Модели-схемы связей в природе («пищевые цепи», «экологические пирамиды») как средство формирования представлений об экологических взаимосвязях
статья по окружающему миру

Склярова Екатерина Валерьевна

Через органы чувств человек связан с окружающим средой. Действие предметов и явлений среды на органы чувств человека отражается в ощущениях. Они как бы фотографируют явления в нашем сознании.

Для успешного протекания процесса экологического воспитания младшего школьника целесообразно использовать его многопредметную модель, в которой каждый учебный предмет раскрывает свой аспект взаимоотношений человека с окружающей средой, а также осуществлять данную направленность в организуемой с младшими школьниками внеурочной работе, что способствует привлечению учащихся к творческим и практическим видам деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_modeli-shemy_svyazey_v_prirode.doc179.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №305 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА

Статья

на тему

«Модели-схемы связей в природе («пищевые цепи», «экологические пирамиды») как средство формирования представлений об экологических взаимосвязях»

Учитель начальных классов

Склярова Екатерина Валерьевна

Санкт – Петербург

Содержание

Введение        3

1. Значение определение и виды представлений о природе у обучающихся младшего школьного возраста        6

2. Особенности формирования представлений об экологических взаимосвязях у обучающихся младшего школьного возраста        11

3. Необходимость использования моделирования в начальной школе        14

4. Методика применения моделирования на уроках окружающего мира        17

Заключение        23

Список литературы        25

Приложения        27


Введение

Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. Глобальные проблемы человечества несут угрозу жизни и человеческой цивилизации, и вызывают необходимость экологического воспитания, призванного реализовывать идеи становящегося экологически ориентированного общества.

Экологическое воспитание – процесс формирования у личности высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы. Младший школьный возраст, важный для формирования личности, является наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания.  Основная цель экологического воспитания в начальной школе – научить ребенка расширять свои знания законов живой природы, углубить понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, сформировать умения управлять своими психическими и физическими изменениями.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований, когда формируются навыки самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции, устойчивые познавательные потребности и интересы, обеспечивается принятие социальных норм, нравственное развитие, овладение привычными способами поведения.

Для успешного протекания процесса экологического воспитания младшего школьника целесообразно использовать его многопредметную модель, в которой каждый учебный предмет раскрывает свой аспект взаимоотношений человека с окружающей средой, а также осуществлять данную направленность в организуемой с младшими школьниками внеурочной работе, что способствует привлечению учащихся к творческим и практическим видам деятельности.  

В теории и практике педагогического образования имеется ряд фундаментальных исследований, посвященных отдельным аспектам проблемы экологического образования и воспитания, в которых выявляется сущность основных понятий теории экологического воспитания, экологической культуры, указываются пути формирования экологических представлений младших школьников во внеурочное время.

В современных условиях существует противоречие между увеличивающимся негативным воздействием на окружающую среду антропогенных факторов и отсутствием эффективных технологий экологического воспитания в начальной школе.

Все вышесказанное и определило актуальность нашего исследования: «Модели-схемы связей в природе как средство формирования представлений об экологических взаимосвязях».

Цель исследования –изучение моделей-схем связей в природе как средство формирования представлений об экологических взаимосвязях

Объектом исследования являются модели-схемы связей в природе.

Предмет исследования – формирование экологических представлений об экологических взаимосвязях в природе.

В соответствии с целью, объектом и предметом, сформулированы и задачи исследования:

1. Рассмотрим значение определение и виды представлений о природе у обучающихся младшего школьного возраста 

2. Проанализируем особенности формирования представлений об экологических взаимосвязях у обучающихся младшего школьного возраста 

3. Оценим необходимость использования моделирования в начальной школе. 

4. Рассмотрим методику применения моделирования на уроках окружающего мира.

В соответствии с поставленными задачами в исследовании были использованы следующие методы: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент, обобщение опыта педагогической работы.

Практическая значимость: описанная работа по формированию  экологических представлений младших школьников рекомендуется педагогам начальной школы к использованию в практике воспитательной работы в условиях реализации ФГОС НОО.

Теоретическая база исследования. Особенности формирования у младших школьников экологических представлений отражены в работах и исследованиях Н.Ф. Виноградовой, А.В. Миронова, А.А. Плешаковой, Л.П. Симоновой  и др.

Глоссарий

Представление – воспроизведение памятью образов воспринятых в прошлом предметов и явлений.

