Методическая разработка занятия по программе внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс». Тема занятия «Общение и уважение».
план-конспект на тему

Кубасова Юлия Николаевна

Занятия по программе «Первый раз» реализовываются в параллели 5-х классов во время внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС по запросу администрации.

Цель программы: создание условий для успешной адаптации детей в школе и полноценном включении его в целостный педагогический процесс.

Программа включает в себя занятия- встречи, которые раскрывают пять основных тем для пятиклассников: адаптация в школе; отношение к урокам; школьные конфликты; эффективное взаимодействие с оружающими, познание собственных возможностей и способностей. Вашему вниманию представлено одно из занятий , раскрывающее тему эффективного общения с окуружающими.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №148

с углубленным изучением отдельных предметов

имени Героя Советского Союза Михалёва Василия Павловича г.о.Самара

Методическая разработка

 занятия по программе внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс».

Тема занятия «Общение и уважение».

Работа выполнена

 педагогом-психологом

МБОУ СОШ№148 г.о.Самара

Кубасовой Ю.Н.

13.04.2015 г.

Самара-2015

Тема урока  Общение и уважение

Тип урока  -     комбинированный урок.

Цель урока - создание условий  для принятия пятиклассниками моральных норм поведения, повышение уровня осознанности в проявлении доброжелательного отношения друг к другу, для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных)

 Планируемый результат:

Предметные умения:

Речевые умения:  

- объяснять лексическое значение слова

Личностные УУД:

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в парах;

 -оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

  Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 - владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Ключевые компетенции:

  • коммуникативная;
  • информационная.

Используемые новые образовательные технологии: технология проблемного обучения, игровая, здоровье сберегающие, исользование ИКТ-технологии.

Оборудование:  интерактивная доска Smart Board (презентация), картинки с изображением животных, альбомы, цветные карандаши

Хочешь достигнуть цели своего стремления —
спрашивай вежливо о дороге,
с которой сбился.
У. Шекспир

1. ПРИВЕТСТВИЕ

Все ученики встают в два круга лицом друг к другу. Им предлагается задание поприветствовать друг друга глазами, головой, руками, словами.

2. РАЗМИНКА

Упражнение «Я рад общаться с тобой»

Психолог предлагает одному из участников протянуть руку кому-нибудь из ребят со словами: «Я рад общаться с тобой». Тот, кому протянули руку, берется за нее и протягивает свободную руку другому, произнося эти же слова. Так постепенно, по цепочке, все берутся за руки, образуя круг.

3. РАБОТА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

Упражнение «Расшифруй слово»

Психолог. Представьте себе, что слово «общение» требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение». Например:

О — объединение, открытость;

Б — близость, безопасность;

Щ — щедрость;

Е — единомыслие;

Н — необходимость;

И — искренность, истина;

Е — единение.

Ученики выполняют работу самостоятельно, объединившись в небольшие группы. По окончании работы дети обсуждают результаты исследования и объясняют свой выбор.

Информационный блок

Психологь. Мы с удовольствием проводим время с теми, кто нас понимает, кто нам интересен, и стараемся избегать общения с людьми, которые неприятны и не вызывают симпатии. Однако такое общение не только неизбежно, оно может быть плодотворным и полезным.

Примером этому может служить Авраам Линкольн, выдающийся президент Америки. Свое общение с людьми он строил таким образом, что не только не избегал общения с неприятными ему людьми, но и отвечал на неприязнь по отношению к себе теплым и человечным отношением. В 1864 году, в разгар предвыборной борьбы за президентский пост, Аврааму Линкольну пришлось столкнуться с очень решительным, влиятельным и мстительным оппонентом Чарльзом Совордом. Этот человек использовал любую возможность, чтобы высказать негативное отношение к будущему президенту Америки. Однако несмотря на это Линкольн победил и неожиданно для всех пригласил Соворда занять один из ключевых постов в своей администрации. Близкое окружение Линкольна не могло понять, почему президент это сделал и как он сумел найти общий язык с Совордом.

Линкольн был не только умен, но и чрезвычайно дальновиден. Он сумел разглядеть в Соворде незаурядные качества личности и превратил ненависть в дружбу.

Соворд был поражен отношением Линкольна к себе, служил в его администрации верой и правдой в пользу президента и государства. Именно Соворд стал человеком, с которым Линкольн провел последние минуты своей жизни, когда был смертельно ранен.

