Главные вкладки

    воспитательная программа для младших школьников
    рабочая программа (4 класс) по теме

    программа " Мы растем"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon vospitatelnaya_programma_dlya_ml._klassov.zip15.59 КБ

    Предварительный просмотр:


    Утверждаю:



                                                Директор МОУ «Уральская средняя



                                   общеобразовательная школа»



                                           _________________/Хальзов С. А./

























    ПРОГРАММА



    воспитательной работы



    «Мы растем»
































    Пояснительная записка

                                                          Сегодня, как и раньше, взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания. Что стоит за словами - новое качество воспитания? За этими словами стоит иной подход к содержанию воспитания.

    В первую очередь, это идея формирования базовой культуры личности, культуры жизненного самоопределения: экономической и политической, демократической и правовой, нравственной и экологической, художественной и физической, культуры семейных отношений.

    Формируя базовую культуру личности младшего школьника, классному руководителю необходимо создать широкое информационное поле для усвоения базовых культурных начал.

    Во-вторых, совместно с учащимися необходимо заниматься поиском нравственных образов духовной культуры и выработкой на этой основе своих собственных ценностей, норм и законов жизни, формирующих активную личную позицию школьника.

    В-третьих, формирование культуры личности предполагает воспитание человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и твердой жизненной позицией.

    В-четвертых, целью воспитательной работы является не проведение самого мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, его склонности и интересы, отношение к жизни и самому себе.

    В-пятых, идеи успешности процесса воспитания будут выглядеть смешно, если они не будут строиться на добровольности участия учащихся в воспитательном мероприятии. Принудительный воспитательный процесс ведет к моральной деградации учащихся. Детей нельзя обязать "воспитываться". Свободная воля проявляется, если воспитатель в воспитании опирается на интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, творчество.

    В конечном итоге, главная идея воспитания состоит в том, чтобы подготовить человека к трем главным ролям реальной жизни -гражданина, работника, семьянина.

    Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, участие детей в олимпиадах, марафонах, занятия младших школьников в группах продленного дня во внеучебное время - все это требует разрядки. Для этого необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая будет способствовать развитию личности.

    Принципы построения воспитательной работы

    Внеклассная деятельность учащихся должна строиться на следующих принципах:

    Принцип открытости.

    Младшие школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы и предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Классный руководитель должен быть очень убедителен, предлагая учащимся те или иные мероприятия и чутко прислушиваться к мнению детей.

    Принцип привлекательности будущего дела.

    Классный руководитель должен увлечь учащихся конечным результатом выполняемого дела. Младшим школьникам присуща конкретность типа: "Что будет, если…", им не интересны абстрактные и расплывчатые цели.

    Принцип деятельности.

    Младшие школьники - это учащиеся, которые придя в школу, переживают бум деятельности* Им хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в школе, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах учителя и своих родителей. Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования, театрализация и т.д. Все это будет способствовать личностному развитию и притягательности школы в глазах ребенка.

    Принцип свободы участия.

    Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо учитывать их мнение. Это может быть выражено в предоставлении возможности выбора задания с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей. Такой подход классного руководителя учит ребенка уже в младшем школьном возрасте ответственности за выполнение порученного дела и соизмерению своих сегодняшних возможностей с прошлыми возможностями.

    Принцип обратной связи.

    Каждое внеклассное мероприятие, большое или маленькое, должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса. Необходимо дать возможность самому педагога участвовать в проводимом мероприятии. Это изменяет отношение учащихся к роли взрослого в выполненном деле, позволяет увидеть его значимость и необходимость в жизни учащихся.

    Принцип сотворчества.

    В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Работая с младшими школьниками, педагог должен предоставлять учащимся право выбора партнера по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует ее успешность. Организуя сотрудничество детей друг с другом, ни в коем случае нельзя поступать с позиции силы, всякая настойчивость взрослого должна быть аргументирована и оправдана.

    Принцип успешности.

    И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его

    отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Классный руководитель должен видеть участие каждого ребенка во внеклассной работе и по достоинству ее оценить. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

    Цели и задачи:

    1 Формирование здоровья ребенка и обучение его сохранению и совершенствованию своего психического и физического развития.

    2.Развивать умения общаться и сотрудничать.

    3.Развитие и совершенствование интеллектуальных умений.

    4.Развитие эмоциональной и волевой сферы.

    5.Формирование положительной Я- концепции.

    6.Развитие мотивационно- потребностной сферы.

    НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

    Задачи работы классного руководителя в направлении "Здоровье ":

    -  Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

    -   Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.

    Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Здоровье»

    1. Сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения, медицинскими и профилактическими учреждениями  деревни с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.

    2. Сотрудничество с родителями учащихся и учителем-предметником (если такие работают в начальной школе) в рамках обозначенной проблемы.

    3. Сотрудничество с психологической службой учебного заведения с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.

    4. Сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу среди учащихся и их родителей.

    5. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.

    6. Формирование собственной я - позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.

