Групповая работа на уроках как средство развития коммуникативных универсальных действий в 1 классе.
методическая разработка (1 класс)

Плаксина Нина Александровна

Изменения, происходящие в современной социальной жизни,  вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания, которые заложены в государственных стандартах второго поколения. Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником». Основная задача современного образования не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний , а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию. ФГОС ориентирован на становлении личностных характеристик выпускника, таких как способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. В условиях этих нововведений актуализируется проблема формирования коммуникативной деятельности школьников. Поиском оптимальных путей и способов внедрения коммуникативных технологий в педагогическую науку и сферу образования занимаются как ученые, так и практико – ориентированные специалисты. Овладение коммуникативной деятельностью – условие успешного изучения предметов начальной школы, а также благополучной адаптации ребенка, пришедшего в школу, в коллективе одноклассников.

Групповая деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим формирование коммуникативных универсальных учебных действий и развитие мотивации учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovaya_rabota_1kl.docx67.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Групповая работа на уроках как средство развития коммуникативных универсальных действий»  (1класс)

Актуальность.

Изменения, происходящие в современной социальной жизни,  вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания, которые заложены в государственных стандартах второго поколения. Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником». Основная задача современного образования не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний , а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию. ФГОС ориентирован на становлении личностных характеристик выпускника, таких как способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. В условиях этих нововведений актуализируется проблема формирования коммуникативной деятельности школьников. Поиском оптимальных путей и способов внедрения коммуникативных технологий в педагогическую науку и сферу образования занимаются как ученые, так и практико – ориентированные специалисты. Овладение коммуникативной деятельностью – условие успешного изучения предметов начальной школы, а также благополучной адаптации ребенка, пришедшего в школу, в коллективе одноклассников.

Групповая деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим формирование коммуникативных универсальных учебных действий и развитие мотивации учащихся.

 Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [Арефьева О.М, 2012].

Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре вида: 1) личностные; 2) регулятивные (включающие также действия саморегуляции); 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Остановлюсь более подробно на коммуникативых универсальных учебных действиях. Однако, в первую очередь дам определение коммуникации.

Коммуникация – это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов, каждый из этих шагов необходим для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг – это пункт, в котором, если мы будем небрежны, и не будем думать о том, что делаем, - смысл может быть утрачен. Существует определение коммуникации в общих выражениях как процесса передачи информации от одного человека (трансмиттера) к другому (приемнику) с целью сообщения определенного смысла. А.Б. Зверинцев рассматривает коммуникацию, прежде всего, как одну из форм взаимодействия людей в процессе общения, как информационный аспект общения.

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Коммуникативные действия можно разделить (с неизбежной долей условности, поскольку они тесно связаны между собой) на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности: коммуникацией как взаимодействием, коммуникацией как сотрудничеством и коммуникацией как условием интериоризации. Рассмотрим каждую группу коммуникативных универсальных учебных действий.

Коммуникация как взаимодействие – коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).

Коммуникация как кооперация – действия, направленные на кооперацию, сотрудничество. Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности.

Коммуникация как условие интериоризации – коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

Таким образом, под коммуникативными универсальными учебными действиями будем понимать действия, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Групповые формы работы на уроке в начальной школе при  формировании коммуникативных универсальных учебных действий.

Деятельность учителя на уроке состоит в отборе и применении форм, соответствующих реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса. Одной из таких форм является групповая работа, которая позволяет улучшить успеваемость, раскрыть систему отношений школьника к миру, одноклассникам и самому себе. Психологи определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребёнка является не индивидуальная работа под руководством чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей. Основная цель групповой работы– развитие мышления учащихся, а развивать мышление – значит, развивать умение думать. При этом решается  ряд учебных и воспитательных задач: – возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания; – на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении; – ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе; – возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; – меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность); – возрастает сплочённость класса; – растёт самокритичность (ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует); – учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности). Таким образом, групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение  детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Особенно важно, что групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей. Именно во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как информационная, коммуникативная, рефлексивная. Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы. А. Глазкова выделяет  минусы групповой работы:

  • Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
  • Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
  • При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
  • Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.
  • В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.

