Сборник программы обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству "Мы вместе"
методическая разработка по теме

Свистунова Татьяна Георгиевна

 

Можно ли быть невоспитанным? Можно. Но только это очень неудобно, унизительно, а порой и рискованно: вдруг последствия какого-либо поступка будут иметь серьезные проблемы, неприятные для человека. Можно попробовать прожить, ничего не зная о правилах поведения и возможностях культурного общения.

Вот только жизнь будет все время поворачиваться к такому человеку острыми углами, и он будет о них больно, порою в кровь расшибаться.

Уважаемые коллеги!

Предложенная мною программа по обучению младших школьников взаимодействию и сотрудничеству призвана способствовать формированию и развитию у детей навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества. Серьезно и внимательно отнесусь ко всем комментариям, предложениям и замечаниям.

С уважением, Татьяна Георгиевна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbornik_programmy_my_vmeste.doc453 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Каслинская средняя общеобразовательная школа №27»

Каслинского муниципального района

        

программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству

2009 год

Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству «Мы вместе»

Материалы подготовила:

Свистунова Татьяна Георгиевна – учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Консультант:

Приходько Вячеслав Леонидович – заместитель директора школы по ВР

Ответственный за выпуск:

Приходько Вячеслав Леонидович – заместитель директора школы по ВР

Можно ли быть невоспитанным? Можно. Но только это очень неудобно, унизительно, а порой и рискованно: вдруг последствия какого-либо поступка будут иметь серьезные проблемы, неприятные для человека. Можно попробовать прожить, ничего не зная о правилах поведения и возможностях культурного общения.

Вот только жизнь будет все время поворачиваться к такому человеку острыми углами, и он будет о них больно, порою в кровь расшибаться.

Уважаемые коллеги!

Предложенная мною программа по обучению младших школьников взаимодействию и сотрудничеству призвана способствовать формированию и развитию у детей навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества. Серьезно и внимательно отнесусь ко всем комментариям, предложениям и замечаниям.

С уважением, Татьяна Георгиевна.

Введение

Успешное развитие и даже просто самосохранение цивилизации, общества, государства во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит перед нами жизнь, смогут ли развить в себе уживчивость, терпимость друг к другу.

         Эта проблема в полной мере осознается обществом и государством. Была принята федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005гг.)», где значительная роль отводилась системе образования.

  Какова же сегодняшняя ситуация, касающаяся вопроса формирования навыков взаимодействия у младших школьников?

Многие дети приходят к нам в начальную школу, не умея общаться и сотрудничать. Они не могут знакомиться, не знают, как вежливо обратиться к другому ребенку, как вежливо отказать. Плохо ориентируясь в понятиях «мое»,  «твое», «общее» способны брать без разрешения чужие вещи. Не умеют отличать искреннее непонимание или шутку от агрессии. Зачастую ребята совершенно не приучены чувствовать границы необходимой самообороны: в ответ на грубое слово могут затеять жестокую драку, на легкий толчок рукой – ударить.

Существует несколько причин отсутствия элементарных навыков взаимодействия.

 Во-первых, до поступления в школу многие дети ограниченно общаются с ровесниками. Единственные в семье, они не ходят в детский сад, не гуляют во дворе, где у них могла бы сформироваться постоянная компания, и, естественно, имеют очень мало возможностей накапливать опыт взаимодействия.

Во-вторых, навыки некоторых детей неадекватны школьной социальной среде. Это типичная проблема мигрантов, которых очень много сейчас в российских школах. Например, приезжие ребята могут считать оскорбительными слова и выражения, нормальные в местной детской культуре. Кроме того, дети мигрантов порой плохо владеют русским языком, что создает дополнительные трудности для общения и взаимодействия.

В-третьих, к формированию у детей неадекватных навыков взаимодействия приводит увлечение телевизионными передачами и компьютерными играми. Поведение их героев часто не совпадает с нормами реальной жизни. Персонажи игр заменяют детям друзей и врагов, а со сверстниками они пытаются   общаться «телевизионными», порой жестокими методами.

Школа становится для многих ребят первым местом, где они могут (и вынуждены) быть членами относительно стабильного коллектива. Отсутствие

 у детей необходимых навыков взаимодействия ведет к тому, что их общение сразу делается конфликтным, причем конфликты эти они разрешать не способны. Это создает много проблем как для самих ребят, так и для нас, педагогов.

Если мы – взрослые не поможем детям наладить общение, у них может сформироваться стойкое отрицательное отношение к сверстникам как к помехе, препятствию, источнику отрицательных эмоций. В дальнейшем это осложнит их формирование как членов общества и граждан.

При анализе анкет и диагностических данных воспитанников и их родителей в процессе прохождения курса подготовительных занятий в «Школе будущего первоклассника» я выявила следующие проблемы:

  • отсутствие коммуникативных навыков
  • межличностные конфликты
  • психологические барьеры в общении (страх, застенчивость, неуверенность)

         В предыдущем выпуске на начальном этапе у моих учеников присутствовали те же проблемы. С целью их решения мною была разработана и апробирована программа воспитывающей деятельности «Взаимодействие и сотрудничество младших школьников в групповой деятельности», составленная на основе программы О.И.Крушельницкой и А.Н.Третьяковой «Все вместе». Результаты деятельности по данной программе оказались позитивными, что доказывает участие и победа моих выпускников, учащихся нынешнего 6Б класса в номинации «Самый воспитанный класс» районного конкурса «Класс года». В рамках выявленных проблем нынешних воспитанников я пришла к выводу, что разработанная мною программа и сложившаяся система работы поможет в их решении.

Задачу развития у учеников начальной школы навыков общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками я считаю чрезвычайно важной. Решать ее необходимо с максимальной интенсивностью, сразу  после поступления  детей в школу, чтобы избежать формирования и закрепления отрицательных стереотипов. В центре внимания должно стоять воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, эмоционального принятия их, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.

 О коллективной деятельности и групповом взаимодействии в

психолого-педагогической литературе

Современное образование требует  от школы сохранить психическое и физическое здоровье детей, поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.

Изобретенная несколько столетий назад классно-урочная система обучения не позволяет в полной мере ни сформировать навыки сотрудничества, ни поддержать инициативность и самостоятельность, ни сформировать у учащегося адекватную самооценку. Почему?

Если в классе учатся 25-30 детей, то разделив 40 минут на каждого ученика, мы получим не более полутора минут, которые мог бы уделить учитель ребенку, дав ему возможность что-либо сказать. И это при условии, что дети весь урок поднимали руку, и учитель спросил каждого, если его внимание не «оттягивали» самые активные, всегда правильно отвечающие дети.

Еще в 10-х годах прошлого столетия Н.К.Крупская писала: «В современной школе все направлено на то, чтобы разъединить учеников, а не сблизить их. Отметки, соревнование – все это ведет к развитию зависти, тщеславия. Все направлено к тому, чтобы отделить ученика от товарищей: ему запрещается спрашивать что-либо у соседа; никакой общей работы, которая требовала бы объединения, совместных усилий ученикам не дают…». Часто и теперь дети на уроке находятся рядом, но не вместе. Те, кто сидят на последних партах, день изо дня видят только спины своих одноклассников; те, кто сидят впереди, кроме учителя не видят вообще никого.

