РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Шахматы» для учащихся 1 класса
рабочая программа (1 класс)

Смирнова Галина Николаевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" + КТП для 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass_shahmaty.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Тюменская область

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯГАНЬ

«ГИМНАЗИЯ»

 

Приложение к основной образовательной программе начального общего образования. Приказ № 448   от 28.08.2019г

        

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Шахматы»

для учащихся 1а класса

на 2019-2020 учебный год

Направление: общеинтеллектуальное

Возраст 6,5 – 7,5 лет

Срок реализации 1 год

                                                Программу   разработала   и   составила: Смирнова Г.Н.

                                                                                            учитель начальных классов.

г.Нягань

2019

Пояснительная записка

     Программа «Шахматы» по внеурочной деятельности разработана на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы для 1 – 4 классов, на основе авторской программы «Шахматы» автор А.А.Тимофеев, (Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф.Виноградовой 1-4 класс, Москва Издательский центр «Вентана - Граф» 2012 год). 

Цели:

способствовать становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей,

реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.

Задачи:

совершенствование у детей многих психических процессов, таких как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;

развитие умения контактировать со сверстниками в творческой и практической деятельности;

формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллектив­ной деятельности;

умение осознанно решать творческие задачи; стремиться к само­реализации

  Место учебного курса в учебном плане.  В соответствии с ООП НОО гимназии, в учебном плане, предусмотрено изучение курса «Шахматы» – 1 час в неделю (33 учебные недели).

 Объем часов: 1 класс: 33 часа в год; 1 час в неделю.

Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в Шахматное королевство. – М.: ФиС, 1972.

Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. – М.: Советская Россия, 1970. Список использованной литературы:

Сухин И. Шахматы, первый год, или там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы в 2-х частях – Обнинск: Духовное возрождение, 2017.

Сухин И. Шахматы, первый год, или учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Шахматы»

 Личностные:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Наличие учебно – познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Развитие творческого потенциала ребенка.

 Метапредметные:

 Регулятивные:

Осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний.

Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану.

планировать свои учебные действия (самостоятельно, с одноклассниками, с помощью учителя) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач.

Проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач.

Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.

Оценивать совместно с педагогом и другими обучающимися успехи своего учебного труда и труда одноклассников.

Познавательные:

Понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, схематической, условно-знаковой.

Ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога.

Делать выводы в результате совместной работы всей группы.

Сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.

Находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), учиться слышать, слушать и понимать партнера; уметь договариваться, вести дискуссию.

Планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

  Результаты внеурочной деятельности оцениваются по трем уровням.

  Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

  Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.  Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

  Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

2.Содержание курса внеурочной деятельности «Шахматы»

п/п

Программное содержание

Формы организации занятий

Виды деятельности

1.

 Шахматная доска.

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

“Горизонталь”. Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

“Вертикаль”. То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. «Диагональ».

Работают по теме занятия, ориентируются на шахматной доске. Выполняют практические и занимательные упражнения для развития логического мышления

2

Шахматные фигуры  

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

“Волшебный мешочек”. В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

“Угадай-ка”. Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

“Секретная фигура”. Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме “секретной”, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: “Секрет”.

“Угадай”. Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

“Что общего?” Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

“Большая и маленькая”. На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

Выполняют практические и занимательные упражнения для развития логического мышления. Работают по теме занятия, ориентируются на шахматной доске.

3

Начальная расстановка фигур        

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило “ферзь любит свой цвет”;

“Мешочек”. Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

“Да и нет”. Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

“Мяч”. Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: “Ладья стоит в углу”, и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение, верно, то мяч следует поймать.

Выполняют практические и занимательные упражнения для развития логического мышления

4

Ходы. Взятие фигур      

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра “на уничтожение”, белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

“Игра на уничтожение” – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

“Один в поле воин”. Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми). “Перехитри часовых”. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

 “Кратчайший путь”. За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

“Захват контрольного поля”. Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

“Защита контрольного поля”. Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

“Атака неприятельской фигуры”. Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

“Двойной удар”. Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

“Взятие”. Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

“Защита”. Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

“Выиграй фигуру”. Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

“Ограничение подвижности”. Это разновидность “игры на уничтожение”, но с “заминированными” полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

 Выполняют практические и занимательные упражнения для развития логического мышления

5

Цель шахматной игры    

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

“Шах или не шах”. Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет. “Дай шах”. Требуется объявить шах неприятельскому королю.

