РОЛЬ СЕМЬИ В СОХРАНЕНИИ РОДНОГО ЯЗЫКА И ТРАДИЦИИ
материал

Илькаева Элиза Хамидулловна

Статья, посвященная роли родителей в сохранении родного языка и традиции. Роль семьи в прививании любви к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_rol_semi_31.01.18.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ СЕМЬИ В СОХРАНЕНИИ РОДНОГО ЯЗЫКА И ТРАДИЦИИ

И родной тел, и красивый тел,

Мамам-папамның теле.
Мог я узнать күп нәрсәне
Син родной тел аркылы.

Бу языкта коляскада

Мамам сказку көйләгән.
А затем төннәр буена
Бабуля рассказ сөйләгән.

А потом ни сәбәптәндер
Өйрәткәннәр рус язык.
Якобы тик шушы телдә
Алам духовный азык.

Почему же нас детсадта
Сиңа өйрәтмәделәр?
В школе когда обучали,
Синдә сөйләтмәделәр?

И родной тел, и красивый тел,
Мамам-папамның теле,
Только я их обвиняю
Өйрәтмәгәнгә сине.

И родной тел, аңлаталар,
Можно жить и без синсез,
Мама, папа и бабуля
Оставили меня телсез.

Как рыба не может жить вне воды, так и человек не может оставаться человеком вне языка. Поэтому, владение языком – главное, чему стоит учиться в жизни, в семье и в школе. Родной язык – бесценный дар, которым наделен человек.

Современные молодые родители часто задаются вопросом: зачем детям изучать и знать родной язык? Татарский язык не нужен, потому что не приносит практическую пользу. Зачем его изучать, если он нам не помогает ни поступать в вуз, ни даже в училище?

Есть вещи, которые очень трудно объяснить словами. Их мы чувствуем сердцем, душой. Трудно описать слепому от рождения, какие они - голубое небо, зеленая трава, морская даль...

Вдумайтесь, за что мы любим родителей, своих детей? Ни за что-то! А просто потому, что они наши, наши родные! А как мы называем свой язык? Правильно! Родным! А родных нельзя любить за это или за то. Мы их просто любим.

Но, конечно, касательно родного языка нельзя говорить, что от него нет пользы. Просто эту пользу нельзя сразу увидеть, пощупать, положить в карман.

Сегодня речь идет не только о количестве уроков татарского языка и литературы. Речь идет о сохранении нации, народа, традиций, обычаев.

Родной язык – это хранитель знаний и мудрости, ведь он может объяснить нам всё – потому что помнит о человеке всё с самого первого звука, произнесённого им когда-то в дальние-далёкие времена. В нём, в языке, вся наша личная и совместно пережитая история. В нём сохраняются разум, чувства, память, всё, что когда-либо человек испытал в своей многовековой, многотысячелетней жизни.

Не знать своего родного языка – значит, быть «идущим во тьме». А жизненный путь человека, мы знаем – не гладкая, не ровная дорога с лавочками для отдыха…

Только глупец не понимает, что сегодня идет не только политическая, информационная война против нашей страны. Идет война за души наших детей. Нашей молодежи навязываются чуждые нам модели семьи (однополые браки, регистрация браков с животными и т.д.), чуждые идеалы (культ денег, богатства), искажается смысл слова «любовь», меняются нравственные ценности. Ведь из покон веков старшее поколение прививало нам любовь к ребенку, к труду, к человеку труда, уважение к старшим, учило ценить хлеб, землю. Центром семьи, культом в семье была, конечно, бабушка. Она была идеалом доброты, человечности, нежности. Кто не вспоминает испеченные на углях бабушкины оладушки, шәңгә и другую выпечку. Не унижая достоинство ребенка и не теряя свое лицо перед ребенком, они умели воспитывать культуру поведения. Например, девочек учили не разбрасывать свои волосы, говорили, что если они попадут птицам, всю жизнь будет болеть голова. И этих слов хватало. Не оставлять ногти где попало, а сжигать. Не садиться на подоконник - умрут родители, не засовывать руки в рукава – мать умрет. Это говорили для того, чтобы у детей одежда не потеряла форму и не растянулась.

А как мы воспитываем?! А ведь многие из них были малограмотными, даже не понимали и не говорили по-русски. Нет языка – нет и нации, нет нации – теряются традиции и обычаи, то есть корни. А без корней человек становится уязвимым.