В основе теории Л.В.Выготского лежит идея того, что деятельность человека по самой сущности своей и по своему происхождению есть не активность изолированного индивида, а явление социальное, общественное. Общее положение, которое он отстаивал, формулируется им так: «Всякая функция в культурном  развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах – сперва социальном, затем психологическом; сперва как форма сотрудничества между людьми, как категория коллективная, интерпсихическая, затем как средство индивидуального поведения, как категория интрапсихическая…Таким образом, структуры высших психических функций представляют собой слепок коллективных социальных отношений между людьми. Эти структуры суть не что иное, как перенесенное в личность внутреннее отношение социального порядка, составляющее основу социальной структуры человеческой личности. Природа личности социальна».[1]

 Продолжая мысли Выготского, А.А.Леонтьев писал: «Если главным двигателем развития ребенка является «социальная ситуация развития», т.е. свойственная данному умственному возрасту система взаимоотношений с другими школьниками и взрослыми, то не следует ли сам процесс обучения превратить в коллективную (по форме, а не только по существу) деятельность? Ответ здесь совершенно определенный: да, следует. И не только обучение, но и воспитание».[2]

Еще в 1926г., в первой своей опубликованной книге «Педагогическая психология», Выготский писал: «…Новое, что должно быть положено в основу нравственного воспитания, ближе всего можно определить…как социальную координацию своего поведения с поведением коллектива… Правило, исходящее от коллектива и адресованное ко всему коллективу, поддержанное действительным механизмом организации и распорядка школьной жизни, должно заменить собой тот педагогический дуэт, который господствовал между учителем и учеником при авторитарной системе». Та же мысль лежит в основе воспитательной системы А.С.Макаренко.

           По Выготскому, сам смысл работы учителя заключается в том, чтобы направлять и регулировать деятельность учеников через коллективную деятельность, через организацию сотрудничества учеников друг с другом и учеников с учителем.

Идеи П.П.Блонского и Л.С.Выготского являются теоретической основой «педагогики сотрудничества». «Нужна новая педагогика, которая отличалась бы от прежней тем, что делает упор на вовлечение детей в учение, на совместный труд учителя и детей. Ее можно назвать педагогикой сотрудничества», - говорилось в манифесте группы учителей-новаторов во главе с Ш.А.Амонашвили.

Параллельно идеи коллективных форм работы развивались в рамках научного движения, непосредственно через А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина и Д,Б.Эльконина) восходящего к идеям Л.С.Выготского. Имеется в виду теория «развивающего обучения» В.В.Давыдова, в свою очередь лежащую в основе популярной образовательной системы Эльконина-Давыдова. В рамках этой теории было предложено и развито понятие «коллективно-распределительного обучения».  

         Р.Н.Бунеев в обращении к педагогам (журнал «Начальная школа + До и После»), писал: « Наверняка каждый из вас понимает, что образовательный процесс в современной школе не может строиться только на фронтальной работе, что педагогические и методические плюсы обучения в малых группах очевидны».

           Как организовать совместную работу, как составить группу, как увидеть процессы, происходящие в ней? Все ли дети должны быть разделены на группы или только на отдельных занятиях? Нужно ли изменять состав группы? Сколько в ней должно быть человек? На все эти вопросы можно найти ответ, если педагог понял и принял групповую работу как основную форму учебно-воспитательного процесса.

 «Мы вместе»: Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа «Все вместе» опирается на использование групповых форм творческой деятельности детей на уроках и во внеурочное время и введения такого курса не предполагает.

           Цель программы заключается в формировании у детей навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества. Работа проводится с учениками 1-4-х классов общеобразовательной школы. Программа включает задания разных типов (учебные и игровые; такие, для выполнения которых надо рисовать, конструировать, мастерить поделки, сочинять тексты и т.д.).

Однако чем бы ребята не занимались, критерием оценки успешности работы будет их умение договариваться между собой и дружно трудиться для достижения общей цели. Программа определяет способ организации работы детей. Тематика заданий может быть любой.

   Задачи программы.

  1. Создание мотивации (побуждения, направленности) сотрудничества.

Необходимо обеспечить детям такой опыт взаимодействия, который убедит их в следующем:

- работать сообща приятно и интересно;

- коллективная работа часто более эффективна, чем индивидуальная, и позволяет сделать то, с чем невозможно или очень трудно  справиться самостоятельно;  

- в совместной работе возникают тёплые чувства к партнёрам и хорошие                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        отношения, которые сохраняются и по её окончании.

2. Формирование привычки согласовывать личные интересы с интересами других.

           Опыт совместной работы со сверстниками должен позволить детям:

- принять тот факт, что хороший, вызывающий положительные эмоции результат работы может существенно отличаться от личных первоначальных замыслов;

- почувствовать, что вклад каждого обогащается лептой других участников.

3. Обучение правилам эффективной организации совместной работы.

            Например:

  - до начала выполнения работы и по ходу её обсуждать и согласовывать планы;

  - знать и использовать правила эффективного обсуждения;

  - распределять обязанности и средства, используя справедливые процедуры и объективные критерии.

4. Развитие эмоциональной сферы личности.

           Для этого необходимо научить детей:

  - распознавать эмоциональные состояния свои и партнёров, ориентируясь на вербальные проявления (жесты, мимику, позу, интонацию и др.);

  - адекватными средствами выражать собственные чувства и говорить о предполагаемых чувствах партнёров.

Принципы программы:

         1. Обучение в деятельности.

  1. Предоставление всей возможной самостоятельности в деятельности.
  2. Обеспечение позитивного опыта деятельности.
  3. Работа педагога в стиле сотрудничества.
  4. Приоритетное внимание учителя к отношениям, которые складываются

между детьми по ходу работы.

6.  Привлекательность содержания деятельности.

Средства и методы  реализации программы:

Основное средство обучения детей взаимодействию и сотрудничеству – организация творческой деятельности в малых группах.

При создании программы «Все вместе» учитывался опыт доктора педагогических наук И.П. Иванова, разработавшего методику коллективных творческих дел (КТД).

Авторы программы считают, что сама форма творческой деятельности в группе имеет большой потенциал как раз для развития навыков общения, взаимодействия и сотрудничества у младших школьников. И реализовать его можно при условии учета возрастных особенностей членов группы.

Организация работы по программе. Программа рассчитана на систематическую работу. Предполагается, что дети выполняют хотя  бы одно групповое задание в неделю. Темы и содержание работ могут быть любыми: они определяются общими целями образовательного и воспитательного процесса в школе.

Программу можно начинать с любого указанного класса. Но обязательно нужно придерживаться логики ее построения: от простых (по организации и уровню взаимодействия заданий), направленных в основном на формирование мотивации совместной деятельности, к сложным.

           Программа не определяет, сколько часов следует отводить на выполнение конкретных заданий: все зависит от особенностей детского коллектива. Каким   будет набранный первый класс, как изменится его состав с течением времени, кто придет в него и кто уйдет - эти и многие другие факторы существенно влияют на выбор целей работы и уровня сложности заданий.

Учитель сам определяет, как лучше реализовать программу в своем классе.

              Творческая деятельность- это процесс, у которого нет единственно

верного (эталонного) результата и (или) существует несколько путей достижения поставленной цели.

           Авторами программы предлагаются групповые формы работы с  развернутым творческим компонентом по нескольким причинам.

1.При ее выполнении нет условий, провоцирующих развитие соперничества (конкуренции) внутри групп и между ними.

           2. Такая работа содержит необходимые предпосылки для формирования между ее участниками отношений сотрудничества.

3. Это именно тот вид деятельности, который наиболее востребован в реальной  жизни.

