Методическая разработка по литературному чтению 2 класс.Тема: "Природа – любимая и живая. (Музыки связующая нить…"
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Данный урок показывает процесс формирования УУД. Урок предназначен показать определенный уровень развития образного, ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха; учит передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений; участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Урок адресован учителям начальной школы. Материал урока можно использовать и для внеклассных мероприятий,  проведения классных часов. Составлен урок, учитывая возрастные особенности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_liter.chteniya._muzyki_svyazuyushchaya_nit.docx48.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 27  с углубленным изучением  отдельных предметов"

АВТОРСКИЙ ПРОДУКТ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по литературному чтению

2 класс

Тема: Природа – любимая и живая.

(Музыки связующая нить…)

Ганичкина Людмила Михайловна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 27

г. Балаково Саратовской области

2014г

 

Аннотация

Учитель: Ганичкина Людмила Михайловна,

 первая квалификационная  категория, стаж работы –18 лет

Образовательное учреждение: МАОУ СОШ № 27

г. Балаково, улица Степная,30.  

Предмет: начальные классы

Тип: урок "открытия"нового знания

Жанр урока: интегрированный

Вид урока: урок-размышление

Музыкальный материал: аудиозапись «Звуки леса», П. И. Чайковский «Апрель», «Январь» из фортепианного цикла «Времена года»;  Антонио Вивальди «Весна», «Зима» из цикла «Времена года».

Урок проведён во 2 классе.

Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Данный урок показывает процесс формирования УУД. Урок предназначен показать определенный уровень развития образного, ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха; учит передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений; участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Урок адресован учителям начальной школы. Материал урока можно использовать и для внеклассных мероприятий,  проведения классных часов. Составлен урок, учитывая возрастные особенности учащихся.

Тема

 Природа – любимая и живая.

(Музыки связующая нить...)

Цель урока:

научиться ориентироваться в музыкальном творчестве, определять жанры музыкальных произведений,

продолжать учиться умению сравнивать музыкальное творчество, поэзию, художественное творчество.

Образовательные задачи:

  • показать связь музыкального произведения,  поэтических текстов и  творчества художников;
  • продолжить  знакомить учащихся композиторами и их творчеством,
  • продолжать учить ориентироваться в музыкальном творчестве, учить определять жанры музыкальных произведений,
  • продолжать учить умению сравнивать музыкальное творчество, поэзию, художественное творчество,

Задачи, ориентированные на развитие личности учащегося:

  • развивать умение пользоваться словарями,
  • развивать многообразие психических процессов: внимание, логическое мышление, литературную речь, музыкальную память, восприятие, воображение,
  • формировать интерес к предмету,
  • создание условия для развития у школьников основных психических процессов – памяти, внимания, мышления.
  • создание условий для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;
  • развития умения кратко излагать свои мысли,
  • создание условий для развития фантазии, воображения, наблюдательности

Воспитательные задачи:

  • обучение умению общаться между собой;
  • воспитание внимания, усидчивости, любознательности;
  • воспитание  интереса к разным видам искусства, музыкального вкуса.

Планируемый

результат

Продолжать учить ориентироваться в музыкальном творчестве, учить определять жанры музыкальных произведений,

продолжать учить умению сравнивать музыкальное творчество, поэзию, художественное творчество

Предметные умения

УУД

Учить умению определять жанр произведения, умению находить сходство и отличия в различных художественных жанрах

Ожидаемые результаты:

Предметные: формирование умения определять тему произведения, главное переживание автора, умение различать жанры музыкального творчества.

Коммуникативные: формирование умения работать в группах, доказывать свою точку зрения, выслушивать мнение  другого ученика.

Регулятивные: проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Личностные: мобильность, самостоятельность, толерантность, принимать точку зрения другого ученика.

Познавательные: формирование умения строить речевые высказывания, работать с информацией.

Основные понятия

Музыкальное произведение, жанры, тема произведения, основная мысль,  основные переживания, сходства и отличия.

Организация пространства

Межпредметные связи:

литературное чтение,

изобразительное искусство, история

Методы и формы работы

Объяснительно – иллюстративный; индивидуальная, фронтально- групповая, парная, фронтальная

Ресурсы

Компьютер, мультимедийная установка, музыкальное сопровождение.

Использовались  ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

(http://school-collection.edu.ru)

Оборудование

Музыкальные инструменты, лото, фишки, портрет П. И. Чайковского, репродукции картин

Ван Гога «Подсолнухи», толковый словарь, аудиозапись чтения  стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится..» в прочтении

О. Табакова, альбом и карандаши, картины  «Музей в твоем классе»,  лупа, презентация, музыкальные произведения:

П. И. Чайковского «Апрель», «Январь» из фортепианного цикла «Времена года», А. Вивальди «Весна», «Зима».

Организационная структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Активизация внимания (2мин.)

Приветствует учеников, проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение нового. Психологический настрой детей на урок.

Учитель: Посмотри друг на друга и произнесем: «Мне приятно тебя видеть!»

Мудрые слова помогут вам работать на уроке: «Слушай - и ты услышишь; смотри – и ты увидишь; думай – и ты поймёшь!»