Начинать групповую работу можно на уроках любой дисциплины при изучении любой темы, где целесообразна совместная деятельность учащихся в группах. Главное – первые задания для групповой работы нужно давать на хорошо известном детям учебном материале, чтобы основное внимание уделялось освоению приемов взаимодействия друг с другом.

Назовем несколько видов групповой работы, которые можно использовать на уроках в начальной школе:

  • Работа в парах
  • Мозговой штурм
  • Игра «Продолжи»
  • Охота за сокровищами
  • Снежный ком
  • Метод «Дельфи»
  • Мозаичная группа
  • Прием «Зигзаг» (Метод пилы)

Одной из самых распространенных форм групповой работы, пожалуй, является работа в парах.

Устная самостоятельная работа на уроке ведется с использованием трех видов пар: статистической, динамической и вариационной (по А.С. Границкой).  

Статистическая пара (пара постоянного состава) – это совместно работающие учащиеся, сидящие за одной партой.

Динамическая пара (пара сменного состава) – это совместно работа четырех учащихся, сидящих за соседними партами и меняющих трижды партнера.

Вариационная пара (пара сменного состава) – это совместная работа четырех учащихся, сидящих за соседними партами и меняющих партнера поочередно.

После отработки навыков работы в парах можно перейти к работе в группах.

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет.

1. По желанию.

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

  • Разделитесь на группы по ... человек.
  • Разделитесь на ... равные группы.

2. Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.

Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.

Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.

3. По определенному признаку.

Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.

Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).

4. По выбору «лидера».

«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.

В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».

5. По выбору педагога.

В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.

Ведущие психологи и педагоги говорят о том, что оптимальное количество  детей в группе  6 человек. В 1-2  классе по  4 человека, а в 3-4 классе уже по 6 человек. Продолжительность групповой работы составляет 15-20 минут.  Групповая форма работы  это форма самостоятельной работы учащихся при непосредственном взаимодействии их между собой.

Г.К.Селевко, один из специалистов в области образовательных технологий, выделяет следующие этапы технологического процесса групповой работы [Селевко Г.К., 1998]:

I. Подготовка к выполнению группового задания.

1. Постановка познавательной задачи /проблемы/.

2. Инструктаж о последовательности работы.

3. Раздача дидактического материала по группам.

II Групповая работа.

1. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

2. Распределение заданий внутри группы.

3. Индивидуальное выполнение задания.

4. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

Обсуждение общего задания группой /замечания, дополнения, уточнения и обобщения/.

III. Заключительная часть.

1. Сообщение о результатах работы в группах.

2. Анализ познавательной задачи, рефлексия.

3. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.

Анализ литературных источников позволяет выделить преимущества групповой работы:

- грамотно организованная работа в группе, работает на сохранение психического и физического здоровья учащегося;

- формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;

- в результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности;

- учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;

 - у каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею (по мнению психологов, люди, как правило, поддерживают то, что создают сами);

- для решения большинства задач необходима работа всей группы;

- какой бы пестрой ни была группа, она сделает больше, чем один человек;

- улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;

- не дает возможности спрятаться, задействованы все;

- вклад и участие каждого члена повышает производительность в целом;

-  совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива.

Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:

  1. Он может контролировать.
  2. Организовывать.
  3. Оценивать работу учеников.
  4. Участвовать в работе группы.
  5. Предлагать участникам разные варианты решений.
  6. Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

А вот чего не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу:

  • сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;
  • воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда можно позволить себе выйти из класса;
  • уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;
  • исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);
  • оказывать давление на участников или мешать им высказываться.
  • нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;
  • нельзя давать слишком категоричных оценок – они действуют на участников подавляюще;
  • не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников.
  • и не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.

Итак, педагоги и практики российского образования единогласно подчеркивают  значимость групповой работы и ее актуальность при формировании коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Утверждая в своих трудах, что групповая работа позволяет почувствовать ребенку свою значимость, уверенность в собственных силах; в развивающем плане – формирует познавательный интерес, развивая познавательную активность, делая ребенка активным субъектом обучения.

Групповая форма работы создает условия для формирования ключевых компетенций личности уже в начальной школе, таких как коммуникативная, умение работать в команде.

Организация работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников средствами групповых форм работы на уроке.

Работа состояла из двух этапов.

