Занятие-игра по экологии для младших школьников «Все вокруг живое»
план-конспект урока (1, 2, 3, 4 класс)

Макаревич Светлана Александровна

Чтобы люди действительно ценили и берегли мир, в котором они живут, стоит воспитывать эту заботу с детства. С самых малых лет, когда ребенок уже начинает понимать что к чему. Нужно воспитывать в нем правильные взгляды и рассказывать о природе и взаимоотношениях человека с окружающим миром, природной средой. Лучший метод развития ребенка в направлении основных экологических понятий – это игровые занятия.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_ekologii.docx15.43 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие-игра по экологии для младших школьников «Все вокруг живое»

Цель: учить детей бережно относиться к родной природе.
Задачи:
- заложить основу экологического воспитания;
- прививать любовь к природе, готовность сохранять и защищать ее, понимать закономерности происходящего в ней;
- приобщать детей к мировой культуре с учетом возрастных особенностей;
- развивать память и мышление.
* * *
Чтобы люди действительно ценили и берегли мир, в котором они живут, стоит воспитывать эту заботу с детства. С самых малых лет, когда ребенок уже начинает понимать что к чему. Нужно воспитывать в нем правильные взгляды и рассказывать о природе и взаимоотношениях человека с окружающим миром, природной средой. Лучший метод развития ребенка в направлении основных экологических понятий – это игровые занятия.

1. Беседа.
Беседа на тему «Что такое экология?» Задать этот вопрос детям и выслушать их ответы. Дополнить их ответы тем новым, что они не знают. Например: слово «экология» - греческое и переводится как «наука о доме, жилище». А Земля и есть наш общий дом. Можно прочитать детям фрагмент из рассказа Ю. Дмитриева «Здравствуй, белка!», а затем обсудить его. Например, такой отрывок: «Шел человек по лесу и видит: с ветки на ветку, с дерева на дерево перепрыгивает рыженькая белочка. Славная такая, веселая белочка.
- Здравствуй, белка, - сказал человек.
Белка остановилась, прищурилась, потом посмотрела на него хитрым круглым глазом и сказала:
- Здравствуй, человек!
Махнула хвостом и поскакала по своим беличьим делам.
А в это время другой человек плыл на лодке по широкой реке. Видит - у берега большое бревно лежит. Подплыл ближе – глядь, а тут не бревно вовсе, а крокодил. Человеку бы испугаться и удрать, а он, наоборот, подплыл еще ближе. Подплыл и крикнул:
- Как живешь, крокодил?
Крокодил поднял голову, открыл свою огромную, страшную пасть и проревел в ответ:
- Ничего, спасибо, неплохо!
Третий человек никуда не шел и не плыл. Он работал в саду. И как раз на то дерево, под которым работал человек, уселась синица.
- Как дела, птица?
- Много дел! – пискнула птичка.
И они стали разговаривать. Но тут ты улыбнешься и скажешь: «Это все сказки! Такого не бывает!»
- А вы, ребята, как думаете – бывает такое?
(Выслушать ответы детей)
А если представить, что и цветы и животные все понимают, чувствуют и умеют разговаривать как люди? Что бы они нам рассказали? (Выслушать ответ детей)
Как вы думаете, что расскажет о своей жизни цветок, когда его собираются сорвать? (Выслушать ответы)

2. Игры.

Игра «Большие и маленькие».
Ребята называют животных, которые по росту:
а) меньше, чем сами дети;
б) такие же, как дети;
в) больше детей, но меньше взрослых;
г) больше взрослых.

Игра «Разноцветные полянки».
Ведущий называет цвет полянки – дети вспоминают растения, животных такого же цвета. Например: На белой полянке живут ромашки, бабочки, овечки и т.д.

Игра «Земля. Вода. Воздух»
Ведущий называет по очереди одно из трех слов: земля, вода, воздух. Дети соответственно называют животных или растения, которые живут на земле и под землей, в воде, в воздухе.

3. Картинная галерея.
Предложить детям рассмотреть репродукции картин художников – пейзажистов. Провести короткую беседу о художниках и их картинах. Можно задать детям вопросы. Например: «Ребята, мы сейчас познакомимся с репродукцией картины Куинджи, хотели бы вы узнать, как художник назвал эту картину? А какое название придумали вы? Почему? Что бы вы еще хотели узнать о художнике и картине? Что вы сами могли рассказать о ней? Видели ли вы в природе подобные пейзажи? Где? (Выслушать ответы).

4. Конкурс загадок.
Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова? (Огонь)

Люди ждут меня, зовут.
А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)

Сестра сильнее брата. (Вода и огонь)

Сверкает, моргает,
Кривые копья мечет,
Стрелы пускает. (Молния)

На ветках – плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки. (Почки)

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево)

Он деревьев младший брат,
Только ростом маловат,
А еще стволов полно
У молодчика того. (Кустарник)

Трава, которую можно узнать даже с закрытыми глазами. (Крапива)

Что можно видеть только ночью? (Звезды, месяц)

5. Размышление над народными изречениями.
Пословицы:
«Земля заботу любит».
«Жизнь дана на добрые дела».
«Растения – земли украшения».
«Рощи да леса – родной земли краса».
«Без труда – нет добра».
(Выслушать ответы детей)

6. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология для младших школьников в игре.

Рабочая программа по кружку "Экология для младших школьников"...

Дидактические игры по экологии для младших школьников

Материал содержит методические рекомендации по проведению экологических игр с младшими школьниками на природе и в классе....

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС "ЭКОЛОГИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ" 3 КЛАСС

КУРС ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ 3 КЛАССА ПО ПРОГРАММЕ "ШКОЛА РОССИИ"...

Программа факультатива "Экология для младших школьников"

формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников....

Программа факультативного курса "Экология для младших школьников"

Программа может быть использована  в начальной школе с  1 по 4 класс.Сооставлена в соответствии с программой окружающего мира А.А. Плешакова....

Сценарий занятия кружка «Азбука краеведа и эколога» для младших школьников «Живая старина».

Ознакомление учащихся с основами музееведения, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем вовлечения их в творческую поисково-исследовательскую краеведческую де...

Программа дополнительного образования «Экология для младших школьников» для обучающихся младшего школьного возраста Срок реализации 2 года

Кружок «Экология   для младших школьников» разработана как дополнение к курсу природоведения в начальной школе. Он призван решать следующие задачи:·...