“Пять шахов”. Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

“Защита от шаха”. Белый король должен защититься от шаха. “Мат или не мат”. Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю. “Первый шах”. Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах. “Рокировка”. Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

Работают по теме занятия, ориентируются на шахматной доске.

6

 Игра всеми фигурами из начального положения, повторение пройденного материала

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Повторение пройденного материала.

Шахматная партия. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию).

Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

 Работают по теме занятия, ориентируются на шахматной доске. Выполняют практические и занимательные упражнения для развития логического мышления

3.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Шахматы».    

Допустима корректировка тематического или календарно-тематического планирования до 20% от утверждённой рабочей программы.

  №

Систематический курс

Количество часов

1.

Шахматная доска

3

2.

Шахматные фигуры  

1

3.

Начальная расстановка фигур        

1

4.

Ходы. Взятие фигур      

10

5.

Цель шахматной игры    

11

6.

Игра всеми фигурами из начального положения, повторение пройденного материала

7

Итого:

33

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Шахматы»

№ п/п

 Тема занятия

Дата занятия

План

Факт

  1. Шахматная доска. (3ч)

1

Шахматная доска.

03.09

03.09

2

Шахматная доска.

10.09

10.09

3

Шахматная доска.

17.09

17.09

  1. Шахматные фигуры. (1 ч)

4

Шахматные фигуры.

24.09

24.09

  1. Начальное положение (1ч)

5

Начальное положение.

01.10

01.10

  1. Ходы. Взятие фигур ( 10ч)

6

Ладья.

08.10

08.10

7

Ладья.

15.10

15.10

8

Слон.

22.10

22.10

9

Слон.

05.11

05.11

10

Ладья против слона.

12.11

12.11

11

Ферзь.

19.11

19.11

12

Ферзь.

26.11

26.11

13

Ферзь против ладьи и слона.

03.12

03.12

14

Конь.

10.12

10.12

15

Конь.

17.12

17.12

  1. Цель шахматной игры (11ч.)

16

Нападение

24.12

24.12

17

Взятие. Взятие на проходе

14.01

14.01

18

Шах и защита от шаха

21.01

21.01

19

Мат

28.01

28.01

20

Пат. Ничья

04.02

04.02

21

Рокировка

11.02

11.02

22

Основные принципы игры в начале партии

25.02

23

Мат двумя ладьями одинокому королю

03.03

24

Мат ферзём и ладьёй одинокому королю

10.03

25

Мат ферзём и королем одинокому королю

17.03

26

Материальное преимущество

31.03

  1. Игра всеми фигурами из начального положения, повторение пройденного материала (7 ч.)

27

Нарушение основных принципов игры в начале партии

07.04

28

Партии – миниатюры

14.04

29

Запись шахматной партии

21.04

30

Шахматный этикет

28.04

31

Шахматный этикет

02.05

32

Повторение программного материала

12.05

33

Повторение программного материала.

19.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мир геометрии». 2 класс.

Изучение геометрического материала в начальной школе играет особую роль: с одной стороны, он помогает системати­зировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанный с восприятием предм...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Веселый английский 4 класс"

Программа курса «Веселый английский» для 4 класса (третий год обучения) составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Театральный город" 1 класс ФГОС

Школа изменяется, изменяется кардинально. Изменяется не столько в сторону увеличения объёма знаний, даваемых ученику, сколько в самой методике подачи материала, в осмыслении задач, стоящих перед педаг...

рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Исток" для 3 класса.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Исток" для 3 класса.Направление ОПТ....

Рабочие программы по курсам внеурочной деятельности для 1-4 классов.

Рабочие программы составлены с учетом изменений ФГОС 2015г....