Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 27 с углубленным изучением отдельных предметов"
АВТОРСКИЙ ПРОДУКТ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по музыке
2 класс
Тема: Природа – любимая и живая.
(Музыки связующая нить…)
Липянская Юлия Владимировна,
учитель музыки
МАОУ «СОШ № 27 с углубленным
изучением отдельных предметов»
г. Балаково Саратовской области
2014г
Аннотация
Учитель: Липянская Юлия Владимировна,
высшей квалификационной категории, стаж работы – 23года
Образовательное учреждение: МАОУ «СОШ № 27 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Балаково, улица Степная, 30.
Предмет: начальные классы
Тип: урок "открытия"нового знания
Жанр урока: интегрированный
Вид урока: урок-размышление
Музыкальный материал: аудиозапись «Звуки леса», П. И. Чайковский «Апрель», «Январь» из фортепианного цикла «Времена года»; Антонио Вивальди «Весна», «Зима» из цикла «Времена года».
Урок проведён во 2 классе.
Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Данный урок музыки показывает процесс формирования УУД. Урок предназначен показать определенный уровень развития образного, ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха; учит передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений; участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Урок адресован учителям начальной школы. Материал урока можно использовать и для внеклассных мероприятий, проведения классных часов. Составлен урок, учитывая возрастные особенности учащихся.
Тема | Природа – любимая и живая. (Музыки связующая нить...) |
|
Цель урока | Образовательные цели: - показать связь музыкального произведения, поэтических текстов и творчества художников;
- продолжить знакомить учащихся композиторами и их творчеством,
- продолжать учить ориентироваться в музыкальном творчестве, учить определять жанры музыкальных произведений,
- продолжать учить умению сравнивать музыкальное творчество,поэзию, художественное творчество,
Цели, ориентированные на развитие личности учащегося: - развивать умение пользоваться словарями,
- развивать многообразие психических процессов: внимание, логическое мышление, литературную речь, музыкальную память, восприятие, воображение,
- формировать интерес к предмету,
- создание условия для развития у школьников основных психических процессов – памяти, внимания, мышления.
- создание условий для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;
- развития умения кратко излагать свои мысли,
- создание условий для развития фантазии, воображения, наблюдательности
Воспитательные цели: - обучение умению общаться между собой;
- воспитание внимания, усидчивости, любознательности;
- воспитание интереса к разным видам искусства, музыкального вкуса.
|
|
Планируемый результат Продолжать учить ориентироваться в музыкальном творчестве, учить определять жанры музыкальных произведений, продолжать учить умению сравнивать музыкальное творчество, поэзию, художественное творчество
| Предметные умения
| УУД |
|
Учить умению определять жанр произведения, умению находить сходство и отличия в различных художественных жанрах
| Ожидаемые результаты: Предметные: формирование умения определять тему произведения, главное переживание автора, умение различать жанры музыкального творчества.Коммуникативные: формирование умения работать в группах, доказывать свою точку зрения, выслушивать мнение другого ученика. Регулятивные: проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Личностные: мобильность, самостоятельность, толерантность, принимать точку зрения другого ученика. Познавательные: формирование умения строить речевые высказывания, работать с информацией. |
Основные понятия | Музыкальное произведение, жанры, тема произведения, основная мысль, основные переживания, сходства и отличия. |
|
Организация пространства |
|
|
Межпредметные связи: литературное чтение, изобразительное искусство, история | Методы и формы работы Объяснительно – иллюстративный; индивидуальная, фронтально- групповая, парная, фронтальная | Ресурсы Компьютер, мультимедийная установка, музыкальное сопровождение. Использовались ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru)
|
Оборудование | Музыкальные инструменты, лото, фишки, портрет П. И. Чайковского, репродукции картин Ван Гога «Подсолнухи», толковый словарь, аудиозапись чтения стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится..» в прочтении О. Табакова, альбом и карандаши, картины «Музей в твоем классе», лупа, презентация, музыкальные произведения: П. И. Чайковского «Апрель», «Январь» из фортепианного цикла «Времена года», А. Вивальди «Весна», «Зима».
|
|
Организационная структура урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
- Активизация внимания (2 мин.)
|
|
|
Приветствует учеников, проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение нового. Психологический настрой детей на урок. Учитель: Посмотри друг на друга и произнесем: «Мне приятно тебя видеть!» Мудрые слова помогут вам работать на уроке: «Слушай - и ты услышишь; смотри – и ты увидишь; думай – и ты поймёшь!» | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Самоопределение.
| Личностные – внимание, уважение к сверстникам; коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные – мобилизация сил и энергии. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
- Мотивация к учебной деятельности (5 мин)
Постановка проблемы. |
|
|
Звучит аудиозапись «Звуки леса». - Почему мы начали урок с этой записи? - Какие звуки вы узнали? - Какую картину изображает музыка? - Какими звуками можно дополнить картину леса? - Изобразите.