I этап.  Мной было проведено изучение развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

1) Для установления уровня коммуникативных умений, был проведен опросник для педагогов «Оценка коммуникативных умений младших школьников» (Приложение А);

2)  Для установления уровня общительности был проведён тест  по методике В.Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности» (Приложение Б);

Уровень сформированности коммуникативной культуры определяется на основе полученных данных всех методик исследования, выводится обобщенная оценка и распределяется в соответствии с установленными границами баллов:

Низкий уровень 2-4 балла

Средний уровень 6-8 баллов

Высокий уровень 10 баллов

В исследовании принимали участие младшие школьники 1 «В» класса, 25 человек МОУ средней школы № 76 г. Ярославль.

Цель: определить уровень коммуникативной культуры младших школьников.

Диагностика уровня коммуникативных умений и общительности проводится следующим образом. Предварительно педагог по тесту «Оценка коммуникативных умений младших школьников» определяет уровень коммуникативных умений всех учеников. Затем школьникам раздаются листки бумаги с бланками, где дети проставляют ответы на вопросы, знаком плюс или минус, которые задает педагог. Если младший школьник не может самостоятельно ответить, педагог предлагает последовательно продумать вопрос, а затем дать ответ. На каждый вопрос отводится не более 1 минуты.

Во время диагностических мероприятий педагог заполняет на каждого испытуемого протокол, где подсчитываются баллы и определяются уровни по данным методикам.

Обработка результатов:

Во всех ситуациях подсчитываются общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считается та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.

Результаты проведенных диагностических мероприятий представлены в Приложении В.

Для вывода полученных результатов полученные данные представлены в динамике (Рисунок 1).

В ходе проведения методик было выявлено, что 12 младших школьников (48%) не обладают коммуникативными умениями и навыками общения. У них низкий уровень коммуникативной культуры. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

Со средним уровнем коммуникативной культуры выявилось 12 испытуемых (48%) . Они не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение. Не теряются в новой обстановке, занимаются общественной деятельностью, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Они быстро меняют своё решение, круг друзей постоянно меняется. Такие дети не постоянны, что отражается на культуре поведения.

Рисунок 1 – Уровень коммуникативной культуры младших школьников

в 1 «В» классе

Высокий уровень сформированности коммуникативной культуры обнаружился всего у 1человека. Этот школьник активно стремится к организаторской и коммуникативной деятельности, испытывает в ней потребность. Быстро ориентируется в ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе. В важном деле или создавшейся сложной ситуации предпочитает принимать самостоятельное решение, отстаивает свое мнение и добивается, чтобы оно было принято товарищами. Может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать различные игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает. Сам ищет такие дела, которые удовлетворяли бы его потребности в коммуникативной и организаторской деятельности.

Таким образом проведенные диагностические мероприятия показали слабые результаты уровня коммуникативной культуры младших школьников, поэтому необходимо  вести целенаправленную и систематическую работу по её развитию.

     У детей необходимо формировать навыки организаторской и коммуникативной деятельности. Учить детей ориентироваться в ситуациях, находить общий язык в коллективе. Дети должны принимать самостоятельные решения, строить совместные действия,  отстаивать свое мнение.

Приложение А. 

Опросник–тест для педагогов «Оценка коммуникативных умений младших школьников»

1)постоянно прерывает меня во время беседы

2)никогда не смотрит в лицо во время разговора, и не понятно, слушает ли он меня

3)постоянно суетится, игрушки занимают его больше, чем мои слова, при этом невнимателен

4)переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал        

5)не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться

6)всегда смотрит на меня очень внимательно, не мигая

7)выслушав меня, задает интересующие его вопросы

8)когда я предлагаю что-нибудь новое, он всегда возражает

9)если тема беседы не интересна, скажет, что ему это не интересно

10)вступает в диалог, при этом может сам предложить тему для беседы

Интерпретация результатов теста:

Подсчитайте процент ситуаций, вызывающих у Вас досаду и раздражение при общении со школьником по формуле К=С/10*100, где

С - количество ситуаций, вызывающих у Вас досаду и раздражение;

10 – общее количество ситуаций

Низкий уровень коммуникативных умений – оценка 1 балл: 60%-100% - коммуникативные умения развиты слабо, необходимо школьника научить слушать, быть внимательным во время диалога

Средний уровень коммуникативных умений – оценка 3 балла: 30%-60% - в коммуникативных умениях присущи некоторые недостатки, не внимателен, иногда перебивает

Высокий уровень коммуникативных умений – оценка 5 баллов: 0%-30% - коммуникативные умения развиты, но иногда не совсем внимателен, умеет слушать, поддерживать беседу.

