Безотметочное обучение- возможно ли это?
статья

Короткова Наталья Феликсовна

В этой статье автор делится своим опытом безотметочного преподавания уроков хореографии в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл .16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Безотметочное обучение- возможно ли это?


В этом году министр просвещения Ольга Васильева заявила о целесоообразности введения системы зачет-незачет по трем школьным дисциплинам - музыке, физкультуре и изобразительному искусству. Некоторые педагоги, в частности, мои коллеги, преподающие в школе ритмику как третий урок физкультуры, засомневалась в успешности этой идеи, ведь на ученика теперь не будет рычагов воздействия, у школьников не будет мотивации...
Хочу поделиться своим опытом. Тридцать лет я преподаю в школе ритмику и семь из них по безотметочной системе. Отметок нет совсем и зачетов-незачетов, кстати, тоже. И тем не менее, практически 100% детей программу усваивают, и почти все четвероклассники на своём выпускном балу исполняют самый настоящий вальс.
В этой статье я расскажу о некоторых приёмах, которые я использую. Я не изобрела, может быть, ничего нового, хореографы - люди творческие и каждый старается на своих уроках применить что-то интересное, но мне кажется, что-то из моего опыта может пригодиться.
Итак, о приёмах.
Во первых, детей надо заинтересовать. Для этого я подбираю музыку, которая в данный момент популярна среди детей и ставлю на неё если не танец ,то хотя бы разминку. Я советуюсь с детьми, предлагая на выбор мелодию или вариант начала или окончания танца, а зачастую прошу их самих придумать эти варианты с дальнейшим голосованием за наиболее интересную идею. И тогда это уже становится ИХ танцем, они полноценные соавторы, а не просто послушные исполнители. Иногда я предлагаю в танце использовать различные предметы, например, зонтик, скакалку, помпоны для черлидинга, даже метлу... Всё это очень нравится детям.
Во-вторых, я сознательно "разжигаю страсти" на уроках, ввожу соревновательный момент. Дети любят соревноваться и я использую это на уроках, и не только во время игр.
"Кто быстрее запомнит движение- мальчики или девочки";
"Какая колонка сделает меньше ошибок при исполнении танца";
"Какая пара исполнит движение наиболее синхронно".
Иногда делаю так, хотя кто-то скажет, что это непедагогично:
сначала лидируют одни, обычно наиболее способные ученики, но потом за какой-нибудь недочёт баллы с них снимаются, их догоняет вторая команда, и в конце концов побеждает дружба. Дети довольны, особенно те, которые сначала проигрывали, но к концу соревнования действительно стали лучше, потому что очень старались догнать лидирующую команду.
Вот ещё один прием: я показываю новое движение, кто-то быстро схватывает, я вызываю его на сцену, затем следующего и т.д. На сцене всё больше довольных и гордых детей, стоящих на возвышении перед своими одноклассниками, оставшиеся изо всех сил стараются, чтобы я их заметила и тоже пригласила на сцену. Им приходится много раз повторить неполучающееся движение, я им помогаю и в конце концов тоже приглашаю на сцену, даже если движение исполнено не совсем точно - они старались! Теперь весь класс на сцене, я спускаюсь вниз, в зал, и объявляю, что я - зритель, а они ансамбль и выступают для меня. Как правило, дети очень стараются, я им аплодирую и благодарю за выступление.
В-третьих, мы с моей коллегой-хореографом, которая ведёт часть классов каждой параллели начальных классов, в конце каждого учебного года проводим фестиваль "Самый танцующий класс". Проводим мы его обычно в международный день танца. К этому фестивалю готовятся классы с сентября. Вместе с детьми выбирается тема, мелодия, разучивается танец, шьются костюмы (как правило, недорогие, но с какой-нибудь "изюминкой" -фартучек, косынка, шляпа, галстук, бантик...) О фестивале и костюмах я говорю с родителями на первом же родительском собрании ещё в сентябре. Это ещё один прием - привлечь, заинтересовать родителей, сделать их своими помощниками и единомышленниками. Очень здорово, когда уже к октябрю все девочки класса приходят на занятия в одинаковых юбочках, мальчики - в одинаковых футболках. Дети, переодеваясь, уже настраиваются на урок. Итак, костюмы уже готовы или находятся в стадии разработки. Дальше в течение года я "нагнетаю обстановку" : надо стараться, на вас придут смотреть ваши родители, вас будут оценивать члены жюри... И ребята стараются, очень хотят победить. На наших фестивалях мы организуем награждение так, чтобы каждый класс стал победителем в какой-либо номинации (самое музыкальное, артистичное, синхронное, техничное, оригинальное исполнение), а сам фестиваль был настоящим праздником: сладкие призы, фото на память, диплом за победу!