- Послушайте стихотворение, подумайте и скажите, какое открытие сделал поэт? - Найдите взаимосвязь произведений.
- Какова тема этих произведений?
- Как вы думаете, какова основная мысль произведений?
- Какими переживаниями пытаются поделиться художники, поэты, композиторы?
- Как они это делают?
Но все они едины в одном: природа – любимая и живая.
|
Предположения детей.
Картину леса. Шорох травы, шелест листвы, крик птиц, жужжание насекомых…
Подготовленные дети читают под запись «Звуки леса» стихотворение Л. Яхнина «Музыка леса». - В лесу человек не один, если он наблюдательный, он слышит, видит то, что не сразу бросается в глаза.
- Прогулка по лесу. Живая природа.
- Только внимательному, наблюдательному и любящему взгляду открывается чудесное; человек, наделённый таким взглядом, способен услышать музыку леса.
- Художники, поэты, композиторы хотят поделиться своей наблюдательностью, любовью к природе, своими опасениями за её будущее, бережным отношением к ней. Свою любовь к природе, переживания они выражают по-разному: композиторы – в музыке, поэты - в стихах, художники – в картинах.
| Познавательные – учатся размышлять над содержанием музыкального и литературного произведения. Личностные – самоопределение, установление связи между целью учения и ее его мотивом; развитие эмоционально-нравственной отзывчивости. Регулятивные – учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.
Личностные – развитие эмоционально-нравственной отзывчивости
Регулятивные – учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.
|
3. Целеполагание (2 мин) |
|
|
- Попробуйте сформулировать тему урока. - Поможет вам в этом запись, найдя ключ, вы разгадаете её. ПРММИРОММДА ЛЮММБИМММАЯ МИМ ЖИММВАММЯ
- Какие цели поставим на уроке? Даются опорные слова: - найти связь… - продолжать учиться понимать… - учиться беречь… |
ПРИРОДА - ЛЮБИМАЯ И ЖИВАЯ.
- Найти связь музыкальных произведений с поэтическими текстами, с творчеством художников; - продолжать учиться понимать смысл, переживания музыкальных произведений; - воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
| Личностные – самоопределение, побуждение к деятельности; Познавательные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; учатся распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, мысли и чувства человека. Регулятивные – мобилизация сил и энергии.
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
4. Актуализация знаний (5мин) |
|
|
- Послушайте музыкальные произведения. Звучат отрывки из фортепианного цикла П. Чайковского «Времена года» - «Январь», «Апрель». - Вам понравилось произведение? - Какое настроение оно у вас создало? - С какими временами года ассоциируется эта музыка? (Выставляются карточки со словами «зима», «весна».)
- Послушайте стихотворение Ф. Тютчева «Зима недаром злится…» (ПОРТРЕТ Ф. ЮТЧЕВА) - Скажите, какая часть стихотворения относится к музыкальному произведению П. Чайковского «Апрель», какая – к произведению «Январь»?
| Дети выступают в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкального произведения.
- Читает подготовленный ученик (можно включить запись стихотворения в прочтении О. Табакова)
1 или 2 подготовленных ученика делают короткое сообщение о композиторе П. И. Чайковском по плану (план учитель даёт заранее): - дата и место рождения;
- родители;
- какое получил образование;
- интересы;
- первые произведения;
- самые известные произведения.
| Познавательные – учатся размышлять над содержанием музыкального и литературного произведения; учатся строить речевые высказывания. Регулятивные - составление плана и последовательности действий, конечного результата, составление плана и последовательности действий |
5. Этап актуализации и пробного учебного действия (9 мин) |
|
|
- Рассмотрите картины известных художников. - Соотнесите художественные произведения с музыкальными произведениями А. Вивальди. Звучат «Весна», «Зима» из цикла «Времена года». - Вам понравилось произведение? - Какое настроение оно у вас создало? - Созвучны ли художественные и музыкальные произведения? - Какими красками вы бы нарисовали иллюстрации к произведениям А. Вивальди?
РЕЛАКСАЦИЯ (Дети кладут руки перед собой на парту, голову – на руки и закрывают глаза. В это время звучит в записи пение птиц, журчание воды, звуки леса).
| Ученики рассматривают картины.
