Главные вкладки

    Конспект к уроку родного(русского)языка "Зачем людям имена"
    план-конспект урока (1 класс)

    Гареева Светлана Владимировна

    На примерах показать,  зачем  людям имена, познакомить с именами, которые могут носить и девочки и мальчики, полная форма таких имен, употреблением имен в пословицах, русских народных сказках, дать представление о древнерусских именах и современных именах, формировать умение обращаться друг к другу по именам, воспитывать культуру речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zachem_lyudyam_imena.docx25.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект составила учитель начальных классов:

     Гареева Светлана Владимировна 2019 год

    Родной (русский) язык         

    Тема урока: Зачем людям имена

    Цель: на примерах показать,  зачем  людям имена, познакомить с именами, которые могут носить и девочки и мальчики, полная форма таких имен, употреблением имен в пословицах, русских народных сказках, дать представление о древнерусских именах и современных именах, формировать умение обращаться друг к другу по именам, воспитывать культуру речи.

    Формируемые УУД:

    Метапредметные результаты

    Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:

    • принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;

     познавательных УУД:

    • целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
    • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
    • составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме;

    Тип урока : изучение нового материала.

    Оборудование: загадки, карточки для работы в паре, карточки для индивидуальной работы, презентация.

                              Ход урока:

    1. Орг.момент.

    – Здравствуйте! Прозвенел звонок  - начинается урок!

    - Отгадайте загадку: Нас не было — оно было, Нас не будет — оно будет; Никто ни у кого его не видел, А у каждого оно есть. (Имя)(1 слайд)

    2. Актуализация знаний: беседа о том, все ли имеют имена, откуда появилась  привычка    давать имена людям, для чего нам нужно имя.

    - Догадались, о чем сегодня будем говорить? (Об именах)(2 слайд)

    - Ребята случилась, беда имена рассыпались, давайте попробуем собрать. (3 слайд)

    - Предлагаю вам, отправится в прошлое и узнать, откуда появились имена и зачем их стали давать людям.

    3. Сообщение темы урока, постановка цели:

     - Вы уже догадались, о чем сегодня на уроке пойдет речь. «Зачем людям имена»

    Давайте сформулируем цель нашего урока.

    4. Работа по теме урока:

        1) Рассказ  учителя о именах;

    Имя определяет судьбу человека. Это ключ к его внутреннему я. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени: одно - ложное, для всех, и другое - тайное, только для самого человека и его очень близких людей. Эта традиция существовала как защита от недобрых духов и недобрых людей. Часто первое славянское имя было заведомо непривлекательным (Крив, Некрас, Злоба), для еще для большей защиты от недобрых. Ведь не имея ключа к сущности человека, причинить зло гораздо сложнее. Обряд второго имя наречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались. Имя давалось исходя из этих черт. Славянские имена изобиловали своей разнообразностью, существовали группы имен:
    1) Имена из животного и растительного мира (Щука, Ерш, Заяц, Волк, Орел, Орех,Борщ)
    2)Имена по порядку рождения (Первуша, Вторак, Третьяк)
    3)Имена богов и богинь (Лада, Ярило)
    4)Имена по человеческим качествам (Храбр, Стоян)
    5) И основная группа имен - двухосновные(Святослав, Доброжир, Тихомир, Ратибор, Ярополк, Гостомысл, Велимудр, Всеволод, Богдан, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар) и их производные (Святоша, Добрыня, Тишило, Ратиша, Путята, Ярилка, Милонег).
                   Безусловно имена людей несут в себе значимую часть культуры и традиции всего народа. В России с пришествием христианства славянские имена почти полностью впали в небытие. Существовали списки славянских имен запрещенных церквью. Почему так происходило нетрудно догадаться. Одна часть имен (Лада, Ярило) была именами славянских богов, обладатели второй части были люди, которые и после христанизации Руси пытались восстановить культ и традиции (волхвы, богатыри). - А теперь составим имена, пройдя по стрелкам (4 лайд)

    НАПРИМЕР:

    БОГДАН – ребенок, данный богом.(запись на доске)

    Тоже значение имеет имя: БОЖКО. От этих имен возникли фамилии:

    БОГДАНОВ, БОГДАНИН, БОГДАШКИН, БОЖКОВ.

    БОГДАНА – женская форма имени БОГДАН. Сокращённое имя БОЖЕНА.(запись на доске).

    ВЛАДИМИР – владеющий миром. (запись на доске)Тоже значение имеет имя ВОЛОДИМЕР. От этого имени произошли фамилии: ВЛАДИМИРОВ, ВЛАДИМИРСКИЙ, ВОЛОДИН, ВОЛОДИЧЕВ.

    Историческая личность: Владимир I Святославич Красное Солнышко - князь Новгородский, великий князь Киевский.

        2) ЗАДАНИЕ: назвать имена, которыми  можно назвать и девочек, и мальчиков.

