Родительское собрание на тему: "Расширение детского кругозора"
методическая разработка (2 класс)

Щеголева Ирина Марковна

«Притча о широком кругозоре»

Жил-был Широкий Кругозор. Но мама постоянно говорила ему: - Хватит витать в облаках. А в школе требовали учить все от сюда и до сюда. И только так, как написано. И Кругозор все сужался и сужался, пока не стал точкой...Точкой Зрения.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

1-этап:  Мотивация

«Притча о широком кругозоре»

Жил-был Широкий Кругозор. Но мама постоянно говорила ему: - Хватит витать в облаках. А в школе требовали учить все от сюда и до сюда. И только так, как написано. И Кругозор все сужался и сужался, пока не стал точкой...Точкой Зрения.

2-этап:  Диагностика

Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств.

Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. Диагностируются с начала дети (на уроке), потом родители (на собрании). Задание может звучать так: “Сейчас я задам вам вопросы, а вы постарайтесь ответить на них”. Если детям трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь им несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются. 

  1. Какое животное больше – лошадь или собака?
    (лошадь = 0 баллов;
    неправильный ответ = -5 баллов)
  2. Утром мы завтракаем, а днем...
    (обедаем, едим суп, мясо = 0;
    ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)
  3. Днем светло, а ночью...
    (темно = 0;
    неправильный ответ = -4)
  4. Небо голубое, а трава ...
    (зеленая = 0;
    неправильный ответ = -4)
  5. Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?
    (фрукты = 1; 
    неправильный ответ = -1)
  6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
    (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0;
    неправильный ответ = -1)
  7. Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)
    (города = 1; станции = 0;
    неправильный ответ = -1)
  8. Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)
    (правильно показано = 4;
    показано только целый час или четверть часа = 3;
    не знает часов = 0)
  9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это..., маленькая овечка – это...?
    (щенок, ягненок = 4;
    только один правильный ответ = 0;
    неправильный ответ = -1)
  10. Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?
    (на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0;
    на кошку без объяснения = -1
    на курицу = -3)
  11. Почему во всех автомобилях тормоза?
    (указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и так далее = 1;
    одна причина = 0;
    неправильный ответ = -1)
  12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
    (два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3;
    одно подобие = 2;
    неправильный ответ = 0)
  13. Чем похожи друг на друга кошка и белка?
    (определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3;
    одно подобие = 2;
    неправильный ответ = 0)
  14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе?
    (у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3;
    винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2;
    неправильный ответ = 0)
  15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание - это...
    (спорт (физкультура) = 3;
    игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2;
    неправильный ответ = 0)
  16. Какие ты знаешь транспортные средства?
    (три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4;
    только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2;
    неправильный ответ = 0)
  17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
    (три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4;
    одно или два различия = 2;
    неправильный ответ ( у него палка, он курит …) = 0
  18. Почему люди занимаются спортом?
    (по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4;
    одна причина = 2;
    неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)
  19. Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы?
    (остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4;
    он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2;
    неправильный ответ = 0)
  20. Почему на письмо нужно наклеивать марку?
    (так платят за пересылку этого письма = 5;
    другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2;
    неправильный ответ = 0)

3-этап:  Теория

«Как расширять словарь и кругозор ребенка?»


