Программа внеурочной деятельности "Мир чтения" 3класс
рабочая программа (4 класс)

Потапова Ирина Вячеславовна

программа внеурочной деятельности "Мир чтения" 3класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_chteniya_3a.docx43.04 КБ

Предварительный просмотр:

             

Сальский район село Шаблиевка

(территориальный,административный округ (город, район, посёлок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №86 с. Шаблиевка

 (полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ 86 с. Шаблиевка

Приказ от 29.08.2019 г. №164

Подпись руководителя

 ____________ Д.Э.Жордочкин

        Печать

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

кружок «Мир  чтения»

(указать учебный предмет, курс)

Начальное общее образование  3 Акласс

            Уровень общего образования (класс)

           (начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

          Количество часов   - 68

          Учитель  Потапова Ирина Вячеславовна

                                          (ФИО)

Программа разработана на основе  примерной программы  внеурочной деятельности: 1-4 классы /  («Сборник программ внеурочной деятельности 1-4 классы»)  под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. – 168 с.

 (указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)

                             Пояснительная записка

                                «Мир чтения» 3 класс

                                    внеурочная обще-интеллектуальная деятельность

           Актуальность  внеурочной деятельности по программе    “Мир чтения” состоит в решении  читательской  проблемы.  Программа составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу  детской литературы   и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.  

Цели и задачи:

- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг

- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов

- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений

- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;

- обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;

- формирование  активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;

- формирование  познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей.

                                                      Список  литературы

Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007

Внеклассное чтение. Учим играя. «Учитель» 2006

Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия.Г.Т. Дьячкова «Учитель» 2007

Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.

Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х   ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.

Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская энциклопедия»

Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.

Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980

Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980

Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006

Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007

Праздник  - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006

Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО»,2005

Планируемые результаты освоения программы.

В результате освоения программы  у учащихся формируются читательские умения, соответствующие требованиям ФГОС

Предметные умения.

Учащиеся научатся: - самостоятельно выбирать интересующую литературу;

- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Учащиеся получат возможность научиться:

- осознавать значимость чтения для личного развития;

- формировать потребность в систематическом чтении;

- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

Регулятивные умения:

Учащиеся научатся:

-  работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

-  самостоятельно работать с учебным произведением;

-  работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

 Учащиеся получат возможность  определить свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения.

Учащиеся научатся:

- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

- оставлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

 Учащиеся получат возможность  научиться пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения.  

Учащиеся научатся:

- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

Учащиеся получат возможность  участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков, в художественной самодеятельности.

Универсальные учебные действия:

- находить книгу в открытом библиотечном фонде;

- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной

- книге и героях;

- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на

- заданную тему;

- сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

- пользоваться аппаратом книги;

- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Ученик получит возможность научиться:

 -  слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении прочитанного, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

   Методическое обеспечение:  книги, плакаты, сюжетные и тематические картинки, Интернет  ресурсы

    Оборудование: интерактивная доска, видеопроектор, ноутбук, телевизор, принтер, плакаты;  бумага для акварели, цветная бумага, картон, фломастеры, краски, цветные карандаши, ножницы, раскраски.

    Содержание программы:

    Здравствуй, книга!

Из истории создания книг. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Правила пользования книгой. Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).

Писатели о родной природе.

Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга - сборник).

Структура книги, справочный аппарат книги. В.Бианки “Синичкин календарь ”, Е.Чарушин.

Писатели - детям

Книги детских писателей-классиков. Л.Н.Толстой “Рассказы для детей”, “Познавательные рассказы”, А.П.Чехов “Ванька”.

Книги советских писателей – А.П.Гайдар “Горячий камень”.

Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг.

Народная мудрость

Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).Жанр “Былины” (история создания, особенности) Творческая работа “Придумай былину”.

По страницам произведений Р.Киплинга

Биография Р.Киплинга. Сказка “Рикки-Тикки-Тави”.

Русские народные сказки

Происхождение сказок. Книги-сборники “Русские народные сказки”. Группы сказок (волшебные, о животных, бытовые).  КВН “Народные сказки”.

Сказки народов мира

Сказки ближнего зарубежья. Сказки дальнего зарубежья.

Игра “Что? Где? Когда?”.

 

      Советские поэты - детям  

В.Маяковский – детям, “Конь-огонь”.  Д.Хармс. Выставка книг. Конкурс рисунков. Конкурс чтецов.

     Русские поэты о любви к Родине

Стихотворения Ф.И.Тютчева, С.А.Есенина о судьбе России, о природе России.

Выставки рисунков. Конкурс чтецов.

     Юмор в литературе для детей

Рассказы М.Зощенко для детей. Герои книг М.Зощенко – Лёля и Минька. В.Драгунский “Денискины рассказы”.

     Авторские сказки зарубежных писателей

Книги сказок: Г.-Х.Андерсен, братья Гримм.

     Книги-сборники стихотворений для детей

Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники: А.Барто,  С.Михалков.

Конкурс чтецов стихотворений “Детям – о детях”.

    Дети – герои книг

В.Катаев “Цветик-Семицветик”. В. Осеева “Печенье”.

     Книги о животных

Произведения   Г.Скребицкого. Рассказ“Лесное эхо”. Произведения  Н.Сладкого. Сказка “Бюро лесных услуг”. Конкурс рисунков “Жизнь природы.

      Писатели и поэты – детям о Великой Отечественной войне

Писатели о войне и поэты о войне. День Победы.

