ИКТ-компетентность учителя начальных классов как фактор мотивации обучения младшего школьника
статья

Михайлова Елена Александровна

Предварительный просмотр:

ИКТ-компетентность учителя начальных классов как фактор мотивации обучения младшего школьника

Самым важным явлением в школе,

 самым поучительным предметом,

самым живым примером для ученика

является сам учитель.

А. Дистервег

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности (В.А. Сластенин).

Компоненты профессиональной компетентности:

- знания,

- умения применять знания на практике.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании.

Можно выделить несколько ключевых компетентностей, необходимых учителю в профессионально – педагогической деятельности:

- Социально-психологическая, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе и в режиме развития;

- Профессионально-коммуникативная, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса;

- Общепедагогическая профессиональная, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной деятельности;

- Предметная,  в сферах предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания;

- Управленческая, т.е. умения проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность;

- Рефлексивная, т.е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности;

-  Компетентность  в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора;

- Информационно-коммуникационная, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий. 

Остановимся более подробно на последней.

С введением новых образовательных стандартов одной из ключевых компетентностей учителя начальных классов является информационно-коммуникационная компетентность. Деятельность педагога является и остается одним из основных факторов, определяющим успешность обучающегося в той или иной предметной области. Уровень ИКТ - компетентности учащихся напрямую зависит от квалификации преподавателя.

Информационно-коммуникационная компетентность педагога - это не только использование различных средств информационно-коммуникационных технологий, но и эффективное применение их в педагогической деятельности.  

В состав педагогической ИКТ-компетентности входят:

– подготовка и оформление учебно-методических, наглядных, отчетных и других материалов средствами ИКТ;

 – проведение учебных занятий с применением ИКТ, электронных образовательных ресурсов и интернет-ресурсов;

– использование ИКТ в целях самообразования;

– применение интернет-технологий для профессионального роста.

Система работы учителя, безусловно, меняется в условиях использования информационно-коммуникационных технологий, здесь необходимо говорить об интеграции ИКТ с современными педагогическими технологиями:

  • коммуникативными (ведущий метод - общение; обучение в сотрудничестве, взаимообучение, работа в парах и группах, учебный диалог, дискуссия);
  • исследовательскими (ведущие метод - проблемное обучение, метод проектов; организационная форма -совместный поиск решения проблемных ситуаций);
  • игровыми (ведущий метод - игра; организационные формы - деловые, ролевые, игры-путешествия).

Я считаю, что формирование мотивации к обучению учеников начальной школы должно базироваться на развитии ИКТ-грамотности и реализации ИКТ-компетентности, прежде всего, педагогов. Под ИКТ - грамотностью понимается использование цифровых технологий, программного обеспечения и сетей для получения доступа к информации, оценки достоверности информации и представления информации в различном виде.

Для достижения эффективности формирования положительного отношения младших школьников к учению необходимо учитывать и практический опыт в решении данной проблемы. Обучение в начальной школе носит наглядный характер, и в решении проблемы отбора нужного материала, наилучшего метода его демонстрации поможет владение педагогом способами быстрого поиска информации в сети Интернет, ИКТ - компетентностью в области использования программного обеспечения.

Для повышения уровня своей ИКТ-компетентости я проходила курсы повышения квалификации, участвовала в вебинарах по дистанционному обучению, присутствовала на ШМО по вопросам ИКТ, принимала участие в профессиональных конкурсах, а также активно использую персональный сайт учителя, который является инструментом для накопления материала, рефлексии, корректировки своей деятельности.

Наш школа имеет большую материально-техническую базу для эффективного использования ИКТ в образовательном процессе. Приведу несколько примеров применения цифровых технологий в своей работе.

Для повышения мотивации на уроках я часто использую презентации и видеоролики. Это дает возможность заинтересовать детей быстрой сменой видов работы на занятии. Яркая красочная наглядность, анимация изображений оживляют занятие, привлекают внимание к определенным объектам. Использование обучающих дисков позволяет не только в интересной форме разобрать новый материал, но и проверить уже изученный.

Работая с документ-камерой, выполняется один из главных принципов в обучении – принцип наглядности, так как она позволяет увеличивать изображения, данные в учебнике, сохранять их, добавлять к избранному новую информацию.

Уроки русского языка, математики, окружающего мира не обходятся без интерактивной доски. Благодаря интерактивной доске дети становятся активными участниками учебного процесса на всех этапах урока. Интерактивная доска предоставляет возможность учителю и ученикам работать с имеющимся программным обеспечением и реализовать различные приемы индивидуальной и групповой работы учащихся. Использование возможностей интерактивной доски позволяет перейти от объяснительного способа обучения к деятельностному. Дети сами управляют гиперссылками; группируя или классифицируя изображения либо названия предметов, передвигают их по поверхности доски; работают с данными таблиц, используют и преобразуют модели и схемы при решении учебных задач. Ребенок привлечен к активным действиям. Самостоятельная деятельность ученика позволяет формировать приемы работы, направленные на развитие мышления, навыки контроля и самоконтроля. Активность ребенка способствует осознанному усвоению им знаний.

Также я познакомила родителей и детей с Федеральной программой безопасного детского Интернета Гогуль, в разработке которой принимали участие детские психологи и педагоги. Программа содержит список сайтов, не несущих информационной угрозы для ребенка, позволяет осуществить «родительский контроль» над пребыванием детей в сети Интернет. После знакомства с программой можно было поручать детям подготовку проектов, связанных с поиском и представлением информации. Также Интернет Гогуль использовался при подготовке исследовательских работ.

Наша школа предоставила педагогам возможность внедрить в начальное образование цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии», которую я активно использую на уроках окружающего мира.

