Современное образование и воспитание личности человека
статья

Кротенко Ирина Леонидовна

Современное образование и воспитание личности человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

 Современное образование и воспитание  

             личности человека.

         Педагогика- процесс  направленного развития и формирования  человеческой личности в условиях её обучения, образования, воспитания.

        Образование и воспитание – это основные категории педагогики.

       Образование – процесс и результат усвоения определённой системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в процессе  воспитания и обучения в учебных заведениях под руководством педагогов. Основным элементом школьного образования является урок, который зеркально отражает проблемы воспитания в школе, отношения в семье, влияние социума и несет на себе отпечаток личности учителя. И, наверное, если мы начнем больше внимания уделять воспитанию школьника, в центр своей деятельности поставим ученика и будем строить все свои усилия во имя его развития, то и процесс обучения будет более эффективным и результативным. 

           Воспитание - целенаправленный и организованный процесс   формирования личности.  В широком смысле воспитание-это передача  накопленного опыта  старших поколений младшим. Хорошо организованное воспитание - это обеспечение широкого взаимодействия ребенка с многообразиями явлений жизни, в процессе которого у него формируются отношения к миру на уровне человеческой культуры, требований общества и личных индивидуальных особенностей, максимальное развитие которых является условием его счастья.

             Высшей ценностью воспитательной деятельности является сам ребенок. В нем следует видеть Человека, а не объект воздействия. Его необходимо воспринимать таким, каков он есть на самом деле. Не нужно переделывать ребенка, ломать его, а стараться воспитать в нем необходимые качества, основываясь на его природных особенностях.

Успешному воспитанию личности школьника будут способствовать

десять заповедей успешного воспитания:

1.Любовь к детям;

2.Уважительное отношение ребенка;

3.Не подавлять в ребенке личность, инициативу;

4.Жить и работать интересами ребенка;

5.Воспитывать в ребенке способность преодолевать трудности;

6.Дорожить доверием детей;

7.Воспитание должно быть системным;

8. Дети должны быть лучше нас;

9.Уметь жить в ногу со временем;

10.Быть искренним, не обманывать, иметь чистые и справедливые мысли

        От учителя во многом зависит, какими будут наши воспитанники. Будут ли они людьми добрыми, с широко развитыми духовными потребностями, интересами. Будут ли они подготовлены к жизни.

Не все рождаются творческими личностями. Однако я считаю, что при создании определённых условий, к числу которых можно отнести развитие самостоятельности, предоставление возможности самовыражения и самореализации детей, развитие навыков общения, обмена мнениями, последует движение по пути познания и творчества.

Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир.

         Воспитание в нашей школе ориентировано на повышение патриотического, духовного, нравственного и культурного уровня учащихся, способных к самореализации и самоопределению, укрепление их физического здоровья.

Воспитательная система охватывает весь образовательный процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную деятельность.

Учебно-познавательное направление является одним из приоритетных направлений работы педагогического коллектива. Ведётся работа с «одарёнными» детьми. Одним из видов работы с такими детьми является организация творческой и исследовательской деятельности. Учащиеся школы постоянно участвуют в конкурсах муниципального и регионального уровня.

Большое внимание школа уделяет физическому воспитанию, основными задачами которого является просвещение в области физического здоровья, формирование здорового образа жизни учащихся.

Ведется работа по пропаганде здорового образа жизни, профилактике вредных привычек и правонарушений. Осуществляется связь с правоохранительными органами. Школу посещают инспекторы ПДН, инспекторы ГИБДД, врачи.

Для обеспечения успешной воспитательной деятельности в школе работают МО классных руководителей, проводятся семинары, педсоветы по проблемам воспитания.

       Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития.

     Как личность человек формируется в социальной системе путём целенаправленного и продуманного  воспитания.

     В отличие от  животных, пассивно приспосабливающихся к жизни, человек создаёт средства существования своим трудом.

 Важен вопрос о наследовании   интеллектуальных  качеств. К наследственным свойствам  относятся  особенности нервной системы,  обусловливающие характер, особенности  протекания психических процессов. Анализ  фактов позволяет ответить однозначно- наследуются не способности, а только задатки. Реализуются задатки или нет зависит от условий. Это и условия жизни, среды, потребностей общества, спроса на продукт той или иной деятельности человека. Особенно острые споры вызывает вопрос о наследовании способностей  к интеллектуальной (познавательной, учебной)деятельности.

   Педагоги-материалисты исходят из того, что все нормальные люди получают от природы высокие потенциальные возможности  для развития своих умственных и познавательных  сил и способы  к неограниченному  духовному развитию. Типы высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой  интеллектуальной деятельности. Вместе с тем педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных  способностей наследственность. Из  этого следует, что задатки к интеллектуальной деятельности наследуются людьми в неодинаковой мере.

