Занятие по программе внеурочной деятельности "Интеллектуальные витаминки" во 2 классе.
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.  Помогает учителю в формировании познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий  школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intellektualnye_vitaminki.doc43.5 КБ
Файл programma_intel_vitaminki.rar641.37 КБ
Файл vitamin_v.rar1.54 МБ

Предварительный просмотр:

 

Внеклассное занятиие по курсу внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки».                        Мартемьянова О.В.

     Слайд 3.    Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.  

Слайд 4.                                Цель курса

Помочь учителю в формировании познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) школьников.

Слайд 5.

Задачи

  • Развивать познавательную активность учащихся как важнейший  компонент любой деятельности человека.
  • Формировать познавательные результаты, заявленные в  «Программе формирования универсальных учебных действий» ФГОС.
  • Повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка.

Слайд 6.

Реализация курса

       Курс внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки» представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7-10 лет, включает 30 занятий в 1 классе и 34 занятия во 2-4 классах: одно занятие в неделю (начиная с октября).                         -1-                                        Курс относится к общеинтеллектуальному направлению, рассчитан на 4 года, объемом в 132 часа, 1 час в неделю.                                                                                      

Слайд 7.                          ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

  • По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая (в 1-2 классах – работа в парах).
  • По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, мини-проекты.
  • По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

                              ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ

1 класс – 35 минут.

2-4 классы – 40 минут.

                                ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игровая, познавательная.

Слайд 8                    ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Курс поддержан комплектом дидактического материала «Интеллектуальные витаминки». Каждый выпуск «Интеллектуальных витаминок» представляет собой 2 страницы формата А4, включающий в себя 8 заданий. Задания предполагают разный формат ответа (открытый и закрытый тип, сопоставление и т.д.). В основе пособия «Интеллектуальные витаминки» лежит классификация Тёрстоуна. Каждое задание направлено на формирование одного из аспектов интеллектуальной деятельности:

Слайд 9

  • Работа с числом (способность совершать счётные операции)
  • Словесная гибкость (способность легко находить слова для адекватного выражения мыслей)
  • Вербальное восприятие (способность адекватно понимать устную и письменную речь)

Слайд 10.

  • Пространственное мышление (способность оперировать в уме пространственными отношениями)                                     -2-
  • Готовность к перцепции (быстрота восприятия сходств и различий между предметами и изображениями)        
  • Способность к рассуждению (решение проблем с использованием прошлого опыта)

Слайд 11.

  • Системный анализ (стратегическое планирование)
  • Продуктивность мышления (способность генерировать разные виды решения одной и той же задачи)

Общие рекомендации по работе с «Витаминками»

СИСТЕМНОСТЬ. Употребляйте по одной «витаминке» раз в неделю в течение всего учебного года.

ГРУППОВАЯ РАБОТА. Поощряйте командную игру. Если некоторые задания трудноваты для индивидуального решения, объедините детей в группы. В конце концов, одна из Ваших задач – формирование коммуникативных УУД.

Слайд 12.                           Структура занятия

ЭПИГРАФ

В качестве эпиграфов к «витаминкам» используются пословицы и фразеологизмы. Работа с ними поможет увеличить пассивный словарный запас школьников, положительно скажется на развитии языкового чутья и научит эффективному использованию речевых средств (коммуникативные УУД).

Слайд 13.

Работа с эпиграфом занятия происходит в несколько этапов:

1. Перед началом работы с заданиями спросите учеников, как они понимают значение пословицы, что могла бы означать приведённая фраза, в каких ситуациях уместно её использование. Пусть дети выскажут свои версии и аргументируют их.

2. В начале занятия проведите беседу о значении пословицы. После Вашего объяснения значения фразеологизма предложите детям вспомнить другие пословицы с тем же смыслом.                                                                       -3-

3. В ходе занятия вернитесь к эпиграфу для более глубокого осмысления, обсудите ситуации, в которых данное выражение было бы уместно.

4. Вернитесь к эпиграфу в конце занятия, проанализируйте восприятие пословицы детьми в начале и в конце урока.

5. Перед началом работы с новой пословицей поработайте с эпиграфом предыдущего занятия. Если возможно, найдите сходство в толковании новой и прежней пословиц.

Слайд 14.                   РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ

Восемь заданий, нацеленных на различные факторы интеллекта, всесторонне стимулируют ум и логические умения ребёнка (познавательные УУД). Первый месяц-полтора не пускайте работу с «Витаминками» на самотёк. Познакомьте учеников со структурой пособия и правилами работы. Выполняйте все задания в классе. Только после того как дети освоятся с «Витаминками», допускается выдавать их на дом для самостоятельной работы. Если ребёнок систематически не справляется с заданиями одного из восьми видов – это повод для беспокойства.

