Групповая работа на уроках как средство развития коммуникативных универсальных действий во 2 классе.
методическая разработка (2 класс)

Плаксина Нина Александровна

Изменения, происходящие в современной социальной жизни,  вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания, которые заложены в государственных стандартах второго поколения. Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником». Основная задача современного образования не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний , а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию. ФГОС ориентирован на становлении личностных характеристик выпускника, таких как способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. В условиях этих нововведений актуализируется проблема формирования коммуникативной деятельности школьников. Поиском оптимальных путей и способов внедрения коммуникативных технологий в педагогическую науку и сферу образования занимаются как ученые, так и практико – ориентированные специалисты. Овладение коммуникативной деятельностью – условие успешного изучения предметов начальной школы, а также благополучной адаптации ребенка, пришедшего в школу, в коллективе одноклассников.

Групповая деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим формирование коммуникативных универсальных учебных действий и развитие мотивации учащихся.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovaya_rabota_2kl.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Групповая работа на уроках как средство развития коммуникативных универсальных действий»  (2 класс)

В течение двух  лет работаю над темой «Групповая работа на уроках как средство развития коммуникативных универсальных действий ».  Хочу поделиться своими наработками по этой теме, которые использую на уроках русского языка  во 2м классе  (Образовательная система «Планета знаний»). Урок стараюсь строить в соответствии с технологией проблемного обучения. Групповые формы организации учебной деятельности способствуют формированию у детей умения сотрудничать, слушать и слышать друг друга.

Групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При организации работы в группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение  детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.

Объединение в группы происходит случайным образом. Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней объединяются дети, не по взаимному желанию, а волей случая, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам, учит детей сотрудничеству.

Способы формирования «случайной» группы:  объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог). Количество участников в группе, как правило, 4–5 человек.

Выделяю следующие этапы технологического процесса групповой работы:

I. Подготовка к выполнению группового задания.

1. Постановка познавательной задачи /проблемы/.

2. Инструктаж о последовательности работы.

3. Раздача дидактического материала по группам.

II Групповая работа.

1. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

2. Распределение заданий внутри группы. (Это делает «ответственный» - лидер, которого выбирает учитель или сами дети)

3. Индивидуальное выполнение задания.

4. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

Обсуждение общего задания группой /замечания, дополнения, уточнения и обобщения/.

III. Заключительная часть.

1. Сообщение о результатах работы в группах.

2. Анализ познавательной задачи, рефлексия. (Учащиеся заполняют «Лист самооценки группы». Оценивают  не только результат, но и то, какими путями к нему пришли, как был организован процесс взаимодействия. Инструментом оценки были предложены «линеечки успеха», группа оценивала себя по  шкалам: РАБОТАЛИ 1)ВСЕ - НЕ ВСЕ 2)ДРУЖНО - НЕДРУЖНО   3)ПОЛУЧИЛОСЬ – НЕТ ,также  анализировали ошибки в работе и их причины).

3. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.

Предлагаю вниманию коллег некоторые упражнения для групповой работы, включающие как однородные, так и дифференцированные задания.

Тема «Приставка».

1. Игра «Поляна цветов».

Задание: при помощи приставки образуйте новые слова по готовому алгоритму. Алгоритм: 1. Прочитай слово в середине цветка.

             2. Возьми один лепесток.

       3. Образуй новое слово с помощью приставки.

      4. Запиши на листок свое слово (приставку пиши слитно с корнем).

      5. Обсудите в группе, какое слово нельзя образовать.

рисовать

вы

при

        

пере

по

за

на

2. Упражнение на выделение приставки.

Учитель: – Приставка – великая труженица. В русском языке без нее невозможно обойтись. Хотите убедиться в этом? Давайте вспомним стихи Агнии Барто, которые вам знакомы с раннего детства.

Задание: прочитайте отрывок из стихотворения и подчеркните слова, в которых вам встретились приставки.

 1-я группа: Уронили мишку на пол,

                     Оторвали мишке лапу.

2-я группа: Со скамейки слезть не мог,

                    Весь до ниточки промок.

3-я группа: Нет, напрасно мы решили

                   Прокатить кота в машине…

4-я группа: Я люблю свою лошадку.

