Эстетическое воспитание школьника.как личности в современном образовании.
презентация к уроку

Меркурьева Ирина Михайловна

Что такое эстетическое воспитание? Принципы, методы и средства эстетического воспитания. Эстетические качества личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эстетическое воспитание школьника как личности

в современном образовании

Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим,

его следует прежде всего, воспитать эстетически.

Фридрих Шиллер.

Эстетическое воспитание – это специально организованный педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у ребенка умения видеть, воспринимать и оценивать красоту в искусстве, природе и повседневности.

Понятие эстетическое воспитание производное от термина эстетика. Эстетика - это наука о прекрасном. А эстетическое воспитание, в свою очередь, это воспитание способности воспринимать и понимать прекрасное в искусстве и окружающей действительности, формирование чувств в области прекрасного. Эстетика тесно связана с искусством, с художественным отражением реальности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное и творить его.

Цель эстетического воспитания – раскрытие у ребенка задатков, заложенных природой для формирования творческих способностей к созданию предметов искусства по канонам красоты.

  Задачи эстетического воспитания.

  1. Систематическое и целенаправленное развитие в детях умения воспринимать и осознавать прекрасное, испытывать эстетические чувства. Дети должны не просто видеть и ощущать прекрасное в разных его проявлениях, оно должно вызывать у них эмоциональную отзывчивость, радость от созерцания, восхищение, волнение и увлеченность.
  2. Приобщение детей к разнообразным видам деятельности в области искусства, воспитывать привычку и потребность вносить посильные элементы красоты в окружающую обстановку, свой быт и внешний вид, а также следить за тем, чтобы поведение соответствовало общепринятым эстетическим нормам.
  3. Формировать и развивать умение оценивать различные произведения искусства и явления жизни. Уметь не просто оценивать, а выражать свои мысли и чувства словами, при этом полноценно владеть эстетическими терминами.
  4. Развивать у детей художественно-творческие способности в различных областях деятельность (музыка, труд, рисование, лепка и т.д.).

Принципы эстетического воспитания.

  • Принцип взаимосвязи эстетического воспитания и художественного образования.
  • Принцип комплексности. Предполагает использование в процессе воспитания комплекса методов и средств работы с детьми
  • Принцип единства общего психического и художественного развития детей.
  • Принцип применения эстетики не только в рамках воспитательно-образовательного процесса, но и в повседневной жизни ребенка (внешний вид, поведение, наполнение и содержание детской комнаты и т.д.).
  • Принцип взаимосвязи самодеятельности и художественно-творческой деятельность в процессе эстетического воспитания.
  • Принцип учета возрастных особенностей, возможностей и потребностей каждого ребенка.

Методы и средства эстетического воспитания, признанные наиболее эффективными.

  1. Метод приучения и упражнения в практических действиях. Данный метод направлен на преобразование окружающей ребенка среды и выработки у него навыков культуры поведения в обществе.
  2. Метод убеждения. Имеет направленность на развитие у детей эстетического восприятия, оценки прекрасного, эстетического вкуса.
  3. Метод проблемных ситуаций. Направлен на развитие творческих задатков ребенка и формировании умений создавать прекрасное в разных видах искусства (музыка, рисование, аппликация и т.д.).
  4. Метод побуждения к сопереживанию. Основная направленность этого метода – формирование у ребенка отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к безобразному.

Средства эстетического воспитания.

  • Предметы естественного и математического цикла. В процессе проведения любого вида занятий педагог должен уметь выделить и показать детям прекрасное, во время занятия обратить внимание на эстетику оформления тетрадей, порядка на столе, поведение на уроке.
  • Предметы гуманитарного цикла. Наиболее действенное влияние на эстетическое воспитание оказывают уроки литературы, на которых дети знакомятся с художественным словом.
  • Декоративно-прикладное искусство. Данное средство является одним из наиболее действенных и незаменимых средств, в процессе эстетического воспитания.

По Лихачеву выделяются следующие средства, которые органически входят в структуру эстетического воспитания.

  • Природа (наблюдательность, эмоции, фантазия). Она является вечным источником добрых чувств людей.
  • Труд (умственный и физический). Эстетическое чувство вызывают ритм, темп, пропорция, гармония
  • Искусство (литература, живопись, музыка, театр и др.). Произведения искусства заставляют видеть жизнь через образы.
  • Игра. Создает особое эмоциональное поле, в котором ребенок без принуждения  и назидания, по доброй воле стремится к самовыражению, самопознанию, самостоятельности.
  • Эстетика быта. Способствует стремлению видеть красоту всюду, является основополагающей в становлении личности, его поведения.

Критерии эстетической воспитанности:

  • эстетический идеал:
  • художественный вкус:
  • общая способность к переживанию чувств;
  • эстетические суждения;
  • способность к художественному творчеству.

Эстетические качества личности:

  • эстетическое восприятие – цвет, форма, размер, смысл;
  • эстетический вкус – избирательность, позиция, оценка, суждение, идеал);
  • эстетические чувства – ответственность, сопереживание;
  • эстетическая деятельность – активность, творчество, продукт;
  • эстетическая нравственность – сознание, отношение к людям, природе, искусству, поведению.

Таким образом, эстетическое воспитание это целенаправленное систематическое воздействие на личность не только с целью выработки у нее понимания прекрасного в искусстве, природе и межличностных отношениях, но и с целью ее развития, т.е. формирования эстетического восприятия, суждений, вкусов, интересов и потребностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Формирование культуры здоровья личности в современном образовании» (опыт МОУ СОШ №3 г. Морозовска Ростовской обл.).

Сегодня  много говорят о здоровье нации как основном условии существования развитого государства. Нормой  жизни и поведения каждого человека ...

Экологическое образование становится стержнем современного образования и служит ключом к перестройке его современных систем и общества в целом

Экологическое образование становится стержнем современного образования и служит ключом к перестройке его современных систем и общества в целом...

«Формирование гражданской компетентности личности как актуальная задача современного образования»

Сообщение подготовлено для выступления на МО классных руководителей МБОУ «СОШ» с. Гурьевка учителем начальных классов Рубцовой А.М.Становление активной гражданской позиции подростков предс...

Современный урок как качество современного образования

Интерактивный тренажер -качество современного образования....

Современное образование и воспитание личности человека

Современное образование и воспитание личности человека...

ВЫСТУПЛЕНИЕ" Современное образование и воспитание личности человека"

Выступление " Современное образование и воспитание личности человека"...