Модель - средство научного познания, система, способная отражать и воспроизводить объект, заменять его так, чтобы в результате мы получили новую информацию о нем

Моделирование- исследование явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей - это основной способ научного познания.

1. Значение определение и виды представлений о природе у обучающихся младшего школьного возраста 

Познание - процесс отражения человеком природы, которая объективно существует независимо от нашего сознания. Формой отражение природы в мозге человека есть представления, понятия, законы, категории. Объективный мир существует независимо от человеческого сознания. Явления и предметы природы действуют на органы чувств человека, вызывая те или иные раздражения (слуховые, зрительные и т.д.).

Через органы чувств человек связан с окружающим средой. Действие предметов и явлений среды на органы чувств человека отражается в ощущениях. Они как бы фотографируют явления в нашем сознании.

На основе ощущений образуется чувственное восприятие о предмете в целом. Для него необходима непосредственная наличие предмета в данный момент. Но познание не может ограничиться только восприятием отдельного предмета. Поэтому следующей формой отражения реальной действительности является представление. В нем уже есть элементы абстрагирования и обобщения. Представление – воспроизведение памятью образов воспринятых в прошлом предметов и явлений.

Таким образом, учитель должен создать у учащихся представление о предметах и явлениях по существенным признакам, с выявлением характерного, главного. Однако представление остается на уровне отдельных предметов. Чувственное восприятие и представления являются важными ступенями познания. Без них невозможны мышления и процесс познания. Ученик младшего школьного возраста видит предмет, проводит опыты на уроке, в уголке живой природы, на пришкольном участке и на основе непосредственной связи получает представления о предмете в целом. Итак, познания объективной действительности начинается с ощущения и восприятия, затем переходит в мышление, сначала в виде представлений. Так, через ощущения в сознании человека образуются представления об окружающей действительность. Ощущение и частичное представление - это первый (очень важный) шаг, ниже степень познания, познания единичных предметов и явлений. Эта степень не раскрывает суть явления; это степень живого созерцания.

В процессе обучения в начальной школе всегда нужно исходить из следующих важных положений:

- вести учащихся от незнания к знанию, от неполного к более полному знанию;

- ребенок должен сначала осознавать единичные вещи, предметы через ощущения и представления, усваивая затем понятия об этих единичных предметах;

- процесс обучения должен быть диалектическим. В процессе его осуществления могут использоваться разные способы - анализ, синтез, индукция (от единичного, частного к общему), дедукция (от общего к единичному).

Стремление к познанию окружающего мира и себя изначально заложено в самой природе ребёнка. Познавая окружающий мир, он приобретает необходимый жизненный опыт. Чем  шире раскрывается ребёнку окружающий мир, тем более выраженным становится познавательный интерес.

Представление о природе человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: чувственного познания и абстрактного мышления. В основе познания лежит мышление. Предмет или явление могут восстанавливаться в памяти, вспоминаться. В содержание ознакомления младших школьников с окружающей действительностью, прежде всего, входит накопление знаний в виде чувственных образов. Поэтому взрослые стараются привлечь внимание детей к различным предметам, благодаря которым происходит накопление представлений об их качествах и свойствах.

Особенно важно, что обучающийся общеобразовательной школы может целостно воспринимать окружающий мир. Для ребенка окружающий мир представлен не отдельными (дифференцированными) сторонами действительности, а очень важными для познания ощущениями: звуки, формы, величины и т.д. они существуют независимо друг от друга. Учащийся устанавливает между ними связи, ищет зависимости, дифференцирует их, соединяет в группы: живая и неживая природа, человек и др.

Младший школьный возраст выделяется как период высокого интереса к окружающему миру. В нем закладывается основа для миропонимания, формирования естественнонаучной картины мира. Все исследователи сходятся во мнении о том, что богатство и точность представлений об окружающем мире у младших школьников отражает их когнитивные возможности, качество обучающих воздействий, мотивационную специфику.

Сформированность представлений об окружающем мире находит отражение в высказываниях ребенка, продуктах его изобразительной и конструктивной деятельности. Но предметом специального исследования онтогенез представлений об окружающем мире являлся редко. Эмпирически выделенные критерии их совершенствования (полнота, богатство, точность, адекватность) оставляют недостаточно ясным механизм этого процесса и его психологические закономерности.

