Рабочая программа по внеурочной деятельности «Зёрнышко»
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа внеурочного модуля «Зёрнышко» для 2 класса составлена в соответствии с ФГОС НОО (приказ Министерства образования науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»). На основе издания «От зародыша до взрослого организма. Практикум по ботанике и зоологии. Комплект лабораторного оборудования. Руководство для учителя». – М.: ИНТ. – 20 с. / Научн. ред. канд. пед. наук Н. Виноградова.
Данный модуль расширяет естественнонаучный блок тем интегрированного курса «Окружающий мир», является пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также реализует изучение природы в рамках лабораторного эксперимента, в содержании модуля внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены некоторые фундаментальные теоретические основы биологии и выделена их специфическая роль в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 31 г. Калининграда
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Зёрнышко»
2 класс
Составитель: Лучкова Т.А.
учитель начальных классов
Калининград, 2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочного модуля «Зёрнышко» для 2 класса составлена в соответствии с ФГОС НОО (приказ Министерства образования науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»). На основе издания «От зародыша до взрослого организма. Практикум по ботанике и зоологии. Комплект лабораторного оборудования. Руководство для учителя». – М.: ИНТ. – 20 с. / Научн. ред. канд. пед. наук Н. Виноградова.
Данный модуль расширяет естественнонаучный блок тем интегрированного курса «Окружающий мир», является пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также реализует изучение природы в рамках лабораторного эксперимента, в содержании модуля внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены некоторые фундаментальные теоретические основы биологии и выделена их специфическая роль в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Планируемые результаты освоения программы
В результате изучения предмета «Зёрнышко» у школьника будут сформированы знания:
Личностные
• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;
• формулировать самому простые правила поведения в природе;
• осознавать себя гражданином России;
• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
• уважать иное мнение;
• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
Регулятивные
• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;
• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные
- предполагать, какая информация нужна;
• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
• выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
• выстраивать логическую цепь рассуждений;
• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
Содержание учебного предмета во втором классе
Название разделов | Кол – во часов | Всего | |
Теоретич. | Практич. | ||
Теоретический блок | 12 ч. | Контрольные работы не предусмотрены | 12 ч. |
Практический блок | 22 ч. | 22ч. | |
Итого: | 34 ч. | 34 ч. |
Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
● расширяется кругозор в предметных областях;
● повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации, - происходит
непроизвольное запоминание учебного материала;
● наилучшим образом развиваются творческие способности;
● развивается речь и умение выступать перед аудиторией.
В преподавании данного модуля используются следующие формы работы с учащимися:
- работа в малых группах;
- исследовательская деятельность;
- информационно-поисковая деятельность;
- лабораторный эксперимент.
Тематическое планирование
Название разделов | Направление деятельности | Кол-во часов |
Теоретический блок | Что такое исследование? Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. Цель и задачи исследования. Методы изучения природы. Наблюдение. Эксперимент. Проблема, выдвижение гипотез. Формы и методы организации исследовательской деятельности. | 12 час. |
Практический блок | Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Наблюдение. Эксперимент, проба, опыт. Работа индивидуальная и коллективная. Продукт проектной деятельности. Подготовка к защите исследовательской работы. Особенности записи исследования. Защита работ. | 22ч. |
Итого: | 34 ч. |
Учебно-методическое обеспечение
1. Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.
2. Савенков А.И. «Я - исследователь» Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.
3. Бабкина Н.В. «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2002г.
4. Семёнова Н. А. «Исследовательская деятельность учащихся»//Начальная школа, 2006г. .№2.
5.Землянская Е.Н. «Учебные проекты младших школьников» // Начальная школа, 2005г. № 9.
6. Дубровина И.В. «Интересы как одно из условий развития способностей школьника» Москва: Академия, 1998г.
7. Леонтович А.В. «Рекомендации по написанию исследовательских работ» // “Завуч” 2001г. № 1
8. Семенова Н. А. «Исследовательская деятельность учащихся»// Начальная школа 2006г. №2.
9. Аркадьева А.В. «Исследовательская деятельность младших школьников» // Начальная школа плюс До и После. – 2005г.