А самый способный, по мнению учителя, класс едет на городской смотр ритмики, который проводит ГУМО педагогов бального танца и ритмики в Городском Дворце Детского и Юношеского Творчества. Вот здесь уже страсти нешуточные! Это серьёзные соревнования, приезжают классы со всех районов Санкт-Петербурга, Гатчины. Здесь без помощи классного руководителя и родителей не обойтись. Но как это сплачивает ребят и их родителей!
В школьных фестивалях принимают участие учащиеся 1-3 классов (4 классы не участвуют, они готовятся к выпускному балу). Сразу ребятам говорю: если кто-то не будет работать, стараться в течение года, на балу будут сидеть в зрителях. Как правило, такая перспектива мало кого устраивает и все к концу года начинают вальсировать и исполнять другие танцы от рок-н-ролла до танцев в современных ритмах.
Итак, подведу итоги. 4 составляющие успешного безотметочного обучения:
1. Заинтересованность детей, родителей и классного руководителя.
2. Соревновательный момент, здоровая конкуренция внутри класса.
3. Ощущение себя частью команды, частью целого, выход на другой уровень исполнения.
4. Обязательная похвала, повышение самооценки ребёнка.
Дети, привыкшие к оценкам, конечно спрашивают меня, какую оценку они заслужили. В конце урока я предлагаю ребятам самим оценить свою работу на уроке: они поднимают руку и выставляют столько пальцев, сколько ставят себе за урок. Кто-то явно завышает себе оценку, а кто-то очень критично к себе относится и явно ставит меньше заслуженного; я со своей стороны говорю с кем согласна, а с кем нет. Но чаще я прошу поставить себе не отметку, а оценить себя с точки зрения приобретенных навыков: получилось - не получилось, доволен собой - не доволен.
Вот вопросы, которые я часто задаю в конце урока:
Вы научились чему-то новому?
У вас всё получилось?
Вам это понравилось?
Обязательно хвалю детей и не только тех, у кого действительно хорошо получается, но и тех, у кого совсем ничего не получается в связи с плохой координацией, отсутствием чувства ритма, но он первый встал в правильную позицию, он прямее всех держал спину, быстрее всех встал в пару...
Программа по ритмике составлена таким образом, что она доступна детям с любыми способностями и физическими возможностями, а тридцатилетняя практика показывает, что абсолютно все дети могут научиться двигаться под музыку, просто у одних это получается легко и грациозно, у других более скованно и менее изящно. Для некоторых детей это серьезное преодоление себя - одновременно быть собранным, слушать музыку, чувствовать партнёра, владеть своим телом.
И я радуюсь за ребёнка, у которого нет от природы чувства ритма, что он не "вылетел из музыки", ничуть не меньше, чем за способного танцора, который быстро осваивает новый материал.
И если бы мне всё-таки пришлось ставить отметки на своих уроках, я бы ставила их за старание, усердие и стремление к лучшему результату, а не за природные способности. И тогда бы мои ребята почти все были бы отличниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.

Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения. Выступление на МО....

Безотметочное обучение в 1 классе. Портфолио ученика.

В данном докладе рассматриваются основные аспекты безотметочного обучения в 1 классе, включая исторический аспект,  рейтинговая система оценивания, действующая в других странах, даются рекомендац...

Система оценивания предметных достижений первоклассников в условиях безотметочного обучения

 В  работе представлен материал по  оцениванию  первоклассников  в условиях безотметочного обучения. Даны  практические материалы, приёмы  работы....

Формирование контрольно-оценочной деятельности в условиях безотметочного обучения

Этапы формирования контрольно-оценочной деятельности в начальной школе...

Возможности и пути реализации безотметочного обучения

Выступление на круглом столе для заместителей директоров школ города...

Мониторинг качества обученности учащихся в условиях безотметочного обучения

Иные способы фиксации и формализации оценкиЛисты индивидуальных достижений, карта успешности, рубежный контроль...