     Важен вопрос и о наследовании моральных качеств и психики. До недавнего времени считалось, что психические качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Дети не наследуют моральных качеств  своих родителей. Душа новорождённого- «чистый лист», на который  жизнь  наносит свои письмена. Это суждение вызывает споры. Есть учёные, которые придерживаются теории « врождённого зла».Справедлива ли пословица «Яблоко от яблони недалеко падает»? В западной педагогике доминирует утверждение о том, что человек рождается  добрым и злым, честным и лживым, агрессивным и жестоким  т.е нравственные качества человека биологически обусловлены.

    Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Выделяется ближняя и дальняя среда. Ближняя- домашняя, дальняя -социальная. Огромное влияние на развитие человека ,особенно в детском возрасте ,оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые .решающие для становления, развития и формирования  годы жизни человека.  Ребёнок – обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растёт и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же предоставляет и условия, в том числе материальные ,для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье. Нынешняя  семья переживает  не лучшие времена. Растёт число разводов, неполных семей, число социально обездоленных детей. Кризис семьи – причина многих негативных общественных  явлений, и прежде всего причина  роста  преступности среди несовершеннолетних. Перед учёными снова встаёт вопрос: что же влияет на развитие  человека – среда или наследственность? Ответ неоднозначен. Как переплетаются эти причины ,к какому результату приведёт их взаимодействие, зависит от многих факторов, последствия которых ни учесть, ни измерить нельзя.

   Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием.

     Воспитание – главная сила, способная  дать обществу полноценную личность. Эффективность  воспитательного  воздействия заключается в целенаправленности ,систематичности и квалифицированном руководстве.

   Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознании человека и требует его  участия, в то время  как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно.

     Этим определяется  роль, место, возможности воспитания и формирования человека. Роль воспитания оценивается по-разному: от  утверждения полной бесполезности и  бессильности  до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Лозунг «Воспитание может  всё»  себя не оправдал. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить  человека нельзя. В судьбы  людей воспитание вносит различную лепту – от самой незначительной до максимально возможной. Влияние на развитие наследственности ,среды и воспитания дополняется ещё одним фактором – деятельностью личности. Под этим понимается  все многообразие занятий человека,  всё то, что он делает. Чем больше работает человек в определённой области, тем выше уровень его развития  в этой области. В процессе деятельности происходит всестороннее  и целостное развитие личности человека, формируется  отношение к окружающему миру. Деятельность человеку  надо организовать и  разумно направить. Для этого необходимо участие в общественной, трудовой, познавательной деятельности. Основные виды  деятельности детей  и  подростков – игра, учение, труд. Направленность – познавательная, общественная, художественная, техническая. Особый вид  деятельности – общение. Деятельность может быть активной и пассивной. Активность в обучении позволяет  школьнику  быстрее и успешнее осваивать социальный  опыт, развивает коммуникативные способности. Познавательная активность  обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка. Трудовая активность стимулирует быстрое и успешное формирование духовного и нравственного мира личности, определяет готовность много и успешно трудиться. Все проявления активности имеют один и тот же источник – потребность. Многообразность человеческих  потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения.

    Воспитание достигает цели, когда ему удаётся сформировать общественно  активную, инициативную, творческую личность, приносящую радость  себе и людям.

      Хочется закончить свой доклад  словами В.А.Сухомлинского: «У каждого ребенка в глубине души спрятаны колокольчики. Надо только отыскать их, затронуть, чтобы они зазвенели добром и веселым звоном».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Формирование культуры здоровья личности в современном образовании» (опыт МОУ СОШ №3 г. Морозовска Ростовской обл.).

Сегодня  много говорят о здоровье нации как основном условии существования развитого государства. Нормой  жизни и поведения каждого человека ...

Проблема воспитания личности в современном мире

В статье затронуты проблемы воспитания личности ребёнка в современном мире....

Статья на тему: «Остаться человеком» -духовно-нравственное воспитание личности на уроках и занятиях внеурочной деятельности

В концепции модернизации Российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников. Формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельнос...

«Формирование гражданской компетентности личности как актуальная задача современного образования»

Сообщение подготовлено для выступления на МО классных руководителей МБОУ «СОШ» с. Гурьевка учителем начальных классов Рубцовой А.М.Становление активной гражданской позиции подростков предс...

Эстетическое воспитание школьника.как личности в современном образовании.

Что такое эстетическое воспитание? Принципы, методы и средства эстетического воспитания. Эстетические качества личности....

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ...