ПМ 03. ПК 3.3 Проводить внеклассные мероприятия
классный час (1, 4 класс)

Цуцман Татьяна Борисовна

Главной формой внеклассной работы является классный час. Классный час – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разрешаю:__________

Допускаю:__________

Оценка за классный час:__________

План-конспект

Классного часа:

«Земляки – космонавты»,

проведенного в 4 классе

12. 04.2019г.

Консультация методиста:________

Консультация учителя:__________

План-конспект классного часа «Земляки – космонавты»

Цели:

  1. Познакомить учащихся с историей освоения космоса, с космонавтами Калининградской области, расширить кругозор путем популяризации знаний о достижениях в области космонавтики.
  2. Развивать познавательную и творческую активность, расширить интерес к изучению космоса и истории космонавтики.
  3. Воспитывать чувство патриотизма и гражданственности, любовь и уважение к землякам-космонавтам.

Задачи:

Образовательные: расширять знания детей об истории их малой Родины, ее героях; показать ведущую роль Советского Союза, а в настоящее время и Российской  Федерации в освоении космоса

Развивающие: развивать представление ребят об окружающем мире, развивать умение выступать перед аудиторией, работать в команде.

Воспитательные: формирование патриотической убежденности учащихся, воспитание в детском сознании нравственных идеалов, формирование у ребят понимания необходимости исторической преемственности поколений, убежденности в том, что Калининградская область была, есть и остается неотъемлемой частью нашей страны.;

Планируемые результаты:

Личностные:

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения, доброжелательности и взаимопомощи;

- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных нестандартных ситуациях и условиях;

- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;

Предметные: - организовать самостоятельную деятельность;

-Умение самостоятельно давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям.

- умение сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;

- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.

- привлечь внимание молодого поколения к космической тематике, к науке в целом, поднять ее престиж.

Метапредметные:

Регулятивные: планирование и регулирование своей деятельности

Коммуникативные: расширить словарный запас; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, флэш-карта с презентацией, карточки с заданиями, листочки для записи наиболее интересных фактов и прохождения викторины-теста.

Предварительная подготовка: подбор и обработка тематической информации, отбор и подготовка чтецов, подготовка карточек с заданиями и презентации; перед началом урока в каждом ряду сдвинуто по три парты и вокруг них расставлены стулья, так, чтобы ребята могли работать в команде.

Учебные материалы: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Земляки –космонавты», видеозапись полета Ю. А. Гагарина, видеозапись выхода в открытый космос А. А. Леонова, аудиозапись песни о космосе, карточки с заданиями.


План конспект часа по теме «Земляки космонавты»

Эпиграф на доске:

Им на Земле спокойно не живется

Их почему-то вечно тянет ввысь,

Им звезды покоряются, сдаются,

На их погонах золотом зажглись.

Древняя мудрость

Ход классного часа

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

Учитель:  Ребята, вы знаете, что сегодня – 12 апреля весь мир уже 58 лет отмечает Всемирный День Космонавтики. И мы собрались, чтобы поговорить о космосе, об освоении космического пространства, о космонавтах, о людях, которые открыли дорогу в космос, о нашей стране.

  1. Переход к новой теме

События, о которых пойдет речь на уроке, относятся к тому времени, когда наша страна носила имя СССР, в ее состав входило 15 дружных республик. Люди трудились, помогали друг другу. Было много трудностей, но, несмотря на это, наука и техника продвигались вперед.

 С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Мечта о создании летательных аппаратов нашла свое отражение в мифах, легендах и сказаниях, практически всех народов Земли. Человеку очень хотелось летать. И сначала он решил сделать себе крылья, как у птицы. Забирался повыше в горы и прыгал с такими крыльями вниз. Но в результате только ломал руки и ноги. Однако человек не мог успокоиться: придумал все-таки металлическую птицу с неподвижными крыльями и назвал ее.

Ученики: самолет.

Учитель: Пионерами авиации считают сразу трех конструкторов. В России это был Александр Федорович Можайский (1882 г.), он является пионером авиации, создал первый в мире натурный самолет (Слайд 2).

Через 20 лет американские летчики братья Райт взлетели на построенном ими самолете и продержались в полете меньше минуты (Слайд 3).Нам сейчас это достижение кажется смешным, но на самом деле, это была первая в мире минута управляемого авиаполёта.

Основоположником теоретической космонавтики является также наш земляк – Константин Эдуардович Циолковский, русский советский ученый, изобретатель-самоучка. (Слайд 4)

Учитель:  Одним из ведущих ученых практиков, сумевших превратить мечту в реальность является Сергей Королев – ученый конструктор, один из основных создателей советской ракетно-космической техники, человек, обеспечивший стратегический паритет и сделавший СССР передовой космической державой, главный конструктор корабля «Восток» (слайды 5 и 6)

В те времена люди только мечтали покорить космос. И Россия гордится тем, что первый космонавт – это русский человек. И каждый из вас знает его имя.

Ученики: Юрий Гагарин. (Слайд 7).

Учитель: Весь мир всколыхнула ошеломляющая весть: человек в космосе. Полет продолжался 108 минут. Кто может сказать, сколько это часов?

Дети: 1 час 48 минут.

Учитель: Верно. Корабль «Восток» поднялся на высоту 327 км и сделал полный оборот вокруг Земли. Первый полет был очень сложным. Множество опасностей подстерегало космонавта на каждом шагу. Еще совсем мало было информации о таких явлениях, как невесомость, перегрузки при торможении и выведении корабля на орбиту. Но Гагарин благополучно вернулся на родную Землю, чтобы рассказать, как выглядит Космос. Давайте перенесемся на 58 лет назад. Внимание на экран.

Видео первого полета: (по ходу просмотра видео, внимание ребят обращается на тренажеры для космонавтов; говорим, что корабль-спутник «Восток», взлетел с космодрома Байконур, обращаем внимание на то, как Ю. А. Гагарина встречают на Земле.

Учитель: «Ребята, когда сейчас такое количество людей можно увидеть на улицах нашей столицы?»

Дети: «На День Победы, во время шествия Вечного полка».

Учитель: Первый полет был очень сложным. Даже ученые точно не знали, как он скажется на самочувствие человека. Никто не мог представить тех чудовищных перегрузок, которые испытывает космонавт. Было мнение, что в космосе человек может просто сойти с ума. Поэтому панель управления космическим кораблем была специально заблокирована. Лишь человек, находящийся в здравом рассудке мог достать из под кресла конверт с кодом и в дальнейшем управлять кораблем.

Учитель: Первый шаг в космос был сделан, а за ним последовали все новые и удивительные события. Например, выход в открытый космос. Как вы думаете, для чего космонавты выходят в открытый космос, ведь это очень сложная операция?

Дети: Для разных нужд – для устранения неисправностей, для осмотра космической станции и ремонта, для сборки больших конструкций. Ведь, если конструкции очень велики, их можно доставить с Земли на космическую станцию только по частям

Учитель: А знаете ли вы, что наша область и наш город имеет ко дню космонавтики самое непосредственное отношение! (Слайд 8)

 Наверняка, многие из вас видели в Калининграде этот красивый памятник – это Памятник землякам космонавтам скульптора Б. В. Едунова, установленный на проспекте Мира, посвящен калининградцам, которые отправились совершать полеты на космических кораблях. Все мы помним об Алексее Леонове, первом, кто вышел в открытый космос. Вместе с ним этот памятник посвящен Юрию Романенко, Александру Викторенко и Виктору Пацаеву, все эти люди провели свои юные годы в Калининградской области. Давайте познакомимся с ними поближе.

Обратите внимание, что у вас на партах лежат листочки, по ходу выступления ваших одноклассников фиксируйте самые интересные факты, они вам пригодятся для викторины в конце нашей беседы.

Учитель: Для доклада приглашаются Мельникова Настя и Гусева Оксана.

  1. Прочтение сообщений докладчиками

Учитель: Выступление начинает Настя (слайд 9)

Алексей Архипович Леонов

Настя: «Алексей Архипович Ленов родился 30 мая 1934 года в Западно-Сибирском крае. В 1947 году вместе с семьей, где он был восьмым ребенком) из-за работы отца переезжает в Калининград. Здесь он закончил школу №21, после чего поступил в Военную авиационную школу летчиков, а через пять лет после ее окончания был зачислен в первый отряд советских космонавтов. Еще через 5 лет, в 1965 году, совершил первый в истории человечества выход в открытый космос. 12 минут и 9 секунд провел в космосе Алексей Леонов».

Оксана (слайд 10): «В полете произошло несколько внештатных ситуаций. Так, из-за давления скафандр Леонова раздулся, и он не мог вернуться на корабль. Тогда ему пришлось стравить в нем воздух и, вопреки инструкции, залезть в корабль головой, а не ногами вперед. А когда экипаж возвращался на Землю, то отказала система автоматического управления, и корабль приземлился в сибирской тайге, откуда космонавтов смогли эвакуировать только через двое суток.

В 1975 году как командир Леонов участвовал в первой стыковке кораблей разных стран – «Союз -19» (СССР) и «Аполлон» (США). На его счету не один десяток советских, российских зарубежных наград. Леонов Дважды Герой Советского Союза, Лауреат Государственной премии СССР. Наш земляк - автор более десятка научных трудов и изобретений. Кроме того им написаны популярные книги о космосе. Алексей Архипович – талантливый художник, создавший более 200 картин на космическую тематику. Благотворительная программа «Линия жизни» - помощь детям с заболевание сердца – еще одна сфера деятельности, которой занимается знаменитый земляк».