4. Подобная деятельность интересна детям и мотивирует их выполнение заданий, требующих взаимодействия.

           Взаимодействие – это совместная деятельность людей для достижения определённой цели. Ядро ситуации взаимодействия – совместное принятие решения.

Сотрудничество – это стиль взаимодействия участников в совместной работе.

Результат – это продукт труда.

Принимая решение, участники учитывают интересы другого человека наравне с собственными и стремятся гармонически сочетать их.

Таким образом, только сотрудничество ориентировано на наиболее полное удовлетворение интересов всех участников взаимодействия. Научить сотрудничать – значит научить добиваться желаемого, не ущемляя интересов других людей, и это – наша главная цель.

Не стоит полагаться на то, что, выполняя коллективные творческие работы, дети самостоятельно научатся сотрудничеству. Его нужно формировать целенаправленно и методично.

1 класс

Тема: Совместно-индивидуальная деятельность

Цель: формировать умение объединять продукт индивидуальной деятельности каждого члена группы-команды в единое целое – качественно новый продукт совместной коллективной творческой деятельности при руководящей роли педагога или родителей.

Задачи

  1. Создание у детей мотивации взаимодействия и сотрудничества.
  2.  Приобретение первичных навыков общения в группе.

Прогнозируемый результат:

- уметь вступать в процесс общения, проявляя толерантное отношение друг к другу;

- проявлять интерес к коллективной деятельности и радость от продукта совместного труда;

- делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению.

- обогащение друг друга новыми идеями в ходе взаимодействия.

Диагностический инструментарий

 (по Н.И.Дереклеевой)

  • Диагностическая методика - Анкетирование «Школьная мотивация»
  • Диагностическая методика для изучения детского коллектива «Солнце, тучка, дождик»
  • Диагностическая методика «Круги на воде»
  • Методика определения уровня воспитанности

(по материалам статьи зам. директора по учебно-воспитательной работе

гимназии №1 г. Белгорода, ж. «Классный руководитель» №6, 2003г.)

2 класс

Тема: Совместно-последовательная деятельность

Цель: формировать умение создавать продукт совместной коллективной творческой деятельности группы-команды, выполняя работу пошагово, в порядке очередности.

Задачи: Формирование привычки согласовывать личные интересы с интересами других.

Прогнозируемый результат:

- научиться придерживаться некоторых правил коллективной деятельности (соблюдать очередность, выполнять определенный объем работы, не уничтожать и не преобразовывать труд партнера без его разрешения);

- получить эмоциональный опыт взаимодействия;

- научиться различать давление и совет, адекватно реагировать на них;

- испытывать чувство принадлежности к группе.

Диагностический инструментарий

  • Диагностическая методика «Социометрия» (по Н.И.Дереклеевой)
  • Методика «Наши отношения» (составлена на основе книги: Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М. 1988)
  • Методика «Наш класс» (составлена мною)

3 класс

Тема: Создание совместных композиций.

           Коллективное принятие решений.

Цель: 

-формировать умение объединять личные результаты в одно целое – качественно новый продукт совместной коллективной творческой деятельности самостоятельно каждой группой-командой без помощи педагога или родителей;

- научить процедуре коллективного принятия решения.

Задачи:

1. Обучение правилам эффективной организации совместной работы.

 2. Развитие эмоциональной сферы личности.

Прогнозируемый результат:

- уметь обсуждать и согласовывать совместную деятельность, распределять обязанности;

- приобретение   опыта непосредственного физического и эмоционального контактов;

- уметь принять тот факт, что результат коллективной работы может быть неожиданным, непредсказуемым и не соответствовать личным представлениям и планам;

- получить опыт коллективного обсуждения и освоить соответствующие правила: обсуждай проблему, не переходя на личности; обосновывай свою точку зрения; не перебивай и др.;

- уметь уступать друг другу.

Диагностический инструментарий

  • Диагностическая методика «Аукцион» (по Н.И.Дереклеевой)
  • Методика «Какой у нас коллектив» (разработана А.Н.Лутошкиным)
  • Диагностическая методика «Групповая работа в классе» (разработана мною)

4 класс

Тема: Проектная деятельность

Цель: заложить основы групповой проектной деятельности у младших школьников при руководящей роли педагога.

Задачи:

1. Введение в образовательный процесс нового, более глубокого вида творческой деятельности учащихся – метода проектов.

2. Знакомство учащихся с основными требованиями к проекту, алгоритмом работы над ним.

3. Внедрение в практику различных типов групповых проектов в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

Прогнозируемый результат 

Формирование различных ключевых компетенций – комплексных свойств личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности,  а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации:

- рефлексивные умения;

- поисковые (исследовательские) умения;

- навыки оценочной самостоятельности;

- умения и навыки работы в сотрудничестве;

- коммуникативные умения;

- презентационные умения и навыки.

Диагностический инструментарий

  • Методика «Мы – коллектив? Мы – коллектив… Мы – коллектив!»  (разработана М.Г.Казакиной, модифицирована Е.Н.Степановым);
  • Диагностическая методика «Проектная деятельность: отношение учащихся» (разработана мною);
  • Диагностическая методика «Развитие качеств личности через проектную деятельность(самооценка учащихся)» (разработана мною);
  • Диагностическая методика – ранжирование «Групповое взаимодействие в классе: оценка родителей» (разработана мною)

Данная программа неразрывно связана с процессом обучения, где воспитательный аспект предусматривает развитие ребенка на уроках. Это особенность образовательного процесса в начальной школе, где обучение и воспитание связаны неразрывно. В течение всего периода реализации программы идет отработка основных умений и навыков по представленным темам (направлениям) с последующим наращиванием и усложнением содержания. На каждом этапе идет коррекция предыдущего периода и создание условий для формирования и развития новых навыков. Данная программа направлена на перспективу развития личности школьника. Впоследствии классный руководитель может создать на основе этой базы программу по формированию и развитию основных социальных компетенций личности.

 

Внедрение Программы «МЫ ВМЕСТЕ» в учебно-воспитательный            процесс (опыт работы)

           Приняв групповую работу как основную форму учебно-воспитательного процесса, свою педагогическую деятельность с учащимися в этом направлении я начала с 1-го класса. Обучение детей взаимодействию и сотрудничеству проводила параллельно с выполнением других воспитательных и образовательных задач. Когда мои ребята учились в 3-ем классе, случайно приобрела учебно-методическое пособие О.И.Крушельницкой и А.Н.Третьяковой «Все вместе: Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству». Познакомившись с ней, поняла, что она полностью созвучна с моей деятельностью. Эта программа помогла мне подвести под мою работу с учащимися теоретическую основу.

          Вся учебно-воспитательная направленность образовательного процесса в нашем классном коллективе (с1-го по 4-ый класс) основана на деятельности  малых групп-команд (по 6 человек), у которых есть свои командиры. Они меняются по решению группы и согласованности с учителем в течение четверти. Таким образом, командиром группы побывал уже не раз каждый ученик. Состав группы меняется 1 раз в четверть. Формируя группы учащихся по собственному усмотрению, а также учитывая желания ребят, я стараюсь руководствоваться определенными принципами.

  1. Объединять детей с разными характерами, владеющих различными умениями и навыками.
  2. Не допускать попадания в одну группу двух ребят, которые в повседневной жизни не особо воспринимают друг друга, могут конфликтовать (психологическая несовместимость).

