Главные вкладки

    Статьи на темы: Деятельность педагога дополнительного образования в условиях обновления образования. Работа в группе в системе ДО. Современные педагогические технологии на занятии в системе ДО.
    статья

    Антонова Регина Викторовна

    В 1-ой статье подробно расскрывается тема, о целях и задачах педагогов дополнительного образования в современных условиях.

    Во 2-ой статье описывается различные методы работы в группе на занятиях в системе дополнительного образования.

    В 3-ей статье речь идёт о, современных педагогических технологиях на занятиях в системе дополнительного образования.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Антонова Регина Викторовна

    педагог дополнительного образования

    ГБОУ Гимназия №642 «Земля и Вселенная»

    Василеостровского района Санкт-Петербурга


    Деятельность педагога дополнительного образования

    в условиях обновления образования

    В период модернизации российского образования приоритетная роль дополнительного образования детей состоит в том, чтобы «прорасти» своими уникальными существенными качествами (индивидуализации, персонификации, вариативности, свободы выбора) во всей системе образования и привести её, тем самым, в соответствие с вызовами постиндустриального общества.

    Сложившаяся ситуация такова, что у дополнительного образования не осталось выбора – меняться или нет. Никакие субъективные факторы не могут остановить качественных преобразований, призванных обеспечить соответствие системы образования новым вызовам времени. И именно сейчас важно сориентироваться, куда нужно дальше двигаться как педагогическим коллективам учреждений дополнительного образования, так и каждому педагогу дополнительного образования.

    Одной из задач дополнительного образования в современных условиях является – адаптация подрастающего поколения к жизни в обществе, к изменениям. А наша реальность меняется постоянно.

    В «Концепции развития дополнительного образования детей» (Распоряжение Правительства Р.Ф. от 04.09.2014г. №1726-р) говорится: «ответом на вызовы глобализации становится проектирование персонального образования как информационно насыщенного социокультурного пространства конструирование идентичности. Такое образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития. Оно направлено на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся в контексте позитивной социализации как здесь и сейчас, так и на перспективу в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных замыслов и притязаний».

    Новая реальность задаёт высокую планку для дополнительного образования, его роль возрастает, именно с ним связывается развитие человеческого капитала страны и непрерывность образования, и с этим нельзя не считаться.

    Деятельность педагога дополнительного образования сегодня регулируется нормативно-правовым обеспечением, которое имеет тенденцию к постоянному обновлению. Основой деятельности педагога дополнительного образования является его программа, в которой должна быть отражена цель. Реализация дополнительных общеобразовательных программ на сегодняшний день регулируется приказом Министерства образования и науки от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

    Актуальными на сегодняшний день для деятельности педагогов дополнительного образования являются нормативные документы, регулирующие продолжительность его рабочего времени и процедуру аттестации [1, 4].

    Следующим актуальным документом деятельности педагога дополнительного образования в настоящее время являются федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (далее - ФГОС).

    В соответствии с Законом об образовании в РФ (ст.11, п.1. №273 ФЗ) ФГОС обеспечивают:

    1. Единство образовательного пространства Российской Федерации;

    2. Преемственность основных образовательных программ;

    3. Вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

    4. Государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

    В настоящее время дополнительное образование детей не стандартизировано. Отсутствие стандартов, с одной стороны, даёт педагогу дополнительного образования определённую свободу в целеполагании, отборе содержания, методов и средств реализации программ, с другой – обусловливает и его ответственность за оценку качества их реализации.

    Как уже было обозначено выше, именно с дополнительным образованием связывают на современном этапе решение важных государственных задач продуктивного использования детьми свободного времени, ведь «свободное» время может быть пространством творческого и интеллектуального развития, а может стать базой для антисоциальных занятий, таких как правонарушения, наркомания и т.д. А в дополнительном образовании у каждого появляется возможность найти интересное дело, проявить свои способности, почувствовать себя талантливым, успешным и нужным, привлечь внимание окружающих, чего так часто не хватает подросткам, поэтому здесь нет, и не может быть трудных детей.

    Новые задачи, поставленные перед системой дополнительного образования, предъявляют требования к современному педагогу дополнительного образования и ориентированы на развитие в кратчайшие сроки его профессиональной компетентности.