Приложение Б. Тест «Оценка уровня общительности» модифицированная методика В.Ф. Ряховского

Инструкция по применению методики:

Школьникам предлагается ответить на 20 вопросов, поставив в графе «Да» знак (+); в графе «Нет» знак (–). На обдумывание каждого вопроса отводится не более 1 минуты.

Вопросы

1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

2. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших друзей?

3. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

4. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо занятием, чем с людьми?

5. Легко ли вы устанавливаете контакт с людьми, которые старше Вас по возрасту?

6. Трудно ли вам включиться в новые для вас компании?

7. Легко ли вам устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

8. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

9. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

10. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

11. Нравится ли вам находиться среди людей?

12. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

13. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

14. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?

15. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию?

16. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

17. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?

18. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходится говорить что-то большой группе людей?

19. Верно ли, что у вас очень много друзей?

20. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

Обработка результатов.

В таблицу проставляются ответы на вопросы, плюс или минус.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

С помощью дешифратора подсчитать количество совпадающих с дешифратором ответов по каждому разделу методики.

Дешифратор.

1

+

2

-

3

+

4

-

5

+

6

-

7

+

8

-

9

+

10

-

11

+

12

-

13

+

14

-

15

+

16

-

17

+

18

-

19

+

20

-

После этого следует определить оценочный коэффициент (К) по формуле

К= С/В,

где

С – количество совпадающих с дешифратором ответов,

В – максимальное число ответов на вопросы

Пользуясь оценочной шкалой, педагог определяет у младших школьников уровень общительности.

Уровень общительности

оценочный коэффициент

Оценка

Низкий

0,1-0,56

1

Средний

0,56-0,75

3

Высокий

0,76-1,00

5

Интерпретация результатов.

Низкий уровень общительности, если испытуемый получил оценку 1. Такой школьник не стремится к общению, чувствует себя скованно в новой компании, предпочитает проводить время наедине с собой, ограничивает свои знакомства, испытывает трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах он предпочитает избегать принятия самостоятельных решений.

Средний уровень общительности, если испытуемый получил оценку 3. Он стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает свое мнение, планирует свою работу. Он не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится расширить круг своих знакомств, занимается общественной деятельностью, помогает близким, друзьям, проявляет инициативу в общении, с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий, способен принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.

Высокий уровень общительности – испытуемый, получивший оценки 5. Он активно стремится к организаторской и коммуникативной деятельности, испытывает в ней потребность. Быстро ориентируется в ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе. В важном деле или создавшейся сложной ситуации предпочитает принимать самостоятельное решение, отстаивает свое мнение и добивается, чтобы оно было принято товарищами. Может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать различные игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает. Сам ищет такие дела, которые удовлетворяли бы его потребности в коммуникативной и организаторской деятельности.

Приложение В. Результаты диагностических мероприятий до реализации проекта «Групповая работа на уроках как средство развития коммуникативных универсальных действий»

ФИ

Уровень коммуникативных

умений (балл)

Уровень

общительности

Обобщенная оценка по проведенным методикам

Уровень коммуникатив

ной культуры

1.

Б. К.

3

1

4

Низкий

2.

Б. А.

3

3

6

Средний

3.

В. Ю.

3

1

4

Низкий

4.

В.А.

1

3

4

Низкий

5.

В. В.

1

3

4

Низкий

6.

Г.В.

1

1

2

Низкий

7.

Д.Р.

3

3

6

Средний

8.

Ж.А.

3

1

4

Низкий

9.

К.В.

3

5

8

Средний

10.

К.А.

3

5

8

Средний

11.

К.Т.

3

3

6

Средний

12.

Л. О.

3

3

6

Средний

13.

П. А.

5

1

6

Средний

14.

П. В.

3

1

4

Низкий

15.

Р. М.

3

1

4

Низкий

16.

С.В.

5

5

10

Высокий

17.

С. А.

3

1

4

Низкий

18.

С. С.

1

1

2

Низкий

19.

С. А.

3

3

6

Средний

20.

С.О.

3

3

6

Средний

21.

С. А.

5

3

8

Средний

22.