(по ходу доклада на доске фиксируется год выхода А. А. Леоновым в космос, записывается слов «скафандр»)

Учитель: Спасибо, девочки. Вы молодцы, присаживайтесь.

Ребята, почему я написала на доске это число( 1965 г.) ?

Что значит слово «скафандр»?

Дети: Первый выход был совершен в марте 1965 года.

Скафандр – одежда космонавта.

Учитель: скафандр – индивидуальное герметичное снаряжение, обеспечивающее жизнедеятельность человека в условиях сильно отличных от нормальных.

Подготовка к первому выходу в космос была не малой – три года. На космическом корабле «Восток 2» находилось два космонавта Павел Беляев и Алексей Архипович Леонов. Леонов первый шагнул в открытый космос, представьте себе, космонавт оказался совершенно один в бесконечном пространстве, без всякой опоры, летящим с громадной скоростью высоко-высоко над планетой и связанным с кораблем лишь тонким прозрачным кабелем. Но эта была еще одна победа, приблизившая людей к покорению космоса.

И я предлагаю вам, посмотреть короткое видео подвига Алексея Архиповича Леонова.

Видео - 3 мин.

Учитель: О Юрии Викторовиче Романенко нам расскажет Русина Диана.

Слайд 11.

Диана: Юрий Викторович Романенко (позывной «Таймыр – 1»)

Родился 1 августа 1944 года в Оренбургской области и позднее переехал в Калининград с семьей: отец был военным моряком. Юрий учился в лицеи №23. Закончив школу, работал бетонщиком и слесарем, пока не поступил в Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков. В 1977 году впервые побывал в космосе. 430 суток, 18 часов и 20 минут в общей сложности провел в космосе Юрий Романенко за три полета. За это в книге рекордов Гиннеса он признан самым опытным космическим путешественником.

За продолжительные полеты, в которых Романенко не раз выходил в открытый космос (он провел там 10 часов 36 минут), дважды герой Советского Союза удостоен множества наград. Сегодня космонавт живет в Москве. Его сын Роман, как и отец, стал летать в космос и является третьим потомственным космонавтом в мире.

Учитель: Ребята, обратите внимание, наш земляк занесен в книгу рекордов Гиннеса как космический путешественник!!! Он провел в Космосе 430 суток, 18 часов и 20 минут (записываем эти сутки на доске). А сколько это лет, кто может посчитать?

Малкин Саша: 1 год 65 дней 18 часов 20 минут

Учитель: Молодец! Верно!

Продолжаем наш урок, для выступления приглашается Цапенко Максим.

Слайд 12.

Максим: Александр Степанович Викторенко

Родился 27 мая 1947 года в Казахстане. В Калининграде проходила его летная служба. С июня 1969 года он был здесь старшим летчиком, затем в 1971 году стал командиром корабля морского ракетоносного авиационного полка Балтфлота в военной части Чкаловска.

С 13 августа 1973 года и до зачисления в отряд космонавтов служил командиром корабля 15-го отдельного дальнего разведывательного полка Балтийского флота. Его первый полет проходил с 22 по 30 июня 1987 года в качестве командира корабля 15-го отдельного дальнего разведывательного авиационного полка Балтийского флота. Его первый полет проходил с 22 по 30 июня 1987 года в качестве командира 1-й экспедиции посещения орбитальной станции «Мир». Продолжительность полета составляла 7 суток 23 часа 4 минуты 55 секунд. Всего Викторенко совершил четыре полета. За 6 выходов в открытый космос он провел за бортом 19 часов 39 минут. Герой Советского Союза. В 1997 году по состоянию здоровья оставил космическую службу.

Учитель:  Да, спасибо, Максим, все верно.

 А еще Александр Степанович Викторенко в 1994 году впервые в истории авиации перед вылетом в космос попросил благословение православного священника, и с тех пор это стало традицией.  

(Ребята записывают этот факт).

Учитель: Калашникова Ангелина и Полищук Максим тоже подготовили сообщение об одном из наших известных земляков. И я уверенна, что его фамилию вы слышали едва ли не чаще других.

 Ангелина (слайд 13):

Виктор Пацаев

Родился 19 июня 1933 года в Актюбинске (Казахстан). В 1948 году семья переезжает в город Нестеров Калининградской области, где Виктор учился в средней школе. По словам его сестры Галины Виктор хотел стать космонавтом еще до того, как совершил свой полет Гагарин: он находился под впечатлением от книги  «Путешествие на луну» К. Циолковского. Будущий космонавт упорно шел к своей цели и в 1968 году стал членом отряда космонавтов в качестве космонавта-испытателя.

Экипаж корабля «Союз – 11», на борту которого были Виктор Пацаев, Георгий Добровольский и Владимир Волков, находился на орбите с 6 по 29 июня 1971 года.

Максим (слайд 13): «В экспедиции Пацаев был инженером-исследователем. Символично, что его позывной «Янтарь – 3». Но первый полет космонавта, увы, стал последним. Все члены экипажа погибли 30 июня при разгерметизации аппарата во время возвращения на Землю. Посмертно Пацаеву присвоено звание Героя Советского Союза. В его честь названы кратер на Луне и одна из малых планет, а также научно-исследовательское судно – единственное в мире судно космической связи, имеющее на борту музейную экспозицию. У набережной исторического флота Музея Мирового Океана корабль был ошвартован в 2001 году».

Учитель: Спасибо ребята, вы молодцы, присаживайтесь

 Подвиги наших земляков и других космонавтов увековечены в памятниках и названиях улиц. В Калининграде есть улицы, названные в честь Леонова и Пацаева. Разумеется, есть и улица имени Юрия Гагарина, не говоря уже о Космической, Звездной и даже Летной. А вот улицы имени Викторенко и Романенко возможно скоро появятся в поселке Чкаловск по решению городских властей.

  1. Физкультминутка
  2. Исследовательская работа экипажей

А теперь я предлагаю вам поработать в группах. Мы не случайно перед уроком сдвинули парты, теперь у нас три экипажа (на партах стоит табличка с названием экипажа и заданием):

- Экипаж корабля «Союз» будет у нас представлять диетологический центр. Ваша задача разработать меню для космонавтов, подумать какие продукты и блюда должны быть включены в рацион космонавтов.

- Экипаж корабля «Мир» - психологический центр. Ваша задача подумать и сказать, какими качествами характера должен обладать космонавт.

- Экипаж корабля «Восток» - медицинский центр. Задача этой группы разработать режим дня космонавта, который поможет ему сохранить работоспособность и здоровье.

Ребята, в вашем распоряжении 4 минуты, пока звучит песня, вы определяетесь с ответами, записываете их в ваши бортовые журналы, и выбираете докладчика. Время пошло.

Звучит песня в исполнении Ромы Воложнева «Как необъятен Космос!».

Учитель подходит к каждой группе поочереди и направляет рассуждения ребят в правильном направлении.

Учитель: Итак, время истекло. Кто пойдет отвечать? Приглашается представитель экипажа корабля «Союз» - Овчинников Алексей.

Алеша: «Наш экипаж – диетологический центр, мы считаем, что питание космонавта, должно быть разнообразным. Еда должна быть не только вкусной, но и полезной. В меню должны входить фрукты, овощи, различные крупы и обязательно мясо».

Учитель: Все верно, ребята, космонавтам необходимо полноценное питание. Конечно, необходимы фрукты и овощи – источники витаминов и клетчатки, крупы – источник углеводов, мясо – источник белка и обязательно молочные продукты.

Теперь заслушаем выступление Симоновой Алисы – она представляет медицинского центра экипажа «Восток».

Алиса: «Наша команда продумала режим дня космонавта, который обеспечит ему высокую работоспособность и здоровье, а также собранность и формирования мужественного характера. Мы считаем, что в режим дня космонавта должны войти: спокойный сон, полноценное питание, физические упражнения, разумное чередование труда и отдыха».

Учитель: Да, Алиса, ваш ответ исчерпывающий.

Экипаж корабля «Мир» желают представить 2 участника – Гусева Оксана и Бойманов Денис.

Оксана: «Психологический центр подобрал качества характера, которыми должен обладать космонавт.

Космонавт – это профессия необычная, требующая особой подготовки, как физических данных, так и внутреннего настроя.

Денис: Космонавт должен быть:

- образованным;

- целеустремленным;

- дисциплинированным;

- смелым;

- порядочным;

- патриотом страны.

Учитель: Молодцы, ребята, но не забывайте, что не только космонавтам нужно совершенствовать свои внутренние и физические качества, следить за своим питанием и режимом дня, за здоровьем. Каждый человек должен следить за собой, самосовершенствоваться, ведь о т этого зависит и наше здоровье, и настроение, а значит отношения с другими людьми и успешность.

Учитель: Мне еще хотелось бы показать вам несколько самых знаменитых фотографий Земли из космоса. Наша планета из космоса – удивительное зрелище, красивое и вдохновляющее, насладитесь этими захватывающими дух видами от NASA.

(Слайд 14) Этот снимок называется «Бледно-синяя Точка» и является частью самого первого «портрета» солнечной системы, сделанного космическим аппаратом Vojajer 1. Снимок выполнен с расстояния более чем в 6 миллиардов километров от Земли. С этого расстояния Земля – простая светлая точка 0,12 пикселя в размере.

(Слайд 15): Следующее знаменитое фото – невероятное изображение Земли, запечатленное Апполоном 11 во время миссии в 1969 году. Первая лунная миссия стартовала 16 июля 1969 года и благополучно завершилась 24 июля . Команда с тремя людьми на борту состояла из Нила А. Армстронга, Майкла Коллинза и Эдвин Олдрина младшего. Вы знаете, по поводу правдивости этой экспедиции до сих пор очень много споров.