Выделим следующие виды представлений о природе младших школьников (Таблица 1):

  1. Высокий уровень:
  • Когнитивный компонент (высокий уровень экологических знаний, широкая эрудиция, желание самостоятельно отыскать информацию об экологических проблемах, владение и умение использовать знания и умениями анализа экологических проблем, природа как объект изучения, получения знаний).
  • Эмоциональный компонент (эстетическое восприятие природной среды, проявляют любознательность, радость открытия истины, удивление, сомнение, чувство стыда за непорядочные поступки других людей, способность дать нравственно-эстетическую оценку природы).
  • Деятельностный компонент (высокая активность в природоохранных замыслах и участие в мероприятиях экологического характера, активное участие в исследовательских и эколого-просветительских проектах, участие в озеленении своего двора, своей улицы и общеобразовательного учреждения, самостоятельная организация познавательной деятельности, умение применить знания на практике, распространение экологической информации).
  1. Средний уровень
  • Когнитивный компонент (стремление объяснить сущность как природных, так и социальных явлений экологического характера, объединение знаний близких наук для оценки экологических событий, неспособность понять в полной мере негативное влияние человека на природную среду).
  • Эмоциональный компонент (потребность общения с природой, желание изучать законы природы в целях охраны ее богатства и красоты, радости от восприятия ее красоты, чуткой отзывчивости и доброты).
  • Деятельностный компонент (участие в природоохранной деятельности, оказание помощи в организации мероприятий экологической направленности, репродуктивный характер деятельности).
  1. Низкий уровень
  • Когнитивный компонент (бытовой характер экологических знаний, частичные знания по экологии, способность объяснить сущность только некоторых явлений природы, затруднение в переносе экологических знаний на решение конкретных экологических вопросов, неспособность оценить влияние человечества на природную среду, ошибки в экологической оценке конкретных ситуаций или действий).
  • Эмоциональный компонент (отсутствие эстетического восприятия природной среды, отношение к природе как полезному объекту, отсутствие интереса к вопросам природоохранной деятельности, своеобразная скованность, пассивность в переживаниях, апатия, бездеятельность, чувство отвращения к некоторым природным объектам, природная красота как привычное явление).
  • Деятельностный компонент (участие в экологических мероприятиях в основном по принуждению, неспособность в жизненных ситуациях применять экологические знания и умения, ситуативный характер познавательной деятельности).

Для определения уровня вида представлений о природе у обучающихся младшего школьного возраста используется 2 методики:

1. Экологический светофор (основана на методике Л.А. Коноплёвой, приложение 1).

2. Экологическая деятельность (основана на методике Е. Н. Жидаревой, приложение 2).

Таблица 1. Критерии и показатели оценивания уровня сформированности  экологических представлений младших школьников

Критерии

Показатели

1

2

3

1 когнитивный компонент

Экологические знания о единстве природы

Знания о живой природе

Знания о неживой природе

Знания о единстве природы, экологических взаимосвязей организмов в природе

2 эмоционально-оценочный компонент

Усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром

Соблюдение правил поведения в природе

Научные и нравственные суждения по экологическим вопросам

Знание причин загрязнения окружающей среды

3 деятельностный компонент

Участие в активной практической деятельности по охране окружающей среды

Внесение своего посильного вклада в охрану природы

Участие в природоохранных мероприятиях: подкормка птиц зимой, развешивание скворечников и т.д.

Забота о представителях животного и растительного мира

2. Особенности формирования представлений об экологических взаимосвязях у обучающихся младшего школьного возраста 

Проблема формирование представлений о закономерностях взаимосвязей объектов живой и неживой природы посредством использования методов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и актуальна и соответствует потребностям ребёнка, родителей, школы, и общества в целом. Таким образом, возникла необходимость активизации работы по формированию у младших школьников позитивного отношения к окружающему миру с целью выявления взаимосвязей между объектами живой и неживой природы, используя методы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

Комплекс включает в себя занятия, экскурсии, наблюдения, опыты, эксперименты, трудовую деятельность, игры - драматизации, развлечения. Подобран материал речевого сопровождения: стихи, считалки, загадки. Такое планирование работы помогает последовательно и поэтапно добиваться поставленных задач.

Ведь именно это качество поведёт ребёнка к дальнейшему углублению его знаний. Формировать любознательность помогает метод системного подхода. Потенциал ребёнка в области его интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать.

Между тем, упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или восполняются с трудом. В детстве активизируются познавательные интересы ребёнка, способствующие воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, к окружающему миру. Особое место для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи живой и неживой природы.

