Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика"
рабочая программа (2 класс)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhok.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Семилукская средняя общеобразовательная школа №1

 с углубленным изучением отдельных предметов

Семилукского муниципального района Воронежской области

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей начальных  классов

протокол №

от «» августа  2019 г.

Принята педагогическим советом

протокол №

от «  » августа 2019 г.

Утверждена

приказом №

от « 01» сентября 2019 г.

Рабочая программа

                         по учебному предмету

                           «Занимательная математика»

                         УМК «Школа России»

                        для 2 «Д» класса

                          на 2019 – 2020 учебный год

                                                                                                                                                                                                                             

                                                               

                                                                Составитель: учитель начальных классов

                                                                                               

Землянухина Анастасия Александровна

г. Семилуки

2019 г.

                                           Пояснительная записка

  Программа кружка «» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

  Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

  Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
  Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.
 Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
 Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.     Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
   Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
 Специфическая  форма  организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

     Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам  дополнительного образования  в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).

Данная программа была разработана на основе:

-  Федеральным  законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

           - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от   06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России  от 26.11.2010  №1241, от 22.09.2011 №2357);

         - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 №1643 «О несении изменений в приказ Министерства образования и науки российской федерации от  6 октября 2009 г. № 373 « Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

        - письмом департамента образования, науки и молодежной политики  Воронежской области  от 24.08.2012 № 01-03/06321 « О направлении методических рекомендаций по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования»;

       - приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,

     - постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189  «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);

        -  основной  образовательной  программой начального общего образования МКОУ Семилукской СОШ №1 с УИОП.

       

                                                     

Цель и задачи программы:

Цель:
-
развивать математический образ мышления
Задачи:
-
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Общая характеристика учебного предмета.

                                       Принципы программы:
1.Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.
2.Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5.Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6.Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 33 занятия.
7.Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Формы и режим занятий

Занятия учебных групп проводятся:

1 занятие в неделю по 45 минут.

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;
  • творческие мастерские;
  • тематические праздники, конкурсы, выставки;
  • семейные гостиные.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

                                Основные виды деятельности учащихся:

-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Дополнительная образовательная программа «» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Личностными результатами изучения курса    является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

  • простое наблюдение,
  • проведение математических игр,
  • опросники,
  • анкетирование
  • психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса   во 2-м классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,
  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
  • участие в математических олимпиадах и конкурсах  различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
  • активность,
  • аккуратность,
  • творческий подход к знаниям,
  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса  являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.  

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

 - осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
  • собеседования (индивидуальное и групповое),
  • опросников,
  • тестирования,
  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

   Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,

при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль   осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

     Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

 Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и  отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.

                                         Содержание учебного предмета, курса.

Содержание программы

  1. Математика – царица наук.-    1 час

Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

2. Как люди научились считать.- 1час

Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.

3. Интересные приемы устного счёта.- 1час

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

4. Решение занимательных задач в стихах. – 1час

Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»

5. Упражнения с многозначными числами. – 1час

Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

6. Учимся отгадывать ребусы.- 1час

Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.

7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 1час

Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.

8. Упражнения с многозначными числами.-  1 час

 Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

9. Решение ребусов и логических задач.- 1 час

Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.-

 1 час

Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

11.  Загадки- смекалки. – 1 час

Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

12. Игра «Знай свой разряд». – 1час

Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.

13. Обратные задачи.- 1 час

Решение обратных задач, используя круговую схему.

14. Практикум «Подумай и реши».- 1 час

Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

15. Задачи с изменением вопроса. – 1 час

Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 2 часа

Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.

17. Решение нестандартных задач. – 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

18. Решение олимпиадных задач. – 1час

Решение задач повышенной сложности.

19.  Решение задач международной игры «Кенгуру». – 1 час

Решение задач международной игры «Кенгуру».

20. Математические горки. – 1 час

Формирование числовых и пространственных представлений у детей.

Закрепление знаний о классах и разрядах.

21. Наглядная алгебра. -1 час

Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.

22. Решение логических задач. – 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

23. Игра «У кого какая цифра». – 1 час

Закрепление знаний нумерации чисел.

24. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час

Исторические сведения:

- кто такой Архимед

- открытия Архимеда

- вклад в науку

25. Задачи с многовариантными решениями. – 1час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

26. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час

Исторические сведения:

- кто такой Пифагор

- открытия Пифагор

- вклад в науку

27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.

28.  Задачи с многовариантными решениями.- 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

29. Математический КВН. – 1 час

Систематизация знаний по изученным разделам.

30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов

31. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

32. Математический КВН.-  1 час 

 Систематизация знаний по изученным разделам.

33-34. Круглый стол «Подведем итоги». – 1 час

Систематизация знаний по изученным разделам.

 Календарно-тематическое планирование.

Тема занятия

Дата

Форма проведения занятия

Основные виды деятельности

Планируемые результаты

1

Вводное занятие «Математика – царица наук»

Определение интересов, склонностей учащихся.

Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

Научатся: выявлять закономерности и проводить аналогии.  

2

Как люди научились считать.

выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.

Узнают: об истории возникновения счёта, цифр, чисел.

3

Интересные приемы устного счёта.