(Слайд 16): Вид Земли из космоса. Наша планета удивляет и поражает красотой.

(Слайд 17): А вот так выглядит ночью из космоса наша столица – Москва.

(Слайд 18): Как вы думаете, что изображено на этом космическом снимке?

Дети: Искусственные спутники Земли.

 Учитель: Ребята, как вы думаете, зачем люди покоряют космос?

Овчинников Алеша: мы запускаем спутники, которые передают на  Землю много сведений о процессах, происходящих на нашей планете. Например, так мы узнаем погоду, какие стихии могут принести беду. С помощью спутников создаются точные карты местности, они передают на Землю снимки тех мест, куда трудно добраться человек.  Это пустыни, высокие горы, районы северного и южного полюсов.

Спутники ведут наблюдения за лесами, сельскохозяйственными посевами, они осуществляют теле- и радио связь (благодаря им мы смотрим телевизор, разговариваем по мобильным телефонам), помогают кораблям, терпящим бедствия. На спутниках устанавливают приборы, которые могут заглянуть вглубь океана и подсказать, где суда ожидает опасная мель.

И еще одна важная задача возложена на спутники, они должны следить за тем, что делает человек на Земле. Ведь зачастую человеческая деятельность наносит вред природе. Спутники наблюдают за состоянием воды, воздуха, почвы за экологией нашей планеты.

Учитель: Верно, Алеша. Вокруг Земли вращается огромное количество спутников, по некоторым данным более 8 тысяч штук, и, конечно они помогают людям, но большая их часть – это, к сожалению, космический мусор.

Это очередной повод задуматься о том, что наша планета – лишь одинокая пылинка в окружающей космической тьме. В этой грандиозной пустоте нет ни намека на то, что кто-то придет нам на помощь, дабы спасти нас от нас же самих…Мне кажется, она подчеркивает нашу ответственность наш долг быть добрее друг к другу, хранить и лелеять эту бледно-голубую точку – единственный дом, который мы когда либо знали, а также память о тех людях, которые рискуя своим здоровьем и жизнью для нас с вами покоряли и покоряют космическое пространство…

Тем более, что беречь нашу планету завещал сам Юрий Алексеевич Гагарин (слайды 19 и 20).

  1. Проверка знаний

А  сейчас я прошу вас взять листочки и пройти небольшой тест –викторину. Проверим, что вы сегодня запомнили. Я буду зачитывать сначала вопрос, а потом два раза ответы. Ваша задача, внимательно послушать, подумать и ответить.

  1. Основателем современной космонавтики считается:

а) Г. Титов;  б) К. Циолковский; в) С. Королев.

2. Имя выдающегося конструктора ракетно-космических систем, который обеспечил лидерство СССР ракетостроении и космической гонке с США:

а) К. Циолковский; б) С. Королев; в) Ю. А. Гагарин.

3. Первый космический корабль назывался:

а) «Мир»; б) «Союз»; в) «Восток».

4. Человек впервые полетел в космос в ____ году:

а) 1951 г. б) 1961 г. в) 1957 г.

5) Первый космонавт вышедший в открытый космос – это:

А) Ю. Гагарин; б) А. Леонов в) В. Терешкова.

6. Космонавт-земляк, признанный в книге рекордов Гиннеса самым опытным космическим путешественником:

а) Ю. Романенко; б) А. Викторенко; в) В. Пацаев.

7. Космонавт-земляк, именем которого названо единственное в мире научно-исследовательское судно космической связи:

а) Ю. Романенко; б) А. Викторенко; в) В. Пацаев.

Для проверки этого задания поменяйтесь работой со своим товарищем, и сравните ответы с ключом, который вы видите на доске. Свои отметки выставляйте в дневник.

  1. Рефлексия

- Что нового вы сегодня узнали? (познакомились с космонавтами-земляками; Романенко занесен в книгу рекордов Гиннеса)

- Что вас удивило? (количество спутников; то, что США соперничало с СССР так, как и с Россией; незащищенность нашей планеты; что панель управления космическим кораблем на корабле восток, была специально заблокированна конструкторами)

- Что вам понравилось?

7. Итог классного часа

В конце нашего классного часа мы можем сделать вывод о том, что из 40000 профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, ответственная и опасная. Это настоящий подвиг. Подвиг научный, технический, организационный, но прежде всего человеческий. Завоевание космоса только начинается…

Через 10 -15 лет уже вы сможете повести космические корабли к другим планетам или будете создавать их. Но мы никогда не должны забывать своих земляков. Мы должны беречь нашу планету, маленькую голубую точку.

«Жить и верить – это замечательно,

Перед нами небывалые пути,

Утверждают космонавты и мечтатели

Что на Марсе будут яблони цвести…»

Спасибо за работу!

Домашнее задание:

Узнайте, что написано на памятнике Землякам  космонавтам и кому принадлежат эти слова.

