Физкультурные минутки в группе продлённого дня
материал (2 класс)

Ивашкина Татьяна Валентиновна

Физкультурные минутки в группе продленного дня

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mart.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «ПОСЕЛКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»

ДОКЛАД

Физкультурные минутки в группе продлённого дня

                                                                                                 Подготовила

Воспитатель ГПД  Ивашкина Т.В.

Атяшево

Март

 2020 года

     

     
 

Процессы, происходящие в организме ребёнка, характеризуются ритмичностью, которая оказывает благотворное влияние на его рост, физическое и умственное развитие. Рекомендованные физиологами режимы дня для учащихся учитывают данное обстоятельство. Они предусматривают допустимые для отдельных возрастов нормы физических, умственных, а также эмоциональных нагрузок. Замечено, что неправильное чередование и дозировка труда и отдыха являются причиной возникновения разного рода расстройств здоровья и дисгармонии в развитии детей. Сторонников и противников организации продлённого дня объединяет одно: они считают, что он должен благоприятствовать укреплению здоровья учащихся и их воспитанию. Учебно- воспитательная работа в группе продлённого дня (ГПД), по их общему мнению, призвана обеспечить передачу школьникам основ общественно – исторического опыта и культуры умственной, общественно – политической, нравственной, трудовой, физической и эстетической деятельности и способствовать всестороннему и гармоническому развитию их личности.
Режим для групп продлённого дня строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями. Он характеризуется особым расположением урочных и внеурочных занятий в течение дня, недели и года. Его суточная структура состоит из трёх главных частей: уроки, активный отдых и самоподготовка. Последовательность которых такова: а) утренние часы отводятся для уроков, так как в это время организм школьников обладает высокой работоспособностью, и физиологами доказано, что именно в эти часы целесообразно сконцентрировать наиболее трудные виды деятельности; б) непосредственно после уроков, когда школьники утомлены, делается примерно трёхчасовой перерыв для активного отдыха: продолжительное пребывание учеников на воздухе, приём пищи и кратковременные разнообразные занятия в помещении до начала самоподготовки рассматриваются воспитателями как необходимые гигиенические мероприятия для восстановления работоспособности.
Подобная организация жизни и деятельности учащихся в ГПД неизменно подтверждает разумность избранного распорядка дня. При строгой дозировке нагрузок, чётком чередовании видов занятий достигается ритмичность всего учебно – воспитательного режима, благодаря которой у воспитанников успешно формируются жизненные ценные привычки. Одно из основных направлений в деятельности по укреплению здоровья – организация и проведение физкультурно – оздоровительных мероприятий в школьном режиме. Формой активного отдыха на уроках являются физкультурные минутки.
С началом обучения в школе суточная двигательная активность учащихся снижается примерно в два раза. Уроки физической культуры лишь частично восполняют недостаток движений. Поэтому одной из важнейших задач совершенствования учебно – воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях является организация двигательной активности учащихся, обеспечивающей активный отдых и удовлетворяющей естественную потребность в движениях.
Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность. Учёные установили, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на уроке снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха и зрения, восстанавливают эмоциональноположительное состояние.
В состав физкультминуток можно включать комплексы, состоящие из 4 – 6 упражнений, 2- 3 из них должны целенаправленно формировать осанку, 2-3 – для плечевого пояса, рук и туловища ( потягивания, наклоны, повороты) и упражнения для ног. Количество повторений 4-6 раз. Большое количество повторений снижает интерес к выполнению упражнений.
Физкультминутки могут проводиться без предметов и с предметами: мячами, надувными шарами, цветами, флажками, гимнастическими палками, скакалками и т. п. Необходимо следить за тем, как учащиеся держат предмет (на вытянутых, согнутых руках), сохраняют ли правильное направление движения.
Комплексы можно выполнять под счёт, магнитофонную запись, стихотворный текст или музыкальное сопровождение, имеющее чёткий ритм.
Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений. В этом случае подбираются упражнения для крупных мышц, которые несли длительное время статическое напряжение (мышцы живота, спины, плеч, рук и таза). Учащиеся выполняют 4-5 упражнений с дозировкой 4-6 раз. Закончить физкультминутку целесообразно танцевальными или прыжковыми упражнениями, обратив внимание учащихся на высоту прыжков.