Нет такого человека, с которым нельзя было бы найти точек соприкосновения. Для того чтобы с кем-то поладить, подружиться, надо приложить усилия, поработать душой и сердцем, преодолеть ошибки в оценке людей, с которыми общаешься.

Упражнение «Подойди ближе»

Выбирается центральный ученик. Он встает спиной к товарищам. К нему по очереди подходит каждый член группы. Можно варьировать движение: подходить медленно, быстро, вразвалочку... Когда центральный участник почувствует, что ему становится некомфортно, он говорит: «Стоп!» — и подходящий останавливается.

Анализ упражнения. Как ты себя чувствовал, когда стоял спиной к другим ученикам? Насколько близко ты позволил партнеру подойти к тебе? Почему? Каким образом еще можно дать понять другому человеку, что он подошел к твоим «границам»? Проявляли ли ученики уважение к товарищу, стоящему спиной к группе?

Информационный блок

Психолог. Уважение — это такое отношение к людям, при котором мы ценим человека несмотря на его недостатки. Даже если человек не согласен с нашим мнением, это не повод для того, чтобы его не уважать.

Уважение влечет за собой доброе отношение к человеку. Воспитать в себе уважительное отношение к людям можно лишь в том случае, если мы научимся видеть в любом человеке прежде всего его положительные качества. Когда мы не уважаем человека, нас раздражают его манеры, одежда, поведение. Однако есть способы, которые позволяют человеку развивать в себе уважение к другому.

ПЕРВОЕ — это терпимость. Терпимость к немощной старости, терпимость к материнскому беспокойству, к отцовской требовательности, к детской беспомощности, к человеческой боли и страданиям.

ВТОРОЕ — это настройка на одну волну с человеком, который в ваших глазах недостоин уважения, и попытка посмотреть на окружающий мир его глазами.

ТРЕТЬЕ — размышление о том, как к нам относится человек, уважение к которому нам так тяжело проявить.

Упражнение «Слепой и поводырь»

Упражнение проводится в парах. Один из учеников — «слепой» (ему завязывают глаза), второй — его «поводырь», старающийся, аккуратно и бережно провести напарника через различные препятствия, созданные заранее (столы, стулья и пр.). Если есть желающие принять участие в игре, то они могут создавать «баррикады» из своих тел, расставив руки и ноги, замерев в любом месте комнаты. Задача проводника — провести «слепого» так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута ученики могут поменяться ролями.

В игре «поводырь» может контактировать со «слепым» разными способами: говорить о том, что нужно делать, или просто вести его за собой, поднимая ногу «слепого» на нужную высоту, чтобы, например, перешагнуть через препятствие. Таким образом тренируется владение вербальными и невербальными средствами общения. Можно ухудшить ориентацию «слепого» в пространстве, раскрутив на месте после того, как ему завязали глаза.

Анализ упражнения. Как вы себя чувствовали, когда были «слепыми»? Вел ли вас «поводырь» бережно и уверенно? Знали ли вы все время, где находитесь? Как ощущали себя в роли «поводыря»? Что делали, чтобы вызвать и укрепить доверие «слепого»? В какой роли чувствовали себя комфортнее? Хотелось ли во время игры изменить ситуацию?

Ответы можно начинать следующими предложениями:

— Мне было легко, потому что...

— Мне было трудно, потому что...

Итак, общение — это:

— стремление к пониманию;

— желание быть понятым;

— внимание и внимательность не только к знакомым людям;

— желание и умение позитивно самовыражаться.

        4. РЕФЛЕКСИЯ        

Все ребята говорят о том, что понравилось, удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие вопросы остались неразрешенными.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука…» А Крылов.

Слайд 2

« учимся жить без конфликтов» Педагог-психолог МБОУ СОШ №148 Кубасова Ю.Н Коррекционно - развивающая программа

Слайд 3

Предоставление возможности участникам получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций. Цель программы:

Слайд 4

Задачи курса 1 . Обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях; 2. Ознакомить со способами решения конфликтных ситуаций; 3. Помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтности (снять конфликтность в личностно-эмоциональной сфере); 4. Сплочение классного коллектива.

Слайд 5

Методы и формы работы: групповая дискуссия, практические упражнения, арт-терапевтические методы, работа в парах и мини-группах .

Слайд 6

Ожидаемые результаты: Понимание того, что может послужить причиной конфликта; Умение выбирать способ поведения в конфликтной ситуации; Формирование навыков управления эмоциями в ситуации общения с собеседником; Освоение техник конструктивного решения в межличностных конфликтах.

