Статья.Условия реализации индивидуальной траектории преодоления общеучебных трудностей ученика начальных классов с ОВЗ
статья на тему

Невзорова Наталья Сергеевна
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания [4].

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Невзорова Н.С.

МАОУ «СОШ» №5 г.Сатка

Условия реализации индивидуальной траектории преодоления общеучебных трудностей ученика начальных классов с ОВЗ

Развитие национальной системы образования обусловливает пересмотр существующей системы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. В этой связи повышается роль инклюзивного образования, направленного на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения применительно к мобильной экономике. На образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) совместно с другими обучающимися указывает Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [8]. Кроме того, в настоящем Федеральном законе рассматриваются условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ. Программа коррекционной работы согласно ФГОС начального общего образования должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования [5].

        Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания [4].

       Анализ психолого-педагогической литературы показал, что изучение детей с ОВЗ является актуальной проблемой современности. Клиническое изучение детей данной категории позволило установить этиологию и клинические варианты данной формы отклонения в развитии (Т.А.Власова, К.С.Лебединская, М.С.Певзнер и др.). Психолого-педагогические исследования выявили, что у детей с ОВЗ наблюдаются разные нарушения развития: нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития (В.И.Лубовский, Т.В.Егорова, Т.Н.Капустина, Н.А.Никашина, Р.Д.Тригер, Н.А.Цыпина, С.Г.Шевченко и др.).

        Как правило, общеучебными трудностями детей с ОВЗ являются трудности произвольной организации, замедленность или импульсивность, легкая отвлекаемость, быстрое утомление, трудности концентрации внимания, нарастание затруднений при длительном выполнении заданий одного типа и пониженный уровень мотивации к учебной деятельности. К индивидуальным трудностям могут относиться сложности с переработкой слуховой, зрительной или зрительно-пространственной информации, недостаточность развития мелкой и крупной моторики, особенности развития эмоционально-волевой сферы и многие другие [1].

         В нашем исследовании мы рассматриваем начальную ступень образования, так как именно в младшем школьном возрасте у детей формируются особенности эмоционально-личностной сферы и поведения, происходит развитие самоотношения, самоконтроля в учебно-познавательной деятельности, связанные с заболеванием,  что приводит к нарушениям социализации и трудностям социально-психологической адаптации. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей также предусмотрено в ФГОС начального общего образования. Таким образом, перед нами встает необходимость реализации индивидуальной траектории преодоления общеучебных трудностей ученика с ОВЗ.

         Индивидуальная траектория преодоления общеучебных трудностей рассматривается нами как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика с ОВЗ в образовании. Под личностным потенциалом ученика с ОВЗ понимается совокупность его оргдеятельностных, познавательных, творческих и иных способностей. Задача индивидуальной траектории состоит в построении для каждого ученика с ОВЗ индивидуальной траектории своего образования, соотносящейся с общепринятыми достижениями человечества [9].

        При реализации индивидуальной траектории преодоления общеучебных трудностей ученика начальных классов с ОВЗ нами выделяются следующие организационно-педагогические условия реализации:

        1. Составление индивидуальной карты ребенка, включающей краткую психолого-педагогическую характеристику ребенка, цель и задачи коррекционно-развивающей работы, содержание программы, а также требования к уровню подготовленности ребенка, которые позволяют оценить полноту реализации содержания индивидуальной траектории на уровне динамики тех или иных составляющих психофизического развития ребенка.

        2. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка, реализующее коррекционную программу для ребенка с ОВЗ. В соответствии с концепцией новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального образования, одной из задач школы на данной ступени становится формирование у всех обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться  [5]. В связи с этим, важным направлением работы специалистов психолого-педагогичесого сопровождения становится помощь учителю в формировании соответствующего возможностям ребенка с нарушениями физического и (или) психического здоровья уровня развития универсальных учебных действий. Кроме того, в реализации индивидуальной траектории преодоления общеучебных трудностей ученика начальных классов с ОВЗ делается основной акцент на развитие самоконтроля в учебно-познавательной деятельности. Д.Б.Эльконин ввел понятие самоконтроля в учебно-познавательной деятельности как обязательного компонента учебной деятельности и понимает это умение как контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий. Д.Б.Эльконин считает, что формирование у учащихся с ОВЗ контроля за процессом, за правильностью выполнения операций и их последовательностью - не только средство усвоения основного учебного действия, но и средство формирования эмоционально-личностной сферы и поведения [10].

        3. Организация освоения образовательной программы. Индивидуальная образовательная траектория в данном разделе касается только тех общеучебных навыков, в освоении которых ребенок с ОВЗ может испытывать реальные трудности. При определении направлений поддержки ребенка, подборе тактик и приемов педагогической деятельности учитель, как и все остальные специалисты, опирается на знание возможностей ребенка, его сильных сторон, а также точное понимание его возможных затруднений.