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково - познавательная деятельность младших школьников, происходящая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявления скрытых существенных связей с явлениями природы. Организация работы идёт по двум взаимосвязанным направлениям:

1 - живая природа (характерные особенности сезонов в нашей местности, многообразие живых организмов)

2 - неживая природа (воздух, вода, почва, свет) Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Для того, чтобы ребёнок овладел не только определённой суммой знаний и умений, но и мог в разумных пределах мыслить, изобретать, педагог использует ТРИЗ на занятиях, главной целью которых является развитие способности к фантазии, развитию творческого воображения, развитие ассоциативного мышления, выявлению взаимосвязей между объектами. В результате этой работы активизируется детская речь, развивается воображение, творческое мышление[14].

 При изучении курса у младших школьников развиваются следующие познавательные способности: извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.) и в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.); сравнивать, классифицировать природные объекты на основе их внешних признаков, характерных свойств; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, социальными и природными объектами, прошлыми и настоящими событиями и др.; пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, объяснения причин природных явлений, последовательности их протекания и моделировать объекты и явления окружающего мира; проводить несложные  наблюдения и опыты, ставя задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме.

С целью развития вышеупомянутых способностей учащимся предлагаются задания следующего рода: собрать информацию о предмете изучения (растении, животном, небесном теле, местности, экологической проблеме, историческом событии и др.), непосредственно наблюдая его, рассматривая иллюстрацию, рисунок-схему, карту и др.; описать наблюдаемые объекты и явления, выделяя их существенные и несущественные признаки, сравнить, распределить на группы изучаемые объекты (дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные, планеты и звезды и др.), выявить взаимосвязи между объектами (живой и неживой природы, живых организмов в природном сообществе), приспособляемость живых организмов к среде обитания (в тундре, пустыне, степи и др.); обобщить, систематизировать информацию в словесной, табличной, схематической форме; преобразовать информацию, данную в изобразительной, схематической и модельной форме, в словесную и наоборот; расшифровать условные знаки (состояния погоды, легенды карты, дорожные знаки и др.); сделать модель (дерева, гриба, холма, реки и др.); выполнить опыт (по изучению свойств воздуха, воды, почвы и др.)[15].


Прежде чем обосновать необходимость использования моделирования в начальной школе проанализируем программу по окружающему миру. Автор А,А. Плешаков "Школа России".

Класс

Тематическое планирование

Связи в природе

1

Что растёт на подоконнике?

Зависимость внешнего вида растений от природных условий и их родины

1

Кто такие звери?

Основные признаки зверей:шерсть, вскармливание дет1нышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни

1

Когда наступит лето?

Зависимость природных явлений от смен времён года

2

Неживая и живая природа

Связи между неживой и живой природой

2

Явления природы

Явления неживой и дивой природы. Сезонные явления.

2

Какие бывают растения?

Эстетическое воздействие растений на человека

2

Невидимые нити

Связи в природе ,между природой и человеком

3

Что такое экология

Роль экологии в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие

3

Солнце,растения и мы с вами

Роль растений между животными и человеком.

3. Необходимость использования моделирования в начальной школе

 Модель - средство научного познания, система, способная отражать и воспроизводить объект, заменять его так, чтобы в результате мы получили новую информацию о нем [11].

Младший школьный возраст является началом формирования учебных действий у детей. В то же время моделирование - это действие, которое выносится за пределы младшего школьного возраста в последующие виды деятельности человека и выходит на новый уровень развития.

Для чего же младшим школьникам необходимо овладеть методом моделирования?

Во-первых, введение в содержание образования понятий модели существенно меняет отношение учащихся к учебному предмету, делает их учебную деятельность более продуктивной.

Во-вторых, целенаправленное и систематическое обучение методу моделирование приближает младших школьников к методам научного познания, обеспечивает их интеллектуальное развитие.

Для того, чтобы вооружить учеников методом моделирования как способом познания, нужно, чтобы школьники сами строили модели, сами изучали любой объект явления с их помощью [12].

Моделирование в системе начального звена образования дает возможность формировать умения и навыки моделирования различных ситуаций, явлений, действий, учебных проектов. В результате моделирования строится схема, график, рисунок, таблица, правило, алгоритм, диаграмма, формула, используются определенные значки, находится способ решения и осуществляются математические вычисления.

