"Роль современного учителя начальных классов в гражданско-патриотическом воспитании младших школьников".
статья по теме

Патриотическое воспитание наиболее актуально для начальной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль современного учителя начальной школы

в гражданско-патриотическом воспитании младших школьников.

«Не спрашивай, что твоя родина может

 сделать для тебя, — спроси, что ты можешь

 сделать для своей родины»

Джон Кеннеди.

К. Д. Ушинский считал патриотическое чувство самым высоким, наиболее сильным чувством в человеке, «общественным цементом», который «связывает людей в честное, дружное общество». «Как нет человека без самолюбия,— писал он,— так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека».

Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Патриотическое воспитание наиболее актуально для начальной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. К. Д. Ушинский считал главной задачей школы воспитание у учащихся высоких чувств любви и преданности народу. 

В этом заключается государственный подход и роль каждого педагога в деле воспитания подрастающего поколения.

Безусловно, любовь к своей Родине, к своему городу необходимо прививать уже с самого детства. Но, к сожалению, во многих семьях эта тема не затрагивается. И поэтому именно учитель начальных классов должен с самого первого урока воспитывать в детях уважение к стране, в которой они живут.

Но патриотическое воспитание заключается не только в любви к Родине. Эта тема очень обширная. Она охватывает такие глобальные вещи, как уважение и почитание ветеранов и обычных пожилых людей; бережное отношение к природе; взаимоотношения между людьми и многое другое.

Давайте попробуем ответить себе на вопрос «Что значит любить Родину?» Ведь от ответа на этот вопрос зависит очень многое. Любить Родину, это значит, знать о её прошлом, жить её настоящим, думать и работать над её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью. Говоря о России, не стоит забывать и о своей малой родине – месте, где мы родились и живём сейчас. У кого-то – это большой индустриальный город, а у кого-то маленькая деревушка.

Основная задача учителя начальных классов и состоит в том, чтобы помочь маленьким гражданам нашей страны научиться уважать и любить всё в своей стране.

Как сразу из наваленной груды кирпичей невозможно построить дом, так и взрослого человека невозможно приучить сразу что-то любить. Человека нужно обучать любить с самого рождения. Хороший, крепкий дом построится, только если кирпичики класть близко-близко друг к другу. Так же и с людьми. Человек вырастет порядочным, воспитанным и вежливым, если с самого рождения приучать его к этому.

 В программах начальной школы особенно дают возможность проводить беседы на тему гражданско-патриотическое воспитание такие предметы, как окружающий мир, история и даже чтение. Например, уже в первом классе даже на предмете окружающий мир следует проводить беседы:

  • о пользе растений,
  •  о помощи природе,
  • о правилах поведения в общественных местах,
  •  о том, что пожилым людям нужно уступать в транспорте,
  •  о том, что чужой труд нужно ценить и о многом другом. 

До детей важно донести за время обучения в начальной школе, что любовь к Родине – это очень обширное понятие, что начинается всё с мелочей. Поднял на улице бумажку – помог не только дворнику, но и природе. А помог природе – помог всем людям, живущим в этой природе.

Совершенно не означает, что человек вырастет и будет любить только свою Родину, а, приезжая в другие страны, будет вести себя дурно. Ни в коем случае. Человек, уважающий свою страну, свой город, свой народ в другой стране будет вести себя также порядочно, также уважительно.

К сожалению, условия, в которых сегодня находится российское общество, неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания. Во многом общество, в том числе и образование, само несёт ответственность за то, в каком положении оно сейчас оказалось.

В нашей стране, конечно, есть и учителя, и родители, которые стараются вырастить своих детей воспитанными, умеющими ценить то, что у них есть. Но таких - сейчас гораздо меньше, чем хотелось бы. Да и само слово «патриотизм» всё реже и реже стало употребляться. Люди стали воспринимать это очень конкретно: человек отслужил в армии – да, он выполнил свой так называемый долг, он военный, но при этом этот совершенно спокойно может сидеть в метро, когда рядом с ним стоит бабушка или женщина с тяжёлыми сумками. Но он же выполнил свой долг.

Таких примеров можно привести очень много. Да и нужно ли в начальной школе приводить такие примеры, если у детей не сформированы самые основные ценностные установки? Мы думаем, что всё – таки учитель начальных классов, если он сам правильно воспитан и умеет ценить и почитать всё, что его окружает – это именно тот человек, кто может хоть самую малость вложить в головы детей, привить (если дома его этому не научили) самые основные патриотические чувства.

И если каждый будет хоть иногда задумываться о том, что он сделал для своей страны, а не только для себя, то и жизнь будет чище, лучше и спокойнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Возрастные особенности младших школьников характеризуются формированием таких волевых качеств как самостоятельность, уверенность, настойчивость, сдержанность.Имеющиеся научные данные свидетельствуют о...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта работы на тему "Проектная деятельность младших школьников"...

Диагностический материал для учителя начальных классов по изучению учебной мотивации младших школьников

Диагностический материал, который поможет выявить уровень учебной мотивации у младших школьников, разобраться учителю во внешних и внутренних мотивох учения....

Выступление на ШМО учителей начальных классов Тема: «Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий».

Умение грамотно писать и говорить на государственном языке – привилегия любого современного человека, считающего себя образованным. Одно из условий социального заказа общества и государства сегодня – ...

Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию экологической культуры младшего школьника

Данное пособие предназначено для учителей начальных классов и содержит в себе методические рекомендации по формированию экологической культуры младшего школьника средствами внеурочной деятельности. В ...

Протокол № 1 заседания ШМО учителей начальных классов. Доклад «Развитие познавательных способностей младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения»

Протокол № 1 заседания ШМО учителей начальных классов. Доклад "Развитие познавательных способностей младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения"....