Главные вкладки

    Программа по адаптации к профессии вновь принятого учителя начальных классов Глазовой Алёны Андреевны
    материал

    Реализация программы предусматривает оперативное и целеустремленное преодоление неизбежных трудностей в процессе адаптации педагога. Психологическим аспектом адаптации является принятие высокого социально-психологического статуса личности начинающего специалиста в педагогическом и ученическом коллективах

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_adaptatsii_glazovoy_a.a.doc148 КБ

    Предварительный просмотр:

    СОГЛАСОВАНО

    Заместитель директора по УР

    Т.С. Ардышева

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор МБОУ «Тогурская СОШ»
    О.А. Пшеничникова

    Приказ от 30.08.2019№312

                    

            «___» сентября 2019г.

    Программа по адаптации к профессии

     вновь принятого учителя начальных классов

    Глазовой Алёны Андреевны 

    на 2019-2020 уч.г.

    Составитель: Улыбина Галина Валерьевна,

    Учитель высшей квалификационной категории

    С. Тогур

    2019г.


    Пояснительная записка

    . Адаптационная работа включает в себя:

    - знакомство со школой, представление педагога коллективу школы на ШМО учителей начальных классов;

    - анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года);

    - закрепление учителя- наставника за молодым специалистом;

    - заполнение диагностических карт роста педагогического мастерства;

            В основе программы лежит принцип поэтапности адаптации и развития профессионализма вновь принятого учителя. Центральное звено в организации помощи вновь принятому преподавателю – это предварительная работа с ним. Такая помощь носит:

    • предварительно-профилактический характер;
    • индивидуально-предупредительный характер, связанный с конкретной подготовкой к урокам и различным мероприятиям;
    • курирующий характер процесса деятельности молодого учителя.

    Приоритетные направления реализации программы:

    • Общение людей со схожими взглядами и проблемами.
    • Обеспечение реализации образовательных запросов вновь принятого педагога.
    • Обнаружение пробелов в профессиональной деятельности, проблем в психолого-педагогической адаптации и нахождение путей их устранения.
    • Формирование уверенности в своем профессиональном росте.
    • Оказание методической помощи в становлении профессиональной компетентности.

    Цель программы

    Формирование профессионально-адаптированного, компетентного учителя-практика.
    Задачи:

    • помочь адаптироваться учителю в коллективе;
    • определить уровень профессиональной подготовки;
    • выявить затруднения в педагогической практике и оказать методическую помощь;
    • создать условия для развития профессиональных навыков педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;
    • развивать потребности у педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.

    Содержание программы

    1.1.     Психологические основы адаптации в системе образования

    Реализация этой части программы предусматривает оперативное и целеустремленное преодоление неизбежных трудностей в процессе адаптации педагога. Психологическим аспектом адаптации является принятие высокого социально-психологического статуса личности начинающего специалиста в педагогическом и ученическом коллективах.
    Планируемые результаты:

    Психолого-социальная адаптация предполагает успешность вхождения учителя в новый коллектив, умение решать межличностные проблемы, поставить себя в позицию равноправного члена коллектива. Результативность психологического контакта с учениками и их родителями.

     1.2.     Организация учебно-воспитательного процесса

    Работа над этим разделом программы предполагает детальное изучение молодым специалистом действующих государственных программ по предметам, знакомство с авторскими программами; посещение уроков, проводимых учителями первой и высшей категории, с их последующим анализом.

     Планируемые результаты:

    Активное включение молодых учителей в учебно-воспитательную работу с учащимися, вовлечение их в экспериментальную работу школы, совместную разработку программ, грамотное применение государственных программ, соблюдение образовательного минимума, адаптация молодого специалиста в образовательном пространстве.

     1.3.     Школьная документация в работе учителя

    Нельзя рассчитывать на то, что учреждения профессионального образования полностью подготовили студентов в этом направлении. Поэтому необходимо обратить на эту проблему пристальное внимание, привлекая к работе заместителя директора по УВР , с целью создания условий для нормативной деятельности молодых учителей.
    Планируемые результаты:

    Формирование действующей прямой и обратной связи управленческой информации, обеспечивающей своевременный обмен сведениями с целью упорядочения деятельности начинающего педагога и оказания ему своевременной коррегирующей помощи.

