Творческая и проектная деятельность на кружке "Эрудит"-3 класс
рабочая программа (3 класс)

Соломяная Лариса Васильевна

В данной публикации представлены цели и задачи работы кружка"Эрудит"-3 класс. Дано календарно-тематическое планирование, представлены возможные технологии,УУД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия №155 Центрального района Санкт-Петербурга

Рекомендована 

к использованию решением

Педагогического совета

Протокол №_______от_________

«Утверждено»

Директор

Шуйская О.Е /_________/

Приказ № _________

от «___»_________2019 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  внеурочной деятельности

 

Соломяной Ларисы Васильевны, учителя начальных классов

кружок «Эрудит» 

3  класс

                                   2019/2020 учебный год

Пояснительная записка.

Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:

  • «…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
  • Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
  • Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного)общего образования.
  • Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика(включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»

 (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2017. с.6.).

Направленность программы «Занимательная математика» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.

          Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.

Цель и задачи программы

Цель:

Создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

Задачи:

  • создание условий для формирования и развития практических умений    обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и   приемы;
  • развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
  • формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер;
  • повышение математической культуры ученика;
  • воспитание настойчивости, инициативы;
  • развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.

Основные идеи, принципы и подходы, реализуемые в программе

Принципы программы:

  • Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

  • Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  • Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.

  • Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Предполагаемые результаты.

Занятия в кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися;
  • успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач
  • оформление математических газет
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа
  • работа в парах, в группах
  • творческие работы
  • экскурсия

Основные требования к уровню математической подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

Основной программный материал курса математики в начальных классах

Учащиеся должны уметь:

Творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника) - деятельностный компонент, позволяющий соблюдать баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения, т.е. обладать не только предметными, но и универсальными (надпредметными) компетентностями, определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач

Виды контроля знаний

В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:

  • Участие в математических конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах, олимпиадах
  • Выпуск математических газет

Календарно – тематическое планирование

Кружка Эрудит

№ п/п

Тема занятия

Кол час

Виды деятельности

           Дата

План       Факт

1

Что дала математика людям? Зачем её изучать?

1

решение задач и ребусов

2

Старинные системы записи чисел.

1

решение задач и ребусов

3

Иероглифическая система древних египтян.

1

решение задач и ребусов

4

Римские цифры.

1

решение задач и ребусов

5

Как читать римские цифры?

1

решение задач и ребусов

6

Решение занимательных задач. Учимся отгадывать ребусы.

1

составление математических ребус конкурс на лучший математический ребус

7

Пифагор и его школа.

1

работа с информацией презентации, викторина

8

Бесконечный ряд загадок.

1

конкурс на лучшую загадку

9

Архимед.

1

работа с информацией презентац

10

Умножение.

1

решение задач и ребусов

11

Конкурс знатоков.

1

решение нестандартных заданий

12

Деление.

1

решение задач и ребусов

13

Делится или не делится.

1

решение задач и ребусов

14

Решение логических задач.

1

схематическое изображение задач

15-16

Проектная деятельность «Газета любознательных»

2

конкурс на лучшую математическую газету

17

Математический КВН.

1

работа в группах

18

Старинные меры длины.

1

работа с информацией презентации

19

Задачи – смекалки.

1

решение задач и ребусов в парах

20

Решение олимпиадных задач. Международная игра «Русский медвежонок»

1

решение заданий повышенной трудности

21

Экскурсия в компьютерный класс.

1

экскурсия, конкурс рисунков

22

Компьютерные математические игры

1

решение задач и ребусов

23

Время. Часы.

1

работа с информацией презентац

24

Математические фокусы

1

решение задач и ребусов

25

Интеллектуальный марафон

1

работа в группах        

26

Фразеологизмы.

1

исследов. работа «Почему так?»

27

Решение задач и ребусов. Международная игра «Кенгуру».

1

решение нестандартных заданий

28

Денежные знаки.

1

работа с информацией презентац

29-30

Решение логических задач повышенной трудности.

2

схематическое изображение задач

31

Конкурс «Царица наук»

1

работа в группах

32

Задачи с многовариантными решениями.

1

решение заданий повышенной трудности

33

Решение задач повышенной трудности.

1

решение заданий повышенной трудности

34

Игра «Смекай, решай, отгадывай».

1

работа в группах        

35

Час занимательной математики.

1

работа в группах        

36

Круглый стол «Подведём итоги».

1

кол-ая раб. по сост. отчета

Всего:

 36

Список литературы

  1. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб2016
  2. Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. М.: Айрис – пресс,2018
  3. Максимова Т. Н. Олимпиадные задания. 3-4 кл. М.: «ВАКО», 2011
  4. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2018
  5. Н.В.Тутубалина Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста
  6. Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2017
  7. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2015
  8. Занимательные задачи для маленьких. Москва 2018
  9. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

10 .Кенгуру -2018- 2019 . Задачи, решения, итоги.

11.Русский медежонок -2018-2019.Задания для 3 классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая разработка Проектная деятельность учащихся Тема: «Моя родословная. Создание генеалогического древа»

Сценарий мероприятия "Моя родословная". Разработка по организации проектной деятельности младших школьников во внеурочное время. Предназначено учителям начальных классов, воспитателям групп продл...

Роль проектной деятельности для учащихся начальных классов

На современном этапе проектная деятельность играет большую роль в воспитании и развитии учащихся младших классов...

Проектная деятельность учащихся 3-б класса. Тема проекта «Сколько весит школьный ранец?»

Мы отовсюду слышим, что здоровый позвоночник и правильная осанка – это очень важно, потому что от этого зависит здоровье всего организма. •Из 11 учеников нашего класса 8 имеют инвалидность. Поэто...

Родительское собрание Организация проектной деятельности с учащимися 2 класса

Сформировать понятие о творческой проектной деятельности, познакомить с  актуальностью и содержанием данной деятельности.Способствовать овладению родителями умением оказать помощь своим родителям...

Мастер-класс «Организация проектной деятельности в 1-4 классах в рамках реализации ФГОС»

Мастер-класс «Организация проектной деятельности  в 1-4 классах в рамках реализации ФГОС».На сайте  данная презентация представлена в формате .pdf , в оригинале презентация доступна по ссылк...

Использование возможностей творческой и проектной деятельности на уроках ОРКиСЭ. На примере творческого проекта «Преподобный Сергий Радонежский – духовный маяк Земли Русской»

Представление  творческого проекта «Преподобный Сергий Радонежский – духовный маяк Земли Русской». Проект посвящён 700-летию преподобного Сергия Радонежского в рамках школьного курса по духовно-н...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Введение в проектную деятельность" для 1-4 классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Введение в проектную деятельность" для 1-4 классов.Цель программы: развитие познавательной активности младших школьников, их творческих способно...