Состав групп в нашем классе постоянно разный, т.к. перед детьми с самого начала поставлена задача: «Научиться устанавливать нормальные отношения с любыми людьми, даже если они вам не всегда нравятся». Это впоследствии пригодится  ребятам во взрослой жизни. Все четыре группы-команды  образуют единый «Союз друзей» с лидером-командиром класса, выбранным на основе голосования. Таким образом в классе нет разрозненности, ребята живут единым дружным коллективом.

    Вся наша школьная жизнь отражается в классном уголке.   Он не только яркое пятно в кабинете, привлекающее внимание как самих ребят, так и гостей, самое главное – он работает. В нем постоянно происходят изменения.

Составляющие классного уголка

Содержание

Название классного коллектива

«Союз друзей» (с одноклассниками, учителями, родителями, книгами, природой и др.)

Девиз

«Нам дружба учиться и жить помогает»

Жизненные правила - установки

- сначала помоги себе сам, потом помоги другим;

- относись к другим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе.

Песня

«О дружбе»

Советы, заповеди

 (о вежливости, о взаимоотношениях)

Модель

«Настоящий друг» (составлена на основе мнения учащихся класса)

Названия групп- команд, эмблемы

«Мыслители», «Мечтатели»,

«Весельчаки», «Искатели»

Конверты с жетонами успеха

личные и групповые достижения в учебно-воспитательном процессе

Сменные обязанности

«Дежурные», «Помощники», «Организаторы»,  «Информаторы»

Выставка творческих работ

личные и групповые (подвижная, постоянно меняется)

           Обязанности учащихся по группам меняются через неделю.

«Организаторы»

- проводят зарядку перед уроками, физминутки;

- организовывают игры на переменах.

«Информаторы»

- готовят политминутки, краткую информацию о жизни города, области, России и т.д. (на основе газет, радио, телевидения по своему усмотрению);

- ищут ответы на актуальные вопросы в энциклопедиях, словарях, справочниках;

- устно и письменно оформляют сообщения и доносят их до одноклассников.

«Дежурные»

- следят за чистотой и порядком в классе, столовой;

-проверяют внешний вид одноклассников.

«Помощники»

- раздают и собирают: тетради, учебники, пособия, раздаточный материал;

- следят за классным уголком и подвижной выставкой;

- выполняют текущие поручения учителя.

           Каждую пятницу на классном часе подводятся итоги недели:

- выполнение обязанностей каждой группой (самооценка, оценка всех остальных одноклассников и учителя);

- проведенные классные или школьные коллективные творческие дела (КТД), их анализ;

- реализация поставленной на неделю цели;

- постановка цели на новую неделю (по предложениям детей) и  планирование работы, направленной  на ее достижение.

Также каждым учеником в дневнике фиксируются личные и групповые успехи.

             Организовывая групповое взаимодействие учащихся на уроках и во внеурочное время, я подбирала задания разной сложности. В группе простых заданий можно выделить четыре типа, различающихся формой организации труда и трудностью проблемных ситуаций.

Совместно-индивидуальная деятельность

Дети выполняют индивидуальные задания, которые потом объединяют так, что они образуют единое целое.

Приведу некоторые примеры такой деятельности из своего опыта работы.

Задание 1.

Внеурочная деятельность

Опорный предмет - изобразительное искусство (1 класс)

         Тема. Создание эмблемы своей группы.

Цель задания. Представление с помощью символов, цвета и т.д. названия своей группы-команды; приобретение первичных навыков общения в группе; создание мотивации общения («нам хорошо вместе»).

Организация работы. Парты сдвинуты, дети сидели группами по 6 человек. Я спросила ребят о том, как они понимают, кто такие «Мыслители», «Искатели», «Мечтатели», «Весельчаки» (в случае затруднения – поясняла, дополняла ответы ребят). «Какие предметы можно нарисовать, чтобы отразить название своей группы? Попробуйте изобразить каждый свою эмблему».

Дети выполняли рисунки индивидуально на 1/6 части листа А4. Затем в группе объясняли, что изобразил каждый и приклеивали  работы на один лист, образуя единую эмблему. Далее каждая группа показывала  получившуюся совместную работу, объясняя свое представление названия.

Эмблемы помещались в классный уголок, возле названия каждой команды.

Задание 2.

Внеурочная деятельность

Опорный предмет. Русский язык.

Тема. Однокоренные слова.

Цель задания. Закрепление умения писать однокоренные слова; развитие орфографической зоркости; воспитание желания и умения работать коллективно.

Организация работы. Я прочитала детям сказку «Корень»:

«Жил-был много лет назад корень ЛЕТ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А корень и говорит: «Посадите меня и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди корень ЛЕТ, и стал он  расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий… Вот какое дерево выросло».

              - А вы, ребята, хотите вырастить свое дерево? Вот вам два корня: «-гор-» и «-вар-».

        Две группы работали с корнем «-гор-», другие две группы с корнем «-вар-».
Дети вписывали на заготовках, составляя слова - ветви.

             Далее проверялось самое ветвистое дерево. Представители групп по очереди орфографически правильно называли по одному придуманному слову, пока не перечислили все. В результате получились деревья. Мы отметили с ребятами, что так много слов получилось потому, что они трудились вместе.

           Можно привести еще немало заданий, предусматривающих совместно-индивидуальную деятельность, которые выполняли мои ребята. Например:

- букет, сложенный из цветов «Подарок нашим мамам»;

-изготовление гирлянд из флажков для украшения класса к Новому году;

- «Собачья семейка» (техника оригами);

- концерты, составленные из индивидуально подготовленных номеров;

- «Воздушный аквариум» и «Полет бабочек» (оригами);

- групповые сборники о весне (книжки-малышки);

- придумывание по командам как можно большего количества словарных слов по разным темам (для последующего словарного диктанта), вопросов для повторения темы, табличных примеров для арифметического диктанта и т.д.                    Такие задания просты в применении. Они использовались в урочной и внеурочной деятельности.  С точки зрения обучения детей сотрудничеству эти задания позволяют эффективно решать первую из поставленных мною задач: создание у учащихся мотивации взаимодействия. Ребята убеждаются, что, объединив усилия, они получают качественно новый продукт, который не могли бы произвести самостоятельно. У них возникают положительные эмоции и чувство сопричастности к группе.

Совместно-последовательная деятельность

           Группа детей получает задание создать общее произведение (выполнить рисунок, сочинить рассказ, сказку, чистоговорку и др.), выполняя работу пошагово, в порядке очередности.

          Вот некоторые примеры такой деятельности из моего опыта.

Задание 1.

Внеурочная деятельность

           Опорный предмет. Риторика.

           Тема. «Вежливо. Невежливо. Грубо»

           Цель задания. Создание символа вежливости (лицо человека, с которым хотелось бы общаться); формирование навыков сотрудничества.

           Организация работы. Каждой группе детей давалось 2 листа, на которых они должны изобразить 2 варианта, каким видел себя мальчик в зеркале (то злой, неприятный, то добрый, симпатичный). В качестве символа вежливости дети выбрали только добрые лица. Сделали вывод, что вежливое и доброе поведение делает человека симпатичным, невежливое и грубое – уродует человека. Каждый член группы по очереди дополнял символ своими элементами, другие ребята могли предлагать ему свои варианты в качестве подсказки.

           Задание 2.

Внеурочная деятельность

Опорный предмет. Труд и русский язык.

           Тема.. Сочинение сказок.

           Цель задания. Развитие воображения, речи, умения слышать друг друга.

