Биотические связи в природе
статья

Арстангалиева Фаина Саматовна

Биотические связи в природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bioticheskie_svyazi_v_prirode.docx28.16 КБ
Файл bioticheskie_svyazi_v_prirode.pptx1.98 МБ

Предварительный просмотр:

        Урок по теме: Биотические связи в природе

Цель:  познакомить учащихся с многообразием связей между живыми организмами и  их значением  в  жизни  видов.

Задачи:

  • Сформировать общие биологические понятия о приспособленности организмов к совместной жизни в биогеоценозах;
  • Показать разнообразие биотических связей между организмами. Сформировать понятия: симбиоз, мутуализм, комменсализм, конкуренция, хищничество, паразитизм..
  • Продолжить обучать школьников работать с учебником, дополнительной литературой.
  • Научить школьников выявлять типы отношений между организмами, давать их краткую характеристику.
  • Развивать мышление, умение делать выводы,  творческую и познавательную активность.

Тип урока:  комбинированный.

Технологии:

-  проблемного обучения;
-  КСО (работа в группах);
-  ИК-технологии (сопровождение урока презентацией)

Методы:

  • Объяснительно-иллюстративный;
  • Проблемный, частично-поисковый;
  • Самостоятельная работа

Средства:

Предметные:   презентация «Биотические связи в природе»; схема биотических связей в учебнике (стр. 206);  тексты из дополнительной литературы.
Практические:  заполнение таблицы, выполнение самостоятельной работы.
Интеллектуальные:  анализ, сравнение, сопоставление.
Эмоциональные:  интерес

Формы:

Индивидуальная, групповая.

План  урока:

  • Организационный момент
  • Постановка целей и задач
  • Проверка домашнего задания по теме предыдущего урока
  • Актуализация знаний.
  • Изучение нового материалаПроверка понимания в ходе объяснения.
  • Закрепление знаний  (работа в группах, решение познавательных задач).
  • Домашнее задание. 

                                               

Ход урока:

1. Организационный этап.

Парты расставлены в виде буквы “П”. Это позволит произвольно сформировать группы учащихся.

Учащиеся заходят в кабинет и занимают места по группам.

Вступительное слово учителя:  Однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель! Ты, обладающий знаниями во многим большими, чем у нас, всегда сомневаешься в правильности своих ответов, которые нам кажутся очевидными. Почему? Начертив на песке посохом два круга – малый и большой, Зенон ответил: «Площадь малого круга – это познанное вами, площадь большого – познанное мною». Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но все, что за пределами этих кругов, - не познанное, ни вами, ни мною. Согласитесь, что длина большей окружности больше длины малой, а, следовательно, и граница моих знаний с непознанным больше, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений.

     Я думаю, что знания, полученные на сегодняшнем уроке, будут ответом на имеющиеся уже вопросы и в то же время поставят вам вопросы для получения новых знаний в будущем.

                                                                                         На свете нет ничего дороже мысли.

С. Каронин, русский писатель 19 века.

Думать – самая трудная работа; вот, вероятно,
почему этим занимаются столь немногие.

Г. Форд, американский промышленник.

Учитель: у нас сегодня не совсем обычный урок. (Слайд №1) Необычный хотя бы потому, что имеет целых два эпиграфа. Прочитайте их внимательно и решите, чем мы с вами будем сегодня заниматься, что мы будем делать? (Думать!)

Каждый урок имеет цель. Цель сегодняшнего урока – стать умнее, поэтому в качестве девиза я хочу предложить вам слова древнеримского поэта Горация: «Решись быть мудрым!».  По ходу урока вы будете делать записи на рабочих листах; у каждого из вас есть возможность не только стать умнее, но и получить хорошую отметку.                            

2.Проверка домашнего задания                

Задание № 1. В центре нашего внимания на последнем уроке было изучение приспособлений  организмов к действиям факторов среды.  Давайте проверим, как вы усвоили предыдущий материал. (Работают в группах из 4 учащихся) 

1.Тестирование (2 ученика из каждой группы).

2.Устный опрос.