         Лаборатория является модульной. В игровой форме совместно с Наурашей (главным героем цифровой лаборатории)  дети научатся измерять температуру, разбираться в природе света и звука, узнают волшебство магнитного поля, измерят силу, узнают о пульсе, заглянут в интересный мир кислотности.

На таких занятиях ученики, чувствуя себя свободно, могут проявлять инициативу, творчество, самостоятельно принимать решения.

В условиях дистанционного обучения, мы с учениками являемся уверенными пользователями образовательных платформ Учи.ру,  Яндекс Учебник, Российская электронная школа.  

При использовании ИКТ на уроках отмечается общекультурное развитие учащихся, совершенствование ими навыков владения компьютером, повышение самооценки, повышение качества знаний. Это подтверждается результатами работы.

Критериями результативности являются:

  • Мотивация. Развитие обучающихся: приобщение к поисковой работе, восстановление уверенности в своих силах, способности рассуждать и высказывать свои мысли, предложения, способность осознавать себя образованной, творческой личностью.
  • Качество знаний по предмету. Повышение качества усвоения учебного материала и возможностей его практического применения в своей деятельности.

Мною был проведен опрос среди учащихся 3 Е класса, с целью выявить отношение к предмету Окружающий мир и причин, влияющих на это отношение. В опросе приняли участие 30 человек. Учащимся было предложено оценить по 5-ой системе отношение к предмету и формам работы на уроке. Следующая диаграмма отражает полученные результаты, выраженные средним баллом:

Мониторинг показывает, что наибольший интерес у учащихся на уроке вызывает работа с интерактивной доской и цифровой лабораторией Наураша, а также работа в группах. Это обусловливает отношение к предмету.

Качественное усвоение знаний, можно судить по динамике среднего балла за три четверти. Данная диаграмма показывает положительную динамику общего среднего балла по математике.

Также результатом работы является то, что ученики моего класса являются победителями и призерами различных олимпиад, конкурсов и НПК:

Муниципальный уровень - 2 победителя, 6 призеров.

Республиканский уровень – 4 победителя, 1 призер.

Всероссийский уровень – 1 победитель, 3 призера.    

В этом году мне представилась возможность показать свой опыт работы с цифровой лабораторией «Наураша» на открытых уроках: в рамках недели начальных классов, также на городском семинаре учителей. Ребята работали в 6 группах, у каждой группы был ноутбук. Дети успешно взаимодействовали друг с другом, слушали чужое мнение и отстаивали свое.

Таким образом, современные ИКТ- компетентности мне позволяют:

1. Представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, аудио, видео, анимация;

2. Контролировать временные параметры урока для каждого обучаемого;

3. Выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;

4. Активизировать процессы восприятия, мышления, воображения, памяти;

5. Мобилизовать внимание обучаемого;

6. Быть точным и объективным в оценке знаний;

7. Печатать, воспроизводить и комментировать информацию;

8. Выходить в мировое информационное сообщество;

9. Формировать мотивацию к учению и познавательный интерес.

10. Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

11. Обучающиеся младших классов получают первичные навыки работы с компьютерами, что является первым шагом к знакомству с информационным полем Интернета, медиаресурсов;

12. Применение ИКТ на уроках активизирует познавательную деятельность  обучающихся, усиливает положительную мотивацию обучения.

Я глубоко убеждена, что современный учитель должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современная школа, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности.

Но обязательно нужно учитывать здоровьесберегающие условия обучения учащихся и рационально использовать компьютерные технологии в комплексе с традиционными методами обучения.

Сегодня педагог-профессионал – это педагог, который осознает необходимость повышения собственной профессиональной компетентности. Чтобы формировать свою профессиональную компетентность, учитель должен продолжать учиться, чтобы научить других, должен быть способен к творчеству, проводить нетрадиционные уроки.

Формирование ИКТ-компетентности учителя является важной составляющей его профессионализма. Системное, целостное представление об ИКТ-компетентности, выделение ее структуры, обоснование критериев, функций и уровней ее сформированности, позволяет целенаправленно и эффективно организовать учебный процесс в рамках образовательной деятельности, повысить уровень предметно-специальных знаний, принимать эффективные решения в учебной работе, целенаправленно и системно развивать ученика.

В заключение хочется вспомнить слова Л.Н.Толстого:

«Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобней для учителя, тем он удобнее для учеников. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики». Будем же искать и применять те способы обучения, которыми будут довольны ученики!»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ компетентности учителей начальных классов как фактор формирования мотивации обучения младшего школьника

С введением новых образовательных стандартов одной из ключевых компетентностей учителей начальных классов является информационно-коммуникационная компетентность....

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Возрастные особенности младших школьников характеризуются формированием таких волевых качеств как самостоятельность, уверенность, настойчивость, сдержанность.Имеющиеся научные данные свидетельствуют о...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта работы на тему "Проектная деятельность младших школьников"...

"Роль современного учителя начальных классов в гражданско-патриотическом воспитании младших школьников".

Патриотическое воспитание наиболее актуально для начальной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине....

Выступление на ШМО учителей начальных классов Тема: «Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий».

Умение грамотно писать и говорить на государственном языке – привилегия любого современного человека, считающего себя образованным. Одно из условий социального заказа общества и государства сегодня – ...

ИКТ компетентность учителя начальных классов как фактор формирования мотивации обучения младшего школьника.

С введением новых образовательных стандартов одной из ключевых  компетентностей учителя начальных классов является информационно-коммуникационная компетентность.Начальная школа – это первые...

Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию экологической культуры младшего школьника

Данное пособие предназначено для учителей начальных классов и содержит в себе методические рекомендации по формированию экологической культуры младшего школьника средствами внеурочной деятельности. В ...