Процесс моделирования способствует развитию теоретического мышления школьников, заставляет их двигаться вперед. В результате дети учатся абстрагированию, конкретизации, развивают такие мыслительные операции, как анализ, синтез и сравнение.

Предметное и графическое моделирование природоведческих ситуаций во время решения экологических ситуаций давно применяется в школьной практике, но, к сожалению, без надлежащей системы и последовательности.

Действующие школьные программы требуют развития у детей самостоятельности в решении экологических задач.

Краткая запись экологической ситуации в виде схем, графиков и рисунков – это анализ увиденного ребенком в природе... В младших классах используется графическое, схематическое моделирование, с помощью формул и рисунков.

Предметную наглядность уместно заменить со временем на другой способ моделирования - схематический, что является упрощенным вариантом графической модели. На этом этапе модель должна помочь учителю научить ученика правильно мыслить в процессе выбора действий, отражать связи между компонентами.


4. Методика применения моделирования на уроках окружающего мира

В ФГОС НОО в требованиях к планируемым результатам освоения ООП НОО определена необходимость формирования у младших школьников различных способов поиска информации, а также: «Приобретение первичных навыков работы с содержащейся в текстах информации в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций» [1].

В них входят обработка информации, перевод ее из одного вида в другой: «кодирование», «декодирование». Средством для такого вида деятельности может служить моделирование. Но, сперва учащимся необходимо предварительно, перед составлением модели, провести работу с текстом. Эта работа заключается в том чтобы, выделить существенные признаки, найти ключевые слова, отделить главную и второстепенную информацию и др.

На сегодняшний день в начальной школе сложилась ситуация, когда большая часть учебной информации, предложенной в учебниках, предварительно подробно излагается и объясняется учителем, а затем для закрепления сведений школьники еще раз прочитывают текст. Это приводит к тому, что обучающиеся привыкают получать знания с помощью учителя, а не извлекать их самостоятельно в результате работы с учебной книгой [2, c.46].

Не менее значительная роль в овладении умением осуществлять поиск, обработку и преобразование необходимой информации приходится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с естественно – научными текстами учебника. Одна из особенностей, что отличает их от художественных текстов то, что в них содержатся научные понятия, сведения, факты, определения, нет сюжета, ролей.

Предмет «Окружающий мир» представляет детям широкий обзор природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В средней и старшей школе этот преобразование необходимой информации приходится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с естественно – научными текстами учебника. Одна из особенностей, что отличает их от художественных текстов то, что в них содержатся научные понятия, сведения, факты, определения, нет сюжета, ролей.

Предмет «Окружающий мир» представляет детям широкий обзор природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В средней и старшей школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. Многие из перечисленных дисциплин описаны естественно - научным языком, который, несомненно, учащиеся будут учиться читать, анализировать и преобразовывать. Поэтому в начальной школе необходимо заложить основу умений работать с текстами, содержащими такую информацию и преобразовывать ее.

Из содержания ФГОС НОО выделим планируемые результаты освоения программ, в которых уделяется особое внимание умениям смыслового чтения при работе с текстом, которые формируются в результате изучения курса окружающий мир:

1. Знать цель чтения и понимать прочитанное в тексте.

2. Находить факты, извлекает информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

4. Переводить информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

5. Читать вслух и про себя тексты учебных книг и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; задавать вопросы к тексту и находить ответы; проверять правильность своих ответов).

6. Отделять известную информацию от новой.

7. Выделять главное в тексте и определять центральную мысль.

Обратим особое внимание на пункты 3 и 4, так как такое преобразование предполагает построение моделей. О моделировании упоминается в примерной образовательной программе по окружающему миру. Оно выступает как планируемые результаты, такие как: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

В современное время в учебном процессе современной школы широко используется метод моделирования. Работа с моделями является неотъемлемой частью многих занятий на уроках: математики, информатики, русского языка, окружающего мира и других. На уроках окружающего мира педагог активно систематически использует учебные модели, для того, чтобы придать общим свойствам любого явления материальную форму. Такая форма облегчит дальнейшее понимание, а затем и преобразование изучаемого объекта.

Среди моделей встречаются: наглядные информационные модели (рисунок, изображения, фотографии); смешанные информационные модели (таблицы, схемы, графы, карты); дескриптивные информационные модели (математические модели, алгоритмы).

При работе с моделями обучающиеся учатся работать с информацией: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, информационная модель), представлять информацию в виде текста таблицы, схемы, переводить информацию из одного вида в другой, выбирая наиболее удобный вид.

