Рабочая программа внеурочной деятельности «Интеллектуальный марафон» 1 (2) класс
рабочая программа (1, 2 класс)

Бугаева Ольга Олеговна

Программа  курса «Интеллектуальный марафон»  представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на один год обучения. Программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx41.53 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности

 «Интеллектуальный марафон»

1 (2)   класс                                                                                                               

                                                                         

Пояснительная записка

Программа  курса «Интеллектуальный марафон»  представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на один год обучения. Программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область,  может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.

Цель:    создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Задачи:

  • Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
  • Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
  • Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.
  • Расширять опыт  общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослым

Формы и методы работы:

  • Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
  • Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в  учебные коммуникации, парную и групповую работу).
  • Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
  • Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
  • Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).

   

Состав группы – постоянный. Периодичность занятий – 1 раз в неделю (34 часа в год).  

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса 

 Содержание программы внеурочной деятельности «Интеллектуальный марафон», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

 Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной можно считать следующее:

  • овладение начальными сведениями об  особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  • формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Метапредметные результаты

  • Регулятивные универсальные учебные действия
  • -предвосхищать результат.
  • - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
  • -концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
  • - стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
  • Коммуникативные универсальные учебные действия
  • -ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
  • - предлагать помощь и сотрудничество; 
  • - определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
  • - формулировать собственное мнение и позицию;
  • - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
  • Познавательные универсальные учебные действия
  • - ставить и формулировать проблемы;
  • -  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
  • - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
  • -запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
  • - установление причинно-следственных связей;

      Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

Игры и игрушки

Обучающиеся будут знать:

Происхождение некоторых игрушек. Историю их создания. Распространенные виды настольных и подвижных игр. Знать правила их игры

Обучающиеся будут уметь:

Характеризовать особенности отдельных игр. Создать простейшую игрушку. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений).

Все для дома

Обучающиеся будут знать:

Признаки отдельных бытовых предметов, историю их появления, предназначения.  Правила ухода за растениями. Правила личной гигиены.

Обучающиеся будут уметь: Пользоваться отдельными предметами быта. Соблюдать правила безопасности . Применять на практике основные знания по уходу за растениями

Школа

Обучающиеся будут знать:

Происхождение некоторых школьных принадлежностей и понятий. Историю их создания. Правила поведения в библиотеке. Отличие кроссворда и ребуса.

Обучающиеся будут уметь:

Пользоваться фондом школьной библиотеки. Составлять простейший кроссворд. Делать простой ремонт книги. Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности. Получать самостоятельно информацию из различных источников. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.

Еда

Обучающиеся будут знать:

Как овощи и фрукты получили свое название. Историю происхождения некоторых продуктов питания. Основы  правильного питания. Составляющие части блюд.

Обучающиеся будут уметь:

Различать полезные и вредные продукты.  Уметь составлять меню на завтрак. Получать самостоятельно информацию из различных источников. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений).

Одежда

Обучающиеся будут знать:

Происхождение некоторых предметов одежды. Историю их создания. Назначение профессии сапожника и модельера.

Обучающиеся будут уметь:

Характеризовать особенности русского костюма. Создать простейшую   модель русского костюма. Наблюдать объекты .

Характеризовать их особенности.

Группировать (классифицировать) по отличительным признакам.

Составлять презентацию.

Праздник

Обучающиеся будут знать:

Название и историю появления праздников и обычаев.

Обучающиеся будут уметь:

Соблюдать основные правила этикета,  применять их на практике.  Изготовить соответствующее украшение и подарок  к празднику. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников). Проводить работу в группе.

Предприятия, сооружения, здания

Обучающиеся будут знать:

Происхождение некоторых сооружений  и культурно-развлекательных  центров. Историю их создания и предназначение.

Обучающиеся будут уметь:

Характеризовать особенности отдельных сооружений и зданий. Составлять презентацию. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников)

Транспорт

Обучающиеся будут знать:

Основные виды транспорта, их появление. Профессии  сопровождающие работу транспорта.

Обучающиеся будут уметь:

Соблюдать основные правила поведения в общественном транспорте,  применять их на практике.  Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях, планировать свои действия.

Полезные изобретения

Обучающиеся будут знать:

Роль современных изобретений в жизни человека и общества, их предназначение

Обучающиеся будут уметь:

Пользоваться предметами современной жизни. Наблюдать объекты .

Характеризовать их особенности. Группировать (классифицировать) по отличительным признакам. Обсуждать предположения в группах, планировать свои действия.

Учебно-тематический план

Раздел\Тема

Количество часов

Универсальные учебные действия

Игры и игрушки

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Оценка;
  • Коррекция

Познавательные УУД

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;
  • Смысловое чтение;
  • Анализ объектов;
  • Доказательство;
  • Установление причинно-следственных связей;
  • Построение логической цепи рассуждений

Все для дома

Школа

Еда

Одежда

Праздник

Предприятия, сооружения, здания

Транспорт

Полезные изобретения

 

ИТОГО:

34 ч

   

Календарно-тематическое планирование

                           

Дата

Раздел/Тема

Кол-во час.

