Программа обучения младших школьников исследовательской деятельности
рабочая программа (1,2,3,4 класс) на тему

Карнаухова Татьяна Александровна
программа кружка

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Программа обучения младших школьников

                                  исследовательской деятельности

                                                   Пояснительная записка

                 Практика использования методов исследовательского обучения в учебном процессе современной школы находит всё большее применение.  Уже в начальной школе  дети выполняют задания связанные с самостоятельным творческим, исследовательским поиском.

                 Дети младшего возраста с большим интересом участвуют в создании творческих и исследовательских проектов средствами информационных технологий.

                 Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения.

                 Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальны для ребёнка.

                   Итогом исследовательской работы и главным этапом обучения юного исследователя является выступление на детской конференции, на которой создаётся «ситуация успеха» для каждого ученика.

                      Цель программы:

Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

                        Задачи программы:

  • Развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников;
  • Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
  • Формирование представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Материал  программы опирается на следующие понятия:

                    Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций.

                     Тема исследования отражает проблему в её характерных чертах. Удачная, чёткая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.

                           Актуальность  выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования.

                            Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

                            Объект исследования – это область, в рамках которой ведётся исследование совокупностей связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследования информации.

                             Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.

                       Требования к уровню освоения содержания программы

  • В ходе освоения программы возрастут познавательные потребности младших школьников.
  • Собственная исследовательская практика расширит кругозор ребёнка, позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний.
  • В ходе предусмотренных программой тренингов исследовательских способностей развиваются специальные умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.
  • В качестве основных критериев выступают стремление и попытки использования исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Литература:

  1. Безрукова В.С. «Настольная книга педагога-исследователя», Екатеринбург, Дом учителя, 2000.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология, Москва, Методика, 1991.
  3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.
  4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?, Москва, Генезис,1998.
  5. Тащоров С.Т. Групповая работа в развивающем обучении, Рига, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник программы обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству "Мы вместе"

Можно ли быть невоспитанным? Можно. Но только это очень неудобно, унизительно, а порой и рискованно: вдруг последствия какого-либо поступка будут иметь серьезные проблемы, неприятные для человек...

Психокоррекционная программа для младших школьников, испытывающих трудности в обучении и поведении на начальном этапе обучения

Система психокоррекционной работы со школьниками 7-10 лет, имеющими трудности в обучении и поведении, разработана кандидатом психологических наук Н.Л. Васильевой. Данная система взята за основу ...

Образовательная программа "Обучение младших школьников конструктивным навыкам разрешения споров и конфликтов (на основе восстановительной модели процесса медиации ШСП)"

Социально-психологическая направленность программы для начальной школы.Актуальность образовательной программы продиктована рядом факторов. Перемены в социально-экономической, социально-психологической...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Обучения младших школьников конструктивным навыкам разрешения споров и конфликтов (на основе восстановительной модели процесса медиации ШСП)

Цель программы: оптимизация межличностных отношений субъектов образовательной среды (дети младшего школьного возраста).Задачи:1. Снижение уровня конфликтности, психологической напряженности в образова...

Коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности младших школьников: «Формирование предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения русскому языку у детей младшего школьного возраста с речевой патологией».

образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с речевой патологией, т.к. считаю, что именно таким детям необходима дополнительная помощь, которая позво...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности общекультурной направленности "Младший хор начальной школы (третий год обучения)"

В работе с хором ставится важнейшая задача, это выявление одаренной личности, развитие её творческой индивидуальности и обеспечение реализации самобытности ребенка. Важно через хоровую деятельнос...

Обобщенный опыт моей педагогической деятельности в рамках методического семинара на тему: «Нравственное обучение младших школьников в процессе обучения».

В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение становится все бо...