           Организация работы. После создания общей композиции из природного материала, детям давалось задание сочинить сказку о том, что они изобразили вместе. После некоторого времени, данного на подготовку, ребята каждой группы рассказывают по очереди сказку, которая у них получилась. Далее текст сказки оформляется выбранным членами группы учеником и помещается на выставку творческих работ.

Детьми выполнялись также и другие задания совместно-последовательной деятельности. Например:

   - изготовление Игрушек-Великанов к Новому году;

   - создание творческой работы «Корабль» (технология рваной аппликации);

   - придумывание продолжения рассказа;

   - конкурс на лучшую эмблему класса (технология плетения);

   - оформление папки своей группы для хранения групповых творческих работ;

   - написание писем  герою или автору произведения, пожеланий и поздравлений именинникам-одноклассникам и т.д..

           Выполняя такие задания дети учатся принципиально важным, хотя и простым вещам.

           1.Принять тот факт, что другие участники вносят свой вклад в разработку и реализацию замысла, и замысел от этого может претерпеть существенные изменения.

           2. Убедиться, что результат такого совместного творчества привлекателен.

           3. Получить эмоциональный опыт взаимодействия. Научиться различать давление и совет, адекватно реагировать на них.

           4. Научиться придерживаться некоторых правил коллективной деятельности (соблюдать очередность, выполнять определенный объем работы, не уничтожать и не преобразовывать труд партнера без его разрешения).

           5. Испытать чувство принадлежности к группе.

            Глубина взаимодействия при выполнении заданий совместно-последовательной деятельности больше, чем в процессе выполнения заданий совместно-индивидуальной деятельности.

        Создание совместных композиций.

           Работа состоит из двух последовательных этапов: выполнения каждым ребенком индивидуального задания и совместной деятельности по объединению личных результатов в одно целое. Этот тип заданий похож на первый. Отличается тем, что при совместно-индивидуальной деятельности композиционное объединение элементов в одно целое выполнял учитель, а при создании совместных композиций такую задачу, в основном, решают сами дети.

           Примеры из моей практики следующие.

           Задание 1.

           Внеурочная деятельность. Окружающий мир.

           Тема занятия. Изготовление панно на тему живой природы.

           Цель задания. Развитие навыков сотрудничества, творческой фантазии и эстетического восприятия действительности.

           Организация работы. Класс работал в 4-х группах-командах. Одна группа трудилась над композицией «Лесная поляна», вторая – раскрывала тему «Подводный мир моря», третья – «На лугу», четвертая – «На озере».  В каждой группе были художники и мастера поделок. Художники рисовали фон, мастера поделок изготавливали из бумаги растения и представителей животного мира. Поделки размещались и приклеивались на подготовленные художниками листы ватмана.

           Задание 2.

           Классный час. Создание стенгазеты.

           Тема занятия. Выпуск стенгазет к Новому году.

           Цель задания. Развитие организационных и творческих умений, навыков работы в коллективе.

           Организация работы. Сначала шла предварительная подготовительная работа в группах. В каждой из них по желанию выбирались художники, историки, репортеры. Художники подбирали художественный материал (открытки, виды природы, и др.), с помощью которого будет оформляться газета. Историки собирали материал об истории празднования Нового года на Руси. Репортеры брали интервью у учителей, одноклассников, родителей о том, какие пожелания они хотят послать своим близким, друзьям, знакомым. Каждая группа на своем листе ватмана выкладывала свои заготовки, которые были подготовлены заранее. Дети наклеивали свои материалы, рисовали иллюстрации. Все газеты представлялись в классе и помещались на выставку.

           Другими примерами создания совместных композиций моими детьми являются следующие:

- коллективное панно «Деревня»;

- групповые работы из природного материала «Наше лесное царство»;

- групповые поделки из выращенных плодов «Садово-огородное чудо»;

-  создание афиши для своего спектакля (Неделя детского театра);

- совместное оформление созданной обложки книги;

- коллажи «Мой 1-ый класс», «Мой 2-ой класс»; «Мой 3-ий класс»;

- творческое поисковое задание «Знай и люби свой край!» (КТД общешкольной

Программы «Лукоморье»).

- конструирование из модулей: «геометрический город», Салфетка

«Цветик-семицветик» и т.д.

           Выполняя задания этого типа дети учатся определенным вещам:

- получать опыт непосредственного физического и эмоционального контактов;

- обсуждать и согласовывать совместную деятельность, распределять обязанности;

- убеждаться, что в ходе совместной работы можно добиться впечатляющих результатов;

- принимать тот факт, что результат коллективной работы может быть неожиданным, непредсказуемым и не соответствовать личным представлениям и планам.

           Коллективное принятие решений.

           Задания этого типа сложнее предыдущих. В силу своих возрастных особенностей дети способны принимать решения только по ограниченному кругу вопросов. Тем не менее некоторые задачи они вполне решают. Принятое решение не обязательно должно касаться реальной жизни класса. Данный тип деятельности удачно используется в нашем учебном процессе для развития творческого мышления ребят.

Процедура принятия решений проводится у нас в несколько этапов.

  1. Учитель объясняет детям задачу и ход работы в целом. Каждый ученик придумывает свои варианты (1-3) решения поставленной проблемы.
  2. Дети объединяются в пары, обсуждают свои предложения и выбирают из них наиболее удачные (1-3).
  3. Ребята объединяются в группы, обсуждают придуманные каждой парой варианты и из всей их совокупности снова выбирают лучшие.
  4. Представитель от каждой группы называет и обосновывает коллективные варианты. Учитель записывает их на доске.
  5. Проводится общее голосование.

Можно привести следующие примеры такой деятельности:

- подбор названия, девиза, эмблемы для спортивных соревнований;

- образование прилагательных от существительных;

- образование прилагательных при помощи суффиксов;

- способы использования бросовых вещей (экологический праздник);

- сочинение чистоговорок (риторические разминки);

-  составление примеров для устного счета и т.д.

Выполняя задания такого типа дети учатся:

- получать опыт коллективного обсуждения и осваивать соответствующие правила: обсуждай проблему, не переходя на личности; обосновывай свою точку зрения; не перебивай и др.;

- уступать друг другу.

           В такой коллективной деятельности  никто из ребят не остается в стороне, не предложив ничего своего. Обсуждение разных вариантов получается более основательным. И, наконец, для реализации наших целей самым важным и необходимым условием выполнения задания является взаимодействие детей внутри групп.

          Обсуждение с детьми их групповой работы.

           После совместной работы мы с ребятами обязательно проводим обсуждение, которое проводится следующим образом.

  1. Каждый из участников должен поделиться своими впечатлениями от хода и результатов работы: что понравилось, что не понравилось и почему.
  2. Высказываясь, дети стараются придерживаться следующих правил:

- все говорят по очереди;

- запрещается перебивать выступающего;

- нельзя обсуждать или оценивать мнение другого;

- необходимо ограничиться выражением собственного мнения о выполненной работе.

3. Учитель следит, чтобы дети соблюдали правила обсуждения, задает при необходимости уточняющие вопросы.

Вот примерные вопросы, которые я задаю ребятам:

  • Какую часть работы сделал ты (покажи)?
  • Понравилась ли тебе эта работа (трудились ли вы дружно)?
  • Нравится ли тебе то, что у вас получилось?
  • Нравится ли тебе то, что сделал ты сам?
  • Что можно было сделать лучше (что тебе не понравилось)?
  • Что ты хотел бы изменить или чем дополнить работу?