Узнайте, какие памятники покорителям вселенной существуют в других городах России. Найдите их изображения.



Предварительный просмотр:

Разрешаю: __________

Допускаю: __________

Оценка за классный час: __________

План-конспект

Классного часа на тему «Великая Победа»

Проведенние планировалось в 1 классе

07.05.2020 г.

Консультация методиста: ________

Консультация учителя: __________

Конспект классного часа на тему «Великая Победа»

Дата проведения: дд.мм.20?? г.

Тема: «Великая Победа»

Класс: 1

Предмет: Классный час

Цели:

  • способствовать расширению знаний учащихся о Великой Отечественной войне, о подвиге советского народа, спасшего не только своё Отечество, но и весь мир от ужасов фашизма;
  • формирование представлений о том, что подвиг советского народа и армии был настолько велик и величественен, что он вдохновляет и нынешних россиян служить своему Отечеству.

Задачи урока:

Образовательные:

 – систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по теме “Великая Отечественная война 1941-1945 гг.”;

- ознакомление учащихся с событиями в годы Великой Отечественной войны и ролью детей в ней;

 - формировать у учащихся понимание исторического значения победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

Развивающие :

развивать умение анализировать и обобщать данные;  

- сопоставлять исторические факты, явления, творчески их применять;

 - развивать навыки участия в обсуждении, работы в группе;

- совершенствовать умение работы с дополнительной литературой, сведениями, полученными на экскурсиях, в семейных беседах.

Воспитательные: 

способствовать патриотическому воспитанию учащихся; воспитывать чувство национальной гордости за великий подвиг советских людей;  

 - воспитание чувства сопереживания, сострадания за тех, кто пережил годы войны;

- способствовать развитию у школьников интереса к истории своей страны;

- вовлекать обучающихся в поисковую познавательную деятельность, через использование истории, литературы, музыки, живописи и кинематографии.

- формирование гражданской ответственности, уважения к старшим и сохранение живой связи поколений на примерах героизма и самоотверженности народа, победившего фашизм.

Планируемые результаты:

Метапредметные результаты:

-  умение находить, сопоставлять и критически оценивать информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.);

— применение различных способов решения проблем творческого и поискового характера, в том числе в группе и команде;

— умение готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, в том числе в форме презентаций.

Предметные результаты:

— знание основных вех истории Великой Отечественной войны на пути к Великой Победе;

— умение приводить конкретные примеры боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;

1.Личностные результаты

У учащихся продолжат формироваться:

-  положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;

-  осознание себя как гражданина, обретение чувства любви к родной стране, к культуре, интереса к её истории; уважительное отношение к её традициям;

У учащихся могут быть сформированы:

- зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ; уважение к прошлому своих предков.

2. Регулятивные универсальные учебные действия

Учащиеся продолжат учится:

 -принимать (ставить) учебно- познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

- планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными задачами.

Учащиеся получат возможность научиться:

-  оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме.

3. Познавательные универсальные учебные действия

Учащиеся продолжат учиться:

- извлекать информацию, необходимую для решения учебных задач, из различных источников (познавательная литература, Интернет), собственных наблюдений объектов культуры.

Учащиеся получат возможность:

- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;

- участвовать в школьном проекте в рамках воспитательной работы.

4.Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся продолжат учиться:

- строить речевое высказывание в устной форме;

- отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;

- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группах.

Учащиеся получат возможность:

- уважать позицию партнёра;

- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, небольшие сообщения).

 Оборудование: Компьютерная презентация «О Великой Отечественной Войне»; выставка книг русских писателей о войне; подборка военных песен (Д. Ф. Тухманова «День Победы» в исполнении Льва Лещенко; песня «Катюша» М. Исаковского, песня «Журавли» М. Бернеса, песня «Последний бой» М. Ножкина; запись речи Левитана;) мультфильм  «Солдатская сказка» по произведению К.Паустовского.

Место проведения: школьный Музей боевой славы.

Ход мероприятия

1.Организационный момент.


На экран выводится слайд №1 «Салют победы», звучит ипесня «День Победы»

- Добрый день,  ребята. Только что прозвучала очень известная и, можно сказать, великая песня. Скажите пожалуйста,  о чём она?

- О Победе.

- Да, действительно. О Великой Победе советского народа над фашизмом.

  Но почему же исполнитель и автор говорят нам, что это «праздник со слезами на глазах»?

        - Кто знает, когда отмечает наша страна  праздник День Победы?

-А как вы думаете, должны ли мы помнить об этом дне? Почему? Мы ведь живем в мирное время.

-         Сколько лет прошло, как закончилась Великая Отечественная война?(75)

- Да, ребята, Великая Отечественная война давно закончилась, но ее отголоски слышны во всем мире до сих пор. В 2020 году 9 мая наша страна будет отмечать 75 -летие со Дня Победы.  

-         Сегодня мы проведем не совсем обычный Урок Знаний. И, конечно,вы уже догадались, чему он будет посвящен?

2. Основная часть

        Итак, мы с вами готовились к этому мероприятию, попрошу выйти ко мне ребят, которые выучили стихотворения (Сыров Матвей, Леоньтьева Эвелина, Сафарова Диана, Симонов Саша), и внимательно их послушаем.

1 ученик (Матвей): Что такое День Победы?
                Это утренний парад:
                Едут танки и ракеты,
                Марширует строй солдат.

2 ученик (Эвелина): Что такое День Победы?
                Это праздничный салют:
                Фейерверк взлетает в небо,
                Рассыпаясь там и тут.

3 ученик(Саша): Что такое День Победы?
                 Это песни за столом,
                 Это речи и беседы,
                 Это дедушкин альбом.

4 ученик (Диана): Это фрукты и конфеты,  
                 Это запахи весны…
                Что такое День Победы –
                Это значит – нет войны.

  1. Открытие нового знания.

-Как вы считает, война это плохо? Почему?

(Ответы ребят)

-Да, война это самое страшное на земле, потому что погибают люди, разрушаются города и в мире столько боли и тревоги за своих близких и родных. Закройте глазки и послушайте:

Слайд № 2 (репродукция Брестской крепости)

- Представьте себе мирное летнее утро 22 июня 1941г.

пение птиц, роса на траве, едва слышный шелест листьев, когда все люди еще спят, и вдруг…рев самолетов, взрывы снарядов, воздушная тревога, - вот так вероломно немецкие фашисты начали войну против нас. Они хотели завоевать весь мир. А  руководител немецкими войсками Адольф Гитлер – это жестокий человек, который обманул свой народ и хотел сделать всех людей рабами немецких фашистов 22 июня 1941 года они перешли границу СССР. Вы спросите, как же все люди об этом узнали? Ведь Интернета и даже телевизоров в то время не было! (запись на доске даты начала войны)

Слайд № 3 (фото людей на площадях у громкогорителей)

Но зато на улицах стояли специальные громкоговорители, и 22 июня около них собралось много людей. (звучит голос Левитана)

Немецкие фашисты думали, что смогут завоевать и нашу страну всего за несколько месяцев. Но у них ничего не вышло, потому что нашу страну защитили ваши прадедушки и прабабушки, а самое главное, что многие из них в то время были не намного старше вас.

Слайд № 4 (фотографии разгромленных посёлков  и городов)

Гитлер хотел победить нашу страну. Фашисты бомбили года, села, убивали людей и не жалели детей.

Все поднялись на защиту родины и мужчины, и женщины и даже дети.

Физминутка (песня «Катюша»)

Только представьте себе, что людям очень часто нечего было есть, а про игрушки многим деткам приходилось только мечтать, в то время у ребят не было такого большого выбора игрушек как сейчас у вас, поэтому мальчики и девочки очень дорожили и берегли свои игрушки. Вот как в этом стихотворении, послушайте:

Слайд 5 (рисунок девочки, обнимающей медвежонка)

        Знакомство со стихотворением о войне про мишку.        

Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
«Не плачь, не плачь… Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе…

… Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля…
Была семья, был дом… Теперь остались
Совсем одни на свете — ты и я…»

… А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом…

«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят…»

Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне…
И выбежала из дому девчонка:
«Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»

… Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна…
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?!..

 Л.Тасси

- О чем говорит автор стихотворения? Что значит «осиротела война»? (Ответы ребят)

Слайд № 6   (фотография хода боевых действий). Звучит песня «Последний бой»

Трудно было нашим солдатам, но они преодолевали все преграды, не спали много дней, голодали, шли под пули, но воевали до последнего, защищая свою Родину.

Слайд №7  (подбока фотографий с книгами о войне)

Среди многих книг есть книги и для Вас, ребята, многие авторы писали рассказы о войне для детей: В.Катаев «Сын полка», Л.Кассиль «У классной доски», «Защитники», «Час мужества» - коллектив авторов и другие. После урока вы можете взять эти книги в библиотеке и почитать на длинных выходных.

Слайд №8   В.Катаев написал свою повесть о мальчике Ване Солнцеве. Война отняла у него семью, дом и детство. Новой семьей Ване становятся советские солдаты. Эта книга о подвиге, о любви к Родине.

3.Просмотр мультфильма «Солдатская сказка» Обсуждение мультфильма.

  О чем была «Солдатская сказка»? Ребята, как  вы думаете, что помогло солдату выжить на войне? (вера в победу)

- Что вам понравилось?

(ответы детей) 

Слайд №9  (фото детей у станков на заводах)

Долго мы шли к победе. Многие дети, женщины и старики заменили мужчин . Многие подростки военных лет заменили своих отцов и братьев в тылу. Становились они за станки на заводах и брались за плуг в колхозах. Дети войны прошли суровое испытание очень и очень тяжелой жизнью.
      Слайд №10 (фото восстановление Москвы, Ленинграда)

 Настало мирное время. Советский народ приступил к восстановлению разрушенной, покалеченной войной страны. Но одной из главных забот для Родины было ее подрастающее поколение.