    - Будет ли различаться полная форма имени у мальчиков и девочек?

    (ЕВГЕНИЙ – ЕВГЕНИЯ, АЛЕКСАНДР – АЛЕКСАНДРА)

    Физ.мин.

    5. Продолжение работы по тебе урока:

        1) Мудрость в пословицах:

     - Как вы понимаете эти вырвжения:

    • ХОРОША  ДОЧЬ АННУШКА, КОЛИ ХВАЛИТ МАТЬ ДА БАБУШКА.
    • КАЖДАЯ АЛЕНКА ХВАЛИТ СВОЮ БУРЕНКУ.
    • НЕ ХВАСТАЙ, НАСТЯ: НЕМНОГО НАПРЯЛА, ДА И ТО ПОТЕРЯДА.

    -Какие имена вам встретились? Назовите полную форму.

    2) Работа с именами народных сказок (работа в паре):

    КАРТОЧКА:

    - Прочитайте, в каких сказках живут герои с такими именами, и расскажите какие основные  черты характера.

    -Расскажите об одном из этих героев. Почему их так назвали. Объясни.

    • ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ    
    • ЕЛЕНА ПРЕКРАСНАЯ  
    • ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
    • ИВАН-ЦАРЕВИЧ            
    • ВАРВАРА-КРАСА

    -Василиса, Елена, Илья, Иван, Варвара – это полные имена. Как звучат краткие варианты этих имен?

    - А теперь составим имена, пройдя по стрелкам (4 лайд)

    - Это полные или краткие формы имен?

     – А как звучит краткая форма этих имен?

    3) Отгадывание загадок про имена:

    Приготовила обед:                   
    Щи, котлеты, винегрет.                  
    А для братишки - кашу.
    Всё умеет... 
    (Даша).

    Краска есть и есть мелок -
    Буду красить потолок!
    Все жильцы в квартире
    Спасибо скажут... 
    (Ире)

    Ходила с папой по грибы,
    Натёрла ножку от ходьбы.
    Пришлось сажать в корзину
    Хромающую... 
    (Зину)

    Прочитала сказки                  
    И закрыла глазки.
    «Ночью снились страсти!»
    Жаловалась... 
    (Настя)

    На ходу решит задачу,    
    Съездит к бабушке на дачу, 
    В классе нет его мудрей –
    Помогает всем... 
    (Андрей)


    Ходил по улице герой,                    
    Без шапки зимнюю порой.                 
    И вот простыл на горе –
    Теперь болеет... 
    (Боря)

    - Ребята, а вы знаете, что все имена пишутся с большой буквы и называются именами собственными?

    - Давайте проверим(5 слайд)

    6. Рефлексия

    -Какие старославянские имена запомнили на уроке?

    -Какие одинаковые  имена можно давать и девочкам и мальчикам?

    -Какое имя вам нравится больше всего? Почему?

    7.Домашнее задание.  

    - Узнать вместе с родителями, что значит ваше имя.

    8. Итоги урока.

    -Оцените свою работу на уроке.

    -Что понравилось? Что запомнилось?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект отрытого урока. Русский язык. 1 класс. "Имена собственные. Слова отвечающие на вопрос кто? и что?"

    Данный конспект урока преднаначен для проведения в 1 классе по программе "Начальная школа 21 века". Конспект урока составлен в соответствии с ФГОС второго поколения.  Форма урока -  цирковое...

    Конспект нестандартного урока по обучению грамоте «Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно… Парад букв.»

    Праздник азбуки.Конспект нестандартного урока по обучению грамоте«Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно… Парад букв.»...

    Конспект урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные". 4 класс (УМК "Школа 2100")

    Урок построен  с учётом программных требований с использованием занимательного материала. На уроке используется презентация. Перед уроком класс делится на группы и обучающиеся сразу рассаживаются...

    Презентация к конспекту урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные" (УМК "Школа 2100) 4 класс

    На слайды вынесены основные моменты из урока по русскому языку по теме: "Несклоняемые имена существительные"....

    План-конспект урока с ЭОР. Изо 1 класс. Тема урока:"Узоры, которые создали люди"

    План-конспект урока  с ЭОР. ИЗО 1 класс. Учебник "Ты изображаешь, украшаешь, строишь" Л.А. Неменская. Под редакцией Б.М. Неменского. Тема: "Узоры, которые создали люди. 6 урок по плану."...

    конспект урока родного (русского) языка на тему "ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ ИМЕНА " (1 КЛАСС)

    Конспект урока родного (русского) языка на тему "ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ ИМЕНА " (1 КЛАСС).ЦЕЛЬ: на примерах показать,  зачем  людям имена, познакомить с именами, которые могут носить и девочк...

    Конспект открытого урока в 4 классе "Несклоняемые имена существительные"

    Конспект открытого урока в 4 классе "Несклоняемые имена существительные"...