Теория

Практические действия или трудовые операции (примерные)

Игры и игрушки 4ч

  1. 1

Где появились куклы

1

История происхождения куклы. Рассказ о любимой кукле

Вырезание бумажных кукол

2

История глиняной игрушки

1

Посещение выставки глиняной игрушки в школьном кабинете ИЗО.

Лепка игрушек из пластелина

Кто первым запустил бумажного змея

1

История создания игрушки. Конструктивные особенности бумажного змея.

Изготовление бумажного змея (коллективная работа)

Кто придумал мяч

1

Работа со справочной литературой.

Игры с мячом

Все для дома 4ч

Как появился чайник

1

Беседа «Чайное утро»

Правила чаепития. Сюжетная игра

Как баклуши били (ложки)

1

Беседа. Историческая справка.

Роспись ложки

Когда было впервые изготовлено мыло

1

История создания мыла.

Правила гигиены

Рисование  упаковки для мыла

Время не ждет! (часы)

1

Виды часов.

Как они устроены.

Изготовление циферблата из картона и проволоки (работа в группах)

Школа 4ч

История шариковой ручки

1

Беседа «От пера до шариковой ручки…».

Лепка ручки из пластилина

Кто изобрел бумагу

1

Использование информации из дополнительных источников.

Аппликация из бумаги (тема любая)

Откуда пошли названия дней недели

1

Получение информации через интернет, работа со справочной литературой.

Составление распорядка мероприятий на неделю (или расписания уроков)

Кто автор микроскопа

1

Историческая справка.

Рассматривание предметов под микроскопом и лупой

Еда 4ч

Как картофель попал в Россию.

1

Беседа «Второй хлеб».

Поделки из картофеля.

Откуда фрукты и овощи получили свое название.

1

Короткая информационная справка о названиях овощей и фруктов приготовленная детьми.

Рисование овощей и фруктов (иллюстрации к книжке-малышке).

Первая кулинарная книга.

1

Историческая справка.

Составление рецепта  (работа в группах). Защита.

Из чего делают пряники.

1

Беседа «Профессия кондитер».

Лепка пряников из пластилина.

Одежда 4ч

Одежда наших предков.

1

Русский народный костюм.

Составление кроссворда «Одежда предков».

Зачем нужны пуговицы.

1

Беседа о видах пуговиц.

Пришивание пуговицы.

Кто придумал обувь? Секреты башмаков.

1

Историческая справка.

Беседа о профессии сапожника.

Рисование туфель.

С каких пор применяют носовые платки.

1

Информация из дополнительной литературы

Изготовление носового платка .

Праздник 4ч

Новогодние игрушки

1

Откуда пришла традиция украшения елки.

Изготовление новогодних игрушек

История воздушных шариков

1

Информация из дополнительной литературы.

Разрисовывание воздушных шариков или на воздушных шариках

Широкая масленица

1

История появления праздника.

Составление рецепта блинов

Семейные праздники.

1

Сообщения детей на тему «Праздники в моей семье»

Составление календаря семейных праздников.

Предприятия, сооружения, здания 4ч

Кто основал первый зоопарк.

1

Информация из справочника «Что  такое? Кто такой?»

Составление книги загадок о животных.

Когда возникли музеи?

1

Музей нашего города.

Выставка фотографий « Я в музее».

Все на каток!

1

Когда появились первые коньки.

Рисование «Зимние виды спорта»

Гидроэлектростанция.

1

Основные составляющие гидроэлектростанции.

Составление кроссворда на тему «Электричество».

Транспорт 4ч

Кто придумал велосипед?

1

Информация из справочника.

Конкурс «Безопасное колесо». ПДД.

Кто изобрел самолет?

1

Информация из справочника.

Оригами. Самолётик.

Луноход.

1

История покорения космоса.

Викторина «Земляки – космонавты»

Лайнер. Пароход

1

Водные суда и их особенности.

Оригами. Кораблик.

Полезные изобретения 2ч

Окно в подводный мир (аквариум)

1

Виды распространенных аквариумных рыбок.

Коллективная работа «Аквариум» (коллаж)

Компьютер и Интернет

1

Компьютер как современное достижение науки.

Работа на компьютере (тема «Интернет») .

                                   

Список литературы

Основная литература

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

4. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] /  И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

6. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36 с.

   

 Дополнительная литература

  1. Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
  2. История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа:   http://planetashkol.ru/ 
  3. История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://www.konodyuk.com/  
  4. История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://www.kostyor.ru/history.html  

  1. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
  2. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
  3. Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14,  1997.
  4.  Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.