Слайд 7

Результаты диагностических исследований на начальном этапе. 5 «А» 5 «Б» 5 «В» 5 «Г» 5 «Д» Средние по параллели 1.Переживание социального стресса 39% 27% 50% 39% 34% 37,8% 2.Фрустрация потребности в достижении успеха 46% 36% 43% 31% 33% 37,8% 3.Страх самовыражения 48% 56% 53% 54% 47% 51,6% 4.Страх ситуации проверки знаний 82% 63% 56% 60% 53% 62,8% 5.Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 54% 45% 51% 44% 49% 48,6% 6. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 39% 21% 42% 41% 27% 34% 7. Проблемы и страхи в отношении с учителями 64% 69% 65% 39% 64% 60% 8.Общая тревожность в школе 43% 34% 45% 37% 31% 38%

Слайд 8

Результаты диагностических исследований на начальном этапе. 5 «А» 5 «Б» 5 «В» 5 «Г» 5 «Д» Лидеры 13чел. -42% 10чел.-35% 7чел.-22% 7чел.-25% 9чел.-30% Предпочитаемые 14чел.-45% 9чел.-31% 12чел.-39% 12чел.-43% 12чел.-40% Принятые 3чел.-10% 9чел.-31% 8чел.-26% 6чел.-21% 5чел.-17% Изолированные 1чел. -3% 1чел. -3% 4чел.-13% 3чел.-11% 4чел.-13%

Слайд 9

. Структура занятий : Ритуал приветствия. Задача – создание условий для сплочения участников. Разминка. Задача – эмоциональный настрой на продуктивную деятельность. Рефлексия предыдущего занятия. Задача – актуализация прошлого опыта. Основное содержание занятия. Задача – формирование новых представлений, эмоциональных состояний, поведенческих норм. Домашнее задание. Задача – закрепление полученного опыта. Рефлексия прошедшего занятия. Задача – обмен чувствами, анализ произошедшего. Ритуал прощания. Задача – окончание занятия.

Слайд 10

Результаты диагностических исследований на завершающем этапе. 5 «А» 5 «Б» 5 «В» 5 «Г» 5 «Д» Средние по параллели 1.Переживание социального стресса 40% 27% 4 0 % 32% 39% 35,6% 2.Фрустрация потребности в достижении успеха 38% 39% 37% 33% 31% 37,8% 3.Страх самовыражения 34% 48% 42% 51% 46% 35,2% 4.Страх ситуации проверки знаний 82% 63% 56% 60% 53% 62,8% 5.Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 60% 52% 53% 42% 41% 49,6 % 6. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 16% 17% 27% 21 % 22% 20,6% 7. Проблемы и страхи в отношении с учителями 70% 86% 68% 39% 79% 68,4% 8.Общая тревожность в школе 34% 23% 38% 25% 30% 30%

Слайд 11

Результаты диагностических исследований на завершающем этапе. 5 «А» 5 «Б» 5 «В» 5 «Г» 5 «Д» Лидеры 14чел . - 45% 12чел.-41% 9 чел .- 29% 12чел.-43% 12чел.-40 % Предпочитаемые 13чел .- 42% 12чел.-41 % 15чел.-48% 12чел.-43% 8чел.-27% Принятые 3чел.-10% 5 чел.-18% 5 чел.-16 % 2 чел.-14% 7 чел.-23% Изолированные 1чел. -3% 0% 2 чел.-7% 2чел .- 14% 3 чел .- 10%

Слайд 12

Учимся жить без конфликта

Слайд 13

Учимся жить без конфликта

Слайд 14

Учимся жить без конфликта

Слайд 15

Учимся жить без конфликта

Слайд 16

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в экономику"

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что формирование первых представлений детей об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; приобщение к бережливости, экономно...

рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги на сцене"

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя школа № 6 имени Героя Советского Союза  В.А. Стёпина»...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в информатике" (4 класс, модуль 20 часов)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной напрвленности "Первые шаги в информатике"(4 класс, модуль 20 часов)...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги"

Рабочая программа составлена для работы с младшими школьниками. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира, технологии, на внеклассных занятиях. Использование метода проект...

Программа внеурочной деятельности "Первые шаги учёного"

Научно-исследовательское направление...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги в науку»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги в науку» (клуб) 1- 4 класс...

Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в электронике"

Внеурочной деятельность "Первые шаги в электроннике" для обучения конструированию и моделированию.Программа , КТП, 4 класс, 2 час в неделю (68 ч.)...