Слайд 15.                           РЕФЛЕКСИЯ

Рефлексия способствует формированию навыков самооценки собственной работы (регулятивные УУД). Полезно проводить её всегда – после того как задания очередной «витаминки» решены. Предложите детям определить самые интересные и самые трудные задания. Пусть сделают это индивидуально или в мини-группах и озвучат свой ответ. При презентации ответа дети должны объяснить, почему данное задание показалось им интересным или трудным.

Слайд 16.                      Виды «витаминок»

ОБЫЧНЫЕ (A, B, C, …, X, Y, Z) – первые 25 «витаминок» пособия. Основная цель – формирование познавательных УУД.

          Применяйте обычные «витаминки» в качестве интеллектуальных разминок на Ваших уроках, выдавайте в виде домашнего задания, используйте на классных часах. Иными словами, работайте с пособием так, как Вам удобно. Допустимо выполнять в классе не все задания – одно-два оставить на дом или

                                                                                                      -4-

начать выполнять в классе и предложить детям закончить их дома.

СУПЕРВИТАМИНКИ (Супервитамин-1, Супервитамин-2, Супервитамин-3) находятся в конце пособия, перед контрольными «витаминками». Основная цель – формирование коммуникативных УУД и повышение мотивации.    

КОНТРОЛЬНЫЕ (K1, K2)  

     Основная цель – несложный мониторинг сформированности познавательных УУД учащихся, пополнение ученического портфолио. С данными «витаминками» дети должны заниматься индивидуально в режиме контрольной работы.

     Каждое задание оценивается в зависимости от количества выполненных элементов (например, если максимальный балл за упражнение – 5, то ребёнок, разгадавший 3 из 5-ти ребусов, получает 3 балла).

     Подсчитайте процент выполнения каждого задания и сделайте вывод о развитости соответствующего фактора интеллекта. Если ученик набрал менее половины баллов за всю работу – это повод для беспокойства. Рекомендуется контрольные «витаминки» подписывать и вкладывать в «Портфолио».

       

                                                                                -5-



Подписи к слайдам:



Фестиваль педагогических идей.
Мартемьянова Ольга Викторовна.
Учитель начальных классовМБОУ «СОШ №7» г. Колпашева Томской области.
Программа курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий «Интеллектуальные витаминки».
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель курса.Помочь учителю в формировании познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) школьников.
Задачи. 1. Развивать познавательную активность учащихся как важнейший компонент любой деятельности человека.2.Формировать познавательные результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий» ФГОС.3.Повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка.
Реализация курса.Курс внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки» представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7-10 лет, включает 30 занятий в 1 классе и 34 занятия во 2-4 классах: одно занятие в неделю.Курс относится к общеинтеллектуальному направлению, рассчитан на 4 года, объемом в 132 часа, 1 час в неделю.
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ.По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая (в 1-2 классах – работа в парах).По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, мини-проекты.По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.Курс поддержан комплектом дидактического материала «Интеллектуальные витаминки». Каждый выпуск «Интеллектуальных витаминок» представляет собой 2 страницы формата А4, включающий в себя 8 заданий. Каждое задание направлено на формирование одного из аспектов интеллектуальной деятельности:
1. Работа с числом (способность совершать счётные операции).2. Словесная гибкость (способность легко находить. слова для адекватного выражения мыслей).3. Вербальное восприятие (способность адекватно понимать устную и письменную речь).
4. Пространственное мышление (способность оперировать в уме пространственными отношениями).5. Готовность к перцепции (быстрота восприятия сходств и различий между предметами и изображениями).6. Способность к рассуждению (решение проблем с использованием прошлого опыта).
7. Системный анализ (стратегическое планирование).8.Продуктивность мышления (способность генерировать разные виды решения одной и той же задачи).
Структура занятия
Эпиграф.
В качестве эпиграфов к «витаминкам» используются пословицы и фразеологизмы. Работа с ними поможет увеличить пассивный словарный запас школьников, положительно скажется на развитии языкового чутья и научит эффективному использованию речевых средств (коммуникативные УУД).
Работа с эпиграфом занятия происходит в несколько этапов:1.Выяснить, как понимают смысл пословицы.2. В каких условиях её уместно употреблять.3.В ходе занятия вернуться к эпиграфу, обсудить ситуацию, в которой это выражение уместно.4.Вернуться к эпиграфу в конце занятия. Уточнить восприятие её в начале урока и в конце.5.На следующем уроке повторите пословицу.
Работа с заданиями.
Восемь заданий, нацеленных на различные факторы интеллекта, всесторонне стимулируют ум и логические умения ребёнка (познавательные УУД).
Рефлексия.
Рефлексия способствует формированию навыков самооценки собственной работы.Полезно проводить её всегда в конце урока.Детям предлагается определить самые интересные и самые трудные задания. Дети сделают это индивидуально или в мини-группах и озвучат свой ответ. Они должны объяснить, почему данное задание показалось им интересным или трудным.
Виды витаминок.
ОбычныеОсновная цель – формирование познавательных УУД СупервитаминкиОсновная цель – формирование коммуникативных УУД и повышение мотивации. Контрольные Основная цель – несложный мониторинг сформированности познавательных УУД учащихся, пополнение ученического портфолио
Спасибоза внимание!