Неизгладимый след в судьбах всех детей военного времени оставила война, а в судьбах детей-сирот – особенно. Война отняла у них самое ценное – родных и близких, дом. Они больше всех нуждались в любви, поддержке и внимании.

Среди солдат  были и танкисты, и пехота, и летчики, и партизаны. Летчики

поднимались в небо на самолетах-истребителях и сбивали вражеские самолеты.  Много людей погибло. Но мы сумели победить фашистов. Наша страна победила. Война кончилась.

Слайд № 11(фотографии парада Победы и бессмертного полка)

Победу праздновала вся страна.

Теперь каждый год, 9 мая, в День Победы проходит торжественный парад, а начиная с 2015 года в нашей стране проходит акция «Бессмертный полк». Вы знаете, что это за акция? Кто из вас уже принимал в ней участие?

- Теперь вы сможете ответить на вопрос о том, почему это «праздник со слезами на глазах»?

(Ответы ребят)

- Сейчас мы поведем небольшую игру в загадки ко Дню Победы, за каждый верный ответ вы получите звёздочку, и в конце мы определим победителя.

4.Первичное закрепление.

Игра «Загадки  ко Дню Победы»

- Из ограды ствол торчит,
Беспощадно он строчит.
Кто догадлив, тот поймет
То, что это … (Пулемет) 

-Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град,
Не покинет пост.  
(Солдат)

- Нрав у злодейки буйный, злой,
А прозывается ручной.
Но совсем не виновата
В этом грозная …  (Граната)

- Самолет парит, как птица,
Там — воздушная граница.
На посту и днем, и ночью
Наш солдат — военный …
(Летчик)

- Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
Управляется …
(Танкистом)

- Подрасту, и вслед за братом
Тоже буду я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять свою …
(Страну)

Здесь чеканит шаг 
Воинов отряд,
Реет гордый флаг.
Смотрим что? - …
Парад

- Любой профессии военной
Учиться надо непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было …
(Войны)

- В небе праздничный салют,
Фейерверки там и тут.
Поздравляет вся страна
Славных ветеранов.
А цветущая весна
Дарит им тюльпаны,
Дарит белую сирень.
Все узнали этот день? (
День Победы)

Всегда им победить охота,
Идет вперед, примкнув штыки …
Пехота

Имя девичье носила
И врага огнем косила,
Вражьи замыслы поруша,
Легендарная …(
Катюша)

- Все веселятся: ребята и взрослые
Песни победные звонко поют, 
В небе ночном рассыпается звездами
Праздничный, всеми любимый … (
Салют)

Он на фронте воевал.
И давно седым уж стал.
По-военному одет,
Ветеран войны – мой … (д
ед)
Звучит песня «Прадедушка»

 

Определение победителя.

Слайд 12 (строки стихотворения Л. Некрасовой).

 -Ребята, давайте закончим наш классный час  замечательными строками из стихотворения Л. Некрасовой. (Читают все вместе.)

Победа! Славная Победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет ясным вечно небо.
И травы будут зеленей!  (на экране)

Радовались все: и взрослые, и дети. В приближении этого дня принимали участие весь народ: и стар, и млад.
5. Самостоятельная работа : изготовление голубей мира.

-Предлагаю в память о тех, «…кто не вернулся из боя…», изготовить голубей мира. На столе заготовки, выполните поэтапно действия и покажите результат классу.  (работа в паре).

Отлично!

6.Итог классного часа. Рефлексия.

- Что нового узнали?

- Что вам запомнилось?

- Вам понравился наш класный час?

- И взаключений почтим память всех погибших воинов,  защищавших изащищающих нашу страну, нашу Родину минутой молчания.

 Звучит песня «Журавли» Марка Бернеса. (Дети держат в руках голубей мира)

Приложение 1:оригами «Голубь мира»

4708d696ac68a91cd9477986234c6e15--origami-birds-origami-animals


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 3.3.Проводить внеклассные мероприятия.

План-конспект  классного часа на тему Милосердие и сострадание. План-конспект классного часа - 8 Марта-Международный женский день....

ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия.

ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия....

ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия

ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия...

ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия.

ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия....

ПМ 03. ПК 3.3 Проводить внеклассные мероприятия

Планы-конспекты внеклассных мероприятий по следующим направлениям: - духовно-нравственному направлению;- по общеинтеллектуальному направлению;- по общекультурному направлению;- по ...

ПМ 03. ПК 3.3 Проводить внеклассные мероприятия

        В современных условиях ценность здоровья в стратегии развития отечественного образования является одним из приоритетных направлений его гуманизации, служит основой д...