     1.4.     Методическое сопровождение молодого учителя

    Важно научить начинающих учителей правильно ориентироваться в потоке методической информации при создании своего учебно-методического комплекса.
    Планируемые результаты:

    Умение молодого специалиста систематически изучать имеющееся методическое сопровождение, грамотно его использовать, с учетом индивидуальных особенностей своих воспитанников. Формирование опыта создания собственных методических разработок.

     1.5.     Организация воспитательной работы в классе

    Обращает на себя внимание значительный разрыв в интенсивности трудностей при планировании воспитательной работы и эффективном выполнении плана. Это диспропорция говорит, прежде всего, о неумении молодых учителей организовать воспитательную работу. Именно этому направлению деятельности необходимо уделять большое внимание.

     Планируемые результаты:

    Освоение на практике концептуальных основ воспитания, формирование профессионального мастерства воспитателя.

     1.6.     Социология образования. Ученик в социуме

    Осуществление этого направления программы предусматривает знакомство с социологией образования; со связями школы с семьей и общественностью, с социумом своего образовательного учреждения.
    Планируемые результаты:

    Умение ориентироваться в общих и частных вопросах социально-педагогической работы с учащимися и их родителями. Грамотное реагирование на запросы школьного социума.

    2.План индивидуальной работы с Глазовой Алёной Андреевной
    по адаптации к профессии.

    на 2019-2020 уч.год

    Сведения о молодом специалисте

    Фамилия, имя, отчество:

    Глазова Алёна Андреевна

    Образование:

    высшее

    Какое учебное заведение

    ФГБОУВО «Томский государственный педагогический университет»

    Год окончания учебного заведения:

    2012

    Специальность по диплому:

    Учитель начальных классов

    Педагогический стаж:

     8 лет, уч. Нач. кл. 1 год

    Место работы:

    МБОУ «Тогурская СОШ»

    Должность:

    Учитель начальных классов

    Предмет:

    Математика, русский язык, чтение, окружающий мир, технология, ИЗО

    Учебная нагрузка:

    18 часов + индивидуальное обучение (1 час)

    Классное руководство:

    да

    Квалификационная категория:

    первая

    Сведения об учителе – наставнике

    Фамилия, имя, отчество:

    Улыбина Галина Валерьевна

    Образование:

    высшее

    Какое учебное заведение окончил:

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет»

    Год окончания учебного заведения:

    1991 год

    Специальность по диплому:

    учитель начальных классов

    Педагогический стаж:

    24 года

    Место работы:

    МБОУ «Тогурская СОШ»

    Должность:

    Учитель начальных классов

    Предмет:

    Математика, русский язык, чтение, окружающий мир, технология, ИЗО

    Учебная нагрузка:

    23 часа

    Классное руководство:

    нет

    Квалификационная категория:

    высшая

    План работы

    Направления деятельности

    Формы деятельности

    Периодичность

    Форма отчетности наставника

    Форма отчетности молодого специалиста

    Оказание помощи  в осуществлении качественного планирования (учет ключевых тем, рациональное распределение времени на изучение тем, отбор содержания).

    Консультативная помощь в разработке рабочей образовательной программы (август-сентябрь)

    Справка

    Предъявление программы

    Помощь в корректировке рабочей программы

    (с учетом актированных дней, пробелов по темам)

    . По итогам четверти

    Программа.

    Предъявление откорректированной рабочей программы.

    Совместная разработка поурочных планов разных типов уроков (урок усвоения нового материала; урок закрепления ЗУН, повторительно-обощающий урок, комбинированный урок, урок контроля).

    1 раз в месяц

    Конспекты уроков

    Проверка умения составлять поурочные планы разных типов уроков. 1 раз в месяц (октябрь-май)

    Памятка

    Конспекты уроков.

    Оказание помощи по организации качественной работы с документацией.