                   Причешу ей шерстку гладко…

5-я группа: Наша Таня громко плачет:

                   Уронила в речку мячик.

Тема «Суффикс». 1. Игра «Собери слово».

Задание: при помощи суффикса образуйте новые слова по готовому алгоритму.

 Алгоритм:

1. Прочитай слово в середине цветка.

2. Возьми один лепесток.

3. Образуй новое слово с помощью суффикса.

4. Запиши на листок свое слово (выдели суффикс).

5. Обсудите в группе, какое слово не употребляется в речи.

ёнок

ИК

КОТ

        

шик

ОК

ЯТ

Тема «Орфограмма – безударная гласная в корне слова». 

Задание: исправьте ошибки в предложениях. Прочитайте предложения правильно, назовите проверочные слова.

1-я группа: Петя запевает лекарство водой. Валя запивает песню.

2-я группа: Коля слизал с дерева. Собака залезала ранку на лапе.

3-я группа: Старик поседел на завалинке. От старости дед посидел и сгорбился.

4-я группа: Мать примеряла драчунов. Покупателю обувь надо примирять.

5-я группа: Мать поласкала белье на реке. Машутка полоскала кошку.

Тема «Однокоренные слова». Задание: каждой группе даны слова, нужно за 3 минуты выполнить задание по данному алгоритму.

1-я группа: вода, водичка, водитель, водный, подводный.

2-я группа: липа, липовый, липка, липонька, липучий.

3-я группа: сосна, сосняк, сосенка, сосунок.

4-я группа: осина, подосиновик, посинеть, осинка.

5-я группа: белка, белый, белизна, белила.

Алгоритм: 

1. Прочитай все слова.

2. Выдели корень.

3. Подумай, все ли слова являются однокоренными.

4. Подбери однокоренные слова.

В своей работе использую также групповой опрос для повторения и закрепления определенной темы, раздела. Провожу его так: в каждой группе  «ответственный» («сильный» учащийся), который задает каждому члену своей группы вопрос по определенной теме (перечень вопросов см. ниже). Остальные должны проанализировать ответ товарища и помочь ему, если он затрудняется. Опрос ведется во всех группах одновременно. В конце опроса дается задание на подбор и запись слова на то или иное правило.

Тема «Орфограмма – безударная гласная в корне, проверяемая ударением».

 1. Какими гласными буквами могут обозначаться безударные гласные звуки?

2. Как узнать, есть ли в слове орфограмма – безударная гласная?

3. Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне  слова?

4. Запиши слова с безударной гласной в корне слова, подбери проверочные слова.

Тема «Состав слова. Суффикс».

1. Суффикс – это…

 2. Суффикс пишется…

3. Суффикс образует…

4. Подбери и запиши слово с суффиксом, выдели суффикс.

Тема «Состав слова. Корень». 

1. Корень слова – это…

2. Слова с одним и тем же корнем называются…

3. Чтобы найти в слове корень, нужно…

4. Подчеркни только однокоренные слова: свисток, свист, свисали (с крыш), свистеть.

Тема «Состав слова. Приставка». 

1. Приставка стоит…

 2. Приставка образует…

3. Приставка пишется со словом…

4. Может ли слово состоять из одной приставки?

5. Подбери и запиши слово с приставкой, выдели приставку.

Работа над формированием коммуникативных универсальных учебных действий на этом  не закончена и будет продолжена на следующий год.      

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективная и групповая работа на уроке-важное условие развития коммуникативных навыков.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. По новым образовательным стандартам учитель не дает знания, умения...

Групповая работа на уроках как средство развития коммуникативных универсальных действий в 1 классе.

Изменения, происходящие в современной социальной жизни,  вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания, которые заложены в государственных стандартах второго пок...

Работа в парах как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Одной из самых распространенных форм групповой работы, является работа в парах. Учителя успешно используют данную форму работы начиная уже с первых дней обучения детей в школе, стараясь приучить их к ...

Групповая работа как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века: д...

Статья "Работа в парах как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников"

Одним из блоков универсальных учебных действий являются коммуникативные действия. Актуальность развития коммуникативных умений у младших школьников обусловлена возрастанием требований к коммуникационн...