Конспект к уроку родного(русского)языка "Зачем людям имена"
план-конспект урока (1 класс)

Гареева Светлана Владимировна

На примерах показать,  зачем  людям имена, познакомить с именами, которые могут носить и девочки и мальчики, полная форма таких имен, употреблением имен в пословицах, русских народных сказках, дать представление о древнерусских именах и современных именах, формировать умение обращаться друг к другу по именам, воспитывать культуру речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_lyudyam_imena.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект составила учитель начальных классов:

 Гареева Светлана Владимировна 2019 год

Родной (русский) язык         

Тема урока: Зачем людям имена

Цель: на примерах показать,  зачем  людям имена, познакомить с именами, которые могут носить и девочки и мальчики, полная форма таких имен, употреблением имен в пословицах, русских народных сказках, дать представление о древнерусских именах и современных именах, формировать умение обращаться друг к другу по именам, воспитывать культуру речи.

Формируемые УУД:

Метапредметные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;

 познавательных УУД:

  • целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме;

Тип урока : изучение нового материала.

Оборудование: загадки, карточки для работы в паре, карточки для индивидуальной работы, презентация.

                          Ход урока:

  1. Орг.момент.

– Здравствуйте! Прозвенел звонок  - начинается урок!

- Отгадайте загадку: Нас не было — оно было, Нас не будет — оно будет; Никто ни у кого его не видел, А у каждого оно есть. (Имя)(1 слайд)

2. Актуализация знаний: беседа о том, все ли имеют имена, откуда появилась  привычка    давать имена людям, для чего нам нужно имя.

- Догадались, о чем сегодня будем говорить? (Об именах)(2 слайд)

- Ребята случилась, беда имена рассыпались, давайте попробуем собрать. (3 слайд)

- Предлагаю вам, отправится в прошлое и узнать, откуда появились имена и зачем их стали давать людям.

3. Сообщение темы урока, постановка цели:

 - Вы уже догадались, о чем сегодня на уроке пойдет речь. «Зачем людям имена»

Давайте сформулируем цель нашего урока.

4. Работа по теме урока:

    1) Рассказ  учителя о именах;

Имя определяет судьбу человека. Это ключ к его внутреннему я. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени: одно - ложное, для всех, и другое - тайное, только для самого человека и его очень близких людей. Эта традиция существовала как защита от недобрых духов и недобрых людей. Часто первое славянское имя было заведомо непривлекательным (Крив, Некрас, Злоба), для еще для большей защиты от недобрых. Ведь не имея ключа к сущности человека, причинить зло гораздо сложнее. Обряд второго имя наречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались. Имя давалось исходя из этих черт. Славянские имена изобиловали своей разнообразностью, существовали группы имен:
1) Имена из животного и растительного мира (Щука, Ерш, Заяц, Волк, Орел, Орех,Борщ)
2)Имена по порядку рождения (Первуша, Вторак, Третьяк)
3)Имена богов и богинь (Лада, Ярило)
4)Имена по человеческим качествам (Храбр, Стоян)
5) И основная группа имен - двухосновные(Святослав, Доброжир, Тихомир, Ратибор, Ярополк, Гостомысл, Велимудр, Всеволод, Богдан, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар) и их производные (Святоша, Добрыня, Тишило, Ратиша, Путята, Ярилка, Милонег).
               Безусловно имена людей несут в себе значимую часть культуры и традиции всего народа. В России с пришествием христианства славянские имена почти полностью впали в небытие. Существовали списки славянских имен запрещенных церквью. Почему так происходило нетрудно догадаться. Одна часть имен (Лада, Ярило) была именами славянских богов, обладатели второй части были люди, которые и после христанизации Руси пытались восстановить культ и традиции (волхвы, богатыри). - А теперь составим имена, пройдя по стрелкам (4 лайд)

НАПРИМЕР:

БОГДАН – ребенок, данный богом.(запись на доске)

Тоже значение имеет имя: БОЖКО. От этих имен возникли фамилии:

БОГДАНОВ, БОГДАНИН, БОГДАШКИН, БОЖКОВ.

БОГДАНА – женская форма имени БОГДАН. Сокращённое имя БОЖЕНА.(запись на доске).

ВЛАДИМИР – владеющий миром. (запись на доске)Тоже значение имеет имя ВОЛОДИМЕР. От этого имени произошли фамилии: ВЛАДИМИРОВ, ВЛАДИМИРСКИЙ, ВОЛОДИН, ВОЛОДИЧЕВ.

Историческая личность: Владимир I Святославич Красное Солнышко - князь Новгородский, великий князь Киевский.

