Статья " Навык смыслового чтения как средство ориентации в большом потоке информации"
презентация к уроку

Ягодко Любовь Ивановна

Статья посвящена проблеме формирования навыка смыслового чтения как средства ориентации в потоке информации, с которым при­ходится сталкиваться современному человеку. Автором рассмотрены некоторые приёмы и особенности смыслового чтения, способствующие развитию информационной компетентности младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Любовь Ивановна Ягодко,

средняя общеобразовательная школа № 2,

пгт Чернышевск, Забайкальский край, Россия

Навык смыслового чтения как средство ориентации

в большом потоке информации

Статья посвящена проблеме формирования навыка смыслового чтения как средства ориентации в потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку. Автором рассмотрены некоторые приёмы и особенности смыслового чтения, способствующие развитию информационной компетентности младших школьников.

Ключевые слова: приёмы смыслового чтения, развитие, информационная компетентность

Lyubov Ivanovna Yagodko,

Secondary School No.  2,

Chernyshevsk, Zabaykalsky Krai, Russia

Skill of Semantic Reading as aMeans of Orientation in aHuge Stream of Information

This article is devoted to the problem of the formation of the skill of semantic reading as ameans of orientation in ahuge stream of information that amodern person has to face. The author has considered some techniques and features of semantic reading, contributing to the development of information competence of younger students.

Keywords: semantic reading techniques, development, informational competence

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики стали успешными в быстро меняющемся мире и были способны к непрерывному образованию. На современном этапе развития общества каждый человек постоянно сталкивается с большим потоком информации. Если учесть, что объём имеющейся информации каждое десятилетие удваивается, то, безусловно, начиная с первой ступени обучения, ребёнку просто необходимо постепенно от года к году овладевать информационной компетентностью.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования отмечает, что в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией, которые рассматриваются как универсальные учебные действия [3]. К элементарным навыкам работы с информацией относятся: навык поиска, анализа, обработки, хранения и представления информации.

Статьи учебников, публицистическая литература, сеть Интернет, литературные произведения, формулировки правил в учебниках несут в себе определённую информацию, работа с которой развивает у ребёнка информационную компетентность. Бесспорно, овладевать информационной компетентностью обучающимся помогает навык смыслового чтения.

Стоит заметить, что в методике преподавания литературного чтения принято характеризовать навык чтения, называя четыре его составляющие: правильность, беглость, выразительность и сознательность. Сознательность чтения в методической литературе последнего времени интерпретируется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Способность к пониманию читаемого развивается у детей постепенно, в процессе всей учебно-познавательной деятельности, одновременно с развитием логического мышления, а также с накоплением знаний и первичного опыта.

Чтение любого текста предусматривает словарную работу. Работа над лексическим значением слов развивает логическое мышление, так как, работая с понятиями, дети не только обогащают словарный запас, но и устанавливают всевозможные связи между этими понятиями.

В современной школе меняется содержание образования, меняются и образовательные технологии. Остановимся на некоторых приёмах по формированию смыслового чтения, которые имеют весомое значение в становлении ребёнка-читателя. Смысловое чтение оказывает положительное воздействие на мотивацию к процессу чтения, а также развивает информационную компетентность обучающихся.

Суть приёма «Задай вопрос» состоит в том, что перед изучением учебного текста ребятам ставится задача составить к нему список вопросов. В учебнике Л. Ф. Климановой «Литературное чтение» для 2-го класса к стихотворению И. Токмаковой «Опустел скворечник» даётся задание: «Попробуй сам составить вопросы к стихотворению. Запиши их в рабочую тетрадь». Чтобы правильно сформулировать вопрос, ученик понимает, что должен ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…».

«Технология продуктивного чтения» базируется на работе с текстом до чтения, во время чтения и после чтения. Данная технология служит средством формирования универсальных учебных действий. По данной технологии можно работать над правилами на уроках русского языка, на её основе можно организовать деятельность обучающихся при написании изложения.

Приём «Читаем испрашиваем» формирует умение обучающихся самостоятельно работать с текстовой информацией, формулировать и задавать вопросы к прочитанному, работать в парах, в группах, что и требует ФГОС НОО.

читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать своими словами мысли автора. Учитель даёт ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму: знакомая информация (V), новая информация (+), я думал /думала/ иначе (‒), это меня заинтересовало (?) [1].

«Ассоциативный куст» является одним из основных приёмов работы с информацией до чтения. Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста (Заголовок текста: «Неживая природа осенью»), ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями (дождь, заморозки, иней, туман, ледостав). Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, сформировать положительную мотивацию у детей на дальнейшую работу с текстом и активизировать познавательную активность обучающихся.

Одним из приёмов осмысления информации посредством постановки вопросов к тексту и поиска ответов на них может быть приём «Ромашка Блума». Обучающиеся с интересом и желанием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Классификация вопросов по Б. Блуму следующая: простые вопросы (Что такое осень?); уточняющие (Верно ли утверждение, что все сезоны года взаимосвязаны?); интерпретационные (Подумай, какие отрасли экономики работают, чтобы мы могли утром выпить стакан молока?); творческие (Как вы думаете, возможно ли нам прожить без отрасли «транспорт»?); практические (Встречались ли вы с какой-либо отраслью экономики в телевизионной рекламе?); оценочные (Какая из отраслей, на ваш взгляд, важнее ‒ «промышленность» или «сельское хозяйство»?). Работа может быть организована в индивидуальной, парной или групповой формах [2].