        4. Формирование социальной компетентности у ребенка. Современное образование в соответствии с содержанием образовательных стандартов [5] нацелено на овладение учащимися такими компетенциями, которые позволят им самореализовываться в дальнейшей жизни, получать удовольствие от процесса образования и достижения результатов, разделять ответственность за свое учение с педагогами. Без получения метакомпетенций (умения самостоятельно работать, самостоятельно решать проблему и др.) и без адаптивных навыков ребенок с ОВЗ не будет готов к реальной жизни, где ему предстоит играть множество жизненных ролей. Огромное значение придается использованию динамических, интерактивных форм организации учебного процесса и определению предметного содержания, позволяющего гибко приспосабливать его к индивидуальным потребностям учащихся, а также смещению акцента на самостоятельную работу учащихся [5]. Актуальность данного условия обусловливает модель «Российское образование - 2020», в которой говорится о том, что современному младшему школьнику необходимо обладать практическими знаниями и навыками, которые способствуют саморазвитию и самосовершенствованию [2].

        5. Создание «безбарьерной» образовательной среды для детей с ОВЗ предполагает не только специальные приспособления в помещениях школы, оборудование рабочего места; тактильные и зрительные поддержки и др. По мнению С.Е.Гайдукевича, средовой подход исходит из признания трех равноправных участников образовательного процесса: педагога, ребенка и окружающей среды [7]. При этом основная задача педагога — превратить среду в образовательную, сделать из нее своего активного союзника и помощника. С другой стороны, по мнению авторов пособия «Доступная среда для инвалидов», термин «безбарьерная» образовательная среда определяется как среда, которая создает наиболее легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей и способствует их независимому образу жизни [3]. Нам представляется, что в процессе работы по направлению создание «безбарьерной» образовательной среды коллектив школы может руководствоваться этими двумя подходами, в которых акцент делается не только на преобразования предметной среды, но и на межличностное взаимодействие ученика с ОВЗ с педагогом.

         6. Согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по индивидуальной траектории преодоления общеучебных трудностей. Определяет целесообразность подобного образования школой на основании четко выраженного желания ребенка и согласия его родителей.

        Таким образом, мы приходим к выводу, что образование, получаемое детьми с ОВЗ в начальных классах, нацелено не только на когнитивную парадигму, формирование знаний и коррекцию нарушений познавательной деятельности, но и социальное развитие, социальную адаптацию личности. Именно поэтому особую значимость приобретает реализация индивидуальной траектории преодоления общеучебных трудностей ученика начальных классов с ОВЗ, описывающая не только требования к организации предметной среды обучения, но и включающая условия формирования социального мышления, социализации учащихся, их интеграции в обществе.

Список литературы

  1. Банч Г. Поддержка учеников с нарушением интеллекта в условиях обычного класса. Пособие для учителей (пер. с англ.) / Под ред. Н.В. Борисовой. —М., РООИ «Перспектива». - 2008
  2. Волков, А.Е. Модель «Российское образование -2020» / А.Е. Волков и др. // Вопросы образования. – 2008. – № 1. – С. 32-64.
  3. Доступная среда для инвалидов. Иллюстрированное справочное пособие / РООИ «Перспектива». - 2003
  4. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения [Электронный ресурс] / Н.Н. Малофеева, О.С. Никольской, О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой. - Режим доступа: URL: http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195 [дата обращения: 10.09.2016].
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. № 15785)
  6. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе Методические рекомендации для учителей начальной школы [Электронный ресурс] / Серия «Инклюзивное образование». – Режим доступа: URL: http://psychlib.ru/resource.php/pdf/documents/DRi-2012.pdf#page=1 [дата обращения: 9.09.2016].
  7. Средовый подход в инклюзивном образовании [Электронный ресурс] / С. Е. Гайдукевич. - Режим доступа: URL: http://www.redcross-irkutsk.org/upload/catalog/files/products/inkl_obraz_2007.pdf [дата обращения: 11.09.2016].
  8. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года
  9. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: / Пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 383 с.
  10. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). — М.: Тривола, 1994. — 168 с, ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ученику начальных классов с трудностями в обучении?

Статья посвящена вопросам педагогического сопровождения слабоуспевающих учеников начальной школы. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается  учителем начальных классов в системе инд...

Программа индивидуальной траектории преодоления трудностей по русскому языку учащегося с проблемами здоровья.

Назначение программы: психолого-педагогическое сопровождение обучающегоя с ограниченными возможностями здоровья по предмету: "Русский язык"....

«Программа индивидуальной траектории преодоления трудностей по русскому языку»

Индивидуальная образовательная траектория -   персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последо...

Статья на тему: "Психологические трудности, возникающие у учеников начальных классов при изучении иностранного языка."

В данной статье рассказывается о психологических трудностях, возникающих у учеников начальных классов при изучении иностранного языка и наиболее эффективных способах их преодоления....