Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Шахматы"
рабочая программа (1 класс)

Денгизова Аминат Мурзаевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Шахматы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vd_po_fgos_shahmaty.docx29.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Начальная школа № 24»

«СОГЛАСОВАНО»                                        «УТВЕРЖДАЮ»

С Управляющим  Советом                                 Директор  МБОУ«НШ № 24»

 Протокол №1  от 30.08.2017г.                               __________  Попова О.Б.

                                                                             Протокол  педсовета №1

                                                                             Приказ № 620 от 31.08. 2017

 

«Шахматы в школе»

программа внеурочной деятельности по ФГОС

 для учащихся 1-4 классов

направление –общеинтеллектуальное

Первый год обучения

                                                           Разработчик:А.М.Денгизова

                                                             

г. Нижневартовск

2017г.

Пояснительная записка

В современной школе большое значение имеет развивающая функция обучения, ориентированная на развитие мышления школьников, требующая не только усвоения готовых знаний, но и, самое главное, их понимания, осознания и применения в различных метапредметных областях. Современное образование - переход от гносеологической парадигмы к личностно ориентированному, развивающему образованию, что требует изменения способов получения знаний. Согласно положениям ФГОС НОО, форма проведения современного урока не монолог учителя, а его конструктивный диалог с учениками, в процессе которого должен осуществляться совместный поиск решения поставленной учебной задачи. В связи с этим весь учебный курс по шахматам диалогичен. Сквозные персонажи Саша и Катя, присутствующие в учебнике и рабочей тетради, способствуют диалогизации образовательного процесса. Герои задают учащимся наводящие вопросы, побуждают их к рассуждениям и рефлексии.

Педагог  помогает ребёнку осознать, откуда и как рождаются вопросы (к диаграмме, тексту, партии); увидеть их логику.  Педагога находится на равных с учениками, стремится поддержать ребёнка, показать, что его мнение услышано и понято, а мысли ценны.

Программа разработана с учётом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

- Конвенция ООН о правах ребёнка;

- Конституция РФ;

- Закон РФ «06 образовании»;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.98г. 2 124-Ф3;

- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. К 197-Ф3;

- Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных правонарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;

- ФГОС НОО;

  - Устав МБОУ «НШ №24» (Устав утвержден приказом департамента муниципальной собственности   и земельных ресурсов администрации города от 30.04.2015 №702/36 – п).

  Этапы проведения уроков по программе:

- вводный — даётся необходимая для учителя информация по изучаемой теме (если в этом есть необходимость);

- постановки учебной задачи и поиска её решения;   примерный перечень наводящих вопросов, побуждающих учащихся к диалогу и направленных на поиск решения поставленной учебной задачи;

— работы с шахматным словарём;

— разыгрывания шахматных задач и этюдов;

- самостоятельной работы и самопроверки;

— подведения итогов — учащимся предлагается самостоятельно оценить своё состояние, эмоции, результаты деятельности на уроке.

 Разбираются дидактические шахматные позиции,  в шахматные термины и понятия

Программа для обучения шахматной игре предназначена для первого года обучения шахматам. В процессе учебной деятельности школьники должны овладеть элементарным шахматным материалом: познакомиться с фигурами и их расположением на шахматной доске, узнать ходы фигур и их ценности, особенности взаимодействия.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Программа «Шахматы в школе» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результатов - личностных, мета предметных и предметных.

Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят:

- формирование основ российской гражданской идентичности;

- ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

- наличие чувства прекрасного;

-  формирование основ шахматной культуры;

-  понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

-  уважительное отношение к иному мнению;

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

-  воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им;

- умение управлять своими эмоциями;

-  дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

-  формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированное  универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.

1. Познавательные УУД:

-  умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

- владение способом структурирования шахматных знаний;

- способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;

- умение находить необходимую информацию

—  способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

-  умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

- способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.

2. Коммуникативные УУД:

— умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

- способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

— умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);

- возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и ко-операцию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

3.  Регулятивные УУД:

-  умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

—  способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета «Шахматы в школе».

В результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся начальной школы (1—4 классы) должны:

— приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;

—  владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;

- приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.

Планируемые результаты изучения предмета «Шахматы в школе»

К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся  должны:

— уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;.

— знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры;

— иметь представление о том, что такое' нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра;

— ориентироваться на шахматной доске;

— играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

— правильно располагать шахматную доску между партнёрами;

— правильно расставлять фигуры перед игрой;

— различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

— рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;

— знать, что такое ничья, пат и вечный шах;

—  знать цену каждой шахматной фигуры;

— усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём;

—  владеть способом взятия на проходе;

— записывать шахматную партию;

— уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала доконца с записью своих ходов и ходов партнёра.

Содержание учебного предмета

Теоретические основы и правила шахматной игры

История шахмат

История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

Базовые понятия шахматной игры

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приемы, запись шахматной партии.

Практико-соревновательная деятельность

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения пози¬ций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Планирование прохождения программного материала на первом году обучения

№п/п

Виды Деятельности

Распределение учебных часов

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

1

Сведения из истории шахмат

1

2

Базовые понятия шахматной игры

29

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

3

 

 

Конкурсы решения позиций

Соревнования

Шахматные праздники

4-5 часов

Общее количество часов

33 (для обучающихся 1-х классов)

34 (для обучающихся 2-4 классов)

Поурочное планирование «Шахматы»- 1-й год обучения

урока

Тема

План

Факт

Шахматы- мои друзья. История возникновения шахмат.

6.09

Шахматная доска.

Горизонталь.

Вертикаль.

Диагональ.

Шахматная нотация.

Шахматные фигуры, начальная позиция.

Ладья.

Слон.

Ферзь.

Конь.

Пешка.

Превращение пешки.

Король.

Ценность фигур.

Нападение.

Взятие. Взятие на проходе.

Шах и защита от шаха.

Мат.

Пат- ничья.

Рокировка.

Основные принципы игры в начале партии.

Мат двумя ладьями одному королю.

Мат ферзем и ладьей одному королю.

Мат ферзем и ладьей одному королю.

Материальное преимущество.

Нарушение основных принципов игры в начале партии.

Партии- миниатюры.

Запись шахматной партии.

Шахматный этикет.

Шахматные соревнования и праздники.

Шахматные соревнования и праздники.

Шахматные соревнования и праздники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...