Домашнее задание в условиях реализации ФГОС
методическая разработка (3, 4 класс)

Иванова Лариса Алексеевна

В докладе отражены требования к организации домашнего задания в условиях реализации ФГОС: характер, формы, доирование, дифференцированность, предупреждение перегрузок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnee_zadanie_v_usloviyah_realizatsii_fgos.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа С. Луговское Ровенского района Саратовской области»

«Домашнее задание в условиях реализации ФГОС: характер, формы, дозирование,  дифференцированность.  Предупреждение перегрузки обучающихся»

                                                                 Выступление учителя начальных классов Ивановой Л. А.

Сегодня трудно себе представить, чтобы традиционный урок не заканчивался домашним заданием. А что собой представляет собственно домашнее задание? Давайте вспомним.  Как утверждают специалисты-психологи, для запоминания информации ребенок пользуется кратковременной памятью, чтобы знания перешли в долговременную память, нужно в спокойной домашней обстановке повторить сведения, полученные на уроке, другими словами - выполнить домашнее задание.
Поэтому регулярное закрепление материала дома – важная составная часть процесса обучения.

Требования к организации д/з: задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все обучающиеся должны точно знать, что делать и как делать(ясность)  Задание записывается на доску. Открывается страница учебника, на которой обучающиеся находят нужное задание. Прочитывается вслух текст упражнения (учителем или детьми). Учитель выясняет у детей, как надо выполнить задание, выясняет затруднения. (Эту работу лучше вести со «слабыми»  обучающимися) Задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения. Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж или, наоборот, они чрезвычайно «разжёваны» (должны иметь проблемный характер) Домашнее задание  должно предопределять его проверку (установка на контроль).   Внедрение ФГОС предполагает овладение универсальными приемами деятельности, при которых ученик будет успешным в любой предметной области. Следовательно, выполняя домашнее задание, ребенок столкнется с необходимостью поиска информации в различных источниках, переработке и оценке документов, рационального планирования своего  времени  для выполнения  работы. В новых условиях учитель может сделать ребёнка добровольным  и заинтересованным соратником, равноправным участником педагогического процесса, ответственным за его процесс и результаты,  предоставить самому ребёнку право выбора задания, которым он займётся дома. Цель таких домашних заданий – личностное развитие ребёнка, стимулирование  интереса к учению, формирование творческого мышления. Такая домашняя  работа отличается  личной значимостью, а потому ценностью.   Это понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Лучший вариант домашней работы – это творческий и дифференцированный её характер. А в рамках реализации ФГОС эти требования модернизировались: д/з стало дифференцированным.  Оно может быть как индивидуальным (задания могут быть на карточках, как для слабо усваивающих учебный материал, так и для сильных учащихся)  так и по выбору самого обучающегося, а также групповое или творческое.
Из личного опыта известно, что задание по выбору вызывает неподдельный интерес у ребят.             
- Групповое задание может быть опережающим, например, когда обучающиеся готовят совместный проект по биографии писателя. В 3 классе по литературному чтению выполнялись групповые проекты и сообщения о биографии и творчестве писателей Л. Н. Толстого, М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина. Окружающий мир- проект «Кто нас защищает» и другие. Окружающий мир  4 класс - «Путешествуем без опасности», «Всемирное наследие ». Работа выполнялась в парах, организованных по месту жительства. Такая форма работы воспитывает коммуникативные качества ребенка.
- Творческие домашние задания можно предложить не только детям со способностями в этой области, но и тем, кто еще только пытается найти себя. Часто такие задания я практикую на уроках литературного чтения и окружающего мира (Написать отзыв о прочитанном произведении, сочинить стихотворение, загадку, пословицу, сказку, нарисовать титульный лист своей будущей книги, составить кроссворд, выпустить стенгазету, зашифровать произведение рисунками)
- К творческим заданиям можно отнести нестандартные проблемные ситуации, из которых нужно найти выход, используя изученный материал. 

Творческие домашние задания 

- по выбору;

-  по желанию;

- обязательные

Виды домашних заданий в условиях дифференциации  

- обязательный минимум (по силам любому ученику),

- тренировочный (для желающих хорошо знать предмет «Снежный ком» - из большого числа заданий ученик выбирает то, что способен выполнить). В начальных классах в учебнике  по математике в конце изученных тем есть тренировочные задания на выбор «Что узнали. Чему научились». Также для проверки и оценки своих достижений обучающиеся могут выбрать задания базового уровня и  задания повышенного уровня сложности.  

