Статья "Развитие творческих способностей учащихся в учебной и внеклассной работе"
статья

Статья "Развитие творческих способностей учащихся в учебной и внеклассной работе".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей учащихся во внеклассной работе.

 Развитие творческих способностей учащихся является одним из приоритетных направлений в педагогике. В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявление гибкости, толерантности, критичности, умение находить нестандартные решения возникающих проблем. Данные качества в большей степени присущи творческим личностям и позволяют им не только быстро адаптироваться, но и эффективно действовать в любых жизненных ситуациях, быть успешными в различных экономических системах и социальных общностях.

 Современное общество нуждается в самостоятельно критически мыслящем, умеющем видеть и творчески решать возникающие проблемы, человеке. Переход от исполнительной, репродуктивной деятельности обучающихся к творческой, поисковой деятельности на всех этапах учебного процесса является особенно важным.

Именно учебно-воспитательная деятельность педагогического коллектива школы во внеурочное время, организация жизнедеятельности ребенка в стенах школы приобретают педагогическое содержание, поскольку дают возможность педагогизировать досуг детей, привлечь их к организованным формам досуговой деятельности в соответствующих группах: коллектив кружка, секции, отряда, школьной производственной бригады.

Внеклассная работа является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе, помогает учителю более тщательно изучить воспитанников и совершенствовать их подготовку, повышает общий культурный уровень школьников, вырабатывает художественный вкус, вызывает стойкий интерес к предмету.

Цель работы педагога заключается в формировании и раскрытии творческой индивидуальности ученика. В творческом процессе происходит формирование мышления, эмоциональной сферы, воображения, умения выражать свои мысли, сотрудничать, общаться, предлагать и реализовывать новое, нестандартное, решать проблемы, т.е. формирование актуальных сегодня компетенций, определяющих успешность человека в социуме.

Основная задача педагога заключается в создании условий для проб творческой деятельности, для эмоционального проживания процесса рождения идеи, содержательного сотрудничества, создания замысла, осознание успеха.

Сущность внеклассной учебно-воспитательной деятельности определяется как педагогически продуманная и логически построенная организация свободного времени и рационального использования досуга учеников, привлечение к ее реализации родителей и общественности.

Основные задачи внеклассной учебно-воспитательной деятельности:

Необходимость обогащения и углубления знаний учащихся,

Расширение общеобразовательного кругозора,

Формирование интереса к разным областям науки, техники, спорта,

Выявление и развитие индивидуальных творческих наклонностей и способностей,

Организация культурного досуга и отдыха, развлечений учеников за пределами учебного процесса, продуманных с педагогической точки зрения.

Во внеурочное время ученики должны жить богатой интеллектуальной жизнью и, главное, чтобы эта жизнь позитивно отражалась на духовном развитии не только отдельных ребят, но и коллектива, тем самым обеспечивая умственный и духовный рост всех учеников. Только тогда развиваются задатки и одаренность ребенка, когда у него каждый день есть время для занятия своей любимой деятельностью. «Со знаниями интереснее работать: ребенок ощущает гордость от того, что благодаря добытым знаниям он делает что-то нужное людям, красивое».

Эффективная деятельность внеклассных объединений учащихся должна строиться на принципах гуманизма и демократизма для создания благоприятных условий для свободного профессионального самоопределения, творческой самореализации и самоутверждения личности каждого школьника.

Внеклассная учебно-воспитательная деятельность должна быть рассчитана не только на развитие и поддержку способных и талантливых учеников. Каждый ребенок является способным; каждый ребенок должен познать себя, знать свои наклонности, способности, а учитель тем более должен знать ребенка, его наклонности, способности и развивать их; на основе этого ребенок под мудрым руководством воспитателя самосовершенствуется, саморазвивается, самоутверждается. «Каждый человек может достичь мастерства в какой-нибудь области деятельности».

Развитие творческих способностей у учащихся тесно связано с процессом формирования познавательного интереса к предмету. Это тпроцесс может происходить под влиянием многих факторов: это и содержание предмета, это и различные методы обучения, и деятельность учащихся. Но решающее значение для формирования познавательного интереса оказывает разумное сочетание всех видов деятельности с учетом равномерно усложняющегося уровня познавательной самостоятельности.

«Любая творческая работа позволяет учителю другими глазами увидеть ученика. Работы сочетают в себе знания, полученные на уроках с творческой фантазией ученика, и дают учителю возможность выявить уровень знаний и увидеть творческий потенциал детей».

Таким образом, творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьника. Эта деятельность позволяет учащимся получать новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что «умственная деятельность школьника при решении творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников». Задача такого типа одной из самых эффективных средств формирования творческой личности.

Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, это ещё раз доказывает, что формирование творческой личности  приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.

Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит ее к творческой познавательной деятельности. Для того чтобы обучить детей творчеству, педагогу необходимо научиться работать творчески самому. Подготовка к мероприятию – процесс, требующий выбора оптимальных методов, средств и форм воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Тема: "Развитие творческих способностей учащихся на уроках и внеклассных мероприятиях в начальной школе"

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения, способности – индивидуальные особенности...

Развитие творческих способностей учащихся во внеклассной работе.

Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, это ещё раз доказывает, что формирование творческой личности  приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смы...

Внеклассная работа как один из путей развития творческих способностей учащихся.

Развитие творческой личности является одной из важных задач воспитания в современной школе. Внеклассная работа открывает большие возможности для разнообразной познавательной деятельности детей....

Обобщение опыта Развитие познавательных и творческих способностей учащихся в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО

Считаю данную тему актуальной и важной. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предостав...

Развитие познавательных и творческих способностей учащихся в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО

Считаю данную тему актуальной и важной. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предостав...