У. С.

1

1

2

Низкий

23.

Ф. Д.

3

5

8

Средний

24.

Х.Д.

3

5

8

Средний

25.

Щ. В.

1

1

2

Низкий

II этап. На втором этапе работы разрабатывались формы, методы и средства развития коммуникативных универсальных учебных действий через групповые формы  работы на уроке.

Работа над групповой работой. В парах и группах.

Практика показывает, что работу в парах важно начинать вводить уже с первых дней учебы детей в школе. Первоклассникам интересно работать со своим товарищем, интересно общаться друг с другом, и такая форма работы будет для них нормой.  Начинать обучение сотрудничеству в парах следует на более простом материале: помочь своему соседу по парте составить слоги, схему слова, прочитать друг другу новый текст, вместе составить предложение и т.д. Важно находить такие моменты на каждом уроке, потому что урок – это продукт совместной с детьми деятельности.  

Главным  становится формирование таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь,  выработка умения учащихся договариваться, выслушать и правильно высказать свою мысль, отстоять свою позицию, конструктивно общаться. Для этого знакомим первоклассников с основными правилами общения в паре:

1. При разговоре смотри на собеседника

2. Говори в паре тихо, чтобы не мешать одноклассникам

3. Называй товарища по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать.

Объясняем, как следует сидеть за партой, как выражать согласие и возражение, как оказывать помощь и просить о ней. Так, например, при построении учебного сотрудничества важно учитывать, что такой формы общения в детском опыте, возможно, еще не было, поэтому необходимо обратить внимание ребят на то, каким образом можно выразить свое согласие или несогласие с одноклассниками, как возразить, чтобы не обидеть, как попросить помощи у товарища. С одним - двумя учащимися у доски  показываем варианты эффективного общения: «Ты согласен?», «Ты не возражаешь?», «А как ты думаешь?», «Почему ты так думаешь?» и т. д.

Необходимо также научить школьников проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения задачи, правильность и красоту письма, домашнее задание и т.д. Следующий этап – научить тренироваться в парах  (таблица сложения, устный счёт, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой). Далее идёт обсуждение в парах. Это значит говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их («Передайте друг другу, о чём я вам только что рассказала»; «Скажи напарнику, как ты его понял» и т.п.). Следует научить детей правильно задавать вопросы и точно отвечать на них. Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроле знаний.

В учебниках УМК «Планета знаний» предлагается большое количество заданий, которые дети должны выполнять в парах. Такие задания предусмотрены на каждом уроке с условным обозначением «две вишенки, обведенные в кружок». Свой ответ ребята начинают так: «Мы обсудили и решили…» Например: 

Букварь: «Разыграйте - стихотворение диалог по ролям».  «Прочитай слово, а твой друг пусть подберет к нему слово с противоположным значением. Не забывай меняться ролями».

Математика: «Какими монетами можно заплатить 9 рублей за открытку? Посоветуйся с другом. Сколько способов вы придумали?»  «Запиши равенства. Проверь друг друга»

Окружающий мир: «Придумай вместе с другом рассказ про путешествие. Пусть один из вас начнет, а другой продолжит» «Вместе с другом разыграйте сценки. Договоритесь, кто какую роль будет исполнять»

            Для выявления коммуникативных действий по согласованию усилий  в процессе организации и осуществления сотрудничества, что особенно актуально для групповой формы работы нами была использована методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман).

«Рукавички»

Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.

Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».

 Когда дети научились работать в парах, мы  начали  вводить работу в группах. Постепенно пары превратились в четвёрки. В группах уже выбирались ответственные (капитаны), которые отвечали за распределение заданий, проверку, назначали отвечающих, заполняли «Лист самооценки группы». При организации групповой работы были введены, так называемые правила  взаимодействия в группах. Общие правила групповой работы представляют собой совокупность поведения учащихся в процессе групповой работы. Они заранее обсуждались,  была обозначена  их значимость, принят статус Правил, их наглядно оформили. Вот основные из них:

-В группе должен быть ответственный.

-Работать должен каждый на общий результат.

-Один говорит, другие слушают.

-Свое несогласие высказывай вежливо.

Все эти моменты обсуждались и опробировались на каждом уроке. Без проработки всех этих «ритуалов» взаимодействия до автоматизма, невозможно организовать более сложные формы совместной работы учащихся.