    Приоритетные понятия направления "Здоровья " в работе с классным коллективом.

    -  психическое и физическое здоровье,

    - традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,

    -  гигиена и ее значение в жизни человека,

    -  культура сохранения собственного здоровья,

    -  ответственность за здоровье других людей,

    -  гармония души и тела; режим дня и здоровье,

    -  воля и ее значение в сохранении здоровья,

    -  самовоспитание и саморегуляция и здоровье.

    ФОРМЫ РАБОТЫ С КЛАССНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ В НАПРАВЛЕНИИ «ЗДОРОВЬЯ».

    -  спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами, олимпиады,  марафоны, турниры;

    -  встречи с выдающимися спортсменами, старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, курсантами военных учебных заведений и студентами специальных факультетов, семейными династиями, активно занимающимися спортом;

    -  походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;

    -  предметные утренники, спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, праздник,  фестивали спортивной песни, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;

    -  беседы,  в которых можно использовать следующие темы: "Спорт в моей жизни", "Великие спортсмены моей страны и мира", "Спортивные сооружения моей страны", "История видов спорта", "Древние виды спорта", "История олимпийских игр", "Столицы олимпийских игр", "Трудные судьбы большого спорта", "Спорт в моей семье", "Режим дня и спорт", "Как заниматься спортом без ущерба здоровью", "Экстремальные виды спорта. Что вы о них знаете?", "Любимый вид спорта", "Спорт и вредные привычки";

    Тематические консультации для педагогов и для родителей могут быть следующего содержания:

    «Трудности физической адаптации учащихся к школе и учебному процессу»,

    «Вредные привычки и как от них избавляться»,

     «Приемы развития саморегуляции у младших школьников»,

    «Домашнее задание: каким ему быть и как его выполнять»,

     «Режим дня школьника. Как научиться его выполнять»,

    «Развитие интереса к спорту у ребенка в семье».

    Такого рода консультации предполагают:

    -  ведение книги спортивных рекордов учащихся класса на спортивных площадках школы, а также села,  района;

    -  встречи с медицинскими работниками, тренерами детских спортивных школ;

    -  игровые тренинги "Я - девочка", "Я - мальчик"; -  обсуждение газетных и журнальных публикаций по проблеме с учащимися и их родителями, читательские конференции, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по проблеме.

    Направление II. "Интеллект"

    Целью деятельности классного руководителя в этом направлении является оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

    Задачи деятельности классного руководителя:

    -  Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;

    -  Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;

    -  Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность;

    -   Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.

    Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении "Интеллект"

    1. Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы.

    2. Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда.

    3. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.

    4. Сотрудничество с Внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений

    Основные понятия направления "Интеллект"

    Умственное развитие, способности, уровни интеллектуального развития, умственные способности, фантазия в жизни человека, способности к творчеству, культура умственного труда.

    Формы работы классного руководителя с классным коллективом в направлении "Интеллект":

    -  внугриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;

    -   интеллектуальные марафоны внутри класса,

    - тренинги интеллектуальных умений.

    Направление III. "Общение"

    Целью деятельности классного руководителя в направлении "Общение" является передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.

    Задачи деятельности в направлении "Общение":

    1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколения.

    2. Формировать у учащихся культуру общения в системе "учитель-ученик", "ученик-ученик", "взрослый-ребенок".

    3. Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.

    4. Учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.

    Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении "Общение":

    -   Изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе.

    -   На материале диагностики определение проблем в общении учащихся и организация коррекционной работы.

    -   Изучение исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и значения для последующих поколений.

    -   Обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения.

    -  Обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения, формирование умений общаться, проявляя эмпатию и положительные эмоции.

    -  Организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения.

    -   Изучение положения отдельных учащихся и всего класса в целом в детском коллективе.

    1. Обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.

    Основные понятия направления "Общение".

     Эмоции и чувства, рефлексия, эмпатия, сочувствие, сопереживание, умение управлять собой, лидерство, изолированность, одиночество, детский госпитализм.

    Форма работы классного руководителя в направлении "Общение":

    -  социометрия;

    -  интерактивные игры, тематические классные часы;

    -  тренинг общения детей и родителей;

    Направление IV. "Нравственность"

    Целью деятельности классного руководителя в направлении "Нравственность" является обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

    Задачи    работы    классного    руководителя    в    направлении "Нравственность":

    1. Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.

    2. Формировать у учащихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.

    Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении "Нравственность":

    -.Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

    -  Знакомство учащихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.

    -  Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

    Основные понятия направления "Нравственность":

     Нравственный выбор, нравственная позиция, нравственное доведение, нравственные ценности, жизненные ценности, самоактуализация и самореализация.

    Формы работы с классным коллективом в направлении "Нравственность":

    -  Тематические классные часы по нравственной тематике.

    -  Шефская работа учащихся в больницах, домах престарелых.

    -  Читательские конференции.

    -  Организация циклов бесед "Уроки нравственности".

