Статья: "Готовность будущего первоклассника к школе"
статья (1 класс)

Будущий первоклассник должен быть готов к школе физически, интеллектуально и психологически. К физическим критериям относится соответствующее возрасту развитие ребенка: вес, рост, мышечный тонус, пропорции и т.д. Также учитываются состояние слуха, зрения, моторики и нервной системы (ее уравновешенность и возбудимость).

Интеллектуальная готовность включает в себя общий кругозор, словарный запас и уровень познавательного развития. Любознательность ребенка уже должна переходить в высшие формы образно-наглядного мышления. Важно его умение выделять поставленную задачу и составлять план ее достижения.

К психологической или личностной подготовке первоклассника относиться понимание своей новой социальной позиции. Именно в возрасте 6-7 лет происходит формирование нравственных качеств и умения общения с окружающими.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Готовность будущего первоклассника к школе

В преддверии записи в первый класс актуальным является вопрос о готовности будущего первоклассника к школе. Родители все чаще задаются этим вопросом, и, порой, стараются не в том направлении. Давайте рассмотрим критерии готовности будущего первоклассника.

На первом месте стоит физическое здоровье ребенка, только здоровый, крепкий малыш сможет безболезненно встать на школьный путь, а уж только потом умение его читать, или писать.

Рассмотрим критерии успешной подготовки к школе.

Фундаментом успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе являются:

·        Физическое здоровье ребёнка.

·        Развитый интеллект ребёнка.

·        Умение ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми.

·        Выносливость и работоспособность.

·        Умение ребёнка читать и считать.

·        Аккуратность и дисциплинированность.

·        Хорошая память и внимание

·        Инициативность, воля, и способность действовать самостоятельно.

Многие родители считают, что если их ребёнок умеет читать, писать и считать, значит, он готов к учёбе, и никаких проблем со школой у них не возникнет. Но это не всегда так. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. Есть общие подходы к тому, что должен знать и уметь ребёнок, который идёт в 1 класс, а также то, что должны знать родители.

Что должен уметь ребенок к 1 сентября?

 - Он должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться.

- Очень важно приучить ребенка к гигиене: не только к обязательным утренним процедурам, но и к тому, что следить за собой нужно в течение всего дня – поправить прическу, почистить костюм.

- Научите малыша убирать свое рабочее место, уголок, бережно относиться к вещам.

- Кроме того, ребенок должен прекрасно понимать, как нужно и можно вести себя со сверстниками и как – со взрослыми. Причем важно, чтобы со сверстниками он общался на равных, но с уважением, ведь это его друзья.

- Не забывайте, что ребенок должен слушать и читать добрые сказки, смотреть классические российские и советские мультики, слушать и петь детские песни: все эти произведения, в которых воспевается добро, дружба, честность, порядочность.

 Успех ребёнка в школе зависит от:

- психологической готовности ребёнка к школе – это, прежде всего желание получать знания, отнюдь не всегда интересные и привлекательные; 

- развития процессов: мышления, памяти, внимания;

- развития речи и фонематического слуха.

Психологическая готовность к школе возникает как итог всей дошкольной жизни ребёнка.

 Вечная проблема родителей, что ребенок не хочет читать. Но чтение должно стать неотъемлемой частью жизни каждого ребёнка. Есть ряд правил, помогающих приучить малыша к чтению и полюбить книги.

Книги, которые читают детям, должны соответствовать их возрасту и развитию. Иногда бывает чтение с отставанием («Репка», «Колобок» и т.п.) или с опережением. Проблема сказок в первом классе, с которой мы, учителя, сталкиваемся, говорит о недостаточном их изучении в дошкольном возрасте. ДЕТИ НЕ ЗНАЮТ СКАЗКИ! А они многому учат.

Когда вы читаете ребёнку, он обязательно должен высказывать своё мнение о прочитанном. Задавайте ему вопросы:

– О ком или о чём произведение?

– Кто понравился и чем?

– Как бы ты поступил на месте героя?

– Продолжи сказку (рассказ).

– Рассмотри иллюстрацию. К какому сюжету она относится?

– Нарисуй свой рисунок,

- Останавливайте чтение на самом интересном, чтобы ребенок просил дочитать, проявил свою заинтересованность.

Очень важно читать вместе с ребенком, нельзя постоянно оставлять его наедине с книгой. Читайте с ним поочереди, будьте заинтересованными в чтении, тогда ваш малыш будет чувствовать важность этого процесса.

Сегодня в семье недостаточное внимание уделяется игре, она всё меньше и меньше заполняет жизнь ребёнка. На место игры пришёл – телевизор, компьютер. При этом не в каждой компьютерной игре работает воображение, или фантазия ребёнка, а ребенок из активного субъекта превращается в пассивного зрителя. И это приводит к снижению интеллектуального развития и творческого потенциала детей, к угасанию познавательной и двигательной  активности. Важно играть вместе с детьми в подвижные, или ролевые игры.

Возможно вы удивитесь, но физические способности являются фундаментом для формирования произвольного поведения, а также помогают наладить взаимоотношения с товарищами в играх, соревнованиях. Если  ребенок физически ослаблен, ему трудно сохранить осанку, сидя за партой целый урок, долгое время работать на уроке из-за быстрой утомляемости. Так что занимайтесь спортом.

Существует тесная связь между координацией движений и речью.

Важно, чтобы ребенок умел управлять своим телом, хорошо двигался и ориентировался в пространстве, чтобы у него была развита мелкая моторика рук, а также скоординированы движения рук и глаз.

Перед поступлением в школу ваш ребёнок должен иметь определённый запас знаний, основанный на его жизненном опыте. Ребёнок должен знать: имя, отчество, фамилию, адрес (город, улицу, дом, телефон), имена и отчества родителей, где они работают. Кроме этого ребёнок должен знать мир, который его окружает: времена года, дни недели, растения, животных и т.д.