О применении моделирования говорится в работах Д.Б. Давыдова и А.Ч. Варданяна, З.Д. Гольдина. Научное обоснование дано в трудах П.Я. Гальперина. В концепциях названных ученых основной задачей является не передача знаний, а организация собственной деятельности учащихся по овладению способами работы с учебным материалом с помощью моделирования. «Учебное моделирование опирается на разработанные П.Я. Гальпериным принципы и закономерности поэтапного формирования деятельности ребенка. Такие важные положения, как требование создания полной ориентировочной основы действия, состав и последовательность этапов освоения изучаемого действия, три типа ориентировки в задании, применимы и в решении задач начального обучения»[7].

С введением ФГОС НОО одним из обязательных форм работы по предмету стали проекты. При реализации любого проекта по предмету «Окружающий мир» дети младшего школьного возраста сталкиваются с исследованием и необходимостью преобразования первичной информации по теме исследования. Для этого у них должны быть сформирование определенные УУД, в том числе умение моделировать [8].

Для выявления уровня сформированности умений преобразовывать естественнонаучные тексты в модель у обучающихся младших классов был подобран диагностический инструментарий (см. Табл. 2).

Для работы с учащимися могут быть  использованы следующие методики:

- методика «Нахождение схем к задачам» (по А.Н.Рябинкиной);

- методика «Выделение существенных признаков» (С.Я.Рубинштейн);

- методика «Пиктограмма» (А. Р. Лурия).

Таблица 2. Критерии сформированности умений младших школьников преобразовывать тексты естественнонаучного содержания в модели

Критерий

Показатель

Уровни

Диагностический материал

Сформированность смыслового чтения

Умение выделять ключевые слова в тексте в главную и второстепенную информацию.

Умение определять тему и понимать основную мысль

Высокий: могут выделять в тексте ключевые слова, главную и второстепенную информацию. Умеют определять и понимают основную мысль

«Выделение существенных признаков» С.Я. Рубинштейн

Средний: выделяют главную и второстепенную информацию. Могут о переделять основную мысль.

Низкий: неверно выделяют ключевые слова, главную и второстепенную информацию. Неточно определяют тему и основную мысль.

Сформированность умения моделировать

Умение кодировать и преобразовывать информацию, содержащуюся в тексте

Высокий: все рисунки соответствуют смыслу заданного слова, учащийся воспроизвел все слова

«Пиктограмма» (по А.Р.Лурия)

Средний: все рисунки частично соответствуют замыслу, очень конкретны и с большой степенью детализации, слова учащийся воспроизвел все или частично.

Низкий: рисунки не соответствуют смыслу заданного слова, не обобщены, отчетливо прослеживается однообразие; слова воспроизведены частично или не воспроизведены совсем.

Умение соотносить информацию, выраженную в тексте с моделью

Высокий: Выделяют смысловые единицы текста, отношения между ними и находят среди данных схем соответствующую.

«Нахождение схем к задачам» (по А.Н.Рябинкиной)

Средний: Выделяют смысловые единицы текста, но находят в данных схемах их части, соответствующие смысловым единицам.

Ниже среднего: Не умеют выделять ключевую информацию; не идентифицируют соответствующую схему.

Моделирование на уроках окружающего мира состоит из заданий, направленных на:

• определение темы и выделение основной мысли;

• выделение ключевых слов в тексте, главной и второстепенной информации, выделение нового;

• определение последовательности;

• кодирование и преобразования информации, содержащейся в тексте;

• составление таблиц;

• использование готовых моделей, для составления моделей по образцу;

• соотнесение модели с информацией, выраженной в тексте;

• описание на основе иллюстрации или предложенного плана изученных объектов или явлений.

Перед работой с такими заданиями учителю начальных классов вместе с обучающимися необходимо выявить алгоритм построения моделей при преобразовании текста, который можно записать в тетради как памятку. Такой алгоритм можно составить c помощью различных приемов. Например «мозговой штурм».

Так же можно предложить школьникам поработать в группах и после презентации выбрать более подходящий алгоритм. Так же важно, чтобы обучающиеся знали, каким образом будут оцениваться их работы, поэтому таким же образом, под руководством учителя, школьники могут составить критерии оценивания моделей.

Все представленные задания в комплексе могут быть использованы как на этапе изучения нового, так и при закреплении и контроле знаний. Так же задания могут быть адаптированы для изучения различных тем по предмету окружающий мир.