    Во-первых: педагог дополнительного образования должен занимать активную позицию;

    Во-вторых: нужно делать ставку на развитие конкурентной образовательной среды и использовать потенциал мегаполиса в сфере дополнительного образования: в воспитании, обучении и развитии детей должен принимать участие весь город: школы, детские сады, вузы, дворцы культуры и спорта, театры, научные учреждения и промышленные предприятия. Всё это позволит включить учащихся в общественную, научную и культурную жизнь города, осознать себя гражданином своего района, города, ощутить причастность к прошлому, настоящему и будущему России, а также определиться с собственными интересами и профессиональным выбором.

    В третьих: на любом этапе профессиональной карьеры педагог дополнительного образования должен иметь возможность для накопления собственного опыта и развития профессионального мышления, которые являются важнейшими компонентами его психолого-педагогической культуры наряду с активной педагогической позицией, профессионально-значимыми личностными качествами, знаниями и умениями, опытом творческого решения задач обучения и воспитания, саморегуляцией личности и культурой поведения.

    Сегодня информатизация дополнительного образования определяется как государственная задача. Современный образовательный процесс уже нельзя представить без электронных образовательных ресурсов, дистанционного обучения, информационных образовательных порталов, электронных библиотек и т.д. Методики преподавания и соответствующие технологии развиваются непрерывно, разрабатываются специальные рабочие тетради, учебно-методические комплекты, пособия и т.д.

    Педагог дополнительного образования в современных условиях должен быть готов к продуктивной работе со всеми категориями детей, - не только имеющими проблемы в здоровье, поведении, адаптации, но и с одарёнными и талантливыми.

    Сфера дополнительного образования имеет особые возможности для постоянного обновления содержания и технологий: быстрого реагирования на потребности общества и государства, удовлетворения интересов детей, в том числе активного внедрения технологий гражданско-патриотического воспитания, позитивной социализации, социального проектирования и профессиональных проб. В дополнительном образовании существует ряд особенностей и тенденций, которые определяют его специфику, что определяет и деятельность педагога дополнительного образования в современных условиях:

    - педагог дополнительного образования должен проводить мониторинг потребностей и запросов всех субъектов образовательного процесса и создавать условия для их удовлетворения;

    - ориентированность на специфику социокультурного пространства своего района, города;

    - реализация различных проектов, нацеленных на развитие детей дошкольного, школьного и юношеского возраста, обеспечивающих инфраструктуру детства;

    - ориентированность на выстраивание устойчивых взаимосвязей в системе «учреждение дополнительного образования – школа - вуз» на договорной основе и использование в рамках данного взаимодействия экспериментальных площадок.

    Очевидно, что обозначенные выше тенденции и особенности нацелены на повышение качества дополнительного образования.

    Хочется ещё отметить, что в деятельности педагога дополнительного образования очень важна работа с родителями. Каждая встреча детей и их родителей с педагогом должна быть не только проникновением в таинство вида деятельности, но и постижением житейской мудрости и возможности ещё и ещё раз согреться в лучах тепла, любви, внимания и заботы.

    Педагог дополнительного образования – это особая профессия, так как он – специалист, который способен развивать интересы и организовывать досуг ребёнка.

    Всё выше изложенное говорит об организации деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях.



    Предварительный просмотр:

    Антонова Регина Викторовна

    педагог дополнительного образования

    ГБОУ Гимназия №642 «Земля и Вселенная»

    Василеостровского района Санкт-Петербурга

    Работа в группе на занятии в системе дополнительного образования

    Современные занятия в сфере дополнительного образования - это большой коллектив людей: учеников, учителей, родителей, объединённых важным государственным делом - образование детей вне школы, подготовкой их к жизни в обществе, к выбору профессии, к трудовой деятельности. Она занимается воспитанием у детей таких качеств, как чувства товарищества (солидарности), самокритичности, требовательности к себе и другим, благородства, взаимопонимания, уважения к старшим и т. д.

    Успешная учёба очень важна для школьника, его родителей и общества в целом. Разносторонние знания помогают ему стать образованным человеком. Участие в творческих конкурсах, проектах, олимпиадах открывает путь в высшие учебные заведения, в науку.