Контроль и оценка достижений обучающихся
(критерии оценки учебно-исследовательских работ)
№ | Оцениваемые параметры | Оценка в баллах |
Актуальность поставленной задачи Имеет большой практический и теоретический интерес Носит вспомогательный характер Степень актуальности определить сложно неактуальна | 3 | |
2 | ||
1 | ||
0 | ||
Умение автора выделить и сформулировать проблему цели и задачи исследования Автор четко выделяет и формулирует проблему цели задачи исследования недостаточныйуровеньпроработанностипроблемыцелиизадачисследования проблемы цели и задачи исследования не выделены и не сформулированы | 2 | |
1 | ||
0 | ||
Оригинальность методов решения задач и исследования Решены новыми оригинальными методами Имеет новый подход к решению использованы новые идеи Используются традиционные методы решения | 3 | |
2 | ||
1 | ||
Новизна полученных результатов Получены новые теоретические и практические результаты Разработан и выполнен оригинальный эксперимент Имеется новый подход к решению известной проблемы Имеются элементы новизны Ничего нового нет | 4 | |
3 | ||
2 | ||
1 | ||
0 | ||
Практическая значимость работы Результаты заслуживают опубликования и практического исполнения Можно использовать в научной работе школьников Можно использовать в учебном процессе Не заслуживает внимания | 3 | |
2 | ||
1 | ||
0 | ||
Уровень проработанности исследования решения задач Задачи решены полностью и подробно с выполнением всех необходимых элементов исследования Недостаточный уровень проработанности решения Решение не может рассматриваться как удовлетворительное | 2 | |
1 | ||
0 | ||
Эрудированность автора в рассматриваемой области Использование известных результатов и научных фактов в работе знакомство с современным состоянием проблемы логика изложения соблюдена убедительность рассуждений Нарушена логика изложения | 1 | |
0 | ||
Качество оформления работы Работа оформлена грамотно Есть замечания по оформлению работы Не соответствует требованиям оформления | 2 | |
1 | ||
0 | ||
Итого: максимальное количество баллов - 20. |
Критерии оценки докладов
№ | Оцениваемые параметры | Оценка в баллах |
Качество доклада Производит выдающееся впечатление сопровождается иллюстративным материалом Четко выстроен Рассказывается но не объясняется суть работы | 3 | |
2 | ||
1 | ||
0 | ||
Использование демонстрационного материала Автор представил демонстрационный материал и прекрасно в нем ориентировался Использовался в докладе хорошо оформлен но есть неточности Представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком или был оформлен плохо неграмотно | 2 | |
1 | ||
0 | ||
Качество ответов на вопросы Отвечает на вопросы Не может ответить на большинство вопросов Не может четко ответить на вопросы | 3 | |
2 | ||
1 | ||
Владение научным и специальным аппаратом Показано владение специальным аппаратом Использованы общенаучные и специальные термины Показано владение базовым аппаратом | 3 | |
2 | ||
1 | ||
Четкость выводов Полностью характеризует работу нечетки имеются но не доказаны | 3 | |
2 | ||
1 | ||
Итого: максимальное количество баллов -14. |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
«Зёрнышко»
№ | Тема занятия | Дата |
Что такое исследование? | ||
Как выбрать тему исследования | ||
Обоснование выбранной темы. | ||
Цель и задачи исследования | ||
Гипотеза исследования. | ||
Познание природы человеком. | ||
Методы изучения природы. | ||
Формы и методы организации исследовательской деятельности. | ||
Наблюдение. | ||
Эксперимент. | ||
Эксперимент 1. Проращивание различных семян. | ||
Проращивание различных семян. | ||
Организация исследования. | ||
Эксперимент 2. Влияние загрязненной воды на семена и растения | ||
Влияние загрязненной воды на семена и растения | ||
Поиск информации (книги, журналы, Интернет, кино- и телефильмы по теме исследования, взрослые, друзья). | ||
Представление научного материала по теме. | ||
Эксперимент 3. Рост частей растений; корни и ростки. | ||
Рост частей растений; корни и ростки. | ||
Эксперимент 4. Наблюдение фототропизма растений. | ||
Наблюдение фототропизма растений. | ||
Эксперимент 5. Наблюдение за вьющимися растениями. | ||
Стадии развития растений. | ||
Эксперимент 6. Развитие растения от стадии цветка до плода. | ||
Факторы, определяющие рост растений. | ||
Эксперимент 7. Различные факторы, определяющие рост растений. | ||
Эксперимент 8. Наблюдение фототропизма растений. | ||
Презентация. | ||
Реакция растений на стимулирующие воздействия. | ||
Эксперимент 9. Реакция растений на стимулирующие воздействия: прикосновение и освещение. | ||
Эксперимент 10. Исследование силы набухания семян | ||
Подготовка к защите исследовательской работы. | ||
33- 34 | Защита работ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/16/picture-457467-1402883853.jpg)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...