    Консультация по ведению электронного журнала.  Знакомство с инструкцией. 1 раз в год (сентябрь)

    Справка

    Заполненный электронный журнал

    Консультация и контроль выполнения требований по работе с ученическими тетрадями .(1 класс):

    Объем работы на уроке.

    Соблюдение единых требований по ведению тетрадей.

    Особенности работы учителя в период безотметочного обучения.

    Разнообразие видов работ.

    Индивидуализация работы по развитию навыков чистописания. (сентябрь-май)

    .

    Памятка.

    Рабочие тетради обучающихся

    Консультация по оформлению личных дел учащихся:

     Соблюдение единых требований.

    Номенклатура.

    Необходимые документы. 2 раза в год

    Памятка.

    Личные дела на проверку.

    Проверка качества оформления личных дел1 раза в год (май)

    Справка

    Устранение замечаний по факту проверки.

    Консультация «Работа с неуспевающими обучающимися». (сентябрь-май)

    Методические рекомендации

    Мониторинг успеваемости

    Консультация по теме «Анализ прохождения программы». (сентябрь-май)

    Справка

    КТП

    Организация деятельности по повышению качества преподавания

    Посещение и анализ уроков молодого специалиста учителем наставником. Не менее 2-х уроков в месяц (составляется график на каждую четверть).

    Визитная тетрадь; справки по анализу уроков.

    Самоанализ уроков.

    Организация посещения молодым специалистом уроков опытных учителей.

    Мастер-классы опытных учителей с демонстрацией приемов работы. Не менее 3-х уроков в месяц (составляется график на каждую четверть).

    Визитные тетради (таблицы по анализу уроков). Отчет 1 раз в месяц (курирующему заму).

    Консультации по разработке дидактического и наглядно-демонстрационного материала. 1 раз в четверть.

    Предъявление разработанного  материала.

    Консультации: Сентябрь

     Особенности организации обучения в 1-м классе;

    Перечень рекомендованной литературы.

    Через посещение уроков и конспекты уроков.

    Тестирование по материалам консультации

    Отбор  содержания материала к уроку; (сентябрь-май)

    Методика формирования каллиграфических навыков 1-классников(сентябрь-май)

    Методы обучения 1-классников; (сентябрь-май)

    Организация работы с родителями; (сентябрь-май)

    Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке; (сентябрь-май)

    Приемы активизации мыслительной деятельности и развития ВПФ учащихся; (сентябрь-май)

    Контроль качества усвоения учащимися программного материала.

    Проведение диагностических работ  

    В соответствии с планом (2-е полугодие)

    Анализ результатов.

    Анализ результатов. План последействий.

    Диагностика затруднений.

    Анкетирование, беседы, тестирование. По необходимости

    Обработка и интерпретация анкет.

    Анкета

    Индивидуальные консультации по педагогическим затруднениям  По необходимости

    Приложение 1

    ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

    изучения профессиональных трудностей Глазовой А.А..

    Дата___________  

    Направления педагогической деятельности

    Не получается, требуется помощь

    получается, но нужно убедиться в правильности

    умею использовать

    1

    Планирование педагогической деятельности.

    - постановка целей, задач урока,

    - выбор форм и методов обучения, соответствие цели и содержания.

    2

    Составление конспекта урока

    3

    Знание содержания программы и учебников

    4

    Использование разнообразных форм:

    -фронтальных,

    -групповых,

    -индивидуальных

    5

    Использование методов развивающего обучения

    -проблемное обучение,

    -исследовательский метод,

    -частично – поисковый метод

    6

    Развитие мотивации к обучению:

    -активные формы обучения,

    -игровые, соревновательные,

    - самостоятельные формы работы.

    7

    Выявление типичных ошибок и затруднений школьников и коррекция своей деятельности

    8

    Использование межпредметных связей

    9

    Формы и методы воспитательной работы на уроках

    10

    Работа по теме самообразования.

    11

    Организация дисциплины на уроке.

    12

    Самоанализ урока

    13

    Дифференциация обучения

    14

    Индивидуальные формы работы с учащимися

    15

    Личностно – ориентированное построение урока

    16

    Здоровьесбережение учащихся

    17

    Использование новых технологийобучения

    18

    Формы домашней работы:

    - дифференцированные,

    - творческие.