- особое домашнее задание  (в классе есть ученики, которым следует иногда задавать иные, чем всему классу, задания. Это участники олимпиад – Мухамедова Н, Кильдеева Э, Макова Д.  и дети, пропускающие занятия по болезни – Мендугалиев А., Гурова Т.).

Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной, творческой. Есть и другие признаки: 
- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); 
- необычные условия   
- активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях. (Конкурсы, олимпиады)
Нестандартные задания могут быть представлены в виде 
проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования"). 
 В  связи с внедрением ФГОС нового поколения, где наряду с предметными и личностными результатами образовательной деятельности всё большее значение приобретают так называемые метапредметные результаты, овладение универсальными приёмами учебной деятельности, которые позволят ребёнку быть успешным в любой предметной области. В этих условиях именно домашние задания, в процессе выполнения которых дети сталкиваются с необходимостью поиска, переработки и оценки  информации с использованием разнообразных источников, структурирования приобретённой информации, выбора наиболее рациональных приемов закрепления материала, рационального планирования работы, осуществления поэтапного и итогового контроля за собственными действиями, становятся реальным инструментом формирования УУД. В рамках реализации ФГОС этот вид деятельности школьника предусматривает достижение не только предметных результатов, но и личностных . При продумывании домашнего задания учитель ставит определенную цель и задачи перед детьми. Домашнее задание не должно вызывать у детей отрицательных эмоций. Цель домашнего задания – закрепление знаний, полученных на уроке и формирование интереса  к учебному предмету. Оно должно быть доступным для ребёнка. Для этого на каждом уроке необходимо выделять время на разъяснение домашнего задания.

  У обучающихся необходимо  сформировать четкие алгоритмы выполнения д/з. Этому вопросу уделено большое внимание в программе  «Школа России», составленной в соответствии с требованиями  ФГОС. В учебнике «Русский язык» имеются памятки, которыми удобно пользоваться при выполнении домашних заданий. Но, чтобы ребенок научился пользоваться алгоритмами необходимо вести четкую, продуманную работу на уроке и нельзя жалеть на это времени. В настоящий момент актуален вопрос дифференциации в учебном процессе. Так и домашнее задание должно иметь дифференцированную направленность.  Оно может быть: единым, групповым, творческим:

-найти сведения о писателе;

-составить отзыв о понравившемся произведении;

-составить кроссворд по теме;

-выполнить рисунок, закладку;

- составить к произведению  вопросы.

Дети сами выбирают, какое задание они могут выполнить и хотят. Родители часто становятся активными помощниками своим детям. Чтобы не перегружать обучающихся домашними заданиями, их целесообразно строить по принципу «минимум-максимум» – обязательные для всех и рассчитанные на учеников, с повышенным интересом к предмету.  
Именно эти условия будут способствовать тому, что домашние задания будут вызывать у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес к образовательной деятельности, не зависимо от её предметного наполнения. Только  тогда домашняя работа обучающихся станет эффективным инструментом формирования их познавательной самостоятельности.


 

 

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Представление опыта работы  на окружном семинаре   "Обеспечение качества образования в условиях реализации Федерального закона  "Об образовании в РФ"...

Выступление на педсовете "Проектная и исследовательская деятельность как обязательное условие реализации внеурочной и внеучебной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и ООО"

В выступлении раскрываются понятия проектной и исследовательской деятельности, этапы работы над исследовательскими проектами, роль учителя и обучающихся при выполнении проекта, результаты выполненных ...

Игры и игровые задания в условиях реализации ФГОС

1.  Создать условия для реализации приобретенных знаний, умений, навыковСпособствовать развитию интереса к творческим и самостоятельным занятиям.Развивать опыт  неформального общения, ...

«Практическая реализация приемов технологии продуктивного чтения как необходимое условие реализации ФГОС»

Описание технологии  продуктивного чтения, зтапов работы   с текстом по данной технологии. Приведён фрагмент урока литературного чтения по  теме Н.М.Артюхова  "Трусиха" с использов...

«Практическая реализация приемов технологии продуктивного чтения как необходимое условие реализации ФГОС»

Опмсаны приемы технологии продуктивного чтения, актуально применимые в начальной школе. Пример практического примененимя технологии на уроке....

«Домашнее задание в условиях реализации ФГОС: характер, формы, дозирование, дифференциация. Предупреждение перегрузки обучающихся»

Сегодня трудно себе представить, чтобы традиционный урок не заканчивался домашним заданием. А что собой представляет собственно домашнее задание? Как утверждают специалисты-психологи, для запомин...