  Если ребенку трудно рассказать о своем опыте, я сама кратко сообщаю, на что обратила внимание по ходу работы. Стараюсь обратить  внимание на определенные моменты.

  1. Объем работы, выполненной ребенком.
  2. Участвовал ли он в воплощении общего замысла, или трудился «рядом, но не вместе».
  3. Доделывал ли он начатое другими и позволял ли им доделывать то, что начал сам.

           В завершение, после того как все выступили, я кратко делаю выводы:

 что получилось, что понравилось, какие встретились трудности и как они преодолевались, как лучше поступать в таких случаях.

           Такие обсуждения не только учат ребят, как надо поступать в тех или иных ситуациях, но и позволяют обиженным и неудовлетворенным «выпустить пар» и не копить обиду. Дети на опыте убеждаются в том, насколько полезно и эффективно обсуждать  свои действия, учатся этому. Опыт показывает, что в дальнейшем ребята сами начинают использовать обсуждение не только после завершения работы, но и на других ее этапах: по ходу выполнения, а позже – и при планировании.

Групповая проектная деятельность младших школьников.

          Выполняя задания описанных в предыдущей части типов деятельности, мои ребята приобрели определенный опыт группового взаимодействия с первого по третий класс. В четвертом классе к таким заданиям добавились более сложные.  

Имеющиеся у детей умения и навыки сотрудничества, подготовили их к новой, более глубокой деятельности – проектной. 

 Изучив необходимую научно-методическую литературу, я начала внедрять в свою практику метод проектов. Накопленный предыдущий опыт помог мне в обучении детей групповой проектной деятельности.

 Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения и воспитания.

           Важной задачей современной школы является развитие творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся. Актуальным остается использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

          Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

           В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

           Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

           Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

           Групповой проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся - партнеров, имеющая общие проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата.

           Одна из крупнейших современных исследователей учебных проектов Е.С.Полат (Москва), считает, что метод проектов может быть эффективен лишь в сочетании с «технологией работы в группах сотрудничества».

           Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. В своей работе с учащимися я придерживалась особых требований к учебному проекту.

  1. Необходимо наличие социально-значимой задачи (проблемы) –

 исследовательской, информационной, практической. Поиск такой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю - руководителю проекта вместе с учащимися – проектантами.

  1. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
  2. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена        участниками проектной группы.
  3. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
  4. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
  5. Все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, заготовки и т.д. оформляются в папку – Портфолио.

То есть проект – это «шесть П»:

ПРОБЛЕМА – ПРОЕКТИРОВАНИЕ (ПЛАНИРОВАНИЕ) – ПОИСК

ИНФОРМАЦИИ – ПРОДУКТ – ПРЕЗЕНТАЦИЯ – ПОРТФОЛИО.

 Типы проектов, которые  я использовала в своей практике:

              По продолжительности:

   - Мини-проекты (1 урок или менее);

   - Краткосрочные проекты (4-6 уроков - используются для координации деятельности участников проектных групп, а основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовки презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома).

           По комплексности (по предметно-содержательной области):

   - Монопроекты (проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности);

   - Межпредметные (выполняются исключительно во внеурочное время и под

руководством учителя, с использованием информации из разных областей знаний).

          По содержательной специфике (по Е.С.Полат):

   - практико-ориентированный проект (нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика, продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы и т.д.);

   - исследовательский проект (по структуре напоминает подлинно научное исследование, включает обоснование, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов);

   - информационный проект (направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения, представления для широкой аудитории;

   - творческие (предполагают соответствующее творческое оформление, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников);

ролево-игровые (участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы).

   Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру.

Поэтому в своей работе с детьми я придерживалась следующего алгоритма работы над проектом:

Стадия работы над проектом

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1.Подготовка

а) Определение темы и целей проекта, его исходного положения.

б) Подбор рабочей группы.

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при не- обходимости допол -нительную инфор- мацию. Определяют

цели проекта.

Знакомит со смы- слом проектного подхода и моти-

вирует учащихся.

Помогает в опре- делении цели про

-екта. Наблюдает

за работой уч-ся.

2.Планирование

а)Определение источников необ

-ходимой информации.

б)Определение способов сбора и анализа информации.

в)Определение способов пред- ставления результатов (формы).

г)Установление процедур и кри-

териев оценки результатов.

д)Распределение обязанностей между членами группы.

Формулируют зада -чи проекта. Выраба- тывают план дейст- вий. Выбирают и обосновывают кри- терии успеха про- ектной деятельно- сти.

Предлагает идеи, высказывает пред -ложения. Наб-

людает за рабо- той учащихся.

3.Исследование

а)Сбор, уточнение информации.

б)Выявление,«мозговой штурм»

и обсуждение альтернатив, воз-

никших в ходе выполнения проекта.

в)Выбор оптимального варианта

хода проекта.

г)Поэтапное выполнение иссле-довательских задач.

Поэтапно выполня -ют задачи проекта.

Наблюдает, сове- тует, косвенно руководит дея -тельностью уча- щихся.

4.Выводы

а)Анализ информации.

б)Формулирование выводов.

Выполняют исследо -вание и работают над проектом, ана -лизируя информа- цию. Оформляют проект.

Наблюдает, сове-

тует (по просьбе учащихся).

5.Представление

(защита) проек- та и оценка его результатов.

а) Подготовка отчета о ходе вы- полнения проекта с объяснени- ем  полученных результатов (формы: устный, устный с де- монстрацией материалов, пись- менный отчет).

б)Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успе-

хов и неудач) и причин этого.

Представляют проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке

Слушает, задаёт вопросы в роли рядового участ-

ника. При необ-

ходимости нап-

равляет процесс анализа. Оцени-вает усилия уча-щихся, качество отчёта, креатив-

ность, качество использования источников, по-

тенциал продол-

жения пректа.

          В качестве примеров можно привести ниже следующие групповые проекты, которые выполняли мои ребята.

Исследовательский мини-проект «Социологический опрос»

Внеурочная деятельность

           Цель: исследование (изучение) мнения членов группы-команды по вопросу: «Какими качествами должен обладать настоящий друг?»

           Опорный предмет: литературное чтение.

           Продукт: модель Настоящего друга, составленная на основе социологических исследований мнения учащихся 4Б класса (см. Приложение).

           Ход проекта: Проект готовила «группа социологов» (выбирали по одному  человеку от каждой группы).

           Учащиеся каждой группы на отдельных листочках кратко отвечали на вопрос: «Какими качествами должен обладать настоящий друг?», указывая только самое главное. Листочки сдавались «социологам».

            Дома социологи каждой команды распределяли листочки по группам: в каждой группе – одинаковые или похожие ответы. Они делали предварительную запись мнения ребят по данному вопросу для последующего совместного обобщения. На второй день с помощью учителя социологи снова обрабатывали информацию каждой группы, соединяя ее в единое целое – «Модель настоящего друга».

        На следующий день социологи проинформировали класс, какие разные типы ответов на заданный вопрос были даны, и какая получилась модель.  Продукт совместной деятельности обсудили со всеми ребятами и учителем, приняли классным коллективом и поместили в классный уголок «Союза друзей».

        Презентационный мини-проект «Правила поведения в школе».

 Внеурочная деятельность 

Опорный предмет: риторика «Строгий и мягкий запрет».

 Цель: создание каждой группой знаков-символов, отражающих правила поведения учащихся.

