Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Интеллектуальный марафон» 1 (2) класс
    рабочая программа (1, 2 класс)

    Бугаева Ольга Олеговна

    Программа  курса «Интеллектуальный марафон»  представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на один год обучения. Программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx41.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа внеурочной деятельности

     «Интеллектуальный марафон»

    1 (2)   класс                                                                                                               

                                                                             

    Пояснительная записка

    Программа  курса «Интеллектуальный марафон»  представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на один год обучения. Программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

    Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область,  может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

    Программа педагогически целесообразна, так как способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

    Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.

    Цель:    создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

    Задачи:

    • Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
    • Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
    • Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.
    • Расширять опыт  общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослым

    Формы и методы работы:

    • Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
    • Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в  учебные коммуникации, парную и групповую работу).
    • Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
    • Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
    • Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).

       

    Состав группы – постоянный. Периодичность занятий – 1 раз в неделю (34 часа в год).  

    Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса 

     Содержание программы внеурочной деятельности «Интеллектуальный марафон», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

     Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной можно считать следующее:

    • овладение начальными сведениями об  особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
    • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
    • формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

    Метапредметные результаты

    • Регулятивные универсальные учебные действия
    • -предвосхищать результат.
    • - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
    • -концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
    • - стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
    • Коммуникативные универсальные учебные действия
    • -ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
    • - предлагать помощь и сотрудничество; 
    • - определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
    • - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
    • - формулировать собственное мнение и позицию;
    • - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
    • Познавательные универсальные учебные действия
    • - ставить и формулировать проблемы;
    • -  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
    • - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
    • -запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
    • - установление причинно-следственных связей;

          Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

    Игры и игрушки

    Обучающиеся будут знать:

    Происхождение некоторых игрушек. Историю их создания. Распространенные виды настольных и подвижных игр. Знать правила их игры

    Обучающиеся будут уметь:

    Характеризовать особенности отдельных игр. Создать простейшую игрушку. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений).

    Все для дома

    Обучающиеся будут знать:

    Признаки отдельных бытовых предметов, историю их появления, предназначения.  Правила ухода за растениями. Правила личной гигиены.

    Обучающиеся будут уметь: Пользоваться отдельными предметами быта. Соблюдать правила безопасности . Применять на практике основные знания по уходу за растениями

    Школа

    Обучающиеся будут знать:

    Происхождение некоторых школьных принадлежностей и понятий. Историю их создания. Правила поведения в библиотеке. Отличие кроссворда и ребуса.

    Обучающиеся будут уметь:

    Пользоваться фондом школьной библиотеки. Составлять простейший кроссворд. Делать простой ремонт книги. Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности. Получать самостоятельно информацию из различных источников. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.

    Еда

    Обучающиеся будут знать:

    Как овощи и фрукты получили свое название. Историю происхождения некоторых продуктов питания. Основы  правильного питания. Составляющие части блюд.

    Обучающиеся будут уметь:

    Различать полезные и вредные продукты.  Уметь составлять меню на завтрак. Получать самостоятельно информацию из различных источников. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений).

    Одежда

    Обучающиеся будут знать:

    Происхождение некоторых предметов одежды. Историю их создания. Назначение профессии сапожника и модельера.

    Обучающиеся будут уметь:

    Характеризовать особенности русского костюма. Создать простейшую   модель русского костюма. Наблюдать объекты .

    Характеризовать их особенности.

    Группировать (классифицировать) по отличительным признакам.

    Составлять презентацию.

    Праздник

    Обучающиеся будут знать:

    Название и историю появления праздников и обычаев.

    Обучающиеся будут уметь:

    Соблюдать основные правила этикета,  применять их на практике.  Изготовить соответствующее украшение и подарок  к празднику. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников). Проводить работу в группе.

    Предприятия, сооружения, здания

    Обучающиеся будут знать:

    Происхождение некоторых сооружений  и культурно-развлекательных  центров. Историю их создания и предназначение.

    Обучающиеся будут уметь:

    Характеризовать особенности отдельных сооружений и зданий. Составлять презентацию. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников)

    Транспорт

    Обучающиеся будут знать:

    Основные виды транспорта, их появление. Профессии  сопровождающие работу транспорта.

    Обучающиеся будут уметь:

    Соблюдать основные правила поведения в общественном транспорте,  применять их на практике.  Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях, планировать свои действия.

    Полезные изобретения

    Обучающиеся будут знать:

    Роль современных изобретений в жизни человека и общества, их предназначение

    Обучающиеся будут уметь:

    Пользоваться предметами современной жизни. Наблюдать объекты .

    Характеризовать их особенности. Группировать (классифицировать) по отличительным признакам. Обсуждать предположения в группах, планировать свои действия.

    Учебно-тематический план

    Раздел\Тема

    Количество часов

    Универсальные учебные действия

    Игры и игрушки

    Коммуникативные УУД

    • Постановка вопросов;
    • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
    • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

    Регулятивные УУД

    • Целеполагание;
    • Волевая саморегуляция
    • Оценка;
    • Коррекция

    Познавательные УУД

    • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
    • Выделение познавательной цели;
    • Выбор наиболее эффективного способа решения;
    • Смысловое чтение;
    • Анализ объектов;
    • Доказательство;
    • Установление причинно-следственных связей;
    • Построение логической цепи рассуждений

    Все для дома

    Школа

    Еда

    Одежда

    Праздник

    Предприятия, сооружения, здания

    Транспорт

    Полезные изобретения

     

    ИТОГО:

    34 ч

       

    Календарно-тематическое планирование

                               

    Дата

    Раздел/Тема

    Кол-во час.

