конспект курса внеурочной деятельности "Шахматы" 1 класс
план-конспект занятия (1 класс)

Булавкина Любовь Александровна

Конспект курса внеурочной деятельности "Шахматы" разработан для проведения в 1 классе по теме "Скачем на коне".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shahmaty_konspekt_bulavkina_l.a.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Выполнила:

Булавкина Любовь Александровна,

учитель начальных классов,

МОУ «СОШ № 42» г. Воркуты

          Ф.И.О.: Булавкина Любовь Александровна

Предмет: шахматы

Класс: 1 класс

Технологическая карта урока

Тема

Скачем на коне.

Цели

Образовательные: познакомить учащихся с шахматной фигурой - конь; развивать умение ходить (прыгать) конем; формировать умения решать шахматные задачи (упражнения) с конём: игра «Цветочки», путешествие конём из угла в угол; учить осмысливать прыжки шахматной фигуры-конь; 

способствовать развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления;

 воспитывать: умение быть внимательным слушателем; уважение к чужому труду; самостоятельность, настойчивость в достижении поставленных целей; культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные УУД:  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятель-ности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и  следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Плани-руемый результат

Предметные:

Знать названия шахматных фигур; расположение фигур на шахматной доске; знать как ходит конь.

Уметь прогнозировать передвижение шахматных фигур в разных ситуациях; высказывать свое мнение; рассказывать о ходах, выражая свое отношение мнение; характеризовать шахматную фигуру – конь (по плану).

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
 уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и  следовать им.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия

Шахматная фигура- конь, ходит буквой «г»

Межпред-метные связи

Русский язык- развитие речи

Математика- логическое мышление

Ресурсы:

- основные

- допол-нительные

- демонстрационная шахматная доска, наборы шахмат для пары учеников;

- презентация, карточки с дополнительным заданием

Организа-ция про-странства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: 

- развивать

- развивать логику, память и внимание;

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Учащиеся отгадывают загадки.

Ответ детей:

- Шахматные фигуры.

- Слон.

- Пешка.

- Ладья.

- Ферзь.

-Король.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

- В Королевство шахмат прогулку совершим.

О жителях что помним, сегодня повторим.

Отгадайте загадку:

Не люди, не звери, не часы, а ходят?

- В следующем задании вам надо  разгадать кроссворд.

В шахматной учусь я школе,

Тренирую память, волю:

В дождь, и в ветер, и в мороз

Выхожу я бегать кросс.

Если зря не зазнаваться, Каждый день тренироваться:

Бегать, прыгать, в шахматы играть –

Сильным шахматистом можно стать!

СЛАЙД 2

1) Не живет в зверинце, не берет гостинцы, по косой он ходит, хоботом не водит.

2) Маленькая, удаленькая все поля прошла и фигуру нашла.

3) Стою на самом краю, путь откроют-пойду, только прямо хожу, как зовут, не скажу.

4) Он в шахматах, можно сказать, чемпион, и шаг у него широк. Может ходить, как Ладья и как Слон- и прямо и наискосок.

6) Всех главней, всех важней, нет в шахматном войске важнее вождей!

Знать названия шахматных фигур.

Коммуникативные УУД: уметь совместно дого-вариваться о пра-вилах поведения и общения в школе и следовать им; уметь оформлять свои мысли в устной форме; уметь слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин).

Цели:

- организовать по-становку цели уро-ка;

- сформулировать тему урока.

- Не назвали шахматную фигуру - конь.

- Я думаю, это конь.

- К нам на  урок прискачет - конь.

- Тема урока «Шахматная фигура- конь».

- Мы познако-мимся с шахматной фигурой-конь.

- Узнать как ходит конь.

- Будем оценивать и решать разные шахматные задачи на доске с конем.

- Какую шахматную фигуру не назвали? Это слово состоит из 4 букв и в конце слова пишется мягкий знак?

- Как вы думаете, какая фигура прискачет к нам?

- Назовите тему нашего урока.

- Ребята, какие цели поставили перед собой?

- Сегодня мы познакомимся с фигурой – КОНЬ. Многих родители уже научили ходить конем.

- Наша задача помочь вам научиться ещё лучше прыгать этой фигурой.

Предпола-гать по заданию ответ на вопрос.

Отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

 Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и по-нимать речь дру-гих; пользоваться приемами слуша-ния: фиксировать тему;

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться выска-зывать свое пред-положение на основе работы с материалом.