           Презентационный мини-проект Защита Поступка»

Внеурочная деятельность

Опорный предмет: риторика, литературное чтение.

 Цель: каждой группе представить как можно убедительнее настоящий поступок (из книг, фильмов или из жизни), используя разные формы (сообщения, театрализацию и т.д.).

           Творческий мини-проект «Символика нашего класса».

 Внеурочная деятельность

Опорный предмет: Изобразительное искусство, история.

 Цель: каждой группе разработать и предложить варианты символики своего класса; обосновать, почему выбраны именно такие символы и как они связаны с жизнью класса.

           Творческий мини-проект «Мы – дети твои, дорогая Земля!»

  Внеурочная деятельность

 Опорный предмет: окружающий мир, ИЗО.

 Цель: создание каждой группой адресной иллюстрированной книги-раскладушки по схеме: «4Б КЛАСС - ШКОЛА № 27 – г.КАСЛИ – ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ – УРАЛ – РОССИЯ – ЕВРАЗИЯ – ЗЕМЛЯ – ГАЛАКТИКА».

        Творческие  краткосрочные проекты о дружбе.

 Внеурочная деятельность

 Опорный предмет: литературное чтение, риторика, трудовое обучение.

           Цели: издание газеты или коллажа, раскрывающих тему дружбы, творческая защита продукта совместной деятельности.

          Ход проекта: Перед началом работы над проектом я предложила тему. Каждая из четырех групп обсудила творческое название проекта и продукта совместной деятельности. Дети выбрали следующие названия: «Наша дружба», «Ключи от дружбы», «Вместе о дружбе», «Мы – друзья!».

        В каждой проектной группе определили лидера-координатора, распределили роли (художники-оформители, поисковая деятельность, редакторы, творческое звено), обсудили план работы. В течение недели проектанты готовились к совместной деятельности по созданию газеты о дружбе: подбирали материал из разных источников (стихи, пословицы, свои сочинения, фотографии, иллюстрации), делали заготовки, консультировались у учителя, родителей, библиотекаря. На уроке трудового обучения нарисовали эскиз, уточнили композицию, оформили газету, обсудили защиту. Далее на уроке риторики провели творческую презентацию и совместно с учителем проанализировали проектную деятельность каждой проектной группы.

 

         Ролевой творческий проект «Рождественский праздник – Святки»

           Внеурочная деятельность. Общешкольное КТД.                                         Продолжительность: 1 месяц (с 20 ноября по 20 декабря).

          Цели: развитие творческих способностей детей, воспитание патриотизма через углубленное знакомство с народными праздниками.

           Продукт проектной деятельности: театрализованный праздник в народных традициях.

           Ход проекта:

        Подготовительный этап: В течение месяца ребята искали и изучали материалы из истории русских народных праздников, работая с источниками детской, школьной, домашней библиотеки, приобщая к поисковой и информационной деятельности родственников разных поколений, библиотекарей, работников музея, преподавателей музыки. Совместно с родителями готовили стилизованные костюмы, реквизит, декорации  к празднику, народные инструменты. Каждая группа разучивала свой блок спектакля: народные игры, песни, частушки, потешки, заклички-пожелания и др. Далее шла репетиция со всем классным коллективом.

           Основной этап: Класс представлял театрализованное представление «Святки», выступая перед учащимися младших классов и среднего звена.          Ребята показали:

- целостность праздника, соответствие народным традициям;

- яркость, колоритность и артистичность в представлении;

- умение вести себя на сцене, знание текста наизусть, четкость и правильность речи, музыкальное сопровождение.

          Заключительный этап: оценка зрителями, членами жюри, анализ и само- оценка в классном коллективе результата творческой проектной деятельности.

            Исследовательские проекты

(проводились в рамках Недели Русского языка интеллектуальной фазы общешкольной Программы воспитывающей деятельности для младших школьников «Лукоморье»).

           Темы проектов:

  • «Слова - старожилы (архаизмы)» выполняла группа «Весельчаки».
  • «Слова - близнецы (омонимы)» выполняла группа «Искатели».
  • «Слова – гости (неологизмы)» выполняла группа «Мыслители».
  • «Почему мы так  говорим? (фразеологизмы)» - выполняла группа «Мечтатели».

           Опорный предмет: русский язык.

           Продолжительность: 4 недели.

           Цель: формирование общеучебных навыков, развитие самостоятельности, творческих способностей в процессе групповой проектной деятельности.

           Продукт: творческая проектная папка (Портфолио).

           Критерии оценивания:

- самостоятельность учащихся при работе над проектом;

- полнота раскрытия темы;

- качество выполнения продукта совместной деятельности;

- правильность оформления папки проекта (Портфолио).

        Таким образом, в ходе проектной деятельности у учащихся формируются следующие общеучебные умения и навыки:

  1. Рефлексивные умения.
  2. Поисковые (исследовательские) умения.
  3. Навыки оценочной самостоятельности.
  4. Умения и навыки работы в сотрудничестве.
  5. Коммуникативные умения.
  6. Презентационные умения и навыки.

     Преимущества групповых проектов:

  1. у учащихся проектной группы формируются навыки сотрудничества;
  2. проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
  3. каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и, наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы;
  4. в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

        В современной школе только проектная деятельность позволяет в полной мере реализовать принцип проживания, в соответствии с которым осуществляется абсолютное личностное принятие каждым учащимся целей и содержания обучения.

        При работе в микрогруппе каждый из ее участников находится в одной из стандартных ролей: лидер-генератор идей, лидер-организатор,

эмоциональный лидер, критик и др.

        Таким образом, традиционная классно-урочная система создает «содержание образования», тогда как проектная деятельность при правильной ее организации, способна наполнить смыслом жизнь и деятельность детей в ходе выполнения проекта.

        Задача школы состоит не только в том, чтобы подготовить ребенка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. Ведь полноценная, обогащенная ценностным личностным опытом жизнь «сегодняшнего дня» - лучшая подготовка к жизни «завтрашнего дня».        

        

Работа с родителями – участниками образовательного процесса

        Залогом успешной учебно-воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками образовательного процесса – это важная и ответственная задача педагога.

        Данную задачу я решаю, применяя в своей практике технологию педагогической поддержки родителей младших школьников, которая включает в себя следующие направления деятельности классного руководителя:

- изучение семей учащихся;

- педагогическое просвещение родителей;

- обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных творческих дел в классе;

- педагогическое руководство деятельностью родительского комитета класса;

- индивидуальная работа с родителями;

- информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

        Работа по каждому из перечисленных направлений складывается из определенной совокупности форм и способов деятельности. Их выбор обусловлен:

  • целями и задачами воспитательной работы;
  • личностными и профессиональными особенностями классного руководителя;
  • традициями школы и класса;
  • своеобразием состава учащихся и их родителей;
  • тенденциями развития воспитательных отношений в классном коллективе;
  • принципами взаимодействия учителя и родителя.

Направления деятельности классного руководителя

Формы и методы работы с родителями младших школьников

Изучение семей учащихся

Позволяет классному руководителю лучше узнать детей и их родителей, понять стиль жизни семьи, ознакомиться  с домашними условиями развития личности ребенка:

  • посещение семей;
  • анкетирование;
  • сочинения «Моя семья», «Вечер в нашей семье» и т.п.;
  • педагогические мастерские;
  • деловые игры с родителями;
  • конкурсы семейных творческих работ;
  • формирование банка данных о семье и семейном воспитании и т.п.