    Для развития индивида как личности только группа представляется незаменимой, особенно, если группа представляет собой сплочённый высокоразвитый коллектив, поэтому учебную группу следует, прежде всего, рассматривать как коллектив, занимающийся совместной учебной деятельностью, а процессы общения в группе во время занятий - как процессы, формирующие межличностные отношения в этом творческом коллективе.

    Групповая форма организации учебной работы на уроке изначально предполагает  подготовительные мероприятия и действия:

    - на первоначальном этапе занятия класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, или учащиеся сами распределяются по группам в зависимости от своих симпатий и поставленной перед ними задачи;

    - каждая группа получает задание или выбирает его самостоятельно из числа заданий, предложенных учителем, выполняя его сообща под руководством коллективно выбранного лидера группы;

    - на протяжении занятия состав группы может меняться, он должен быть таким, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы;

    - в конце занятия учитывается и оценивается вклад в выполнение задания каждого члена группы (оценивает как учитель, так и члены группы).

    Таким образом, оценивается не только результат выполнения поставленной задачи на уроке, но и работа группы.

    Важно определить систему оценок: будет ли оцениваться вклад каждого участника либо результат группы в целом, по каким показателям будет производиться оценка. Но она не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы.

    Положительное воздействие на ученика группы в том, что:

    - отношения между детьми, складывающиеся в группах, приучают их выполнять существующие социальные нормы, которые несут в себе ценностные ориентиры, устанавливающиеся личностью;

    - группа является тем местом, где человек отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки;

    - от участников группы ученик получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять всё положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков;

    - группа даёт ребёнку уверенность в себе, снабжает его системой положительных эмоций, необходимых для его развития.

    - ребята оказываются в условиях, когда им хочется высказаться, ибо в микро коллективе каждый ощущает свою личностную значимость, веру в свои творческие силы.

    Межличностное общение в учебном процессе – это обсуждение вопросов, которые так важны для решения поставленной проблемы на уроке, общение, которое  сближает ребят, создаёт между ними доверительные отношения, что повышает мотивацию путём включения социальных стимулов: появляется личная ответственность, чувство удовлетворения от публично переживаемого успеха в учении.

    Ведь развитие ребёнка в обществе создаёт такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, которая наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих её индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. А индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях и т. д.

    Между принятием СЕБЯ, принятием ДРУГИХ и принятием ВАС другими людьми существует определённая связь. Следовательно, восприятие себя и восприятие других – основа межличностных отношений. Всё это формирует у обучаемых качественно новое отношение к предмету, чувство личной сопричастности к общему делу, каким становится совместное овладение знаниями в микро группе.

    Виды групповых работ:

    - занятие – конференция: подготовка состоит из следующих этапов:

    1. Тема и план занятия даются ребятам за две – три недели;

    2. Класс разбивается на творческие группы по 5-6 человек;

    3. Каждая группа выбирает один из вопросов и подбирает литературу, знакомится с материалом;

    4. Распределяются обязанности в группе;

     За несколько дней до конференции с каждой группой проводится консультация.

    - занятие – дискуссия: формированию культуры дискуссии могут помочь следующие правила:

    1. Вступая в дискуссию, необходимо представлять предмет спора;

    2. В споре не допускать тона превосходства;

    3. Грамотно и четко ставить вопросы;

    4. Формулировать главные выводы.

    В ходе дискуссии не надо добиваться единообразия оценок. Оскорбления, упреки, недоброжелательность в отношении к своим товарищам не должны присутствовать в споре.

    - занятие – соревнование: форма проведения таких уроков самая различная: КВН, "Брейн-ринг", "Звездный час" и др. В организации и проведении занятий-соревнований выделяют три основных этапа:

    1. Подготовительный: для участия в соревновании класс разбивается на команды. Каждой команде даются одни и те же задания с таким расчётом, чтобы число заданий было равно числу участников команд;

    2. Игровой: регламентированные правила игровых действий способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить знания и умения для достижения целей игры;

    3. Подведение итогов: игра имеет определенный результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся.

