Технологическая карта внеурочного занятия для 4 класса "Собака-друг человека"
план-конспект занятия (4 класс)

Деметрукович Кристина Игоревна

Технологическая карта занятия

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_vr_sobaka-drug_cheloveka.docx42.92 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 03.03.2020год

Образовательная программа: УМК «Школа России»

Тема: «Собака-лучший друг человека»

Класс: 4

Вид: познавательная

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Цель: способствовать ознакомлению учащихся с собакой, как другом человека, выяснить в каких областях жизни человеку помогает собака.

Задачи: 

Образовательные: расширить знания учащихся о собаках, о значении этих животных в жизни человека; научить конструировать оригами по схеме.

Развивающие: способствовать развитию воображения, внимания, мышления, памяти, устной речи, мелкой моторики.

Воспитательные: воспитать гуманное отношение к животным, чувство ответственности за своих питомцев; содействовать воспитанию эмоциональной отзывчивости.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: желать приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану.

Познавательные УУД: случаться учителя и извлекать нужную информацию.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование:

для учителя: проектор; конспект занятия; презентация; видеоролик физ.минутки., солнышки, тучки из бумаги; памятка «Правило поведения с собакой», заготовки для оригами «собака»;

для учащихся: клей-карандаш; черный фломастер; авторучка;

Ход занятия

Этап занятия

Цель

Время

Методы и приемы

Содержание и деятельность учителя

Деятельность

учащихся

 Формируемые УУД

I. Организационный

момент

(1-2мин)

Словесный: объяснение

Эмоциональный настрой. 

Люда: Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

(1слайд)Кристина: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Кристина Игоревна, а меня Людмила Петровна. Ребята, у вас на партах солнышко и тучка. Покажите нам солнышко если у вас хорошее настроение или тучку – если плохое.

Люда: Молодцы! Надеюсь ваше настроение станет хорошим у кого оно плохое, а у тех у кого оно хорошее останется таким до конца нашего занятия.

 

-Приветствуют. Показывают солнышко, либо тучку.

Личностные: готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового.

II. Актуализация знаний.

(формирование темы занятия)

(5мин)

Словесный: беседа.

(1 слайд 1 щелчок)Люда: Ребята, посмотрите внимательно на доску. Как вы думаете, что зашифровано в данных ребусах?

 (1 слайд 2 щелчок)Кристина: Молодцы! А теперь давайте подумаем, чем связаны между собой эти слова? Давайте ответим на пару вопросов, и вы догадаетесь какова тема нашего занятия

(2слайд)Люда: Как вы думаете, какую роль собаки выполняют в жизни человека?

Люда: А вы знаете почему собака стала для человека лучшим другом?

-Ответы детей .

Кристина: Итак, ребята, вы наверняка уже догадались, какова тема нашего занятия. Тема нашего занятия « Собака- друг человека».

- Смотрят на доску, разгадывают ребус.

-Собака, друг, человек.

-Отвечают на вопросы.

Личностные: способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового.

Регулятивные: контролировать правильность ответов детей.

Познавательные: понимать учебную задачу.

Коммуникативные: уметь слушать других.

III.Основная часть.

(15-25мин)

Словесный: беседа, объяснение, рассказ.

(3 слайд)Кристина: Дружба человека и собаки уходит своими корнями в далёкое прошлое. Дикие собаки и волки жили с человеком по соседству. 

Люда: Давным – давно, 40 миллионов лет назад, появились предки хищных животных миадисы. Прошло немало времени, прежде чем появилась собака. Но какая? Волк, дикая собака, шакал до сих пор не знают, кто из них был пра – пра – пра –прадедом  современной собаки. До сих пор ученые не могут найти точной информации, кто является предком собаки.

(4 слайд)Люда: В те давние времена, когда охота была главным занятием, человек позавидовал быстроте и чутью собаки, а собака – уму и силе человека. С этого и началось. Собака пришла в пещеру человека и стала охотиться вместе с ним.

(5 слайд)Кристина: Собака быстро завоевала положение в обществе. Она помогала добывать пищу пещерным людям, вступала в битву вместе с римскими воинами, охраняла замки сеньоров средневековья, принимала участия в пышных царских охотах, пасла стада, приспосабливалась к условиям жизни в городе.

 (6 слайд)Люда: После этого начался процесс одомашнивания, когда животные стали вливаться в человеческое общество. Как только люди поселились и начали заниматься сельским хозяйством, они начали разведение своих собак для различных целей, пасти стада, охранять жилища и различных видов охот.

