Конспект отрытого урока. Русский язык. 1 класс. "Имена собственные. Слова отвечающие на вопрос кто? и что?"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Каширская Оксана Тимешевна

Данный конспект урока преднаначен для проведения в 1 классе по программе "Начальная школа 21 века". Конспект урока составлен в соответствии с ФГОС второго поколения.  Форма урока -  цирковое представление с применением интерактивной доски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

Предмет: Русский язык. 1 класс

Тема: Цирк зажигает огни. Слова, отвечающие на вопросы КТО?, ЧТО? Имена собственные.

Цель: Расширить знания детей о цирке и цирковых артистах., познакомить с нормами речевого общения, учить давать характеристику звуков и проводить звуковой анализ слова, формировать элементарные графические умения., упражнять детей в ориентировке в тетради и познакомить с  нормами орфографического режима, упражнять детей в словообразовании и чтении, в умении устанавливать причинно-следственные связи, развивать у детей фонематический слух, интонационную выразительность голоса., формировать умения работать в парах, воспитывать положительные взаимоотношения   между учащимися,  создавать   эмоциональный настрой.

Оборудование: флипчарт для работы на интерактивной доске, «билеты» на представление, карточки для индивидуальной работы, словарные слова на частях-пирамидках, музыкальное сопровождение, названия произведений и фамилии авторов, шары и фломастеры, рабочая печатная тетрадь по УМК, электронное приложение к учебнику «Русский язык».

Формирование УУД через систему конкретных заданий  на моем уроке: Личностные - Ученик научится или получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи,  Регулятивные  - Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания, Коммуникативные - Ученик научится или получит возможность научиться сотрудничать с соседом по парте. Познавательные  - Ученик научится или получит возможность научиться подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков,  выполнять задания с использованием материальных объектов,  строить объяснение в устной форме по предложенному плану,  выполнять задания на основе использования ранее полученных знаний  

УМК «Начальная школа 21 века»

Деятельностный метод обучения

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

Продолжительность: 1-2 минуты.

У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Приёмы работы:  рефлексивная деятельность

Учитель.  «Какой чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне, друг другу и нашим гостям. Как хорошо, что мы сегодня  все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все обиды и огорчения.

2.  Актуализация и пробное учебное действие.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивацию к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Продолжительность: 2-3 минуты.

Методы: создание проблемной ситуации.

Учитель. Ребята, а хотите побывать  там, где всё время весело? Хотите попасть в цирк? Что нам для этого понадобится? (Нужно купить билеты)

Цирк открывается!

К началу всё готово!

Билеты предлагаются

За правильное слово!

-Назовите слова, которые у вас ассоциируются со словом «ЦИРК». Задавайте вопросы к этим словам – КТО? или ЧТО? (Ответы детей)

-Какие слова отвечают на вопросы КТО? ЧТО? (ответы учащихся)

3. Выявление места и причины затруднения. Фиксирование затруднения.

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:

1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;

2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения – т.е. конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Продолжительность: 4-5 минут.

Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

- Итак, мы с вами попали в цирк. Перед нами яркая афиша -  прочтём. (Дети читают). Что за слова написаны внизу. Это имена и клички животных.

-Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (учащиеся рассказывают). Давайте вставим эти слова в афишу, чтобы присутствующие видели, кто из артистов принимает участие в сегодняшнем представлении (работа учащихся).

-Артисты готовы, но нет огней. Давайте зажжем цирк огнями. Для этого разберём слово ЦИРК на звуки.

Дети выкладывают схему слова «цирк» и дают характеристику каждому звуку. 

-А теперь приглашаю всех на цирковое представление.  

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

Продолжительность: 7-8 минут.

Формы работы: групповая или парная работа.

Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

ЛИ

ЛУЙЙ

ГА

СВИ

БО

Учитель: 1.  На арене цирка дрессированные собачки Моня  и Маня. На пирамидках они выложили словарные слова, но очень торопились и перепутали слоги. Восстановите слова.ПО

ДА

СИ

МИИ

ФА

ЖА

РО

ДО

СПА

Я

СТА

ДО

НИ

Я

2. Вашему вниманию выступление наездницы Алины на пони Полина. Чтобы помочь им сохранить равновесие – необходимо выполнить работу на с.29 упражнение 5 (р.т.) – Найди в стихотворении по два слова для каждого столбика.