III. Изучение нового. Первичное восприятие нового материала.

 (10 мин).

Цели:

- ознакомить уча-щихся с шахматной фигурой-конь;

- развивать навык беглого прыжка конём;

- учить осознанно воспринимать шахматные ситуации с конём;

- проверить пер-вичное восприятие  нового материала.

- Конь ходит буквой «г».

- От белого коня – раз-два – в сторону, сначала два раза вверх и налево – конь оказался на цифре 1 (d 7).

- А может вот так: раз - два – в сторону (теперь направо), конь приземлился на цифре 2 (f 7).

- Или так: ход ЛАДЬИ + ход СЛОНА. Движемся вниз на одну клетку ходом ладьи и на одну клетку вниз ходом слона. наш конь окажется на цифре 3 (d3) или на цифре 4 ( поле f3).

- Если наш конь прыгает по горизонтали, то раз - два – в сторону окажется на полях c4, c6, g4, g6.

-  Сегодня к нам прискачет самая любимая фигура всех детей –КОНЬ.

- Как же ходит конь?

- Кто сможет показать?

- А если конь прыгает по горизонтали?

Памятка:

Основные правила шахматиста

  1. Тронул – ходи!
  2. Ход считается сделанным, когда рука отнята от фигуры.
  3. Нельзя взять обратно ход, отречься от заявления о сдаче партии и от высказанного согласия  на ничью.
  4. Если во время или по окончании партии выяснится, что в начале фигуры были расставлены неправильно, партия переигрывается.
  5. Если во время или по окончании партии выяснится, что был сделан ход, противоречащий правилам игры, партия переигрывается с предшествующей позиции.

Восприни-мать на слух тексты в исполнении  учащихся.

Осознанно, правильно, выра-зительно читать целыми словами.

 Познавательные УУД:

- ориентироваться  на шахматной доске;

- находить ответы на вопросы, используя шахматную доску;

 Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

IV. Закрепление  нового. Анализ  шахматных ситуаций (15 мин).

Цель:

- учить решать шахматные задачи, связанные с фигурой - конь;

-  учить ориен-тироваться на шахматной доске в разных шахматных ситуациях, осознавать сущность игры в разных шахматных ситуациях, само-стоятельно делать выводы, соотносить ходы разных шахматных фигур;

- учить определять последовательность событий;

- организовать работу в паре.

 Учащиеся отвечают на вопросы.

- Это, когда коню спутывают ноги, чтобы он не мог далеко ускакать.

Под руководством учителя ученики расставляют цветочки-пешки вокруг коня.

- Ke5-f7, g6, g4, f3, d3, c4, c6, d7.

- Ka1-b3: c5-d7-e5-f7: h8

- Kh8-g6-h4-g2-e3-c2: a1

Работа в  парах

- При прыжке он всегда меняет цвет поля. Стоял на белом – значит, приземлится на черном.

-Конь бьёт только на том поле, на котором приземляется! Конь как бы перелетает через фигуры, не обращая на них никакого внимания.

Игра «Цветочки»

- Вы видели когда-нибудь стреноженного коня?

- Так вот. Нашему коню спутали ноги на поле e5. А вокруг него большое поле с цветами. И наш конь выбирает вкусные цветы, которыми он полакомится, когда ему развяжут ноги.

- Наша задача: расставляют цветочки-пешки вокруг коня.

- Первую пешку ставим вместе, считая знакомое раз – два- в сторону. Получилось f7.

- Назовите все поля, куда мечтает прыгнуть конь?

Физминутка.

- Наш сытый конь захотел в гости. Захотелось белому, коню, живущему на поле a1, сходить в гости к чёрному. А чёрный конь в другом углу живёт, на поле h8. Дорог на шахматной доске много.

- Кто сможет показать одну из них?

- По дороге конь может «подкрепиться» пешкой c5, а самые кровожадные могут «закусить» и конём. Будем вежливы – нанесем ответный визит.

- Кто сможет показать?

- Часто путе-шествие коня заканчивается на полях g7, g8, h7. А вот оттуда в угол коню сразу не попасть. Придётся поучиться-помучиться!

- А теперь постарайтесь попасть каждым из коней в угол. Смотрите не свалитесь с шахматной доски.