Ведь не зря же язык называют «душой» народа. А что такое душа? Это то вечное и мудрое, что живёт в нас. Это тот добрый советчик, кто останавливает нас при неверных шагах, предостерегает от ошибок, радуется и плачет вместе с нами, вычищая горести и тяжести жизни…Понимаете, как важно его хорошо знать!

Следует отметить и тот факт, что хорошее знание структуры, системы, содержания родного языка важно и потому, что родной язык становится необходимой базой для обучения иностранных языков. В ходе многолетних испытаний выяснилось, что хорошее знание родной речи помогает легче освоить чужой язык. Например, ваш ребенок, говоря на татарском языке, легко произносит звуки ә, ү, w, значит ему эти звуки во время изучения английского, французского языков дадутся без проблем.

Рассмотрение вопроса о сохранении, развитии родного языка и национальных традиций позволяет говорить о том, что данный процесс осуществляется в первую очередь в семье. Учителя в школе, конечно помогают ученикам в изучении татарского языка, стараются сделать занятия интересными, увлекательными. Всеми возможными способами прививают любовь к языку и создают условия в необходимости ее изучения. Однако этого мало, если им не помогут родители. Поэтому основная задача семьи в данном вопросе: прививать детям желание говорить на родном языке; воспитывать уважение к родному языку, культуре, обычаям и традициям своего народа.

Какие причины могут стать препятствием, чтобы дома говорили или начали говорить на родном языке с детьми и внуками. Родители должны подавать пример своим детям, ведь не зря бытует мнение, дети зеркало своих родителей. Всегда, независимо от обстоятельств,  дома со своими детьми  нужно не стесняться говорить на родном языке.  Стесняясь, мы как бы демонстрируем ребенку, что их речь неполноценна, теряя одновременно и свой авторитет, и статус родного языка. Надо объяснить ребенку, что он на один язык богаче, чем остальные. Если в семье разговаривают только на родном языке, обучая этому разговору и прививая любовь к нему с раннего детства, то ребенок с гордостью будет разговаривать на нем, и в будущем воспитывать своих детей.

Мы должны сохранить родной язык, как важнейшее звено, связывающее нас с прошлым, а с нами последующие поколения. В языке заключены мудрость древнего народа, его богатейший жизненный опыт, его история, которые  питают умы потомков. Наш собственный пример в использовании родного языка и проявления интереса к нему – самая эффективная форма по сохранению родного языка, когда в роли воспитателя и учителя выступают родители.

В заключение хочется отметить, мы должны уметь, а если понадобиться, научиться внушить необходимость знания родного языка нашим детям, усиливая его этническую притягательность и подчеркивая его актуальность для завтрашнего дня. Только мы сами должны приложить все усилия для возрождения языка.  Язык- это душа народа. И пусть наша душа никогда не угаснет!

Много лет назад в одном городе жил очень мудрый человек. К нему часто приходили люди за советом. Каждому из них он умудрялся дать очень хороший и правильный совет. Слава о его мудрости разнеслась повсюду.

Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет мертвая, я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет живая, я сомкну ладони и бабочка умрет.» Так все и случилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая?» Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал: «Все в твоих руках»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в сохранении психологического здоровья

Сущность понятия "психологическое здоровье".Значение полноценного эмоционального общения взрослого и дошкольника.Последствия неправильного воспитания....

Родительское собрание в форме "круглого стола"«Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»

Раскрыть родителям суть понятия «психологическое здоровье», «эмоциональное благополучие», «эмоциональная сфера». Акцентировать внимание на взаимосвязи родительской установки с эмоциональным благополуч...

"История моей семьи в истории родного края". Номинации : "Семейная традиция " и "Вместе в одной профессии ":служение отечеству".

В 2013 году в школах Воронежской области проходил конкурс ""История моей семьи  в истории родного края." В нём участвовала и наша школа . Одну из лучших работ в подготовке которой  и я прини...

Конспект родительского собрания . «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»

Класс: 3-7Тема: «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»Цели: Раскрыть родителям суть понятия «психологическое здоровье», «эмоциональное благополучие», «эмоциональная сфера», акцентир...

«Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»

«Роль семьив сохранении психологического здоровья детей»...

Роль семьи в сохранении этнокультурных традиций

Приобщение детей к родному языку, на знание и сохранение традиций и обычаев своего народа....

«Священный дар родного языка» «Семья Лубсановых – хранитель традиций» НОМИНАЦИЯ «Лучшая семья»

В рамках проектной недели-конкурса "Священный дар родного языка" мы выбрали номинацию "Лучшая семья". В данной номинации участвует семья Лубсановых, успешно воспитывающая дете...