К сожалению, при проведении уроков учителя  сталкиваются с проблемой бедности словаря ребенка. Недостаточный кругозор и опыт небогатый общения сказываются негативно на развитии речи.
Невозможно назидательно поучая обогатить кругозор и словарный запас ребенка. Надо делать это увлекая и заинтересовывая. Большинству родителей хочется, чтобы их ребенок приобщался к культуре с удовольствием.
Лучше заранее подготовить ребенка и рассказать ему о музеях вообще. Показать открытки - репродукции и объяснить, что это всего лишь маленькие копии картин, что есть в музее.
Ребенка в музее, помимо экскурсии, привлекает множество нового: ступени, перила, мебель, бабушка-смотрительница…
Не одергивайте ребенка, разрешите исследовать новое. Это Важная часть первых посещений музея, театра, концертного зала. Без этих деталей впечатление ребенка будет неполным.
Точно сказать, когда и куда начинать водить ребенка нельзя - это индивидуально. Но, пожалуй, уже с трех лет можно посещать детские выставки и театры кукол.
Приучайте ребенка к правильному поведению в местах культурного отдыха. Объясните, почему разговаривать нужно вполголоса, проходить перед смотрящим картину человеком невежливо.
Не забывайте, дети не могут просто ходить и смотреть на произведения искусства, их нужно учить. Можно попросить ребенка выбрать самое яркое, радостное, доброе полотно. Затем обсудить с ним, почему он выбрал именно эту картину. Все изображенное на картинах нужно сравнивать с тем, что ребенок видит в повседневной жизни. Например, рассматривая произведения искусства можно рассказать о временах года, отметить как изменилась мода и одежда, дома… Будьте готовы заметить пробелы в своих знаниях. Ребенок задаст Вам множество вопросов. И если Вы чего-то не знаете, попробуйте отвлечь внимание и обойти сложный вопрос. А предварительно подготовившись дома, как бы невзначай к нему вернуться. А вот подростку лучше сразу признаться в своей неосведомленности и поискать ответ вместе.
Дети очень любознательны «лучше один раз увидеть», потрогать, почувствовать. Да и музеи в последнее время очень изменились. Выставки стали интереснее. В петрозаводском историко-архитектурном и этнографическом музее «Кижи» можно собирать на электронном табло картину из частей, делают макеты для сборки карельских изб. Например, в Москве в музее- театре «Ледниковый период» на ВВЦ можно потрогать динозавров, погладить шкуру мамонта. В Финляндии Вас ждет научно-познавательный центр «Эврика» (Heureka) Все можно трогать руками, опробовать тренажеры и обучающие экспонаты. Знакомит со строением человеческого тела, законами физики и явлениями природы.
В Санкт-Петербурге открыт уникальный действующий макет, символизирующий Российскую Федерацию от Калининграда до Камчатки. Управление макетом будет осуществляться сорока компьютерами, а пульт управления с экранами, напоминающими центр управления полетами.
В Москве принимает посетителей «Экспериментариум»- это настоящий научный аттракцион. Он позволяет участвовать в опытах и экспериментах, а также иных познавательных действиях. Увлекательное изучение науки и истории ее развития будет интересно как детям, так и взрослым.

4-этап:  Рефлексия


Суммируем баллы за опрос:


Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).
Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.
Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.
От -1 до – 10 – ниже среднего.
От – 11 и меньше – низкий показатель.

Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего, необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во 2 классе. «Детская агрессия»

Цель собрания:  1. Обсуждение  с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребенка. 2. Формирование у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и пути её пр...

Родительское собрание в 4 классе "Детская агрессивность"

Вопросы для обсужденияАнализ проблемы агрессивности.Роль семьи в проявлении детской агрессивности.Поощрение, наказание в семье.Законы преодоления детской агрессии.Экспресс-анкетирование родителей по п...

Родительское собрание "Причины и последствия детской агрессии"

Причины детской агрессии, ее влияние на поступки, последствия и пути её преодоления...

Родительское собрание во 2 классе. «Детская агрессия»

Цели собрания:Обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребенка.Формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и пути её преодоления. Ученики: ...

Материал для подготовки к родительскому собранию на тему о детских капризах

Материал для подготовки к родительскому собранию на тему о детских капризах....

Родительское собрание "Причины и последствия детской агрессии"

Материал нацелен на профилактику детской агресси. Даёт возможность обсудить причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка. Поможет в формировании у родителей культуры понимания проблемы аг...

Родительское собрание "Причины и последствия детской агрессии"

Раскрыты причины детской агрессии, намечены пути ее преодоления....