Для коня c6:

1.Kc6-a7

2.Ka7-c8

3.Kc8-b6

4.Kb6-a8

Для коня g7:

1.Kg7-e6

2.Ke6-f8

3.Kf8-g6

4.Kg6-h8

Для коня a2:

1.Ka2-c1

2.Kc1-b3

3.Kb3-a1

Для коня g1:

1.Kg1-h3

2.Kh3-f2

3.Kf2-h1

-Какую особенность прыжков коня заметили?

-Когда конь хочет кого-то побить, то при этом он может прихватить фигуры, стоящие на его пути. Кто знает, как избежать таких ошибок?

Физкультминутка

Раз, два – выше голова.

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим!

Ориентироваться в новом материале и использовать полученную информацию в практи-ческой деятель-ности.

Использовать простейшие приемы анализа: устанавли-вать причин-носледственные связи; предполагать ходы, определять последова-

тельность событий.

 Познавательные УУД:

- уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник.

 Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

V. Контролиру-ющее задание (12 мин)

Цель:

- проверить умение воспринимать и решать разные шахматные ситуации;

- организовать вы-полнение учащи-мися самостоя-тельной работы на новое знание;

- организовать само-проверку по этало-ну, самооценку;

- организовать вы-явление места и причины затруд-нений, работу над ошибками.

Учащиеся выполняют задания 1-3 на шахматной доске.

Выполняют самопроверку по эталону.

- А теперь проверим, кто стал настоящим шахматным джигитом, тот справится с такими заданиями:

1. Пришёл конь на поле и видит вокруг себя много цветов-пешек. Но все ли цветы он может «съесть»? Какие пешки можно побить за один ход, а какие нельзя?

Можно побить: с7, …, …, … .

Нельзя побить: …, …, …, … .

2. Прогуляйся конём a1 в гости к другу на h8. Нельзя попадать под удары фигур противника!

1.Ka1-

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.    –h8

3.Чёрные кони плохо себя вели. Расставь коней по углам.

- Проверим, как вы работали на уроке. Перед вами анкета  на шахматную фигуру – конь, которую вам нужно заполнить. (Приложение 1)

Учитель дает карточку детям, которые быстро выполнили тест и выполнили самопроверку по эталону.

Дополнительное задание: поставь на доску несколько пешек и фигур (не забудь углы) и поиграй в Зёрнышки.

Организует само-проверку по эта-лону.

Организует выяв-ление места и причины затруд-нений, работу над ошибками.

  • У кого всё правильно?
  • У кого есть ошибки?
  • В каком во-просе ошибки?
  • В чём при-чина?

Домашнее задание по вы-бору:

а) дома немного попрыгай конем по доске;

б) если в квартире паркет квадратиками- «скачи на коне» в кухню и обратно. Привлеки к этому процессу всю семью. Походите след в след. Можно станцевать коневой танец;

в) перейди шахматное поле конём наискосок из угла в угол. Побывай конем во всех углах;

г) поставь на доску несколько пешек и фигур (не забудь углы) и поиграй в Зёрнышки. Кстати, удастся ли тебе очистить всю шахматную доску за 21 ход?

д) нарисуй в тетради квадрат размером 8 на 8 и ходом коня обойди как можно больше клеток, останавливаясь в каждой только один раз. Каждый новый прыжок коня обозначается следующим числом. На диаграмме показано движение коня по квадрату (конь прыгнул на b3 –пишем «2», на a5- пишем «3», b7-«4». Кто больше займёт клеток на нарисованном квадрате доске (шахматной доске), прежде чем все ходы у коня закончатся, - тот чемпион!  

 

Эталон для самопроверки на доске.

Осмысливать  разные шахматные ситуации и высказывать собственное суждение.

Регулятивные УУД:

- учиться выска-зывать свою версию на основе работы с разными шахматными ситуациями.

Познавательные УУД:

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Личностные УУД:

- понимать эмоции других людей, со-переживать;

- обращать вни-мание на особен-ности устных вы-сказываний других людей.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной и пись-менной форме; слушать и пони-мать речь других.

Регулятивные УУД:

- уметь вносить необходимые кор-рективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Личностные УУД:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учеб-ной деятельности.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

- зафиксировать но-вое содержание урока;

- организовать реф-лексию и  само-оценку учениками собственной учеб-ной деятельности.

- На уроке я узнал, что конь ходит буквой «г».