    Условия применения группой работы:

    - внешние условия: число участников группы не должно быть слишком большим, в аудитории должно быть достаточно места для перемещения групп;

    - социальные и воспитательные условия: состав группы должен включать сильных и слабых учеников, а распределение обязанностей касалось всех участников группы;

    - условия, касающиеся содержания занятий: работа может применяться только для группового выполнения и последующего обсуждения;

    - групповая рефлексия: организованный и сознательно направляемый процесс, в ходе которого члены группы обсуждают: удалось ли им достичь поставленных целей, какие из действий групп и её участников были эффективны, т. к. цель групповой рефлексии - повысить эффективность деятельности каждого участника как члена группы, увеличить его возможный вклад в достижение общих целей.

    Факторы, влияющие на эффективность работы групп:

    - групповые нормы - неформальные правила, которые устанавливают члены группы с целью регламентирования поведения каждого члена группы;

    - размер группы - от 6 –10 человек принимают более удачные решения, чем большие, но малые группы от 2 - 5 человек имеют больше возможностей достичь консенсуса в противоречивых вопросах;

    - состав группы – вынесение решений вопросов на рассмотрение группы должно рассматриваться с разных точек зрения, учитывая мнение каждого;

    - сплочённость – должна присутствовать симпатия каждого члена группы по отношению к другим и желание быть членом данной группы;

    - конфликтность - разнообразие мнений способствует более эффективному решению проблем, но повышает риск вероятности конфликта;

    - статус членов группы – статус личности в группе может определяться рядом факторов: по возрастным критериям, по успеваемости, информированности и т.д.

    Конечно, успех групповой работы зависит от того, как быстро каждый член группы приспособится к темпу работы других членов, насколько он правильно понимает их, ясно формулирует свои мысли и желания, соотнося их с заданиями.

    Но и сам учитель может участвовать в работе группы, предлагая участникам разные варианты ответов, т. е. выступать в роли наставника, который хочет организовать эффективную групповую работу.

    От мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый её участник в отдельности ощущал его заботу, его заинтересованность в успехе. Ему нельзя оказывать давление на участников, мешая им высказываться. Нельзя исправлять или критиковать высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, т.к. эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме. Он должен выражать заинтересованность в успехе как сильных так и слабых учащихся, вселять уверенность.

    Типы групп:

    - разнородные группы: формируются по принципу: один «сильный», два «средних» и один «слабый» ученик, при этом в группе желательно присутствие девочек и мальчиков. Достоинства данного типа:

    1.Обеспечивается максимальное воздействие между учениками с разными способностями;

    2. «Слабые» попадают под опеку «сильных» и при правильном построении задания приобретают максимум знаний и опыта;

    3. В каждой группе есть сильный ученик, который может стать помощником учителю во многих случаях при работе в группах.

    -  тематические группы: в состав входят ученики с разными точками зрения.

    - базовые группы: формируемая учителем на длительный срок, в соответствии с некоторыми принципами:

    1. Группы формируются в начале учебного года/четверти/месяца;

    2. Группа должна быть разнородной, т.к. необходимо избегать наличия в одной группе учеников, которые своим чрезмерным общением друг с другом могут помешать эффективной работе.

    - произвольные группы, которые подразумевают деление на группы по произвольному признаку (месяц рождения, любимый цвет и т.п.). Преимущества типа:

    1. Гарантируется максимальная объективность деления на группы, поскольку оно носит случайный характер;

    2. Уместно использовать такой способ деления групп в начале первого года обучения, когда ученики еще плохо знают друг друга;

    3. Процесс формирования групп таким способом вносит разнообразие и элемент игры;

    4. При временном переходе из базовой группы в произвольную ученики получают разные социальные роли.

    Так чему же учит групповая работа?

    - сотрудничать,

    - ставить вопросы,

    - решать проблемы,

    - договариваться,

    - слушать других,

    - убеждать других,

    - отвечать за себя.

    Итак, групповая работа способствует развитию коммуникативной компетентности и даёт возможность для самореализации в конкретном виде работы. Только в сотрудничестве (ученик – субъект + объект) легче учесть индивидуальные потребности, интересы и способности ребёнка. Такая форма работы может применяться для решения почти всех основных дидактических проблем: решения задач и упражнений, закрепления и повторения, изучения нового материала.



