Программа факультатива "Экология для младших школьников"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

 

формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_fakultativa_ekologiya_dlya_mladshih_shkolnikov.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Рассмотрено на заседании                                                 Утверждаю                        

Методического совета                                                    Директор школы        О.В.Кочанова

протокол №26.08.2009.

Программа факультатива

Экология младших школьников для 1-2 классов

                                      Составила:

     Учитель начальных классов

                                                Кокурина Е.М.                                                                                

Муром, 2009.

                 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Воспитание экологической культуры -актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации  XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

Необходимым средством эффективной реализации эколого-ориентированной педагогической деятельности коллектива является  программа факультатива « Экология для младших школьников».

Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

 Задачи факультатива:

  1. Расширение экологических представлений младших школьников.
  2. Углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников «первичный срез» экологии как науки.
  3. Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
  4. Полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний. Обеспечить более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.
  5. Учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания по  определённой теме, организовать поисковые экспедиции.

6.Передавать свои накопленные знания, выступать с докладами, рефератами перед младшими школьниками.

7. Развитие памяти, воображения, мышления в процессе наблюдения, исследования природных объектов, явлений, закономерностей в окружающей среде.

В преподавании начальной экологии используются разнообразные формы обучения: предметные уроки, полевые практикумы, мини экскурсии и комплексные экскурсии в природу, детские праздники, конкурсы творческих работ. Продуктивная группа методов и приемов, наряду с информационно-демонстративными и репродуктивными, очень разнообразная, она включает: наблюдения, опыты, самостоятельный поиск, моделирование, прогнозирование, перевоплощение, фантазирование, интерпретацию, театральную импровизацию, художественно-конструктивное творчество, сюжетно-ролевые игры.

 Ожидаемые педагогические результаты и методы их оценки

Понимание ребенком своего места в природе, эмоциональное осознание своей связи с живой природой, бережное отношение к животным и растениям, вывод ребенка на самооценку своих поступков.

Методами оценки результатов изучения экологии могут быть: тестирование, решение экологических задач, творческие работы школьника, оценка поведения ребенка при его непосредственном общении с природными объектами.

 Требования к уровню знаний и умений, полученных в результате обучения

Знать:

  1. об основных экологических закономерностях живой природы;
  2. о приспособлении животных и растений к среде обитания и друг к другу;
  3. понятия : живой организм, среда обитания, сообщества(лес, луг, водоем), приспособление, многообразие живых организмов, человек как природное и социальное существо.

Уметь:

  1. вести наблюдение за природными объектами;
  2. самостоятельно находить зависимости между организмами компонентами среды;
  3. прогнозировать последствия своего поведения в природе.

2. Последовательный перечень тем с их кратким содержанием и указанием времени необходимого на их изучение

1 класс (35 часов)

Читаем загадочную книгу  Природы

Что изучает экология 1-я четверть, 8 уроков

Введение. Что такое экология? Задачи экологического факультатива. Обзор экологической вспомогательной литературы. Экскурсия в парк, наблюдение за совпадением осенних примет, сбор листьев деревьев для гербария. Организм и окружающая среда. Разъяснение сущности экологии на практических примерах. Обзор энциклопедии «Всё обо всём». Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения. Знакомство с животными, растениями нашего края. Урок-КВН «Знаешь ли ты животных?» Издание книжек-малышек о животных. Знакомство с живыми существами, которым угрожает исчезновение. Урок-панорама. Обзор энциклопедий, имеющихся у школьников.

 Охрана природы 2-я четверть,7 уроков

Изучаем способы охраны природы. Урок-путешествие. Изготовление эмблем об охране природы. Выясняем роль неживой природы в жизни всего живого на Земле. Выставка «Природа и человек». Обзор экологической литературы. Урок путешествие в осенний лес.

Открываем жизнь в почве 3-я четверть, 12 уроков

Открываем жизнь в почве. Дождевые черви и кроты -типичные представители почвы. Особенности их строения и образа жизни. Пополняем наши знания о разнообразии живой природы. Многообразие растений. Многообразие животных. Энциклопедия «Всё обо всём». Урок-КВН «Знаешь ли ты»  Изучаем экологические связи в живой природе. Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой. Экскурсия в зимний парк. Знакомство с охраняемыми растениями и животными. Мастерим домики для птиц.