  • Объясните понятия «жизненная форма» и «экологическая  группа». В чем их различие?
  • Какие свойства тела у белого медведя и пингвина позволяют им переносить без ущерба 500-ные морозы?
  • Почему в приполярных районах Земли мало холоднокровных животных?
  • Предложите конструкцию парящего в воде аппарата на основе анализа жизненных форм планктона.

3.Работа по карточкам. Из перечисленных животных назовите хладнокровных, теплокровных животных. Выделите светолюбивых, теневыносливых и тенелюбивых растений. Проклассифицировать растения и животных по отношению к воде. И дайте объяснение. (Это задание направлено на формирование умений анализировать, классифицировать и обобщать)

III. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Мы изучаем экологию науку о взаимоотношениях организмов друг с другом и окружающей средой.

Может ли хоть один живой организм существовать изолированно от других? (Нет).

Верно. Все организмы существуют в природе только в тесном взаимодействии друг с другом.

Нужны все на свете, нужны все подряд,

Кто делает мед, и кто делает яд,

Плохи дела у кошки без мышки

У мышки без кошки не лучше делишки

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых.

 Сегодня вам понадобятся ваши знания по ботанике и зоологии для подтверждения этого.

Весь комплекс таких взаимодействий называют биотическими связями. Они очень разнообразны. Биотические связи в природе - это тема нашего сегодняшнего урока. (Слайд №2)

IV. Целеполагание и мотивация учебной деятельности.

Учитель: Почему же жизнь растений и животных - это проблема? (Потому что взаимоотношения организмов сложные и разнообразные).

Да. А любая проблема требует решения. На основании этого попробуйте сформулировать сегодняшнюю цель.

(Цель познакомиться с многообразием биотических связей в природе, выявить их особенности), (Слайд №3)а ещё - систематизировать их по определённым принципам, которые нам предстоит выяснить. Вперёд за решением!

V. Изучение нового материала в ходе поисковой работы по иллюстрированным инструктивным карточкам.

Учитель: Взаимодействия двух популяций теоретически можно представить в виде парных комбинаций символов “+”, “ - ”, “О” , где   (Слайд №4)

“+” - выгода
“ - ” - ухудшение состояния 
“О” - отсутствие значения

(данные значения заранее написаны на доске).

В природе существуют все возможные комбинации. Давайте составим все варианты комбинаций (запись на доске):

++ +0 +- - 0 - - 00

Внимание, группы!

У каждой группы есть инструктивные карточки с иллюстрациями, описаниями и вопросами. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). (Слайд №5)

 Ваша задача - выявить эти типы взаимоотношений и охарактеризовать их. Рассмотрите иллюстрации, и, пользуясь знаковой символикой, определите тип влияния организмов друг на друга. Каждая группа работает над блоком информации, соответствующей номеру группы.  По окончании  исследовательской работы представитель групп  должен сообщить о результатах проведенной работы. Использовать карандаши. Группам отводится время около 3 мин.

Учитель корректирует и направляет работу групп.

V. Обобщение и систематизация знаний.

 (в опорных конспектах ОК по ходу отчётов учащимися частично заполняются столбцы Б и В символами + ,-,0

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2) , а таблица- образец - учителем или представителями групп, изображение проецируется на экране (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Учитель Заслушаем отчеты групп о проведенной работе. По ходу отчета вы заполняете опорно-логические схемы – кластеры. Итак, о каких взаимоотношениях идет речь в предложенных инструктивных карточках.

Группа № 1: Все предложенные нам примеры отражали отношения, выгодные обоим видам.

Учитель: это группа взаимополезных отношений (Слайд №6) (столбец В) и называются они симбиоз (столбец Г, запись в ОК).

Группа №2: наши примеры отражали отношения, при которых один из видов получает выгоду, а другому это взаимодействие безразлично.

Учитель: это группа полезнонеитральных отношений (столбец В) (Слайд №7)

и называются они комменсализм (столбец Г, запись в ОК). 

Группа №3: у нас встретились два варианта примеров.

Первый: один из организмов всегда получает выгоду, а другой угнетается. Второй: оба вида взаимно угнетают друг друга.