    Предварительный просмотр:

    Антонова Регина Викторовна

    педагог дополнительного образования

    ГБОУ Гимназия №642 «Земля и Вселенная»

    Василеостровского района Санкт-Петербурга

    Современные педагогические технологии на занятии в системе дополнительного образования

    Понятие «Современные педагогические технологии» – это основополагающие модели организации работы с детьми педагогами любого профиля в области основного или дополнительного образования.

    Благодаря использованию педагогических технологий образовательный процесс становится:

    - управляемым

    - системным

    - результативным

    - гибким

    - современным

             Технология развивающего обучения, направленная на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения.

    В практике применяются следующие образовательные технологии:

    1. Технология развивающей среды.

    2.  Личностно - ориентированные технологии.

    3.  Информационно-коммуникативные технологии.

    4. Здоровье сберегающая технология с целью укрепления здоровья детей. Учитываю возрастные особенности детей и их психофизические возможности.

    5. Педагогика сотрудничества. Использую в работе равноправный союз с обучающимися, учитывая то, что каждый ребёнок имеет право на свою точку зрения.

    6. Метод проектов. Этот метод создаёт благоприятные условия для проявления творческого потенциала учащихся.

    7. Технология педагогической диагностики. Эта технология способствует выявлению потенциальных возможностей детей.

    Любое занятие включает в себя объединение нескольких технологий. Подробнее остановлюсь на некоторых из них.

    Личностно – ориентированное обучение

    Каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории с учётом индивидуализации и дифференциации обучения.

    В своей работе активно использую три основные технологии личностно - ориентированного обучения:

    - технология уровневой дифференциации

    - технология проектной деятельности

    - игровые технологии

    - информационно-коммуникационные технологии

    Технология уровневой дифференциации

    Цель технологии уровневой дифференциации:

    ∙ обеспечение достижения всеми учащимися базового уровня подготовки по предметам;

    ∙ создание условий учащимся, проявляющим интерес и способности к предмету для усвоения материала на более высоком уровне.

    В основе данного метода:

    ∙ индивидуализация обучения;

    ∙ дифференцированный уровень требований;

    ∙ материал дается всем учащимся на довольно высоком уровне, а проверка знаний, умений и навыков ведется на трех разных уровнях;

    ∙ от ученика требуется то, что он в состоянии усвоить.

    Учебная деятельность предполагает четкое планирование учебного процесса:

    ∙ уроки объяснения

    ∙ уроки тренировочные

    ∙ уроки помощи и взаимопомощи

    ∙ уроки проверки ОРО (обязательные результаты обучения)

    ∙ уроки проверки усвоения темы (тематические зачеты)

    Результаты:

    ∙ Позволяет детям реально оценивать свои возможности

    ∙ Повышается интерес к предмету

    ∙ Между педагогом и ребёнком устанавливаются партнерские отношения

    ∙ Снижается психологическое напряжение во время занятий

    ∙ Повышается качество знаний

    Общеизвестно, что в одном творческом объединении занимаются дети, которые отличаются как своими способностями, так и отношением к работе. Поэтому изучаемый материал воспринимается ими неравномерно.

    ∙ Ученики с высшими учебными возможностями усваивают новый материал быстро, они свободно выполняют упражнения, решают задачи. У этих учащихся проявляется высокая самостоятельность. Владея навыками самостоятельной работы лучше своих одноклассников, они могут свободно работать без постоянного надзора учителя. Эти учащиеся нуждаются в заданиях повышенной степени трудности.

    ∙ Ученики с высокими учебными возможностями имеют прочные знания. Они обладают несколько меньшим потенциалом, чем ученики первой группы, но усваивают материал почти на том же уровне. Эти учащиеся хорошо учатся, работают в быстром темпе. Однако нуждаются в некотором корректировании их деятельности, периодическом контроле за их учебными действиями.

    ∙ В третью группу входят учащиеся со средними учебными возможностями. Отдельные из них, обладая высокой обучаемостью, характеризуются низкой учебной работоспособностью. У них нет прилежания, высокой целеустремленности в учебной деятельности. Эти ученики нуждаются в том, чтобы их деятельность тщательно направлялась, осуществлялся оперативный контроль за их работой. В этой же группе ученики с типичными средними показателями в обучаемости. Эти учащиеся медленнее, чем их одноклассники из первой группы, усваивают понятия и всю систему знаний. В процессе учебной деятельности они не всегда могут напряженно работать, тщательно выполняют задание учителя только некоторые из них. При организации учебной деятельности учащихся этой группы необходимо строго соблюдать постепенность перехода от простых к сложным. Причем им необходимо выполнить большее число стандартных упражнений, т.е. приобрести определенные навыки.