5. Физминутка для глаз

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Продолжительность: 5-7 минут.

Средства: небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий).

Методы: самоконтроль, самооценка, комментирование, выполнение продуктивных заданий.

1. - Наше представление продолжается. На арене цирка фокусник Факиров. У него три волшебные шляпы. Ахалай-махалай. Шляпы исчезают и появляются… буквы. Составьте из этих букв слова.

С Л И А               З Б Р Е А                 Н К И О

- Какое слово – многозначное?

7. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

Продолжительность: 5-7 минут.

1. -  А теперь вашему вниманию – выступление медведя – жонглёра. Он жонглирует мячами, на которых предложения с именами собственными. Несколько мячей медведь предлагает ребятам для работы с предложениями, а некоторые предложения разберём на доске.

  1. НАША ПОЛЯ ВЕРНУЛАСЬ С ПОЛЯ.
  2. НАШ ШАРИК ПОЙМАЛ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК.
  3. ХОРОШИ ГРУШИ В КОРЗИНЕ У ГРУШИ.
  4. ВОТ МОЯ ПОДРУЖКА РОЗА, А В РУКЕ У РОЗЫ РОЗА.
  5. САША АБРИКОСОВ НАБРАЛ ТРИ ЯЩИКА АБРИКОСОВ.
  6. УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ.
  7. ИВАН БЛИНОВ СЪЕЛ МНОГО БЛИНОВ

2. - Ну а сейчас на арене весёлый клоун Клёпа. Чем он нас порадует? Он с громким барабаном, а внутри барабана названия литературных произведений, которые мы с вами читали на уроках. Но что случилось? Фамилии авторов произведений и названия произведений перепутались. Давайте поможем Клёпе и восстановим справедливость.

  1. «Всегда вместе» (Е.Чарушин)
  2. «Середина сосиски» (Я.Аким)
  3. «Как Никита играл в доктора» (А.Шибаев)
  4. «Три котёнка» (Г.Остер)
  5. «Жадина» (В.Сутеев)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Продолжительность: 2-3 минуты.

Учитель: Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!

Учитель.  Над какой же темой мы работали сегодня на уроке. Чему учились?

-Наш урок заканчивается. Артисты  приготовили для вас сюрприз – воздушные шары. В начале урока у вас было хорошее настроение и мы подарили свои улыбки друг другу. Давайте на шариках нарисуем свои улыбки – если настроение наше к концу урока не изменилось. И наших гостей попросим  нарисовать свое настроение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе "Слова отвечающие на вопрос: какой? какая? какое? какие?"

·             Урок знакомства с новой темой. В игровой форме дети знакомятся с признаками прилагательных, учатся их распознавать ви применят...

Урок русского языка по теме «Распознавание слов, отвечающих на вопрос кто? и слов, отвечающих на вопрос что?» 2 класс

Формирование умения отличать слова, отвечающие на вопрос что? от слов, отвечающих на вопрос кто? Развитие умения сравнивать и обобщать, находить и объяснять орфограммы в словах. Воспитывать наблюдател...

Урок русский язык. 1 класс.Тема "Слова отвечающие на вопрос кто?Что?

Урок  русский язык 1 класспо УМК "Перспектива".Тема урока "Слова отвечающие на вопрос кто? Что?". Урок с использованием проблемно-диалогового обучения, частично-поискового метода.В конце урока нп...

урок русского языка по теме:«Профессии. Слова, отвечающие на вопросы что делал? что делает? что сделает?» с презентацией

В данной работе представлена технологическая карта урока по русскому языку на тему: Слова, отвечающие на вопросы что делал? что делает? что сделает? (с использованием УУД) В карте подробно представлен...

Урок русского языка в 1 классе "Слова, отвечающие на вопросы "Кто?" и "Что?"

Формировать у учащихся умение распознавать слова, отвечающиеи на вопросы "Кто?" и "Что?".Продолжать работу по формированию умения записывать предложение. Определять и формулировать...