- На этом уроке я похвалила бы себя за прекрас-ную шахматную игру с товарищем.

- После урока мне захотелось поиграть с папой: обойти конем всю доску ходом коня, на каждом поле можно побывать лишь раз.

- Сегодня я сумел правильно выполнить 2 задания.

- Мы переходим к последнему эта-пу. Подводим итог работы на уроке.

- Выберите и продолжите любое предложение.

  • На уроке я узнал…
  •  На этом уроке я похвалил бы себя за…
  •  После урока мне захотелось…
  • Сегодня я сумел…

  Регулятивные УУД: 

- уметь оценивать правильность выполнения дей-ствия на уровне адекватной ретро-спективной оцен-ки.

 Личностные УУД:  - способность к самооценке на основе критерия успешности учеб-ной деятельности.

Литература:

  1. В.Г.  Гришин. Малыши играют в шахматы: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991.- 158с.
  2. В.В. Костров. Шахматы в школе и дома: Учебник 1-2 классы. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2018.-256с.: ил.

Приложение 1

Анкета на шахматную фигуру- конь

№ п\п

Вопрос

Ответ

1

Как зовут

Шахматный конь

2

Где родился

В лучезарной стране-Индии

3

Сколько лет

Около полутора тысяч лет

4

Прозвища, клички, неупотребительные в шахматной игре

Коняшка, лошадь, конница

5

Основной род занятий

Шахматная игра

6

Краткая запись в метриках

Большая буква «К»

7

Способ передвижения по шахматной доске

Ходы, напоминающие букву «Г», всегда на три поля-клетки

8

На сколько разных полей ходит со своего первоначального места, когда все фигуры и пешки стоят на исходной позиции

Только на два поля

9

На сколько разных сторон самое большее может перемещаться

На восемь разных сторон

10

Постоянное место жительство до начала игры

Поля b1 и b 8, g 1 и g 8

11

Во сколько очков оценивается до начала игры

В 3 очка (три пешки)

12

Как называется по силе и подвижности на доске

Легкая фигура

13

На кого можно поменять в игре (совершить равный обмен), чтобы не обидеть себя

На три пешки, или  на коня, или на слона противника

14

Как бьет фигуры и уничтожает пешки противника

Так же, как и ходит: на конечный «остановке»

15

Может ли побить пешку или фигуру противника по пути движения

нет

16

По каким линиям никогда не ходит

По диагональным

17

Особые приметы

Прыгает через свои и чужие фигуры

18

К чему «питает особое пристрастие»

Любит позабавиться, делая «вилку» с 2, а то и 4 зубцами

19

Особенности в поведении в центре доски

Может напасть сразу на восемь фигур и пешек противника

20

Какого цвета поле покидает при своем ходе и на поле какого цвета попадает

Если стоял на черном поле, то обязательно встанет на поле белого цвета, и наоборот


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия кружка в 1 классе по теме "Народная игрушка. Кукла" из курса внеурочной деятельности "Мой край и его традиции" по духовно-нравственному направлению; презентация "Народная игрушка"

Игрушка необходимый спутник детства. Для каждого возраста свои забавы. Дарить игрушки - народный обычай, считалось, что игрушка - подарок принесёт ребёнку здоровье и благополучие. На занятии дети знак...

Конспект обобщающего занятия курса внеурочной деятельности «Физика для малышей» 2 класс по теме "Цвет"

Обобщающее занятие курса внеурочной деятельности "Физика для малышей" по теме "Цвет". Цель занятия - формирование критического мышления через осмысление понятий "цвет", "световой луч", "как получ...

Конспект Внеурочного занятия "Развитие концентрации внимания" (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: развитие у младших школьников концентрации внимания на основе заданий.Планируемые результаты: 1) Личностные р...

Конспект Внеурочного занятия "Тренировка внимания. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.Планируемые результаты:1) Личностны...

Конспект Внеурочного занятия "Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: создание условий для развития слуховой памятиПланируемые результаты:1) Личностные результаты: развитие слуховой памяти ...

Конспект Внеурочного занятия "Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: создание условий для развития слуховой памятиПланируемые результаты:1) Личностные результаты: развитие слуховой памяти ...

Конспект Внеурочного занятия "Развитие концентрации внимания-2" (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: развитие познавательных способностей (внимание, восприятие, воображение, зрительная память и мышление) уучащихся;Планир...