Люда: В поселениях человека собака, кроме предупреждающей функции (лай при приближении чужих), играла также санитарную роль. Она поглощала остатки человеческой пищи, в холодные ночи служила как источник тепла. Таким образом, для ранних человеческих групп совместное проживание с собаками повышало шансы выживания. Многое люди переняли у животных. Например, стали охотиться группами, стали отмечать и охранять территорию

 (7 слайд)Кристина: В годы Великой Отечественной войны в Советской Армии служило около 70 тысяч собак, которые спасли жизни многим солдатам. Собаки являлись разведчиками, часовыми, связистами, переносили письма (депеши) через линию фронта, протягивали телефонные кабели, определяли местонахождение мин, помогали доставлять боеприпасы попавшим в окружение бойцам, работали санитарами. Собаки-санитары по-пластунски подползали к раненым и подставляли бок с медицинской сумкой, ожидая, пока боец перевяжет рану. Собака была спасением для раненых.

Кристина: Для каждого занятия нужна была собака с определенными качествами. Так человек начал выводить разные породы собак. Благодаря этому сейчас в мире есть 3 группы собак.

(8 слайд)В 1 группу - “Служебные” входят: Доберман, Бультерьер, немецкая овчарка, ритвер, боксер, Колли.

Собаки этой группы пород призваны выполнять такие функции: охрана, бег в упряжке, спасение утопающих в водоемах и прочее. Это требует огромной силы и выносливости. Служебные собаки обычно крупные и очень сильные. У этих собак хорошо развит инстинкт охраны хозяина, принадлежащих ему вещей, дома. Подавляющее большинство служебных собак злобны, недоверчивы к посторонним, хорошо дрессируются. Поэтому таких собак не держат в доме. Это не очень удобно и даже опасно.

(9слайд)2 группу – “Охотничьи” входят: Фокстерьер, такса, русский спаниель, лайка, борзая, сеттер.

Охотничьи собаки — собаки разных пород, выведенные и используемые для помощи человеку на охоте. Эти собаки очень выносливы и преследуют дичь до полного ее изнеможения. Отличительная черта борзых – способность охотится «навзрячь». Это обеспечивается особой формой черепа борзых и их широким кругозором. Гончие собаки находят дичь благодаря своему хорошо развитому чутью.

(10 слайд)В 3 группу - “Декоративные” входят: мопс, чихухуа, английский бульдог, денди-динмонт терьер, йоркширский терьер, американский спаниель.

Это собаки, не предназначенные для выполнения какой-либо специальной работы и используемых преимущественно в качестве домашних любимцев.

(11 слайд)Люда: Ребята, а какую группу собак мы еще не назвали? Посмотрите внимательно на слайд. (Это бездомные собаки)Хотя они не имеют определенную породу, но они не меньше породистых собак могут защищать своих хозяев.

Кристина: Любая собака имеет важное значение в жизни человека. Как вы думаете какое?(Они преданны своим хозяевам, помогают и спасают их жизнь)

- Ответы детей.

Люда: Но прежде чем подходить к бездомной собаке, нужно всегда помнить правила общения с ней. Вы знаете как стоит общаться с собакой.

Кристина: Молодцы, ребята! Мы вам приготовили памятки «Как нельзя вести себя с собакой». Давайте посмотрим, какие еще существуют правила поведения с собакой.

 (12 слайд)Кристина: В благодарность верным друзьям человека – собакам, ставятся памятники, которые можно встретить в самых различных странах мира. Есть памятник первой собаке-космонавту Лайке по кличке Звездочка, образ пса Хатико в Японии стал примером беззаветной любви и верности..

(13 слайд)Физкультминутка

Кристина: Ребята, я вижу, что вы немного устали, давайте с вами немножко отдохнём, а в этом нам поможет Ваня, Маша и Саша. Повторяйте за ними. (Видеоролик с физминуткой)

-Слушают, смотрят слайды.

-Выполняют физкультминутка.

Дети читают из памятки правила

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: умение спланировать учебную деятельность, умение контролировать результаты деятельности.

Познавательные: установление причинно-следственных связей в изучаемом материале, обобщение.

Коммуникативные: умение слушать других.

IV. Практическая деятельность

(15-мин)

Практический

Кристина: Ребята, у вас партах лежат заготовки . Как вы думаете, что мы будем делать?

