер-класс для педагогов. Знакомит с разделом программы духовно-нравственного воспитания«Детский народный календарь  как инструмент для сбережения национального своеобразия в многоликом м...

мастер класс по изготовлению куклы - оберега

laquo;Мастер- класс по изготовлению куклы-оберега»  Тема: Кукла- оберег из ткани своими руками Цель: Пробудить интерес детей к русской народной  культуре  через из...

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Воспитание духовно-нравственных качеств личности через национальные русские традиции посредством социально-педагогического взаимодействия»

Создание условий для духовно-нравственного развития детей дошкольников и младших школьников в тесном взаимодействии ДОУ и СОШ с семьями и объектами социума....

Мастер - класс. Тема: «Работа с пословицами как способ духовно-нравственного развития младших школьников"

Мастер-классТема:   «Работа с пословицами  как  способ духовно-нравственного развития младших школьников"Цель: выявить нравственное влияние притч.Задачи:1.Дать понятие п...

Мастер - класс по изготовлению куклы - оберега из ниток.

С древних времен в славянской культуре присутствовали куклы, сделанные из ткани и ниток. Их создавали без единого узелка и шва, делали наматыванием нити....