    2) ЗАДАНИЕ: назвать имена, которыми  можно назвать и девочек, и мальчиков.

- Будет ли различаться полная форма имени у мальчиков и девочек?

(ЕВГЕНИЙ – ЕВГЕНИЯ, АЛЕКСАНДР – АЛЕКСАНДРА)

Физ.мин.

5. Продолжение работы по тебе урока:

    1) Мудрость в пословицах:

 - Как вы понимаете эти вырвжения:

  • ХОРОША  ДОЧЬ АННУШКА, КОЛИ ХВАЛИТ МАТЬ ДА БАБУШКА.
  • КАЖДАЯ АЛЕНКА ХВАЛИТ СВОЮ БУРЕНКУ.
  • НЕ ХВАСТАЙ, НАСТЯ: НЕМНОГО НАПРЯЛА, ДА И ТО ПОТЕРЯДА.

-Какие имена вам встретились? Назовите полную форму.

2) Работа с именами народных сказок (работа в паре):

КАРТОЧКА:

- Прочитайте, в каких сказках живут герои с такими именами, и расскажите какие основные  черты характера.

-Расскажите об одном из этих героев. Почему их так назвали. Объясни.

  • ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ    
  • ЕЛЕНА ПРЕКРАСНАЯ  
  • ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
  • ИВАН-ЦАРЕВИЧ            
  • ВАРВАРА-КРАСА

-Василиса, Елена, Илья, Иван, Варвара – это полные имена. Как звучат краткие варианты этих имен?

- А теперь составим имена, пройдя по стрелкам (4 лайд)

- Это полные или краткие формы имен?

 – А как звучит краткая форма этих имен?

3) Отгадывание загадок про имена:

Приготовила обед:                   
Щи, котлеты, винегрет.                  
А для братишки - кашу.
Всё умеет... 
(Даша).

Краска есть и есть мелок -
Буду красить потолок!
Все жильцы в квартире
Спасибо скажут... 
(Ире)

Ходила с папой по грибы,
Натёрла ножку от ходьбы.
Пришлось сажать в корзину
Хромающую... 
(Зину)

Прочитала сказки                  
И закрыла глазки.
«Ночью снились страсти!»
Жаловалась... 
(Настя)

На ходу решит задачу,    
Съездит к бабушке на дачу, 
В классе нет его мудрей –
Помогает всем... 
(Андрей)


Ходил по улице герой,                    
Без шапки зимнюю порой.                 
И вот простыл на горе –
Теперь болеет... 
(Боря)

- Ребята, а вы знаете, что все имена пишутся с большой буквы и называются именами собственными?

- Давайте проверим(5 слайд)

6. Рефлексия

-Какие старославянские имена запомнили на уроке?

-Какие одинаковые  имена можно давать и девочкам и мальчикам?

-Какое имя вам нравится больше всего? Почему?

7.Домашнее задание.  

- Узнать вместе с родителями, что значит ваше имя.

8. Итоги урока.

-Оцените свою работу на уроке.

-Что понравилось? Что запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект отрытого урока. Русский язык. 1 класс. "Имена собственные. Слова отвечающие на вопрос кто? и что?"

Данный конспект урока преднаначен для проведения в 1 классе по программе "Начальная школа 21 века". Конспект урока составлен в соответствии с ФГОС второго поколения.  Форма урока -  цирковое...

Конспект нестандартного урока по обучению грамоте «Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно… Парад букв.»

Праздник азбуки.Конспект нестандартного урока по обучению грамоте«Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно… Парад букв.»...

Конспект урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные". 4 класс (УМК "Школа 2100")

Урок построен  с учётом программных требований с использованием занимательного материала. На уроке используется презентация. Перед уроком класс делится на группы и обучающиеся сразу рассаживаются...

конспект урока родного (русского) языка на тему "ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ ИМЕНА " (1 КЛАСС)

Конспект урока родного (русского) языка на тему "ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ ИМЕНА " (1 КЛАСС).ЦЕЛЬ: на примерах показать,  зачем  людям имена, познакомить с именами, которые могут носить и девочк...

Конспект открытого урока в 4 классе "Несклоняемые имена существительные"

Конспект открытого урока в 4 классе "Несклоняемые имена существительные"...

Разработка урока по родному русскому языку 1 класс "Зачем людям имена"

Разработка урока по родному русскому языку 1 классТема "Зачем людям имена"...

Конспект урока по родному русскому языку для 1 класса по теме "Зачем людям имена?"

Конспект урока по родному русскому языку. Тема "Зачем людям имена?". 1 класс...