К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементы математического представления:

• знать цифры от 0 до 9;

• уметь считать до 10 и обратно,

 уметь соотносить цифру и число предметов;

• уметь сравнивать две группы предметов;

уметь сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;

• знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;

• уметь оперировать понятиями«налево»«направо»«вверх»«вниз»«раньше»«позже»,«перед»«за»«между» и т. д. ;

• уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

• уметь чётко произносить все звуки речи;

• уметь интонационно выделять звук в словах;

• уметь выделять заданный звук в потоке речи;

• уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);

• уметь произносить слова по слогам;

• уметь составлять предложения из 3-5 слов;

• уметь наизусть читать любимые стихотворения;

Уметь составлять рассказы по сюжетным картинкам;

• уметь пересказывать содержание сказки.

Если у ребенка трудности с последним блоком, то незамедлительно нужно обратиться к логопеду на консультацию! Не избегайте советов логопеда и его рекомендаций – это очень важно в обучении. Если ребенок не правильно слышит звук, то он допустит ошибку.

  Ваши дети должны не просто воспринимать действительность, а делать определённые выводы, размышлять. Чаще задавайте детям вопрос: а почему ты так думаешь? Важно, чтобы ребёнок научился сравнивать, обобщать, сопоставлять.

Для того, чтобы ребёнок научился в школе читать быстрее, ему надо развивать память (зрительную и слуховую), мышление, воображение.

Но всё же, если ребёнок хочет или уже умеет читать, совершенствовать технику чтения можно с помощью букваря Н.С. Жуковой, в котором даны рекомендации для вас, дорогие родители. Большинство первоклассников приходят в школу уже читающими.

Не пытайтесь учить вашего ребёнка писать прописные буквы! Этот процесс очень сложный: необходимо знать методику написания каждой отдельной буквы. Но вы можете помочь учителю и укрепить кисть руки, которой будет писать ребенок, различными упражнениями:

ребенок должен правильно держать ручку, карандаш;

раскрашивайте карандашами;

вырезывайте;

штрихуйте;

лепите;

застёгивайте и расстёгивайте пуговицы;

завязывайте и развязывайте ленты и шнурки;

перекладывайте мелкие игрушки; 

закручивайте и раскручивайте гайки и крышки;

перебирайте  крупы;

собирайте мозаику и пазлы.

Какие требования предъявит учитель к вашему ребёнку?

Детям надо научиться внимательно слушать учителя на уроке. Нельзя кричать с места, вставать без разрешения учителя, выходить из класса. Если ребёнок хочет что-то сказать, то нужно поднять руку. Дети должны помнить, что учитель даёт задание всему классу и не может повторять его только ему.

Научите ребёнка слушать и слышать вас! Выполнять ваши просьбы и поручения сразу! Просите ребенка остановить игру и сделать то, что вы просите.

И тогда он будет слышать учителя, и выполнять его требования. И ни в коем случае не привлекать к себе внимание плохим поведением. Если ребенок реагирует на неудачи и замечания слишком болезненно (обижается, кричит, падает на пол и т.д.) займитесь этим вопросом, объясняйте, что все ошибаются и это нестрашно. Донесите до малыша, что «Без поражений нет побед».

Откуда же ребенок до поступления в школу узнает, что школьником быть хорошо? Как создать у ребенка положительную установку на учебу в школе? От Вас. Говорите о школе всегда хорошо, рассказывайте о своем детстве и школьной жизни, показывайте фотографии, играйте с ребенком в школу.

Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к обучению.

Еще хуже если ребенок не хочет идти в школу. "Нет, не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут", "Хочу, но боюсь", "Не хочу в школу - там программа трудная и играть будет некогда". Нередко причина этого в родителях.

Никогда не запугивайте ребёнка школой, даже не вольно. Нельзя говорить: «Ты плохо считаешь, как же ты будешь учиться?», «Ты не умеешь себя вести, таких детей в школу не берут», «Не будешь стараться, в школе будут одни двойки».

       

Старайтесь больше времени проводить с ребёнком, общайтесь с ним на равных, тем самым, давая понять, что он уже достаточно взрослый.

Чаще хвалите своего ребёнка, пусть даже за небольшие достижения. Формируйте, таким образом, ситуацию успеха, укрепляйте его веру в собственные силы и возможности. И тогда малыш будет ждать школы и адаптация в первом классе пройдет успешнее.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка будущих первоклассников к школе

Беседа для родителей будущих первоклассников. Ответы на многие вопросы интересующие родителей,  рекомендации специалистов, тест "Готов ли ребёнок к школе."...

Школа будущего первоклассника. "Здравствуй, школа!"

Это занятие поможет будущим первоклассникам быстрее адаптироваться к обучению в школе....

презентация "Математика" (материалы для подготовки будущих первоклассников к школе)

В этой презентации материалы для подготовки детей к школе по математике....

будущим первоклассникам о Школе 2000..

Что важно знать о программе «Школа 2000…» Чем отличается обучение по системе деятельностного метода «Школа 2000…» от традиционного обучения?...

Как подготовить будущего первоклассника к школе.

Советы родителям будущих первоклассников даёт заведующая педагогическим отделом Волгоградского центра "Семья" Надежда Фесенко....

Конспект первого занятия школы будущего первоклассника "Здравствуй ,школа"

Знакомство со школорй, учителем. Фотографии кабинетов , спортивного зала, биюлиотеки ит. д. , где будут учиться будущие первоклассники. Правила поведения в школе. Загадки о школьных принадлежнос...

Конспект первого занятия школы будущего первоклассника "Здравствуй ,школа"

Конспект первого занятия школы будущего первоклассника "Здравствуй ,школа"...