Работая в группах или парах, дети все время говорят - в классе стоит рабочий шум. Учитель при этом должен руководить процессом в целом, корректировать работу отдельных детей, слушать и слышать сразу нескольких человек. И детям надо научиться работать в шуме, регулировать громкость своего голоса и слышать товарища. Поэтому совместно с ребятами была введена игра «Пчелы на лугу». Ход игры. Дети - это пчелы. Учитель –пчелиный часовой. Если я три раза позвоню в колокольчик, значит, жужжим громко, чтобы прогнать трутня, что означает рабочий режим. Два звонка предупреждают об опасности, надо спрятаться, т.е. говорить тише в пол голоса. Один звонок в колокольчик- грозит опасность, все молчат, обсуждение и работа в группе прекращается.

Так же в этом году мы проводили уроки-исследования по программе предмета «Окружающий мир». Структура урока-исследования включает этап обмена информацией как один из основных этапов, который мотивируется наличием нескольких команд ( малых групп по 4-5 человек, в состав которых входят, так называемые сильные и слабые ученики ), решающих одну и ту же проблему, но на основе изучения разного материала. Это существенно облегчает решение задачи по развитию у детей умения представлять результаты своей работы в разных формах. Информация о том, в какой форме дети должны представить свою работу содержится в рабочем листе, который выдается каждой группе (нарисовать рисунок, представить схему, написать рассказ, сделать макет и т.д.).

Для того чтобы помочь детям выстроить последовательность представления отчета группы и подготовиться так, чтобы каждый член команды принял в нем участие детям выдается «Помощник представления работы» («Помощник ответа»)-конверт, в котором находится несколько пронумерованных полосок бумаги (равных количеству учеников в команде), содержащих незавершенные предложения, представляющие собой вариант начала изложения определенной части работы, выполняемой группой. Например, на уроке «Части растения: корень, лист, цветок, плод с семенами» предлагается такой вариант:

1.Мы прочитали о________________.

2.Мы узнали, что плод защищает______________.

3.Оказывается, многие плоды_________________.

4.Плоды бывают_________и_____________.

5.Например________________.

Дети должны распределить между собой полоски с незавершенными предложениями,  рассказать друг другу свой пункт плана, обсудить, дополнить, выбрать того, кто будет выступать у доски.

Одним из немаловажным этапом в формировании коммуникативных УУД  является этап оценивание работы группы. Идеология групповой работы требует, чтобы результат, о котором сообщает группа, был получен не индивидуально, а был продуктом определенной мыслительной работы. Поэтому обязательно после групповой деятельности учащиеся заполняли «Лист самооценки группы». Акцент  делался  на обсуждении способов, а не на конечном выводе. Оценивали  не только результат, но и то, какими путями к нему пришли, как был организован процесс взаимодействия. Инструментом оценки были предложены «линеечки успеха», группа оценивала себя по трем шкалам: РАБОТАЛИ 1)ВСЕ - НЕ ВСЕ 2)ДРУЖНО - НЕДРУЖНО   3)ПОЛУЧИЛОСЬ – НЕТ. Параллельно анализировались ошибки в работе и их причины.

Коммуникативная культура реализуется в групповых формах общения, опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности младшего школьника, а общение строится на коммуникативных умениях.  Воспитание коммуникативной культуры позволит младшим школьникам в подростковом возрасте избежать многих проблем, связанных с асоциальным поведением. Считаю, что на этом работа над формированием коммуникативных универсальных учебных действий не закончена и будет продолжена на следующий год.      

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективная и групповая работа на уроке-важное условие развития коммуникативных навыков.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. По новым образовательным стандартам учитель не дает знания, умения...

Групповая работа на уроках как средство развития коммуникативных универсальных действий во 2 классе.

Изменения, происходящие в современной социальной жизни,  вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания, которые заложены в государственных стандартах второго пок...

Работа в парах как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Одной из самых распространенных форм групповой работы, является работа в парах. Учителя успешно используют данную форму работы начиная уже с первых дней обучения детей в школе, стараясь приучить их к ...

Групповая работа как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века: д...

Статья "Работа в парах как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников"

Одним из блоков универсальных учебных действий являются коммуникативные действия. Актуальность развития коммуникативных умений у младших школьников обусловлена возрастанием требований к коммуникационн...