Подписи к слайдам:





Фестиваль педагогических идей.
Мартемьянова ОльгаВикторовна,учитель начальных классов МБОУ «СОШ №7» г. КолпашеваТомской области.


Занятие по внеурочной деятельности«Интеллектуальные витаминки». 1 класс Витамин V

Торопись, да не ошибись.
Поспешишь – людей насмешишь.
Тише едешь – дальше будешь.
Сделаешь наспех, сделаешь на смех.
Работа без ума никому не нужна.

«Несли мы облако с собой» А. Барто.
Несли мы облако с собой: букет сирени голубой.Взглянула Надя на сирень:-Какой красивый сорт!Но он завянет через день, купили б лучше торт!От торта польза есть, его же можно съесть!Я торт люблю с орехами,За тортом бы поехали!Ну, Наденька!Ну, скромница!Мы не могли опомниться!
Задание 1.
Подбери подходящую пословицу.
А. Скромность всякому к лицу.
Б. Дарёному коню в зубы не смотрят.
В. Добрые слова дороже богатства.
Г. Худо жить без ласкового слова.
Задание 1.
Задание 2.
Задание 3.
Задание 4.
Задание 4. Проверка.
О С … … А
… О С … … … А … …
… О С … А



Задание 5.
И
Н
В
Т

Н
К
М
О
К
С
О С … … А
… О С … … … … А
… О … С … … … …А
О
С
К
Ь
Л
К
У
П
Д
К
А
З
К
С
К
Задание 6. Исправлено. Жёлтых надо по высоте 4, зелёных 3.
Заполни этими фигурками белое поле.
Задание 6. Проверка.
Папа, мама и я сидели на разных скамейках.В каком порядке мы сидели, если известно, что:а) Я сидел слева от мамы, а папа слева от меня.б) Папа сидел с краю.Назови номер скамейки, кто и где мог сидеть.


3
4
5
6
2
1
папа
мама

я
Задание 7.
Найди закономерность и вставь пропущенные числа.Закрась части пирамидки с одинаковыми числамиодинаковым цветом.
Задание 8.
Найди закономерность и вставь пропущенные числа.Закрась части пирамидки с одинаковыми числамиодинаковым цветом.

Задание 8. Проверка.
Спасибо за работу!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ по программе внеурочной деятельности «Школьная сказка»

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного, школьного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром лите...

Занятие по программе внеурочной деятельности "Юный эколог" "Берегите Землю, берегите!"

Занятие для обучающихся 2 года обучения по программевнеурочной деятельности "Юный эколог". Занятие "Берегите Землю, берегите! рассчитано на 2 часа. Цель занятия :обратить внимание детей на ту угрозу, ...

Методическая разработка занятия по программе внеурочной деятельности «Лесная школа». Тема занятия: «Дружная страна»

Занятия по программе «Лесная школа» реализовываются в параллели 1-х классов во время внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС по запросу администрации.Цель программы: помочь ребенку в...

Методическая разработка занятия по программе внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс». Тема занятия «Общение и уважение».

Занятия по программе «Первый раз» реализовываются в параллели 5-х классов во время внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС по запросу администрации.Цель программы: создание условий д...

Конспект занятия по программе внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремесла народов России" 1 класс

Тема: "Зимушка-зима. Новый год."Цель: познакомится с новогодними  стихотворениями;  изготовить маску  для новогоднего карнавала.Задачи: образовательная: разучивание новогодних стих...