Ученики размышляют, выявляют общее в живописи и музыке, тему, главную мысль, переживания автора.
Ученики слушают и рисуют в парах или группах рисунки.
Одна из групп работает с толковым словарем (находят и зачитывают информацию о А. Вивальди)
ВЫСТАВКА РИСУНКОВ Ребята рассматривают рисунки и слушают сообщение о композиторе и музыканте. | Познавательные – учатся различать на слух взаимодействие музыкальных тем на основе тождества и контраста, сходства и различия. Учатся пользоваться толковым словарём, пользоваться информацией и учиться преподносить её. Коммуникативные - формирование умения грамотно строить речевые высказывания.
|
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
6. Этап первичного закрепления (7 мин) |
|
|
- Урок пора нам продолжать. Предлагаю поиграть. Поработать в паре дружно. Вам закрыть ответы нужно. (Детям раздают карточки лото по одной на парту). - Сейчас будут звучать отрывки из музыкальных произведений и поэтических, вы должны их узнать, закрыть соответствующую клетку фишкой. Последним звучит произведение П. И. Чайковского «Лето».
| Ученики работают в парах. Детям раздают карточки лото по одной на парту. Дети фишками закрывают ответы.
А. Вивальди «Весна» | П. И. Чайковский «Январь» | Ф. Тютчев «Зима неда- ром злится» |
А. Вивальди «Зима» |
П. И. Чайковский «Апрель» |
П. И. Чайковский «Лето» |
| Коммуникативные - сотрудничество в поиске и выборе правильного ответа. Регулятивные – учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
7.Этап включения в систему знаний и повторения (10 мин) |
|
|
- Смогут ли композиторы, художники, поэты написать произведения о природе, если не будут любить её? Музыканты, поэты, художники едины в одном – любовью к природе. - Попробуем показать связь произведений: музыкального и поэтического, попробуем показать переживания поэта и композитора.
- Рассмотрите внимательно картину Ван Гога «Подсолнухи». - Каким образом художник напоминает нам, что когда-то подсолнухи росли в поле? Какими переживаниями хочет поделиться художник? - Нарисуйте словами музыку к этой картине. Какие переживания вы бы хотели передать своим произведением?
| КОНКУРС ЧТЕЦОВ под музыкальное сопровождение. Дети выходят и читают стихотворение, другие ребята подыгрывают на музыкальных инструментах, пытаются определить и показать переживания поэта и композитора. Другие ребята оценивают, советуют, рекомендуют.
- Над ними голубое небо, подсолнухи изгибаются, сопротивляются, как бы не даются в руки, в них ещё сохранилась жизненная сила.
Берегите природу, любите её, и она откроет вам свои секреты.
| Коммуникативные - формирование умения слушать. Личностные – развитие эмоционально-нравственной отзывчивости. Формирование исполнительских навыков. Познавательные – умение высказывать суждения о музыке.
Коммуникативные - формирование умения грамотно строить речевые высказывания.
|
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
8. Рефлексия (3 мин) |
|
|
- Удалось ли нам достигнуть цели урока? - Вспомните, на какой вопрос мы искали ответ? - Как бы вы теперь ответили на этот вопрос?
- Можно ли утверждать, что композиторы, художники, поэты любят и ценят природу?
Домашнее задание (2 мин) 1 группа готовит сообщение о А. Вивальди; 2 группа выполняет творческое задание – рисунок к произведению П. И. Чайковского «Лето» из цикла «Времена года»; 3 группа рисует иллюстрацию к стихотворению Ф. Тютчева «Зима недаром злится…»
|
Ребята делают вывод. Свою любовь к природе, переживания они выражают по-разному: композиторы – в музыке, поэты - в стихах, художники – в картинах. Но все они едины в одном: природа – любимая и живая, берегите её!
| Познавательные - решение проблемы. Регулятивные - определение целей.
|
Литература
Захарова В. В., Серова М. В., «Поурочные разработки по литературному чтению»;
Рабочая учебная программа по музыке для 2-го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2011 года, авторов: Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой,
Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011.
Чуракова Н. А., Малаховская О. В. «Литературное чтение», методическое пособие, 2 класс;
Использовались ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов(http://school-collection.edu.ru)
http://ru.wikipedia.org
http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/
http://ru.wikipedia.org
http://prezentacii.com/mhk/8933-muzyka-i-zhivopis.html
http://musicrossosh.my1.ru
http://okoll.ucoz.ru/index/muzyka_2_klass