    Детская периодическая печать

Из истории создания детских периодических изданий. Современные журналы. Стиль, тематика, разделы.

     Детские энциклопедии

Что такое энциклопедия? Создание собственной мини-энциклопедии.

     Обобщение изученного

Викторина “Книга – мой друг”.

                               

Место занятий в учебном плане:

 В 3 классе занятия проводятся 2 раз в неделю, 34 учебных недели

   

 Формы организации занятий:

    - Чтение произведение, обсуждение прочитанного 

    - Литературные игры

    - Конкурсы-кроссворды

    - Библиотечные уроки

    - Путешествия по страницам книг

    - Встречи с библиотекарем

    - Уроки-спектакли

   Формы проведения занятий: беседа, сценка, викторина, игра, проблемная ситуаци

    Методы обучения:

   Словесные: чтение, рассказ, беседа, слушание, обсуждение, работа с печатным источником

   Практические: рисунки, раскраски, поделки, инсценирование, конкурсные выступления.

   Наглядные: показ иллюстраций, фото и видеоматериалов

   Исследовательские: поиск и отбор материала

       

                         Календарно-тематический план      “Мир чтения”       3 А класс

п/п

Названия темы

занятия

Количество

часов

Дата.

1.Здравствуй, книга!

1

Из истории создания книг. Правила работы с книгой.

1

04.09

            2.  Писатели о родной природе.  

2

В.Бианки “Синичкин календарь”

1

06.09

3

Е.Чарушин – писатель и художник.

1

11.09

           3.   Писатели - детям  

4

5

Л.Н.Толстой “Рассказы для детей”, “Познавательные рассказы”.

2

13.09

18.09

6

А.П.Гайдар “Горячий камень”.

1

20.09

7

8

А.П.Чехов “Ванька”.

2

25.09

27.09

          4.  Народная мудрость    

9

10

Былины.

2

02.10

04.10

11

Творческая работа “Сочини былину”.

1

09.10

        5.По страницам произведений Р.Киплинга

12

Сказка “Рикки-Тикки-Тави”  

1

11.10

          6.      Русские народные сказки  

13

14

15

Волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки..

3

16.10

18.10

23.10

16

КВН  “Русские народные сказки”.

1

25.10

          7.     Сказки народов мира          

17

18

Сказки ближнего зарубежья.

2

06.11

08.11

19

20

Сказки дальнего зарубежья.

2

13.11

15.11

           8.   Мы любим сказки!  

21

Игра “Что? Где? Когда?”.

1

20.11

             9. Советские поэты – детям  

22

В.Маяковский “Конь-огонь”.

1

22.11

23

Д.Хармс – необычное в обычном.

1

27.11

        10.  Русские поэты о любви к Родине

24

25

Ф.И.Тютчев о судьбе России.

2

29.11

04.12

26

27

С.А.Есенин о русской природе.    

2

06.12

11.12

           11.  Юмор в литературе для детей  

28

М.Зощенко. Сборник “Лёля и Минька”.

1

13.12

29

В.Драгунский “Денискины рассказы”.

1

18.12

    12. Авторские сказки зарубежных писателей

30

Г.-Х.Андерсен “Ромашка”

1

20.12

31

32

Братья Гримм “Сказки”.

2

25.12

27.12

   13.Книги-сборники стихотворений для детей  

34

35

36

37

Авторы: А.Барто, С.Михалков.

5

10.01

15.01

17.01

22.01

38

Конкурс чтецов стихотворений “Детям – о детях”

1

24.01

      14.    Дети – герои книг    

39

40

В.Катаев “Цветик-Семицветик”

2

29.01

31.01

41

42

В.Осеева “Печенье”.

2

05.02

07.02

         15.     Книги о животных    

43

44

Г.Скребицкий “Лесное эхо”

2

12.02

14.02

45

46

Н.Сладков “Бюро лесных услуг”

2

19.02

21.02

 16.Писатели и поэты – детям о Великой   Отечественной войне.                                        

47

48

Писатели и поэты о Великой Отечественной войне.

3

26.02

28.02

49

День Победы (конкурсы стихов и рисунков).

1

04.03

     17.   Детская периодическая печать

50

51

52

“Детские журналы вчера, сегодня, завтра”

4

06.03

11.03

13.03

18.03

         18. Детские энциклопедии    

53

Что такое энциклопедия?

1

20.03

54

55

56

Составление и оформление своей мини-энциклопедии.

3

01.04

03.04

08.04

19.Мир волшебных звуков. Поэзия

57

С.Маршак «Пожелания друзьям»

1

10.04

58

В.Хотомская «Два гнома»

1

15.04

59

О.Высотская «Весенние рубашки»

1

17.04

60

Ю. Мориц «Чтоб летали мы все и росли»

1

22.04

61

С.Черный «Зеленые стихи»

1

24.04

62

А.Блок» На лугу»

1

29.04

         19.     Обобщение изученного    

63

64

65

66

67

Свободное чтение. Чтение по выбору

5

06.05

08.05

13.05

15.05

20.05

68

Викторина “Книга – мой друг”

1

22.05

                                                        Всего:    

68

Согласовано:

        

Протокол заседания

педагогического совета

МБОУ СОШ №86 с. Шаблиевка

от 29.08.2019 г. № 1

   

          Согласовано:

          Заместитель директора по УВР

            ____________Т.В.Ковжогина

             (подпись)

             29.08.  2019  г  

                 дата


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...