Выступление на педсовете "Формирование мотивации у учащихся начальной школы при изучении иностранного языка" 2011 г.
консультация по иностранному языку на тему

Егорина Ирина Михайловна

Рассматриваются вопросы формирования мотивации у младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете 5 .03.11 Егориной И.М., учителя английского языка

Формирование мотивации учащихся начальной школы при  изучении иностранного языка

Мотива́ция (от lat. «movere») — побуждение к действию; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Формирование уже в начальных классах мотивов, придающих дальнейшей учебе ребенка значимый для него смысл, является крайне необходимым, без чего дальнейшая учеба школьника может оказаться просто невозможной. Сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения и не оказывает на него какого-либо воздействия, а, следовательно, и не вызывает какой-либо деятельности. Только та информация, которая как-то созвучна его потребностям, подвергается эмоциональной (оценочной) и умственной (рациональной) переработке. В результате ребенок получает импульс к последующей деятельности. Поэтому учителю очень важно знать потребности его учеников, форму этих потребностей в настоящее время, будущие потребности, которые могут возникнуть у детей.

     Что касается младшего звена, то работа с мотивацией начинается у нас еще в детском саду, с 4-летнего возраста. Здесь есть большое преимущество, потому что легко включить в образовательный процесс интересы детей: игрушки, игры, картинки, сценки, шутки. Таким образом,  в начальную школу основная часть детей приходит уже не без мотивации.

     Далее, начиная с 1 класса, над всеми образовательными задачами мы работаем столько, пока не получится у каждого, чтобы дети смогли почувствовать успешность и уверенность в своих силах.  При  этом дети приучаются четко осознавать какова цель урока и какими средствами ее можно достичь и всегда анализировать результаты своей работы. Каждый ребенок знает свои минусы и понимает, как от них избавиться.

     Содержание учебного материала должно быть, конечно, вполне доступно учащимся, должно исходить из имеющихся у них знаний и опираться на них и на жизненный опыт детей, но в то же время материал должен быть достаточно сложным и трудным.

Совершенно очевидно, что информационно бедный материал не обладает мотивационным эффектом, не вызывает и не формирует положительных устойчивых мотивов учебной деятельности.

     Большое значение имеет включение всех учащихся в активную учебную работу, так как только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация. Важно, чтобы ребенок ценил деятельность саму по себе, вне зависимости от тех благ, которые она может ему принести (хорошую отметку, престижное положение и т.д.). Возникновению такой оценки может способствовать наблюдение за чужой деятельностью, за оценкой этой деятельности другими. Когда ученик, работая коллективно в группе, находясь в тесном общении с ребятами, наблюдает, какой большой интерес вызывает деятельность у товарищей, какую ценность представляет для них эта работа, то он сам начинает ее ценить, начинает понимать, что учебная работа может представлять значимость сама по себе. А это способствует включению ученика в активную учебную работу, которая постепенно становится его потребностью и приобретает для него ценность, что приводит к становлению мотивации учения. С психологической точки зрения важна не любая мотивация учебной работы учащихся, а такая, которая основана, главным образом, на познавательной потребности и интересе учащихся, на признаваемой ими результативно-процессуальной ценности этой деятельности. Между тем, учителя с момента появления ребенка в школе нередко пользуются отметкой как мотивирующим средством, как средством побуждения ученика к активной работе. Однако тем самым они сдвигают центр мотивационной сферы его деятельности с самой деятельности, с ее результата и процесса на оценку деятельности, то есть на что-то внешнее по отношению к этой деятельности. Отметка в этом случае приобретает в глазах школьника самодовлеющую ценность и заслоняет подлинную ценность его деятельности

Деятельность учащихся, не подкрепленная в должной мере познавательной потребностью и интересом, направленная на внешние ее атрибуты, на оценку, становится недостаточно эффективной. Это приводит к тому, что отметка для многих учащихся перестает играть мотивирующую роль, а тогда и сама учебная работа теряет для них всякую ценность.

Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у детей адекватной самооценки работы, ее рефлексии. Балльная отметка должна занимать в оценочной деятельности учителя второстепенное место. Особенно осторожно надо использовать в текущем учете неудовлетворительные отметки, а на первых порах обучения, по-видимому, лучше вовсе не использовать. Вместо этого надо просто указывать на имеющиеся пробелы в работе, отмечая, что того-то и того-то ребенок еще не знает, пока не усвоил, не умеет.

     

     Обязательным условием формирования мотивации учащихся начальной школы является приучение их к быстрому темпу деятельности (дети входят в азарт в хорошем смысле слова). Если в начальной школе не приучить детей работать быстро, у них развивается лень и скука и тогда мотивировать ребенка трудно.

     

     Другим обязательным условием является настрой на радость от учения, поддержание положительных эмоций. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мы формируем радостный настрой на контрольные работы и экзамены. Дети воспринимают контрольные работы, экзамены и открытые уроки как праздник знаний (возможность порадоваться самим, чему научились, и порадовать других). Поэтому нередко дети просят дать им контрольную работу даже в предпраздничный день, и после празднования Нового года несутся на урок, едва сняв карнавальные костюмы, при этом все хотят отвечать и игнорируют звонок с урока, не желая идти на перемену. Дети очень любят работать с грамматикой, даже если не все сразу получается, а ведь это самый трудный вид деятельности для учащихся начальной школы.

     

     Таким образом, основные элементы, на которых базируется формирование мотивации в начальной школе, это: познавательная потребность и интерес, активность, успешность, радость от своей деятельности и рефлексия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ...

Современные технологии как средство повышения мотивации обучения учащихся начальной школы

Современные технологии как средство повышения мотивации обученияучащихся начальной школы...

Формирование мотивации изучения и сохранения здоровья учащимися начальной школы.

В статье написано о работе школы по формированию мотивации к сохранению здоровья и ЗОЖ у учащихся начальных классов....

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ РОДНОГО КРАЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

          Язык является важнейшим источником познания истории и культуры народа, он несет в себе социокультурную информацию, хранит сведения об этносе, этапах и особенн...

Роль курса «Английский язык. Авторы: Верещагина И. Н., Притыкина Т. А., издательство Просвещение 2021г.» в формировании учебной мотивации у учащихся начальной школы

УМК «Английский язык.  Авторы: Верещагина И. Н., Притыкина Т. А., издательство Просвещение 2021г.»  обеспечивает высокий уровень мотивации учащихся. Содержание УМК базируется на ...