    -   Праздники, сюрпризы, конкурсы.

    -  Изучение нравственного наследия своей страны.

    -  Изучение нравственного наследия, имеющего общественный характер: золотое правило нравственности, заповеди и проповеди.

    -   Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в

    нравственной истории страны и мира.

    Направление V. "Досуг"

    Целью деятельности классного руководителя в этом направлении является создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

    Задачи классного руководителя в направлении "Досуг"

    1. Создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.

    2. Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям.

    3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи. •

    4. Использование досуговой деятельности как средства развитие эстетических умений учащихся и становление этических понятий.

    Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении "Досуг":

    -   Изучение потребностей, интересов и желания ребят в организации и проведении досуговых мероприятий,

    -  Просвещение и консультация в выборе кружков, клубов, секций, обществ.

    -  Предоставление учащимся право выбора формы участия в досуговой деятельности.

    -   Изучение отношения учащихся класса к участию в досуговой деятельности и результативности участия в различных внеклассных мероприятиях. •

    -   Предоставление родителям учащихся класса необходимой информации об участии учеников в жизни классного коллектива, демонстрация достижений учащихся.

    -   Стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни классного коллектива и жизни школы.

    Формы работы классного руководителя с классным коллективом в направлении "Досуг":

    -   празднование памятных дат в жизни учащихся;

    -   празднование памятных дат календаря;

    -  театрализованные представления;

    -  литературные балы, конкурсы талантов, марафоны;

    - дискотеки, танцевальные вечера

    Направление VI. "Гражданин"

    Целью деятельности классного руководителя в направлении "Гражданин" является формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора доведения и ответственности за него.

    Задачи классного руководителя в -направлении "Гражданин":

    -  Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.

    -  Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.

    -  Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.

    Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении "Гражданин":

    -  Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам.

    -  Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.

    -  Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.

    -  Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно -правового выбора.

    Основные понятия направления "Гражданин ":

    Право, закон, права и обязанности, правонарушение, преступление, ответственность, долг, честь, достоинство, личность, правовые нормы, совесть, справедливость.

    Формы работы классного руководителя в направлении "Гражданин":

    -  Тематические классные часы,

    -   Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.

    -   Конкурсы, викторины по правовой тематике,

    -  Праздники.

    Направление VII. "Семья"

    Целью деятельности классного руководителя в направлении "Семья" является максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

    Задачи классного руководителя в направлении "Семья":

    1. Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.

    2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.

    3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей.

    4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

    Основные моменты деятельности классного руководителя:

    -   Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственное и личностное развитие ребенка.

    -   Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка.

    -    Поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.

    Основные понятия направления "Семья":

    Семья, уклад жизни и традиции семей, родительский дом, родословная, семейные корни, авторитет отца и матери, духовное общение в семье, братья и сестры в семье и их взаимоотношения, младшие и старшие дети, традиции отношения к старшим в семье, положение ребенка в семье.

    Формы деятельности классного руководителя в направлении "Семья":

    -  Тематические классные часы: «История нашей семьи», "Моя семья в фотографиях", "Моя семья в воспоминаниях родных", "Памятные даты нашей семьи", "Бабушки и дедушки нашей семьи"

    -   Праздники семьи, спортивные состязания, спортландии с участием бабушек и дедушек, мам и пап.

    -   Праздники, посвященные красным датам календаря (8-е Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1-е сентября, День Учителя, День рождения школы, школьные юбилеи).

    -   Походы, экскурсии, викторины, КВН родительско-ученических и семейных команд, брейн-ринги и т.д.

    -  Тренинга родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе с младшими школьниками

    Основной задачей начальной школы является организация системы работы учителя с родителями. Цель данной работы - помочь ребенку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет найти свое место в совре...

    Сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе с младшими школьниками

    Основной задачей начальной школы является организация системы работы учителя с родителями. Цель данной работы - помочь ребенку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет найти свое место в совре...

    Воспитательная программа для младших школьников по краеведению "Мы маленькие граждане своей большой страны"

    Данная программа построена из трех блоков, связанных между собой: экологическое краеведение, историческое краеведение, литературное краеведение. Программа призвана изучать историю родного края, формир...

    Воспитательная работа с младшими школьниками

      В современных условиях главной целью работы школы стало не столько обучение, сколько воспитание ученика, развитие не столько интеллекта, сколько личности ребёнка. Ныне в большей степени ...

    Воспитательная работа с младшими школьниками в условиях новых образовательных стандартов

    В статье особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию младших школьников....

    КУРСОВАЯ РАБОТА "Организация воспитательной работы с младшими школьниками в адаптационный период"

    СодержаниеВведение….…………………………………………………………………………..31.Теоретические аспекты проблемы организации воспитательной работы в адаптационный период обучения первоклассников..……………………………..51.1. Организация во...

    Презентация целевой воспитательной программы для младших школьников

    Система воспитательной работы "Солнышко".Презентация целевой  воспитательной программы для младших школьников....