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Самоопределение.

Личностные – внимание, уважение

к сверстникам; коммуникативные –

планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные – мобилизация сил и энергии.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности (5 мин)

Постановка проблемы.

Звучит аудиозапись «Звуки леса».

- Почему мы начали урок с этой записи?

- Какие звуки вы узнали?

- Какую картину изображает музыка?

- Какими звуками можно дополнить картину леса?

 - Изобразите.

-  Послушайте стихотворение, подумайте и скажите, какое открытие сделал поэт?

- Найдите  взаимосвязь произведений.

- Какова тема этих произведений?

- Как вы думаете, какова основная мысль произведений?

- Какими переживаниями пытаются поделиться художники, поэты, композиторы?


- Как они это делают?

Но все они едины в одном: природа – любимая и живая.

Предположения детей.

Картину леса.

Шорох травы, шелест листвы, крик птиц, жужжание насекомых…

Подготовленные дети читают под запись «Звуки леса» стихотворение Л. Яхнина  «Музыка леса».

- В лесу человек не один, если он наблюдательный, он слышит, видит то, что не сразу бросается в глаза.

- Прогулка по лесу. Живая природа.

- Только внимательному, наблюдательному и любящему взгляду открывается чудесное; человек, наделённый таким взглядом, способен услышать музыку леса.

- Художники, поэты, композиторы хотят поделиться своей наблюдательностью, любовью к природе, своими опасениями за её будущее, бережным отношением к ней.

Свою любовь к природе, переживания они выражают по-разному: композиторы – в музыке, поэты - в стихах, художники – в картинах.

Познавательные – учатся размышлять над содержанием музыкального и  литературного произведения.

Личностные – самоопределение, установление связи  между целью учения и  ее его мотивом;

развитие эмоционально-нравственной отзывчивости.

Регулятивные  – учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

Личностные – развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

Регулятивные учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

3. Целеполагание (2 мин)

-  Попробуйте сформулировать тему урока.

- Поможет вам в этом запись, найдя ключ, вы разгадаете её.

ПРММИРОММДА ЛЮММБИМММАЯ МИМ ЖИММВАММЯ

- Какие цели поставим на уроке?

Даются опорные слова:

- найти связь…

- продолжать учиться понимать…

- учиться беречь…

ПРИРОДА -  ЛЮБИМАЯ И ЖИВАЯ.

- Найти связь музыкальных произведений с поэтическими текстами,  с  творчеством художников;

- продолжать учиться понимать смысл, переживания музыкальных произведений;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

Личностные – самоопределение,  побуждение к деятельности;

Познавательные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; учатся распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, мысли и чувства человека.

Регулятивные – мобилизация сил и энергии.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

4. Актуализация знаний (5мин)

- Послушайте музыкальные произведения.

Звучат отрывки из фортепианного цикла

П. Чайковского «Времена года» - «Январь», «Апрель».

- Вам понравилось произведение?

- Какое настроение оно у вас создало?

- С какими временами года ассоциируется эта музыка?

(Выставляются карточки со словами «зима», «весна».)

- Послушайте стихотворение Ф. Тютчева «Зима недаром злится…»

(ПОРТРЕТ Ф. ЮТЧЕВА)

- Скажите, какая часть стихотворения относится к музыкальному произведению

П. Чайковского «Апрель», какая – к произведению «Январь»?

Дети выступают в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкального произведения.

- Читает подготовленный ученик (можно включить запись стихотворения в прочтении

О. Табакова)

1 или 2 подготовленных ученика делают короткое сообщение о композиторе

П. И. Чайковском по плану (план учитель даёт заранее):

  1. дата и место рождения;
  2. родители;
  3. какое получил образование;
  4. интересы;
  5. первые произведения;
  6. самые известные произведения.

Познавательные – учатся размышлять над содержанием  музыкального и литературного произведения; учатся строить речевые высказывания.

Регулятивные - составление плана и последовательности действий, конечного результата,

составление плана и последовательности действий

5. Этап актуализациии пробного учебного действия (9 мин)

- Рассмотрите картины известных художников.

- Соотнесите художественные произведения с музыкальными произведениями

 А. Вивальди.

Звучат «Весна», «Зима» из цикла «Времена года».

- Вам понравилось произведение?

- Какое настроение оно у вас создало?

- Созвучны ли художественные и музыкальные произведения?

- Какими красками вы бы нарисовали иллюстрации к произведениям А. Вивальди?

РЕЛАКСАЦИЯ

(Дети кладут  руки перед собой на парту, голову – на руки  и закрывают глаза. В это время звучит в записи пение птиц, журчание воды, звуки леса).

Ученики рассматривают картины.

Ученики  размышляют, выявляют общее в живописи и музыке, тему, главную мысль, переживания автора.

Ученики слушают и рисуют в парах или группах рисунки.

Одна из групп работает

с толковым словарем (находят и зачитывают информацию о

А. Вивальди)

ВЫСТАВКА РИСУНКОВ

Ребята рассматривают рисунки и слушают сообщение о композиторе и музыканте.