    ∙ Четвертая группа - ученики с низкими учебными возможностями. Они отличаются тем, что имеют низкий уровень обучаемости. Эти ученики без помощи учителя работать не могут, они не проявляют умственной самостоятельности, отличаются низким темпом усвоения знаний. Чтобы организовать продуктивную деятельность учащихся, необходимо осуществлять на отдельных этапах урока дифференцированное обучение.

    На уроках химии можно использовать индивидуальные самостоятельные работы, которые предназначаются для всех учащихся класса, но в них учитываю разный уровень. Предлагаю задания разной степени трудности. Все эти задания предусматривают знание одного и того же учебного материала, но отличаются тем, что требуют для выполнения различных умственных действий. Облегченный материал содержит большую часть индивидуализации, нужной для выполнения задания. В этом случае указывается и путь решения, поскольку приведены оба реагирующих вещества. Во 2 варианте содержится меньше информации: ребята сами должны правильно выбрать для реакции другое вещество. Вариант повышенной трудности дает учащимся минимум информации и совсем не указывает, каким путем идти к его решению. Также использую и дифференцированно групповые формы на уроках. Групповая форма рациональна при изучении несложных теоретических понятий. Эта форма организации работы способствует повышению интереса к учебной деятельности, уровня продуктивности у всех учащихся. При этой форме каждая группа учеников работает над выполнением заданий, соответствующих их учебным возможностям.

    Дифференцированное обучение использую на всех этапах урока: при проверке и закреплении знаний, работе с методическими пособиями, проведении практических работ.

    Метод проектов

    Сегодня остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности. Поэтому в межаттестационный период я начала изучение педагогической технологии – метод проектов.

    В основе этого метода лежит творчество ребят, проявление инициативы и самостоятельности.

    Проекты при этом могут быть небольшие (на одно занятие) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома.

    Таким образом, у меня складывается следующая система. Сначала я даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем проводятся практические занятия, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу декоративно-прикладное творчество. Но в то же время, эти занятия имеют конечной целью выполнение проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.

    Проектная деятельность по своей тематике выстраивается согласно образовательным линиям и разделам программы.

    Образовательный процесс реализуется через разработанную мной программу «Декоративно-прикладное творчество».

    Содержание программы представлено блок – схемой, которая помогает каждому ребёнку выбрать тему своего проекта.

    Результат проектной деятельности – это прежде всего ход самой деятельности (сама деятельность), а продукт (игрушка-подушка, игрушка-сувенир) – это одно из воплощений замысла, он помогает представить каков был замысел решения проблемы проекта.

    Игровые технологии

    1. Анализируя свои педагогическую деятельность, отмечу, что в своей повседневной работе я стараюсь повысить эффективность каждого занятия, увеличить их практическую направленность. Считаю необходимым создание ситуации успеха для каждого учащегося. Считаю, что обучение может быть успешным, если есть мотив и интерес. Поэтому на своих занятиях прибегаю к использованию игровых технологий

    2. Проведение занятий в игровой форме даёт мне возможность:

    3. Повысить интерес детей к изучаемому материалу;

    4. Глубже раскрыть способности обучающихся;

    5. Развить и закрепить умения и навыки самостоятельной работы, стремление к творческому поиску.

    Формы занятий

    Занятия-соревнования, игры:

    КВН.

    Ролевая игра.

    Викторина.

    Турниры.

    Кроссворд

    Занятия, основывающиеся на развитии творческих и коммуникативных способностей:

    Занятие – диалог.

    Занятие – путешествие.

    Занятие – исследование

    Занятие – соревнование

    Мастер-класс

    Для игровых форм занятия характерно:

    -моделирование определенных видов практической деятельности;

    -моделирование условий, в которых протекает деятельность;

    -наличие ролей, их распределение между участниками игры;

    -различие ролевых целей участников игры и наличие общей цели у всего игрового коллектива;

    -групповое или индивидуальное оценивание деятельности участников игры.