Учитель: это группа полезно- и взаимновредных отношений (столбец В) (Слайд №8)

 и называются они антибиоз  столбец Г, запись в ОК).

 Итак, мы выявили три основных типа взаимодействий по принципу значимости их для организмов. Обратите внимание, хотя им и соответствуют одинаковые пары символов, имеет место разделение их на подтипы. Что же лежит в основе этого деления? (Условия сосуществования). Каковы они, вы должны были установить, ответив на поставленные вопросы.

Группа №1: в первом случае:

присутствие партнёра является обязательным жизненно необходимым условием

Учитель: эти взаимоотношения называются мутуализмом. (Слайд №9 а)

(в ОК заполняется столбец Б )

Во втором случае: польза для обоих видов очевидная, но постоянная связь не обязательна

Учитель: эти взаимоотношения называются кооперацией   (Слайд б)

(в ОК заполняется столбец Б).

Группа №2: в первом случае:

один вид питается остатками пищи другого вида.

Учитель: эти взаимоотношения называются нахлебничеством.  (Слайд №10а)

(в ОК заполняется столбец Б).

Во втором случае:

один вид обитает в жилище или теле другого вида, не оказывая на него никакого влияния

Учитель: эти взаимоотношения называются квартиранством (Слайд №б)

(в ОК заполняется столбец Б).

Группа №3: в первом случае:

одни организмы питаются другими организмами, которых они ловят и умерщвляют.

Учитель: эти взаимоотношения называются хищничеством. (Слайд №11а)

(в ОК заполняется столбец Б).

Во втором случае:

один вид использует другой как местообитания и постоянный источник питания, не доводя хозяина до гибели

Учитель: эти взаимоотношения называются паразитизмом (Слайд №б)

(в ОК заполняется столбец Б).

В третьем случае:

возникает между особями одного вида, или у видов со сходными экологическими требованиями и обитающими рядом

Учитель: эти взаимоотношения называются конкуренция (Слайд №в)

(в ОК заполняется столбец Б).

По отчётам групп в ОК заполняется столбец А под контролем учителя.

ВЫВОД: таким образом, выполнив работу по составлению опорно-логических схем, что вы можете сказать о классификации биотических связей? (они классифицируются по типу влияния видов друг на друга)

Что лежит в основе этого влияния? (Условия сосуществования) (Слайд № 12)

Книга  Одним из условий  сосуществования являются пищевые связи. Что такое пищевые связи вы узнаете из текста  в учебнике П53, стр.196.  

Пищевые связи – это связи,  от которых, зависит жизнь организмов, обеспеченность их энергией. Пищевые связи называют также трофическими связями.

В ваших кластерах остались незаполненными пункты 4 и 5. Какие  типы взаимоотношений мы не охарактеризовали? (Сочетания символов 00 и-0).

Сочетание символов «00» относится к нейтральным отношениям и называется нейтрализм. (Слайд №13)

Например, белки лоси не контактируют друг с другом, однако угнетение леса засухой сказывается на каждом из них.

«-0» это вреднонейтральные отношения и называется аменсализм. (Слайд №14) Например, плесневый гриб Пеницилиум выделяет пенициллин – вещество, подавляющее рост различных бактерий, но бактерии не оказывают влияния на плесневый гриб.

VI. Рефлексия полученных знаний.

А теперь давайте проверим,  как вы разобрались в сложных отношениях живой природы.

1. Задание: Прочитайте текст и определите, о каком типе взаимоотношений идет речь. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

2. В  карточках - задание, выполнение которого покажет, насколько вы чётко поняли сегодняшний материал (2 мин.) (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).

Анализ выполнения работы осуществляется в зависимости от наличия времени: либо сразу на уроке, либо листочки собираются и обсуждаются на следующем уроке с последующим оцениванием.

Если будет время работа в рабочих тетрадях стр.99, упр.4

2.Составление синквейна или синту по теме сегодняшнего урока. (Слайд № 15)

СИНТУ

Слово, обозначающее то, что описывается.

Наблюдение за описываемым, выражаемое через ощущение.

Мысль, чувство или оценочное суждение о том, что описывается.

Еще одно наблюдение, выраженное посредством других ощущений.

