Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Шахматы"
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Шахматы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Начальная школа № 24»
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
С Управляющим Советом Директор МБОУ«НШ № 24»
Протокол №1 от 30.08.2017г. __________ Попова О.Б.
Протокол педсовета №1
Приказ № 620 от 31.08. 2017
«Шахматы в школе»
программа внеурочной деятельности по ФГОС
для учащихся 1-4 классов
направление –общеинтеллектуальное
Первый год обучения
Разработчик:А.М.Денгизова
г. Нижневартовск
2017г.
Пояснительная записка
В современной школе большое значение имеет развивающая функция обучения, ориентированная на развитие мышления школьников, требующая не только усвоения готовых знаний, но и, самое главное, их понимания, осознания и применения в различных метапредметных областях. Современное образование - переход от гносеологической парадигмы к личностно ориентированному, развивающему образованию, что требует изменения способов получения знаний. Согласно положениям ФГОС НОО, форма проведения современного урока не монолог учителя, а его конструктивный диалог с учениками, в процессе которого должен осуществляться совместный поиск решения поставленной учебной задачи. В связи с этим весь учебный курс по шахматам диалогичен. Сквозные персонажи Саша и Катя, присутствующие в учебнике и рабочей тетради, способствуют диалогизации образовательного процесса. Герои задают учащимся наводящие вопросы, побуждают их к рассуждениям и рефлексии.
Педагог помогает ребёнку осознать, откуда и как рождаются вопросы (к диаграмме, тексту, партии); увидеть их логику. Педагога находится на равных с учениками, стремится поддержать ребёнка, показать, что его мнение услышано и понято, а мысли ценны.
Программа разработана с учётом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
- Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Конституция РФ;
- Закон РФ «06 образовании»;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.98г. 2 124-Ф3;
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. К 197-Ф3;
- Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных правонарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
- ФГОС НОО;
- Устав МБОУ «НШ №24» (Устав утвержден приказом департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города от 30.04.2015 №702/36 – п).
Этапы проведения уроков по программе:
- вводный — даётся необходимая для учителя информация по изучаемой теме (если в этом есть необходимость);
- постановки учебной задачи и поиска её решения; примерный перечень наводящих вопросов, побуждающих учащихся к диалогу и направленных на поиск решения поставленной учебной задачи;
— работы с шахматным словарём;
— разыгрывания шахматных задач и этюдов;
- самостоятельной работы и самопроверки;
— подведения итогов — учащимся предлагается самостоятельно оценить своё состояние, эмоции, результаты деятельности на уроке.
Разбираются дидактические шахматные позиции, в шахматные термины и понятия
Программа для обучения шахматной игре предназначена для первого года обучения шахматам. В процессе учебной деятельности школьники должны овладеть элементарным шахматным материалом: познакомиться с фигурами и их расположением на шахматной доске, узнать ходы фигур и их ценности, особенности взаимодействия.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Программа «Шахматы в школе» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результатов - личностных, мета предметных и предметных.
Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
- наличие чувства прекрасного;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированное универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.
1. Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- владение способом структурирования шахматных знаний;
- способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;
- умение находить необходимую информацию
— способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
- умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
- способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.
2. Коммуникативные УУД:
— умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
- способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
— умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
- возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и ко-операцию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
3. Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
— способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета «Шахматы в школе».
В результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся начальной школы (1—4 классы) должны:
— приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;
— владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;
- приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.
Планируемые результаты изучения предмета «Шахматы в школе»
К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны:
— уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;.
— знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры;
— иметь представление о том, что такое' нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра;
— ориентироваться на шахматной доске;
— играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
— правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
— правильно расставлять фигуры перед игрой;
— различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
— рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;
— знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
— знать цену каждой шахматной фигуры;
— усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём;
— владеть способом взятия на проходе;
— записывать шахматную партию;
— уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала доконца с записью своих ходов и ходов партнёра.
Содержание учебного предмета
Теоретические основы и правила шахматной игры
История шахмат
История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приемы, запись шахматной партии.
Практико-соревновательная деятельность
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения пози¬ций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Планирование прохождения программного материала на первом году обучения
№п/п | Виды Деятельности | Распределение учебных часов |
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры | ||
1 | Сведения из истории шахмат | 1 |
2 | Базовые понятия шахматной игры | 29 |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность | ||
3
| Конкурсы решения позиций Соревнования Шахматные праздники | 4-5 часов |
Общее количество часов | 33 (для обучающихся 1-х классов) 34 (для обучающихся 2-4 классов) |
Поурочное планирование «Шахматы»- 1-й год обучения
№ урока | Тема | План | Факт |
Шахматы- мои друзья. История возникновения шахмат. | 6.09 | ||
Шахматная доска. | |||
Горизонталь. | |||
Вертикаль. | |||
Диагональ. | |||
Шахматная нотация. | |||
Шахматные фигуры, начальная позиция. | |||
Ладья. | |||
Слон. | |||
Ферзь. | |||
Конь. | |||
Пешка. | |||
Превращение пешки. | |||
Король. | |||
Ценность фигур. | |||
Нападение. | |||
Взятие. Взятие на проходе. | |||
Шах и защита от шаха. | |||
Мат. | |||
Пат- ничья. | |||
Рокировка. | |||
Основные принципы игры в начале партии. | |||
Мат двумя ладьями одному королю. | |||
Мат ферзем и ладьей одному королю. | |||
Мат ферзем и ладьей одному королю. | |||
Материальное преимущество. | |||
Нарушение основных принципов игры в начале партии. | |||
Партии- миниатюры. | |||
Запись шахматной партии. | |||
Шахматный этикет. | |||
Шахматные соревнования и праздники. | |||
Шахматные соревнования и праздники. | |||
Шахматные соревнования и праздники. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...