Следующий приём смыслового чтения – «Приём тонких и толстых вопросов». «Тонкие» вопросы – это вопросы, которые требуют простого, односложного ответа (Как звали брата Филиппка? Что такое солнце?). «Толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа (Объясните, почему Филиппок решил пойти в школу? Предположите, что будет с Землёй, если Солнце исчезнет?).

Приём «Чтение с остановками» основывается на стадиях вызова, осмысления и рефлексии. На стадии вызова обсуждаем

название, предвосхищаем его содержание. На стадии осмысления читаем текст, разбитый на смысловые отрывки. В конце каждого отрывка отвечаем на имеющийся в тексте вопрос. Работаем циклически по цепочке «чтение – вопросы к тексту – предположения». Например, текст рассказа В. Бианки «Музыкант» разбит на три отрывка. После каждого отрывка идёт работа по вопросам: «Пойдёт старик на охоту или нет?», «Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук?», «Как поступил старик с медведем?». На стадии рефлексии анализируются предположения обучающихся.

Работу по формированию умений и навыков смыслового чтения необходимо проводить в системе, усложняя приёмы, способы чтения и обработки информации от одного класса к другому.

Таким образом, можно отметить, что правильно сформированный навык смыслового чтения – залог успешного обучения на всех ступенях в школе, а также надёжное средство ориентации в глобальном потоке информации, с которым на протяжении всего периода жизни сталкивается современный человек.

Список литературы

  1. 1. Горбунова Е. Н. Приёмы обучения смысловому чтению на уроках в начальной школе: метод. пособие. URL: https://www.nsportal.ru (дата обращения: 14.10.2019). Текст: электронный.
  2. 2. Леви О. А. Стратегии смыслового чтения. URL: http://www.io.nios.ru (дата обращения: 19.09.2019). Текст: электронный.
  3. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. идоп. на 2011 и2012 гг. / М-во образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2014.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Навык смыслового чтения как средство ориентации в большом потоке информации Любовь Ивановна Ягодко, средняя общеобразовательная школа № 2, пгт Чернышевск, Забайкальский край, Россия

Слайд 3

Элементарные навыки работы с информацией: поиск информации; анализ информации; обработка информации; хранение информации; представление информации.

Слайд 4

Составляющие навыка чтения: правильность; беглость; выразительность; сознательность.

Слайд 5

Сознательность чтения в методической литературе последнего времени интерпретируется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Слайд 6

Приёмы по формированию смыслового чтения «Задай вопрос» Дерево понятий Технология продуктивного чтения «Читаем и спрашиваем» «Дневник двойных записей» «Чтение с пометками» «Ассоциативный куст» «Ромашка Блума» «Приём тонких и толстых вопросов» «Чтение с остановками» «Таблица ЗХУ» «Дерево предсказаний»

Слайд 7

Приём « Задай вопрос » * перед изучением учебного текста ребятам ставится задача составить к нему список вопросов. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…».

Слайд 9

«Технология продуктивного чтения» 1 этап. Работа с текстом до чтения: ● антиципация ; ● постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.

Слайд 10

«Технология продуктивного чтения» 2этап Работа с текстом во время чтения: первичное чтение текста; перечитывание текста; беседа по содержанию текста; выразительное чтение.

Слайд 11

«Технология продуктивного чтения» 3 этап. Работа с текстом после чтения: концептуальная (смысловая) беседа по тексту; знакомство с писателем; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания.

Слайд 12

Приём «Читаем и спрашиваем» Цель : сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах. Алгоритм записи информации значками: знакомая информация (V), новая информация (+), я думал /думала/ иначе (‒), это меня заинтересовало (?)

Слайд 13

Приём «Ассоциативный куст» Неживая природа осенью туман ледостав дождь заморозки иней

Слайд 14

Приём «Ромашка Блума»

Слайд 15

«Приём тонких и толстых вопросов» (форма таблицы) «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы В эту колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа ………..? ………….? …………..? В эту колонку записываются вопросы , требующие подробного, развёрнутого ответа ……………..? ………………?

Слайд 16

Приём «Чтение с остановками» 1 стадия. Вызов . 2 стадия. Осмысление. 3 стадия. Рефлексия.

Слайд 17

Правильно сформированный навык смыслового чтения – залог успешного обучения на всех ступенях в школе, а также надёжное средство ориентации в глобальном потоке информации, с которым на протяжении всего периода жизни сталкивается современный человек.

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование смыслового чтения средствами УМК «Перспективная начальная школа»

В статье даётся определение понятию "смысловое чтение",  раскрываются срособы смыслового чтения,  виды чтения. Рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается учитель начальных классов ...

ПРОЕКТ «Формирование навыка смыслового чтения и работы с информацией»

Реально ли выйти на оптимальное чтение, ведь разные ученики имеют разный темперамент?...

Статья «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ»

Умение читать является не только предметным, но и общеучебным умением, от которого зависит успешность обучения ребенка по другим предметам. Наша  задача, как учителей начальных классов, созд...

Навык смыслового чтения как средство ориентации в большом потоке информации

Презентация "Навык смыслового чтения как средство ориентации в большом потоке информации"...

Формирование навыков смыслового чтения как эффективное средство общего развития обучающихся и залог их успешного обучения в школе

Начальная школа – особый этап в жизни ребенка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Основой успешного обучения ребёнка в школе, по...

Формирование навыков смыслового чтения как эффективное средство общего развития обучающихся и залог их успешного обучения в школе

Начальная школа – особый этап в жизни ребенка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат м...