Смысловой признак объекта описания, выраженный, одним словом.

VII. Подведение итогов урока. Д/3.

Д/3 с комментариями указано в опорно-логических схемах, которые вы забираете домой и подклеите в тетради.

Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложения: (Слайд №16)

Моя мыслительная активность на уроке была ……….
Больше всего мне понравилось ……………………….
У меня пока не совсем получается…………………….
Сегодня я понял(а), что думать ……………………….
Сегодняшний урок показал мне ………………………

Задание направлено на развитие рефлексивных умений учащихся и способствует формированию адекватной самооценки.

Оценки за урок

                                            Спасибо за урок!  (Слайд №17)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

На свете нет ничего дороже мысли. С. Каронин , русский писатель 19 века. Думать – самая трудная работа; вот, вероятно, почему этим занимаются столь немногие. Г. Форд , американский промышленник

Слайд 2

Тема урока: «Биотические связи в природе»

Слайд 3

ЦЕЛЬ УРОКА Получить представление о взаимоотношениях между организмами; Развить понятие о следующих биологических терминах: нейтрализм, кооперация, мутуализм, комменсализм, нахлебничество, квартирантство , антибиоз, аменсализм .

Слайд 4

«+» «-» «0» «+» - выгода; «-» - ухудшение состояния; «0» - отсутствие значения .

Слайд 5

1. Внимательно рассмотрите иллюстрации вариантов взаимоотношений между видами живых организмов. 2. Проанализируйте пояснительные тексты, и сочетанием символов «+», « - », «0» охарактеризуйте данные взаимоотношения. 3.Устно сделайте вывод о взаимном влиянии организмов друг на друга. 4. Ответьте на предложенные вопросы. Сформулируйте причины разделения типа взаимодействия на подтипы.

Слайд 6

Симбиоз

Слайд 7

Комменсализм

Слайд 8

Антибиоз

Слайд 9

Мутуализм Кооперация

Слайд 10

Квартиранство Нахлебничество

Слайд 11

Хищничество Конкуренция Паразитизм

Слайд 13

Нейтрализм

Слайд 14

Аменсализм

Слайд 15

1 строка – название синквейна . 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза на тему синквейна . 5 строка – существительное. Синквейн

Слайд 16

Слово, обозначающее то, что описывается. Наблюдение за описываемым, выражаемое через ощущение. Мысль, чувство или оценочное суждение о том, что описывается. Еще одно наблюдение , выраженное посредством других ощущений. Смысловой признак объекта описания, выраженный одним словом. Синту

Слайд 17

Закончите предложения Моя мыслительная активность на уроке была ………. Больше всего мне понравилось ………………………. У меня пока не совсем получается……………………. Сегодня я понял(а), что думать ………………………. Сегодняшний урок показал мне ………………………

Слайд 18

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме: "Как связаны между собой живая и неживая природа"

Конспект урока по теме: "Как связаны между собой живая и неживая природа". В уроке сочетаются разные формы: работа в группах. парах. просмотр видефильма, тест по проверки знаний....

Связь между состоянием природы и здоровьем человека.

Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на  тему:...

Урок окружающего мира во 2 классе на тему: «Как связана неживая и живая природа?»

Цель: научить детей устанавливать связи неживой природы и живой.Задачи: обсудить с учащимися связи неживой и живой природы, способствовать развитию умений сравнивать объекты живой и неживой прир...

Урок по музыке, 2 класс. Тема: "Природа – любимая и живая. (Музыки связующая нить…)"

Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Данный урок музыки показывает процесс ...

Модели-схемы связей в природе («пищевые цепи», «экологические пирамиды») как средство формирования представлений об экологических взаимосвязях

Через органы чувств человек связан с окружающим средой. Действие предметов и явлений среды на органы чувств человека отражается в ощущениях. Они как бы фотографируют явления в нашем сознании.Для успеш...

Проверочная работа "Связи в природе" 2 класс

Оценка знаний обучающихся по  теме "Связи в природе"....

Технологическая карта урока по окружающему миру "Человек и природа. Связи в природе"

Создание условий для формирования у учащихся представлений о связях в природе....