Танцевальные движения выполняются под музыку. Учащиеся могут изображать движения зверей (кошка крадётся, собака бежит, лягушка скачет, аист летит), танец снежинок, убегающий ручей, падающие листья. Такие задания выступают общим двигательным компонентом в содержании занятия. В другом случае можно выполнять и комплексы ритмической гимнастики
или части её поточным способом. В этом случае не надо акцентировать внимание на точное воспроизведение движений, упражнение выполняется свободно и легко. Танцевальные движения создают бодрое настроение и развивают творческие способности. Продолжительность танцевальных упражнений – 2-3 минуты.
Двигательные действия и задания могут быть использованы в форме физкультминуток, которые сочетаются с содержанием занятия. Так, ответ к загадке учащиеся могут показать движениями, т. е. изобразить лягушку, лису, зайца.
Выполняя
имитационные движения (едет автомобиль, летит самолёт), учащиеся изображают движение отдельных видов транспорта. Через движения они познают повадки животных (комар пищит, лиса крадётся), ориентируются в пространстве и во времени («День и ночь», «Замри!»), узнают времена года, дни недели, счёт.
Двигательную часть занятия можно провести в виде задания-загадки. Например: «Кто живёт на птичьем дворе?», «Кто лазает по деревьям?». В другом варианте – в форме задание – ответ. Например, на карточках изображено 6 рукавичек, на рукавичках – рисунки. Задание: собрать парные рукавички с одинаковыми рисунками, прыгая с кочки на кочку.
Физкультурные минутки с использованием стихотворного текста довольно часто используются на самоподготовках. При их подборе обращается внимание на следующее: содержание стихотворного текста должно быть понятно учащимся; стихотворными текстами могут служить загадки, считалки, потешки, поговорки и сочетаться с ритмом движений.
Требования к организации и проведению физкультминуток. Физкультминутки проводятся на начальном этапе утомления (8-13-15-я минута занятия, в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и двигательного режима). Для младших школьников наиболее целесообразно их проведение между 15-й и 20-й минутами.
Упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны учащимся, просты по координации движений.
Комплексы должны быть разными по содержанию и форме.
В физкультминутки включают упражнения на разные группы мышц.
Продолжительность выполнения физкультминутки от 1,5-2 до 2-4 минут.
В перерыве между двумя самоподготовками физкультминутки целесообразнее проводить с предметами (мячами, скакалками).
Одной из форм проведения физкультурных минуток могут быть даже эстафеты и подвижные игры.
Во время проведения физкультминуток учащиеся могут сидеть за партой или стоять около неё, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах, тройках, в группах, взявшись за руки, в колоннах и т. д.

Примерные комплексы физкультурных минуток.
Лебеди летят, крыльями машут,
Присели над водою, качают головою.
Гордо и важно умеют держаться,
Тихо, бесшумно на воду садятся.
И. п. – руки в стороны. 1-2 – руки вверх; 3-4 – руки вниз; 5-6 – присесть, обнять колени; 7-8 – посмотреть направо, налево; 9-10 – встать, руки за спину, поднять голову; 11-12 – тихо сесть за парту.
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
И. п. – о. с. 1-2 – два хлопка над головой; 3-4 – руки в стороны, ладони вверх;
5-6 – ладони вниз; 7-8 – руки на пояс, два притопа; 9-10 – и.п.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться.


Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире, пять – руками помахать.
Шесть – на месте повернуться,
Семь – притопнуть, поскакать,
Восемь – тихо помолчать.

  1. И. п. – о. с. 1-2 – две «пружинки»; 3-4 – подняться на носки, хлопок над головой; 5-6 – наклон вперёд, хлопок за коленями; 7-8 – выпрямиться, руки на пояс.
  2. И.п. – руки на пояс. 1 – хлопок справа, наклон или поворот головы вправо; 2 – хлопок слева, наклон или поворот головы вправо; 2- хлопок слева, наклон или поворот головы влево; 3 – хлопок впереди; 4 – и. п.

И. п. – ноги врозь. Руки в стороны. 1-2 – потянуться вправо, влево; 3-4 – руки вверх, вниз «вол