    19

    Оценивание учебной деятельности учащихся

    20

    Использование тестирования как формы контроля знаний и определения пробелов в знаниях учащихся.

    Приложение 2

    График посещения уроков учителя начальных классов Глазовой А.А.
    на 2019-2020учебный год.

    Сроки посещения

    Предмет

    Ф.И.О. учителя, который  посещает  урок

     класс

    Цель посещения

    Сентябрь- октябрь

    Чтение, письмо,

     математика

    окружающий мир

    Улыбина Г.В.

    Консультация и помощь молодому специалисту

    Ноябрь

    Чтение, письмо

     

    Улыбина Г.В.

    Использование активных форм организации деятельности.

    Декабрь

    Математика

    Улыбина Г.В.

    Здоровьесберегающие технологии на уроке.

    Январь

    Окружающий мир

    Улыбина Г.В.

    Использование активных форм организации деятельности

    Февраль

    Чтение, письмо,

     математика

    окружающий мир

    Улыбина Г.В.

    Консультация и помощь молодому специалисту

    Март

    Чтение, письмо

     

    Улыбина Г.В.

    «Использование игровых технологий на уроке»

    Апрель

    Математика

    Улыбина Г.В.

    «Использование ИКТ на уроках с целью вовлечения каждого ученика в активный познавательный и творческий процесс

    Май

    Чтение, письмо,

     математика

    окружающий мир

    Улыбина Г.В.

     Консультация и помощь молодому специалисту 

    Приложение 3

    Дневник наставника

    п/п

    Дата

    Тема обсуждения

    Подпись

    Наставник-

    Молодой специалист-

    Приложение 4

    Отчет наставника______________________________________________

                               (ФИО)

    о работе с молодым  специалистом __________________________________

                        (ФИО)

    за  _____ полугодие 2019 – 2020  учебного года

    1. Посещено уроков молодого специалиста ___________________

    № п/п

    Дата посещения урока

    Тема урока

    Положительные аспекты, выявленные в ходе посещения и анализа урока

    Проблемы, выявленные в ходе анализа урока

    1. Посещено воспитательных и внеклассных мероприятий________________________

    № п/п

    Дата посещения

    Тема занятия

    Оценка мероприятия

    1. Проведено консультаций по работе с школьной документацией и по организации образовательного процесса ______________________

    Дата проведения

    Тематика консультаций и бесед

    Дата проведения

    Тематика консультаций и бесед

    1. Краткий обзор профессиональных успехов и затруднений молодого специалиста:

    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Наставник _______________________________/ ____________________________

    подпись                                                        И.О.Фамилия

    Молодой специалист_______________________/ ____________________________

    подпись                                                        И.О.Фамилия


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочие программы по предметам в 3 классе учителя начальных классов Шарыповой Елены Викторовны

    Рабочие программы для 3 класса по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир,  технология, изобразительное искусство. В рабочие программы входит пояснительная записк...

    Авторская разработка программы кружка "Занимательная грамматика.3 класса" учителя начальных классов Лебедевой Елены Константиновны.

    Авторская разработка программы кружка "Занимательная грамматика.3 класса" учителя начальных классов  Лебедевой Елены Константиновны....

    Индивидуальная программа по работе с одарёнными детьми учителя начальных классов Семеновой Оксаны Валерьевны

    Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы униве...

    Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов Тремасовой Татьяны Андреевны «Актуальность ИКТ- для формирования у младших школьников универсальных учебных действий (УУД) в рамках ФГОС»

    Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо использование в образователь...

    Программа по самообразованию Ивановой Светланы Ханифовны, учителя начальных классов.

    Программа по самообразованию Ивановой Светланы Ханифовны, учителя начальных классов, на 2015-2018 гг....

    ПРОГРАММА по самообразованию Зиннатуллиной Гульнары Дилюсовны учителя начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Средняя общеобразовательная школа №28» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

    Тема самообразования: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО». Обоснование выбранной темы. П...