 (14слайд)Люда: Сейчас мы будем делать собаку из оригами. Каждый шаг выполнения вы будете выполнять по алгоритму, который изображен на доске. Я буду выполнять с вами вместе , чтобы вам было понятно.

Кристина: Если у вас, что-то будет не получаться то обращайтесь за помощью к нам.

 (16 слайд)Люда: Покажите своих собак. Какие они у вас красивые. Анализируем работы

(17 слайд)Люда: А теперь я предлагаю вам составить рассказ о вашей собаке. (Кличка, какой породы она у вас будет, и что она будет делать)

Кристина: Потом мы вызовем несколько ребят к доске и вы нам расскажете о своей собаке.

Учитель анализирует рассказы вместе с учениками.

-Отвечают на вопрос.

- Делают оригами.

Составляют рассказ по заданной теме.

Анализируют работы своих одноклассников вместе с учителем.

Личностные: использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

Регулятивные: умение сохранять учебную задачу; умение действовать по плану.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

V. Рефлексия.

(подведение итогов занятия)

(5-7мин)

Словесный: беседа.

Кристина: Ребята вы все большие молодцы! Вы отлично работали на занятие.

Кто ответит, что нового мы сегодня узнали?

Что было интереснее?

Что вам больше всего понравилось?

Люда: Ребята, а теперь мы вернемся к солнышку и тучке. Если вам понравилось занятие, все было понятно и интересно, покажите солнышко. А если вам было скучно и у вас остались вопросы-тучку.

Кристина:Всегда помните о том, что собаки — наши самые давние, верные и преданные друзья. Никогда не обижайте их и не позволяйте этого делать. Будьте  добрыми и человечными. Спасибо за занятие!

 

 

-Какие породы существуют.

-Делать из оригами собаку.

-Показывают тучку, либо солнышко.

Регулятивные: обеспечивают умение учащихся организовывать свою учебную и внеурочную деятельность, учащиеся учатся правильно выбирать средства для организации своего поведения и деятельности, распределять рационально свое свободное время, планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу с учетом норм.

Коммуникативные:

обеспечивают умение работать в группе, принимать другие мнения, вступать в диалог со сверстниами.

Познавательные: успешное освоение конкретных способов преобразования учебного материала в практической деятельн

             

Список источников:

Интернет-источники:

1. https://infourok.ru/konspekt-uroka-okruzhayuschego-mira-po-teme-odomashnivanie-zhivotnih-klass-1033844.html

Учитель: Учитель: Подрезова И.И., Система Л.В.Занкова, Окружающий мир 1 класс( по учебнику Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова).

2. https://infourok.ru/konspekt-dlya-vneurochnogo-zanyatiya-na-temu-sobaka-drug-cheloveka-3601044.html 

Учитель: Голенкова М. В.

3. http://de-ussr.ru/rast/narhoz/sobaki.html ,электронный учебник «Детская энциклопедия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеурочного занятия по краеведению "История моей малой родины"

Технологическая карта внеурочного занятия "История моей малой родины" , разработана в соответствии с ФГОС НОО, на основе программы внеурочной деятельности по краеведению "Мир на ладошке"....

Технологическая карта внеурочного занятия.Тема: На вкус и цвет товарищей нет.

Технологическая карта внеурочного занятия кружка по спортивно-оздоровительному направлению "Разговор о правильном питании" (авторская программа М.М.Безруких,Т.А. Филипповой) Цель этого занятия - сформ...

Технологическая карта внеурочного занятия "Группы дорожных знаков" по курсу «Уроки Светофорчика».

Разработка технологической карты занятия "Группы дорожных знаков" по курсу внеурочной деятельности "Уроки светофорчика". 3 класс....

Технологическая карта внеурочного занятия "Что растёт на огороде и в саду?" (ФГОС)

Данная технологическая карта содержит материал по внеурочной деятельности "Доноведение". Соответствует требованиям ФГОС...

Технологическая карта внеурочного занятия. Юный друг природы. 2 класс

Данный материал содержит разработку технологической карты внеурочного занятия по курсу "Юный друг природы" для учеников 2 класса....

Технологическая карта внеурочного занятия профориентационной направленности «Знакомство с профессиями блока «человек – природа».

Тема занятия "Флористика. Изготовление ёжика из природных материалов". Цель занятия: формирование у детей знаний о природных материалах. Знакомство с профессией – флорист....