устный счёт

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

Научатся: выявлять закономерности и проводить аналогии

4

Решение занимательных задач в стихах.

работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»

Научатся: решать рифмованные задачи , ориентируясь на слух.

5

Упражнения с трёхзначными числами

работа с алгоритмами

Решение примеров с трёхзначными числами на сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

Научатся: выполнять арифметические действия с трёхзначными числами

6

Учимся отгадывать ребусы

составление математических ребусов

Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций

Научатся: выявлять закономерности и проводить аналогии

7

 Решение олимпиадных задач.

решение практических задач

Решение задач повышенной сложности.

Научатся: - обобщать, делать несложные выводы;

8

Арифметический диктант.  Игра      « Кто быстрее?»

работа с алгоритмом

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решений

Научатся: быстро считать в уме.

9

Решение ребусов и логических задач.

самостоятельная работа

Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

Научатся: - обобщать, делать несложные выводы;

10

 Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

составление схем, диаграмм

Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

Научатся: выявлять закономерности и проводить аналогии

11

Загадки- смекалки.

составление загадок, требующих математического решения

Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

Научатся: отгадывать загадки-смекалки.

12

Решение олимпиадных задач

индивидуальная работа

Решение задач повышенной сложности.

Научатся: решать олимпиадные    задачи.

13

 Обратные задачи.

работа в группах «Найди пару»

Решение обратных задач, используя круговую схему.

Научатся: - обобщать, делать несложные выводы;

14

Практикум «Подумай и реши».

самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Поймут: как найти решение логической задачи.

15

Задачи с изменением вопроса.

инсценирования задач

Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

Научатся: - обобщать, делать несложные выводы;

16

 «Газета любознательных».

проектная деятельность

Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты

Научатся: работать в группе, искать необходимую информацию.

17

Решение нестандартных задач.

решение задач на установление причинно-следственных отношений

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Научатся: - обобщать, делать несложные выводы;

18

Решение олимпиадных задач.

решение заданий повышенной трудности

Решение задач повышенной сложности.

Научатся: - обобщать, делать несложные выводы;

19

Решение задач международной игры «Кенгуру»

решение заданий повышенной трудности

Решение задач международной игры «Кенгуру».

Научатся: решать олимпиадные    задачи.

20

Школьная олимпиада

решение заданий повышенной трудности

Решение олимпиадных задач.

Научатся: решать олимпиадные    задачи.

21

«Работа над ошибками»

работа над ошибками олимпиадных заданий

Анализ олимпиадных работ, поиск ошибок.

Научатся: выявлять закономерности и проводить аналогии

22

Математические горки.

решение задач на преобразование неравенств

Формирование числовых и пространственных представлений у детей.Закрепление знаний о классах и разрядах

Научатся: различать классы, разряды.

23

Наглядная геометрия. Конструирование

работа в группах:

Чертёж плана-развёртки «Домик», конструирование из бумаги.

Научатся: выполнять практический чертёж.

24

Решение логических задач.

схематическое изображение задач

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Научатся: - обобщать, делать несложные выводы;

25

Знакомство с математическими фокусами.

творческая работа

Выполнение простейших математических фокусов.

Научатся: выявлять закономерности и проводить аналогии

26

Знакомьтесь: Архимед!

работа с энциклопедиями и справочной литературой

Исторические сведения:

- кто такой Архимед

- открытия Архимеда

- вклад в науку

Узнают: исторические сведения об Архимеде.

27

Задачи с многовариантными решениями.

работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Научатся: - обобщать, делать несложные выводы;

28

Знакомьтесь: Пифагор!

работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

Исторические сведения:

- кто такой Пифагор

- открытия Пифагор

- вклад в науку

Узнают: исторические сведения о Пифагоре.

29

Задачи с многовариантными решениями.

Работа в парах по решению задач

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Научатся: - обобщать, делать несложные выводы;

30

Устный счёт со смешариками

презентация

Знакомство с интересными приёмами устного счёта

Научатся: быстро считать в уме.

31

Задачи с многовариантными решениями.

индивидуальная работа

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Научатся: - обобщать, делать несложные выводы;

32

Задачи с многовариантными решениями.

индивидуальная работа

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Научатся: - обобщать, делать несложные выводы;

33

Математический КВН

работа в группах

Систематизация знаний по изученным разделам.

Научатся: работать в группе.

34

Круглый стол «Подведем итоги»

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

Систематизация знаний по изученным разделам.

Научатся: подводить итоги своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"

Программа кружка «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.Развитие интеллекта – это целенаправленный и ор...

"Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»"

Программа  внеклассной работы по математике  для 1 класса c использованием ИТ....

рабочая программа курса внеурочной деятельности математики "Умники и умницы" 2 класс

Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы»  разработана на основе авторской программы  Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Рабочая программа по математике и конструированию составлена  на основе  рабочей программы «Математика» Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова и др. – М.: «...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Научный клуб «Клуб юных математиков»

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет обучающимс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и логика" (3-4 класс)

Программа внеурочной деятельности «Математика и логика» разработана для обучающихся 1-4 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС НОО. Курс входит во внеурочную деятельность по нап...