Познавательные – учатся различать на слух взаимодействие музыкальных тем на основе тождества и контраста, сходства и различия. Учатся пользоваться толковым словарём, пользоваться информацией и учиться преподносить её.

Коммуникативные -  формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

6. Этап первичногозакрепления (7мин)

- Урок пора нам продолжать.

Предлагаю поиграть.

Поработать в паре дружно.

Вам закрыть ответы нужно.

(Детям раздают карточки лото по одной на парту).

- Сейчас будут звучать отрывки из музыкальных произведений и поэтических, вы должны их узнать, закрыть соответствующую клетку фишкой.

Последним звучит произведение П. И. Чайковского «Лето».

Ученики работают в парах. Детям раздают карточки лото по одной на парту.

Дети фишками закрывают ответы.

А. Вивальди «Весна»

П. И. Чайковский «Январь»

Ф. Тютчев «Зима неда-

ром злится»

А. Вивальди «Зима»

П. И. Чайковский «Апрель»

П. И. Чайковский «Лето»

Коммуникативные - сотрудничество в поиске и выборе правильного ответа.

Регулятивные –учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

7.Этап включения в систему знаний и повторения (10 мин)

- Смогут ли композиторы, художники, поэты написать произведения о природе, если не будут любить её?

Музыканты, поэты, художники едины в одном – любовью к природе.

- Попробуем показать связь произведений: музыкального и поэтического, попробуем показать переживания поэта и композитора.

- Рассмотрите внимательно картину Ван Гога «Подсолнухи».

- Каким образом художник напоминает нам, что когда-то подсолнухи росли в поле? Какими переживаниями хочет поделиться художник?

- Нарисуйте словами музыку к этой картине. Какие переживания вы бы хотели

передать своим произведением?

КОНКУРС ЧТЕЦОВ под музыкальное сопровождение.

Дети выходят и читают  стихотворение, другие ребята подыгрывают на музыкальных инструментах, пытаются определить и показать переживания поэта и композитора.

Другие ребята оценивают, советуют, рекомендуют.

- Над ними голубое небо, подсолнухи изгибаются, сопротивляются, как бы не даются в руки, в них ещё сохранилась жизненная сила.

Берегите природу, любите её,  и она откроет вам свои секреты.

Коммуникативные - формирование умения слушать.

Личностные – развитие эмоционально-нравственной отзывчивости.

Формирование исполнительских навыков.

Познавательные – умение высказывать суждения о музыке.

Коммуникативные -  формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

8. Рефлексия (3 мин)

- Удалось ли нам достигнуть

цели урока?

- Вспомните, на какой вопрос мы искали ответ?

- Как бы вы теперь ответили на этот вопрос?

- Можно ли утверждать, что композиторы, художники, поэты любят и ценят природу?

Домашнее задание (2 мин)

1 группа готовит сообщение о А. Вивальди;

2 группа выполняет творческое задание – рисунок к произведению П. И. Чайковского «Лето» из цикла «Времена года»;

3 группа рисует иллюстрацию к стихотворению Ф. Тютчева «Зима недаром злится…»

Ребята делают вывод.

Свою любовь к природе, переживания они выражают по-разному: композиторы – в музыке, поэты - в стихах, художники – в картинах.

Но все они едины в одном: природа – любимая и живая,

берегите её!

Познавательные -  решение проблемы.

Регулятивные- определение целей.

Литература

Захарова В. В., Серова М. В., «Поурочные разработки по литературному чтению»;

Рабочая  учебная программа по  музыке для  2-го  класса разработана и    составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения  начального  общего образования 2011 года, авторов:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,

Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011.

Чуракова Н. А., Малаховская О. В. «Литературное чтение», методическое пособие, 2 класс;

Использовались  ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов(http://school-collection.edu.ru)

http://ru.wikipedia.org

http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/

http://ru.wikipedia.org

http://prezentacii.com/mhk/8933-muzyka-i-zhivopis.html

http://musicrossosh.my1.ru

http://okoll.ucoz.ru/index/muzyka_2_klass


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по музыке, 2 класс. Тема: "Природа – любимая и живая. (Музыки связующая нить…)"

Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Данный урок музыки показывает процесс ...

Презентация. Музыки связующая нить.

Урок предназначен:·         показать связь музыкального произведения,  поэтических текстов и  творчества художников;·...

Презентация по литературному чтению "Музыки связующая нить..."

Свою любовь к природе и  переживания люди искусства выражают по-разному: композиторы – в музыке, поэты - в стихах, художники – в картинах.Но все они едины в одном: природа – любимая и живая.Надо ...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «В. Драгунский «Он живой и светится…»

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «В. Драгунский «Он живой и светится…»...

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "В. Драгунский. Он живой и светится"

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "В. Драгунский. Он живой и светится" предназначена для использования на уроках чтения в начальных классах. урок построен в соотв...

Технологическая карта урока литературного чтения "Природа для поэта – любимая и живая". А. Екимцев «Осень», Ю. Коринец «Тишина» (УМК Перспективная Начальная Школа); 2 класс

Тип урока: “открытие” нового знанияЦель урока: создание условий для формирования читательской компетенции в процессе знакомства с произведениями А. Екимцева «Осень» и Ю. Коринц...