Заключение

В решении проблем охраны окружающей среды важнейшая роль принадлежит образованию. Уже с самого раннего возраста каждый живущий на Земле человек должен знать к чему приводит беспечное отношение к окружающей среде: о заболеваниях, вызванных загрязнением среды, о генетических отклонениях, о гибели животных и растений, об уменьшении плодородия почвы, об исчерпаемости запасов питьевой воды и других негативных изменениях среды обитания. И не только знать, но и ощущать личную ответственность за ее состояние.

Особое значение для развития личности школьника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребенка, его личностный рост. При правильной организации процесса формирования экологических представлений у детей успешно формируется ценностная картина мира, формируются экологически сознание – бережное отношение к окружающему миру природы.

Экологическими можно считать только такие представления, которые отражают объективно существующие в природе связи и зависимости. Иными словами, представления детей о природе должны носить такой же системный характер, какой имеет сама природа [32, с. 70]. Они могут быть сформированы, если обучающая программа включает в себя:

а) представления о связях организмов со средой обитания;

б) представления о взаимосвязи и взаимозависимости живых элементов экологических систем по цепям питания;

в) представления о необходимости сохранения биологического  равновесия в природе;

г) представления об экологическом значении природы в жизни человека и о роли человека в функционировании природы.

Наиболее яркими и наиболее интересными проявлениями окружающего ребенка мира является живая природа. Поэтому формирование у школьника представлений о живой природе служит понятным для него инструментом развития способностей и осознания окружающей его реальности.

Процесс формирования экологических представлений у детей будет эффективен в том случае, если соблюдается преемственность между отдельными знаниями ребенка и поддерживается связь между экологической и другими видами деятельности. Наблюдения, опыты и практическая деятельность способствуют накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему.

Таким образом, экологические представления являются основой для формирования экологической культуры школьников. В результате дети начинают понимать, что объекты и явления взаимосвязаны и представляют собой единое целое, окружающий мир не является чем-то статичным, он постоянно изменяется.


Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с. - (Стандарты второго поколения).
  2. Арасланова А.А., Березина Г.А. Учебные проекты как средство формирования универсальных учебных действий [Текст] / А.А. Арасланова, Г.А. Березина//Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. № 26. С. 54- 58.
  3. Бунеева, Е. В. Как читают текст учебника наши ученики? [Текст] /Е.В. Бунеева // Русский язык в школе.- 1999. - №6. - С.11 – 18
  4. Давыдов В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология [Текст] / В.В. Давыдов.- М.: Просвещение, 1999.- 235с.
  5. Демидко, Т. Н. Проектно-исследовательская деятельность при изучении курса «Окружающий мир» / Т. Н. Демидко // Начальная школа. – 2013.  № 1. – С. 70-71.
  6. Захлебный, А. Н. Модели содержания экологического образования в новой школе / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская //  Педагогика.  2010.  № 9. – С. 5-12.
  7. Зиновьева, Е. Е. Проектная деятельность в начальной школе / Е. Е. Зиновьева. – М., 2010,  5с.
  8. Ипполитова, Н. А. Особенности обучения чтению в начальной школе // Начальная школа до и после [Текст] / Н.А. Ипполитова —1999. — № 5. — С. 16—23.
  9. Лободина, Н. В. Экологическое воспитание в начальной школе : разработки внеклассных мероприятий / Н. В. Лободина. – Волгоград : Учитель, 2007. – 266 с.
  10. Миронов, А. В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах / А. В. Миронов.  М.: Педагогическое общество России, 2007.  360 с.
  11. Примерные программы по учебным предметам: Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1 / [Текст] / - 5 е изд., перераб. - М.: Просвящение, 2011. - С.54.
  12. Прохорова, С. Ю. Тропинка в природу : Организация экологических исследований с младшими школьниками: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008. – 157 с.
  13. Суматохин, С.В. Требования ФГОС к учебно-исследовательской и проектной деятельности / С. В. Суматохин // Биология в школе. – 2013.  № 5. – С. 60 – 67.
  14. Тарасова, Т. И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе / Т. И. Тарасова //. – 2000.  №10.  С. 15-18.
  15. Шуляпова, О. В. Национально-региональный компонент содержания естественнонаучного образования в системе формирования экологической культуры школьников / О. В. Шуляпова // Экологическая культура и образование : опыт России и Сербии / под ред. С. Н. Глазычева. – М., 2007. – 566 с.