    Этапы игры:

    - Предварительная подготовка /группа разбивается на команды, домашнее задание/.

    - Игра.

     - Заключение по занятию: выводы о работе участников игры и мини - выставка.

    Схема игры «Пальчиковые сказки»

    1. Отправляемся в театр (знакомство с «пальчиковым театром»)

    2. Подготовка к спектаклю (выбор персонажа для работы)

    3. Репетиция (изготовление игрушки)

    4. Генеральная репетиция (Оживление персонажа)

    5.Спектакль (Играем своими руками)

    6. Овации - подведение итогов. Мини выставка работ.

    Здоровьесберегающие технологии

    Изучаю и активно внедряю в практику своей работы здоровьесберегающие технологии.

    Работу по здоровьесбережению веду по нескольким направлениям.Это просветительские беседы, классные часы; праздники, дни здоровья, конкурсы, пропагандирующие здоровый образ жизни

    При реализации здоровьесберегающих технологий необходима рациональная организация занятий:

    - Соблюдение норм СанПин при проведении занятий и внеурочных мероприятий.

    - Организация двигательной активности.

    - Проведение на занятии в момент утомления физкультминуток, гимнастики для глаз и пальчиков.

    - Построение учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей здоровья каждого ребёнка.

    - Частая смена видов деятельности на занятии.

    - Элементы релаксации (улыбкотерапия, упражнения «Послушай и нарисуй», «Роняем руки»)

    - Прогулки на свежем воздухе с включением подвижных игр.

    Информационно-коммуникационные технологии позволяют:

    ∙ визуализировать учебный материал,

    ∙ проводить лабораторные работы с помощью компьютерных программ,

    ∙ повышать мотивацию обучения на уроке,

    ∙ повышать уровень индивидуализации и дифференциации обучения,

    ∙ организовывать оперативный контроль за усвоением знаний,

    ∙ осуществлять тренировку в процессе обучения и самоподготовку учащихся,

    ∙ проводить исследовательскую работу.

    В практике мною применяются следующие здоровьесберегающие технологии:

    1. Физкультминутки;

    2. Пальчиковая гимнастика;

    3. Подвижные игры на свежем воздухе;

    4. Релаксационные упражнения;

    5. Уроки здоровья

    Перечисленные технологии являются ведущими в моей работе, они позволяют результативно реализовывать идеи компетентностного подхода.

    Применение современных образовательных технологий дало положительную динамику роста развития воспитанников, которую отслеживаю при систематическом проведении мониторинга.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Аналитическая деятельность педагога дополнительного образования как необходимое условие эффективного формирования его профессиональной компетентности

    Сегодня не нужно никого убеждать в важности и необходимости формирования аналитической компетентности у каждого работника образования. Организация образовательного процесса с учетом грамотного педагог...

    Анализ деятельности педагога дополнительного образования

    Ежегодный анализ-отчет педагога дополнительного образования объединения "Зарница"....

    ««Современные подходы к деятельности педагога дополнительного образования детей (оригами)» Аттестационная работа «Морское путешествие»

    Для более увлекательного и интересного изучения оригами, в данной работе я использую прием сочинения сказки. Тема: «Морское путешествие».  Я рассказываю сказку собственного сочинения. Сказка про ...

    Статья на тему: "Формирование познавательных универсальных учебных действий посредством организации групповой работы с использованием сингапурской системы на уроках окружающего мира"

    Формирование познавательных универсальных учебных действий посредством организации групповой работы с использованием элементов сингапурской системы на уроках окружающего мираИ.В. Гриманова, руководите...

    Деятельность педагога дополнительного образования в аспекте требований ФГОС

    Дополнительное образование является сегодня актуальным полноценным и необходимым компонентом системы непрерывного образования, оно направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, ...

    Деятельность педагога дополнительного образования в условиях реализации ФГОС

    Статья о деятельности педагога дополнительного образования...

    Деятельность педагога дополнительного образования в условиях обновления образования.

    В свете обновления образования деятельность педагога дополнительного образования должна способствовать определению и дальнейшему развитию потенциальных возможностей ребёнка.Разберём тему "деятель...