Педагогическое просвещение родителей

Планируется в соответствии с возрастными особенностями детей, целями и задачами учебно-воспитательного процесса, конкретными проблемами, возникающими в ходе совместной деятельности учителя и родителей:

  • лекции по педагогике и психологии, праву, этике, физиологии и гигиене;
  • родительские собрания;
  • тематические консультации;
  • педагогические практикумы и тренинги по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребенка в семье и школе;
  • обзор популярной педагогической литературы ля родителей;
  • обмен опытом воспитания детей в семье;
  • вечер вопросов и ответов;
  • день открытых дверей и т.п.

Обеспечение участие родителей в жизнедеятельности классного коллектива

Осуществляется классным руководителем с помощью включения их в такие виды взаимодействия как:

  • совместное планирование воспитательной работы в классе;
  • коллективные творческие дела;
  • праздники, вечера, концерты;
  • посещение театров, выставок, библиотек и т.п;
  • прогулки, походы, поездки, экскурсии;
  • выставки творческих работ;
  • Дни здоровья;
  • помощь в ремонтных работах и эстетическом оформлении кабинета;
  • участие в оборудовании кабинета, изготовление наглядных пособий;
  • приобретение учебных пособий;
  • организация миникружков и клубов и т.п.

Педагогическое руководство деятельностью родительского комитета класса

От деятельности родительского комитета зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношение родителей друг с другом, общение взрослых и детей

  • выборы родительского комитета;
  • помощь в планировании и организации его деятельности;
  • работа с социально неблагополучными семьями;
  • установление связи с шефами, общественностью;
  • «Горячий телефон» (родитель – председатель р/к – классный руководитель) и т.п.

Индивидуальная работа с родителями

Позволяет установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей развивающего влияния на личность ребенка

  • посещение семей;
  • индивидуальные беседы с родителями;
  • совместное определение перспектив и средств для развития ученика;
  • педагогические консультации;
  • индивидуальные поручения;
  • индивидуальная переписка в дневниках учащихся (к/р – родителям, родители - к/р)

Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся

  • тематические и итоговые родительские собрания;
  • индивидуальные консультации;
  • проверка дневников учащихся;
  • составление карт развития детей и таблиц результатов их учебной деятельности;
  • ведение дневников наблюдения за процессом развития ребенка, детских портфолио;
  • направление родителям писем-характеристик, записок-извещений, благодарственных и поздравительных открыток;
  • проведение итоговых КТД, как смотров достижений учащихся за год.

В своей педагогической деятельности я использую коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия с родителями, а также традиционные и нетрадиционные.

        В реализации программы по обучению младших школьников взаимодействию и сотрудничеству в групповой деятельности «Мы вместе», родители играют активную роль, показывая пример организованного общения:

  • входят в состав малых групп вместе с детьми (2-3 человека) в процессе различных мероприятий и праздников;
  • образуют отдельную группу-команду из нескольких родителей, соревнуясь с детьми в различных состязаниях;
  • оказывают разнообразную помощь детям – членам группы-команды по подготовке к различным мероприятиям (декорации, костюмы, музыкальное оформление, составление сценариев, репетиции и т.д.)
  • выступают в роли руководителей при подготовке групповых творческих работ, проектов учащихся (помощь в поиске необходимой информации в дополнительной литературе, Интернете, оформлении работ и т.д.);
  • инициативная группа, выбранная родителями, выступает в роли экспертов при оценке деятельности групп-команд учащихся;
  • групповая организация детей совместно с родителями применяется на родительских собраниях для разыгрывания и разрешения предложенных ситуаций, встречающихся в жизни детей и родителей;
  • групповые тренинги детей совместно с родителями и т.д.

«Создание комфортных условий для участников образовательного процесса через установление контакта, доброжелательных отношений, умение вовремя преодолеть конфликтную ситуацию, найти разнообразные формы взаимодействия» – эту задачу мы с родителями решаем вместе.

        

Заключение

Формирование у учащихся навыков общения, взаимодействия и сотрудничества является чрезвычайно важной проблемой. Работая над ней целенаправленно с первого класса, в своей педагогической деятельности я применяла Технологию организованного общения младших школьников. Она имеет следующую последовательность:

  1. Изучение межличностных отношений детей.
  2. Организация малых групп.
  3. Обеспечение эффективной деятельности и дружеского общения детей в группе.

Чтобы данная технология была результативной с точки зрения личностно-ориентированного образования, я старалась обеспечить ряд важных педагогических условий:

- организацию эффективного взаимодействия и сотрудничества микро-групп в классе;

- обучение детей культуре общения;

- гуманизацию отношений девочек и мальчиков;

- выстраивание регуляторов жизни класса: совместная выработка законов, правил, традиций своего класса;

- создание ситуаций успеха как для отдельных детей, так и для микрогрупп, и для всего класса;

- предоставление детям возможности свободного выбора значимой для них деятельности, форм ее организации и общения;

- развитие гуманистического взаимодействия класса с другими классами и творческими группами школы.

        Систематическая работа по формированию навыков группового взаимодействия, которую я вела на протяжении 4-х лет в начальной школе, имеет положительные результаты. Моих ребят отличает следующее:

- умение договариваться между собой и дружно трудиться для достижения общей цели;

- уживчивость и терпимость друг к другу (толерантность);

- интерес к коллективной деятельности и радость от продукта совместного труда;

- критическое мышление при оценке продукта совместной работы своей группы и других;

- умение радоваться не только своим успехам, но и успехам других;

- творчество и инициатива в совместной деятельности;

- взаимное уважение и доверие.

        Взаимоотношения ребят в школе доброжелательные, дружеские. Они сами могут урегулировать конфликтные ситуации, самостоятельно организовать групповую деятельность, проявив инициативу. Со сверстниками ведут доброе соперничество, которое стимулирует дальнейшее самосовершенствование личности в творческом и интеллектуальном развитии.  

        

                       


[1] Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.4. – М., 1984.

[2] Леонтьев А.А. Психология коллективной деятельности в учении. //Начальная школа + До и После. 2002, №11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы использования групповых взаимодействий как метода обучения младших школьников

Вся система образования в России в настоящее время находится под влиянием идей, которые были сформулированы в работах теоретиков общей и педагогической психологии (Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготский, В...

Обучение младших школьников взаимодействию и сотрудничеству

Презентация о этапах работы по обучению младших школьников сотрудничеству на уроках изобразительного искусства, технологии...

«Обучение младших школьников общению, как разновидности взаимодействия с применением новых педагогических технологий»

О важности и значимости обучения младших школьников общению с применением новых педагогических технологий....

Образовательная программа "Обучение младших школьников конструктивным навыкам разрешения споров и конфликтов (на основе восстановительной модели процесса медиации ШСП)"

Социально-психологическая направленность программы для начальной школы.Актуальность образовательной программы продиктована рядом факторов. Перемены в социально-экономической, социально-психологической...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Обучения младших школьников конструктивным навыкам разрешения споров и конфликтов (на основе восстановительной модели процесса медиации ШСП)

Цель программы: оптимизация межличностных отношений субъектов образовательной среды (дети младшего школьного возраста).Задачи:1. Снижение уровня конфликтности, психологической напряженности в образова...

Компетентностный подход к обучению младших школьников взаимодействию и сотрудничеству в процессе интерактивного общения

Представленная система работы направлена на формирование и развитие ключевой компетенции  в сфере социально – трудовой деятельности: построение с другими людьми отношений сотрудничества и п...