    Теория

    Практические действия или трудовые операции (примерные)

    Игры и игрушки 4ч

    1. 1

    Где появились куклы

    1

    История происхождения куклы. Рассказ о любимой кукле

    Вырезание бумажных кукол

    2

    История глиняной игрушки

    1

    Посещение выставки глиняной игрушки в школьном кабинете ИЗО.

    Лепка игрушек из пластелина

    Кто первым запустил бумажного змея

    1

    История создания игрушки. Конструктивные особенности бумажного змея.

    Изготовление бумажного змея (коллективная работа)

    Кто придумал мяч

    1

    Работа со справочной литературой.

    Игры с мячом

    Все для дома 4ч

    Как появился чайник

    1

    Беседа «Чайное утро»

    Правила чаепития. Сюжетная игра

    Как баклуши били (ложки)

    1

    Беседа. Историческая справка.

    Роспись ложки

    Когда было впервые изготовлено мыло

    1

    История создания мыла.

    Правила гигиены

    Рисование  упаковки для мыла

    Время не ждет! (часы)

    1

    Виды часов.

    Как они устроены.

    Изготовление циферблата из картона и проволоки (работа в группах)

    Школа 4ч

    История шариковой ручки

    1

    Беседа «От пера до шариковой ручки…».

    Лепка ручки из пластилина

    Кто изобрел бумагу

    1

    Использование информации из дополнительных источников.

    Аппликация из бумаги (тема любая)

    Откуда пошли названия дней недели

    1

    Получение информации через интернет, работа со справочной литературой.

    Составление распорядка мероприятий на неделю (или расписания уроков)

    Кто автор микроскопа

    1

    Историческая справка.

    Рассматривание предметов под микроскопом и лупой

    Еда 4ч

    Как картофель попал в Россию.

    1

    Беседа «Второй хлеб».

    Поделки из картофеля.

    Откуда фрукты и овощи получили свое название.

    1

    Короткая информационная справка о названиях овощей и фруктов приготовленная детьми.

    Рисование овощей и фруктов (иллюстрации к книжке-малышке).

    Первая кулинарная книга.

    1

    Историческая справка.

    Составление рецепта  (работа в группах). Защита.

    Из чего делают пряники.

    1

    Беседа «Профессия кондитер».

    Лепка пряников из пластилина.

    Одежда 4ч

    Одежда наших предков.

    1

    Русский народный костюм.

    Составление кроссворда «Одежда предков».

    Зачем нужны пуговицы.

    1

    Беседа о видах пуговиц.

    Пришивание пуговицы.

    Кто придумал обувь? Секреты башмаков.

    1

    Историческая справка.

    Беседа о профессии сапожника.

    Рисование туфель.

    С каких пор применяют носовые платки.

    1

    Информация из дополнительной литературы

    Изготовление носового платка .

    Праздник 4ч

    Новогодние игрушки

    1

    Откуда пришла традиция украшения елки.

    Изготовление новогодних игрушек

    История воздушных шариков

    1

    Информация из дополнительной литературы.

    Разрисовывание воздушных шариков или на воздушных шариках

    Широкая масленица

    1

    История появления праздника.

    Составление рецепта блинов

    Семейные праздники.

    1

    Сообщения детей на тему «Праздники в моей семье»

    Составление календаря семейных праздников.

    Предприятия, сооружения, здания 4ч

    Кто основал первый зоопарк.

    1

    Информация из справочника «Что  такое? Кто такой?»

    Составление книги загадок о животных.

    Когда возникли музеи?

    1

    Музей нашего города.

    Выставка фотографий « Я в музее».

    Все на каток!

    1

    Когда появились первые коньки.

    Рисование «Зимние виды спорта»

    Гидроэлектростанция.

    1

    Основные составляющие гидроэлектростанции.

    Составление кроссворда на тему «Электричество».

    Транспорт 4ч

    Кто придумал велосипед?

    1

    Информация из справочника.

    Конкурс «Безопасное колесо». ПДД.

    Кто изобрел самолет?

    1

    Информация из справочника.

    Оригами. Самолётик.

    Луноход.

    1

    История покорения космоса.

    Викторина «Земляки – космонавты»

    Лайнер. Пароход

    1

    Водные суда и их особенности.

    Оригами. Кораблик.

    Полезные изобретения 2ч

    Окно в подводный мир (аквариум)

    1

    Виды распространенных аквариумных рыбок.

    Коллективная работа «Аквариум» (коллаж)

    Компьютер и Интернет

    1

    Компьютер как современное достижение науки.

    Работа на компьютере (тема «Интернет») .

                                       

    Список литературы

    Основная литература

    1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

    2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

    3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

    4. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] /  И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

    5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

    6. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36 с.

       

     Дополнительная литература

    1. Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
    2. История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа:   http://planetashkol.ru/ 
    3. История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://www.konodyuk.com/  
    4. История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://www.kostyor.ru/history.html  

    1. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
    2. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
    3. Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14,  1997.
    4.  Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие по программе внеурочной деятельности "Интеллектуальные витаминки" во 2 классе.

    Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Музей в твоём классе" 1 класс

    Данная рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Музей в твоем классе» » для 1 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе концептуал...

    Образовательная программа внеурочной деятельности интеллектуального и творческого развития младших школьников «Развивайка»

    Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Большую роль в процессе учебной деятельности...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Математический марафон", 4 класс

    Рабочая программа «Математический марафон» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся. Отличительной особенностью данной программы является...

    Программа внеурочной деятельности интеллектуального направления "Шахматная азбука" 1-4 класс

    Модифицированная программа «Шахматы - школе» предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составлена на основе программы «Шахматы -  школе» под редакцией ...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Интеллектуальные витаминки"

    Рабочая программа по интеллектуальному направлению...