Экологические прогнозы.4-я четверть, 8 занятий

Подготовка праздника «Охрана природы». Экскурсия в весенний лес. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Изготовление эмблем об охране здоровья. Урок-дискуссия. Примеры экологических катастроф. Охрана  природы. Экологические катастрофы. Влияние моря на обитателей моря и побережья. Представление о радиоактивном загрязнении среды. Экологические прогнозы, их сущность, конкретные примеры, значение для предупреждения отрицательного воздействия человека на природу. Урок-панорама. Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы. Выставка журналов ЭКО. Экскурсия в парк. Экологическая акция «Береги первоцветы!» Издание книжек-малышек. Урок-обобщение.

2 класс

Приспособления к среде обитания животных и растений (35 час)

Жизнь в воде  ( 10  час)

Вода необходимое условие жизни. Отображение водной стихии в народном творчестве. Погодные и сезонные явления. Свойства и состояния воды, ее круговорот в природе. Особенности водной среды, как среды жизни: высокая плотность, упругость, вязкость, прозрачность, насыщенность кислородом, медленное нагревание и остывание. Приспособления животных к среде: слой слизи, конечности – плавники, дыхание и зрение под водой, скорость передвижения, форма и окраска тела. Особенности строения водных растений (прибрежных, водных, донных). Необходимость  и возможность сохранение воды и ее чистоты.

Жизнь на суше ( 11   час)

Воздух, его свойства: прозрачность, упругость, теплопроводность.  Погодные явления. Созидательная и разрушительная сила ветра. Приспособление животных к жизни на поверхности земли – ходьбе, бегу, лазанью. Особенности строения и приспособления органов животных и растений к жизни на суше.

Жизнь в воздухе  (9   час)

Воздух как среда обитания. Приспособления у растений (семена, споры).  Летающие птицы и звери, их особенности (крылья, особое дыхание и зрение). Летающие рыбы и моллюски.

Чистота воздуха – условие сохранения жизни растений и животных и здоровья человека.

Жизнь в почве ( 5  час)

Понятие о почве и ее свойствах. В земле могут жить многие растения и животные. Особенности почвенных жителей. Приспособления корневой системы растений. Способы передвижения, дыхания, сопротивления нагрузкам у норного обитателя. Охрана почв, земля - кормилица.

 

Литература:

1.Всё обо всём: Энциклопедия. В 14т. М., 1998-2000.

2. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины.- М.: Просвещение, 1985.

3. Дмитриев Ю. Кто в лесу живёт, что в лесу растёт. Новосибирск, 1986.

4. Дмитриев Ю. Книга природы. М., 1996.

5. Корабейников В.А. Краски природы. М.,1990.

6. Плешаков А. Зелёные страницы. М.,1995.

7. Соколова-Тарабарина Т.И. Загадки лесной опушки. Ярославль, 2000

8. Степанов В.А. Сказочная азбука. Уроки для ребят. М., 2001.

9. Хрестоматия для внеклассного чтения по курсу «Человек и мир»/ Авт.-составитель. Вдовиченко В.М. –Мн.:ЧУП «Издательство Юнипресс», 2004.

10. Экология Энциклопедия для детей.-М.: Аванта, 2001.

11. Экология в начальной школе. М., 2004.

12. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Растения. М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая программа для младших школьников «Веснушки»

Игровая программа состоит из 8 "веснушек" - заданий. В каждой "веснушке" участвует  разное количество детей. (его можно варьировать исходя из количества детей в классе, чтобы все ребята могли поу...

Программа "Психология здоровья школьников"Новое содержание образование

Участие в конкурсе "Новое содержание образования" .  В современных условиях развития общества появилось большое количество социальных факторов, которые крайне негативно сказываются на состоя...

Сборник программы обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству "Мы вместе"

Можно ли быть невоспитанным? Можно. Но только это очень неудобно, унизительно, а порой и рискованно: вдруг последствия какого-либо поступка будут иметь серьезные проблемы, неприятные для человек...

Программа "Нравственное воспитание школьников"

Программа направлена на формирование таких качеств личности у детей с интеллектуальными возможностями здоровья как: осознанию детьми личностной значимости поступков, соответствующих нормам морали, кул...

Комплексная программа воспитания младших школьников "Я познаю мир"

Как воспитывать сегодня? Мои мысли и взгляды на воспитание личности младшего школьника....