Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный шахматист"
рабочая программа (3 класс)

Александрова Ирина Алексеевна

Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Юный шахматист42.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Стерина» г. Рославля

      ПРИНЯТО                                                                                              УТВЕРЖДЕНО                                  

      на заседании                                                                                          приказом по МБОУ                

      педагогического совета школы                                                           «Средняя школа № 1»

      (Протокол от __.08.2019 г. № 1)                                                         от _________ г. № ___

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА                                                                                                                                       внеурочной деятельности «Юный шахматист»                                                                                                      на 2019- 2020учебный год

Класс 3 Б

          Количество часов на год всего   34ч.;  

          в неделю 1 ч.

         РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе УМК «Шахматы в школе. 1-4 классы» Э.Э. Уманской, Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой, созданный при поддержке фонда «Шахматы в школе»

(полное название, автор, издательство, год издания)

        - Рабочая тетрадь

(полное название, автор, издательство, год издания)

       

     

   Александрова Ирина Алексеевна учитель начальных классов, 1 кв. категория

(ФИО полностью, должность, квалификационная  категория)                                                                                                                 (подпись)

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Личностные:

–        формирование основ российской, гражданской идентичности;

–        ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

–        наличие чувства прекрасного;

–        формирование основ шахматной культуры; ориентация на моральные нормы и их выполнение;

 формирование основ шахматной культуры; 

–        понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;

–        наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

–        готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

–        уважительное отношение к иному мнению;

–        приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

–        воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

–        умение управлять своими эмоциями;

–        дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

–        формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;

–        оказание бескорыстной помощи окружающим

 Метапредметные результаты освоения программы - характеризуют уровень

Сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.

Познавательные УУД:

- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

- овладение способом структурирования шахматных знаний;

- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

- овладение способом поиска необходимой информации;

- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приѐмы решения задач;

- умение строить логические цепи рассуждений;

- умение анализировать результат своих действий;

- умение воспроизводить по память информацию;

- умение устанавливать причинно – следственные связи;

- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

- формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

- умение донести свою позицию до других;

- умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты 

B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны приобрести:

- знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, интеллектуального и духовно-нравственного), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;

- знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения в жизнедеятельности человека, её места в физической культуре и спорте;

- знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в двигательной активности;

- умение участвовать в интеллектуально – физкультурной деятельности (интеллектуально – спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках

- навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.

Планируемые предметные результаты.

К концу третьего учебного года (третьего класса) обучающиеся научатся: играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами

без нарушений правил шахматного кодекса;

записывать «неподвижную шахматную позицию» в соответствии с

шахматной нотацией; рокировать; объявлять шах; ставить мат;

владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»;

понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале партии;

находить способы атаки на рокировавшегося и не рокировавшегося короля;

обучающиеся получат возможность научиться: 

уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество

планировать, контролировать и оценивать действия соперников;

определять общую цель и пути ее достижения;

проводить элементарные комбинации;

Формы проведения занятий: соревнования, конкурсы решения

позиций, шахматные праздники.

Содержание учебного предмета  

 Настоящая программа включает два основных раздела:

- «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры».

- «Спортивно – соревновательная деятельность».

В разделе «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры»

представлены история, основные термины и понятия, требования техники

безопасности. Представлены образовательные аспекты, которые ориентированы на изучение основ теории и практики шахматной игры и интегрирование базовых шахматных знаний с двигательной активностью во время урока.

Раздел «Спортивно – соревновательная деятельность включает в себя:

- организацию и проведение шахматных соревнований;

- проведение конкурсов решений задач;

- организацию спортивно – шахматных праздников.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Планирование прохождения программного материала по годам обучения

№ п/п

Виды деятельности

Распределение учебных часов

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

1.

Сведения из истории

шахмат 

1

2.

Базовые понятия

шахматной игры

20

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

3.

Конкурсы решения

позиций

4

4.

Соревнования

8

5.

Шахматные праздники

1

Общее количество часов

34

3 класс (34 ч)

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

Из истории шахмат

Основные содержательные линии

История возникновения соревнований по шахматам, системы проведения

шахматных соревнований.

Знают историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, различные системы проведения шахматных

соревнований.

Базовые понятия шахматной игры

Основные содержательные линии

Шахматная комбинация: задачи на мат в два хода, тактические приёмы

«завлечение», «отвлечение»,

«уничтожение защиты»,

«спёртый мат».

Основы разыгрывания дебюта, атака на короля в дебюте.

Основы пешечного эндшпиля: проведение пешки в ферзи, правило квадрата, отталкивание плечом, реализация лишней пешки.

Знают шахматные комбинации и тактические приёмы

«завлечение», «отвлечение»,

«уничтожение защиты», основы разыгрывания дебюта: развитие фигуры, дебютные ловушки, короткие партии.

Умеют решать позиции на мат в два хода, находить тактические приёмы «завлечение»,

«отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат», атаковать рокировавшегося и нерокировавшегося короля в

дебюте, проводить пешку в ферзи. Соблюдают правила поведения за шахматной доской.

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

Конкурсы решения позиций

Основные содержательные линии

Конкурсы решения позиций на дебютные ловушки, способы атаки на короля, уничтожение защиты, тактические приёмы

«завлечение», «отвлечение»,«спёртый мат».

Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения.

Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников.

С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение

Соревнования

Основные содержательные линии

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса».

Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени.

Шахматный праздник

Основные содержательные линии

Участие в школьном спортивно-шахматном празднике.

Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах.

Общаются и взаимодействуют со сверстниками.

Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр.

Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими.

Соблюдают правила техники

безопасности во время участия в празднике.

№ урока

Тема         занятия

Дата

планируемая

Дата фактическая

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты

Примечания

1

Из истории возникновения соревнований по шахматам. Системы проведения шахматных соревнований.

История возникновения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований.

Личностные:

формирование основ российской, гражданской идентичности;

ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

наличие чувства прекрасного;

формирование основ шахматной культуры; ориентация на моральные нормы и их выполнение;

 формирование основ шахматной культуры;

понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

уважительное отношение к иному мнению;

приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

умение управлять своими эмоциями;

дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;

оказание бескорыстной помощи окружающим

Познавательные УУД:

- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

- овладение способом структурирования шахматных знаний;

- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

- овладение способом поиска необходимой информации;

- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приѐмы решения задач;

- умение строить логические цепи рассуждений;

- умение анализировать результат своих действий;

- умение воспроизводить по память информацию;

- умение устанавливать причинно – следственные связи;

- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

- формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

- умение донести свою позицию до других;

- умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты освоения Программы – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура. Динамические шахматы».

B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по Программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны приобрести:

- знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, интеллектуального и духовно-нравственного), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учѐбы и социализации;

- знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения в жизнедеятельности человека, еѐ места в физической культуре и спорте;

- знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в двигательной активности;

- умение участвовать в интеллектуально – физкультурной деятельности (интеллектуально – спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках

- навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.

2

Матование одинокого короля разными фигурами  (повторение)

Уметь матовать

одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ладьей и королем, ферзём, королём и ладьёй

3

Тактические комбинации и приёмы «связка», «сквозной удар», «двойной удар», «ловля

фигуры» (повторение)

Видеть элементарные шахматные комбинации, иметь представление о дебютных ловушках и о том, как в них не попадаться.

4

Тактические комбинации и

приёмы «двойной шах», «открытый шах» (повторение)

Видеть шахматные комбинации: связку, знать, как правильно выводить фигуры в начале партии и выигрывать партию с большим материальным преимуществом.

Соблюдать правила поведения за шахматной доской.

5

Конкурс решения позиций:

как бы вы сыграли?

Решают шахматные упражнения.

Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников.

С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение.

6

Тактический приём «завлече-

ние»

Знают шахматные комбинации и тактические приёмы

«завлечение», «отвлечение»,

«уничтожение защиты», основы разыгрывания дебюта: развитие фигуры, дебютные ловушки, короткие партии.

7

Тактический приём «отвлечение»

8

Тактический приём «уничто- жение защиты»

9

Тактический приём «спёртый мат»

Шахматная комбинация: задачи на мат в два хода, тактические приёмы

 «спёртый мат».

Основы разыгрывания дебюта, атака на короля в дебюте.

10

Сочетание тактических приё-

мов

11

Конкурс решения позиций:

как бы вы сыграли?

Решают шахматные упражнения.

Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников.

С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение.

12

Борьба за инициативу

Умеют решать позиции на мат в два хода, находить тактические приёмы «завлечение»,

«отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»

13

Основы дебюты: атака на нерокировавшегося  короля.

Умеют атаковать рокировавшегося и нерокировавшегося короля в дебюте. Соблюдают правила поведения за шахматной доской.

14

Атака на рокировавшегося короля

15

Конкурс решения позиций:

как бы вы сыграли?

Расставляют позицию для решения упражнений.  Решают шахматные упражнения.

Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников.

16–19

Шахматный турнир

Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени.

20

Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план

Анализируют партию, выбирают правильные ходы, находят план выигрыша.

21

Основы пешечного эндшпиля:

проходная пешка, правило квадрата

Умеют разыгрывать пешечный эндшпиль: проведение пешки в ферзи, правило квадрата, отталкивание плечом, реализация лишней пешки. Умеют решать позиции на мат в два хода, проводить пешку в ферзи. Соблюдают правила поведения за шахматной доской.

22

Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка, «отталкивание

плечом»

23

Основы пешечного эндшпиля: оппозиция и ключевые поля

24

Основы пешечного эндшпиля: король с пешкой против короля с пешкой.

25

Основы пешечного эндшпиля: король против пешек, правило

блуждающего квадрата

26

Теоретические позиции пешечного эндшпиля: ферзь

против пешки

27

Конкурс решения позиций:

как бы вы сыграли?

Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения.

Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников.

С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение

28

Сыграй как чемпион мира. Партия В. Крамник –

Д. Садвакасов

Умеют анализировать партию и разыгрывать подобную данной

29

Сыграй как чемпион мира. Партия В. Ананд – М. Карлсен

30-33

Шахматный турнир

Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование

Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени.

34

Шахматный праздник

Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах.

Общаются и взаимодействуют со сверстниками.

Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр.

Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими.

Соблюдают правила техники

безопасности во время участия в празднике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению « Юный шахматист»

Программа для младших школьников «Шахматная школа» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственно...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный шахматист»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный шахматист»  по общеинтеллектуальному направлению Шахматы в школе 1–4 классы подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный шахматист» (интеллектуальное направление)

Рабочая программа "Юный шахматист" является программой внеурочной деятельности, которая направлена на создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный шахматист» 2 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Юный шахматист» предназначена для обучающихся начального общего образования (2 классы). Курс реализуется в рамках общеинтеллектуального нап...