Приложения

Приложение 1

Методика «Экологический светофор» (Л.А. Коноплёвой)

Цель: формирование представления детей о рациональном взаимодействии человека с природой, умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой, расширить опыт ребенка в экологически ориентированной деятельности. Задание: все участники получают по три кружка: красный, желтый, зеленый. В таблице указаны обозначения цветов.

Ученикам зачитывается описание поступка человека на природе, демонстрируется соответствующий рисунок. Ученики должны оценить этот поступок, один из имеющихся кружков, - включить тот или иной сигнал светофора.

1. Рисование картин природы.

2. Промышленные стоки в водоёме.

3. Выхлопные газы машин.

4. Вырубка деревьев.

5. Уход за растениями.

6. Лечение домашних животных.

7. Устранение пожара в природе.

8. Помощь нуждающимся животным

9. Посадка цветов, кустарников, деревьев.

10. Сброс отходов в речку.

Оценка результатов деятельности:

Высокий уровень (8-10 баллов): ребенок знает и придерживается норм и правил поведения в природе. Экологические знания и элементы экологической воспитанности сформированы. Ребёнок даёт верные ответы на все вопросы.

Средний уровень (5-7 баллов): дети имеют недостаточные знания о природе и не всегда придерживаются установленных правил поведения в природе. Экологические знания и культура сформированы на среднем уровне.

Низкий уровень (1-4 баллов): Дети не умеют осуществлять контроль за своим поведением, поступками в природе. Экологические знания и культура находятся на низком уровне.


Приложение 2

Методика «Экологическая деятельность» (Е.Н. Жидаревой)

Цель методики: определение экологической деятельности младших школьников.

Выберите уровень выраженности качества по 6-балльной шкале, когда:

0-1 – отсутствие качества (0 - полное отсутствие, 1 - слабая степень выраженности),

2-3 – средняя степень выраженности (2 - ниже среднего, 3 – среднее значение),

4-5 – высокая степень выраженности (4 - высокая, 5 - устойчиво высокая).

Задание 1: расположите в порядке убывания значимости для Вас следующие дела:

 участие в природных акциях;

 работа на участке;

 тур.походы;

 уход за животными;

 подготовка газеты на экологическую тему;

 оформление стенда о защите природы;

 создание скворечника для зимующих птиц;

 участие в конкурсе «Природа и фантазия»;

 экскурсии на природу, экологические тропы;

 чтение книг о природе.

Задание 2: расставьте по степени значимости для себя характеристики, отражающие интерес к природе:

 сбор ягод, грибов, цветов и т.п.;

 получение вдохновения, наслаждения, положительных эмоций;

 купание, загорание;

 рисование природы;

 помощь природе в ее охране;

 пение на природе;

 игры на природе.

Оценка результатов деятельности:

Низкий уровень (0 - 20 баллов): пассивность личности и неучастие в мероприятиях, посвященных экологическим проблемам.

Средний уровень (40 - 60 баллов): характеризуется активным участием в экологических мероприятиях, основанном на активной позиции личности в соответствии с экологическими убеждениями, ценностями, установками.

Высокий уровень (80 - 100 баллов): предполагает высокую активность личности не только в участии, но и в разработке и проведении экологических мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Экологический проект, как средство формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития."

Статья представлена в сборнике:Актуальные проблемы образования: позиция молодых, часть 2, Челябинск, 2014....

мастер-класс "Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников "

Технология ознакомления детей с элементарными экологическими понятиями через экологические сказки....

Экскурсия как средство формирования экологических представлений младших школьников

Экскурсия как средство формирования экологических представлений младших школьников...

Учебные проекты как средство формирования экологических знаний у младших школьников при изучении природы

В данной статье описывается теоретические аспекты и структура проектной деятельности, а также  ее организация для формирования экологических знаний младших школьников при изучении природы.Ключевы...

Статья "Дидактические игры как средство формирования представлений о домашних животных у младших школьников с ОВЗ"

Дидактические игры как средство формирования представлений о домашних животных у детей с ОВЗ. Значение игры для психического развития ребёнка. Виды дидактических игр и методика их испол...

Экологическое воспитание как средство формирования основ экологической культуры

Цели и задачи экологического воспитания. Возможности школы в формировании экологической культуры. Практическая деятельность детей. Работа с родителями....