Исследовательская работа
опыты и эксперименты (2 класс)

Илатовская Софья Анатольевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Я не степью хожу, я хожу по аптеке... ».

            Испокон веков люди лечились с помощью растений от различных заболеваний. За тысячи лет накоплен огромный опыт использования трав в качестве лекарств. Известные врачеватели древности применяли в своей практике растения, которые и по сей день используются в современной медицине.

Я не степью хожу, я хожу по аптеке...

4 класс

Аннотация

Новизна данной работы заключается в том, что через краеведческую работу можно раскрыть сущность и значение лекарственных растений в жизни человека.

Объектом исследования являются жители нашего села Даурия

Предметом исследования является вопрос о связи лекарственных растений, прорастающих в нашей местности с практическим их использованием.

Цель:

-выяснить какие лекарственные растения растут в селе Даурия;

-какими лечебными свойствами обладают эти растения;

-какие растения использовали наши предки в народной медицине.

задачи:

  • провести социологический опрос населения,
  • выяснить, пользуются ли жители села лекарственными растениями,
  • изучить   литературу по данной теме,
  • обобщить   информацию для раскрытия цели исследования.

Для работы выбраны методы, с помощью которых осуществлялось исследование по данной темы.

- опрос взрослых людей (учителей, родителей, родственников)

-   изучение литературы,  краеведческих источников, интернет ресурсов

 -обработка полученной информации,

- творческий метод

Я не степью хожу, я хожу по аптеке...

План исследований

  1. Определение проблемы исследования: изучение лекарственных растений произрастающих. Получить ответы на ряд вопросов :

1)какие растения Вы встречали в селе;

 2)можете ли вы из перечисленных Вами растений назвать лекарственные;

3)какие болезни помогают излечить эти растения

  1. Гипотеза1) Возможно, что лекарственные травы способны заменить таблетки и помочь в лечении различных заболеваний.

2) Мы, жители сельской местности, достаточно хорошо знаем лекарственные травы.

  1. Изучение специальной литературы. Знакомство с книгой  Кортикова В.Н.,Кортикова А.В. «Полная энциклопедия лекарственных растений», книгами Граубина Г.Р. «Наша малая Родина».
  1.  Исследование растений нашей местности. Целью первого этапа исследовательской работы стал сбор информации о наиболее распространённых лекарственных травах в окрестностях села Даурия. Необходимо было узнать, насколько хорошо жители села знакомы с лекарственными травами. Был проведён опрос среди учителей, родителей, родственников. Были названы такие лекарственные растения , как ромашка, подорожник, василёк, одуванчик, хвощ, тысячелистник, чабрец, чистотел, ургулька, крапива, спорыш, кошачьи лапки, мята, чертополох, пустырник, полынь.
    После того, как мы узнали о наиболее распространённых лекарственных растениях нашего края, изучая дополнительную литературу, рассматривая школьный гербарий, мы узнали о травах растущих в нашей местности и их полезных свойствах. Из перечисленных растений мы выбрали следующие:  ромашка, подорожник, одуванчик, хвощ, чабрец, ургулька (сон – трава, подснежник), крапива, спорыш , чертополох, пустырник, полынь.
           

Описание работы

Я не степью хожу - я хожу по аптеке, Разбираясь в её травяной картотеке. Беспредельная степь, бесконечная степь Ты природой написанный странный рецепт.

С.Кирсанов

I. Из истории траволечения.

       На заре человечества жизненный опыт был единственной формой изучения окружающего мира. Опыт и наблюдения позволили народам всех стран выявить лечебные свойства многих растений. Помогли и наблюдения за поведением животных. Из истории нам известно, что животные на пастбищах поедают растения выборочно, не трогая ядовитые. Даже собаки и кошки, не являясь травоядными, иногда разыскивают и поедают какие-то свои травки.

Это и помогло людям убедиться в том, что после употребления одних у животных появляются возбуждение, рвота, понос и другие необычные реакции. Так были выявлены рвотные и слабительные средства, которые в дальнейшем и стали применять с лечебной целью.

Лимонник тоже был известен давно. Сибирские охотники и ямщики с давних пор применяли его как возбуждающее средство для лошадей, добавляя плоды в овес, иногда пробуя чудесное растение сами.

Бурятские охотники заметили, что раненые олени поедают красную гвоздику, которая известна местному населению как кровоостанавливающее средство. А вот маралий корень (левзея) свое название получил в результате наблюдений за сибирскими оленями (маралами), которые с его помощью восстанавливали силы.

В начале лекарствоведением занимались женщины — хранительницы домашнего очага. На египетских папирусах   упоминаются   богини — знатоки лечебных растений Изида и Нита   (у греков Артемида и Афина). Сегодня мы пользуемся словами «гигиена», «панацея», которые связаны с именами дочерей бога медицины Асклепия — Гигиен и Панакеи. По мифологическим представлениям, Гигиен, сопровождая отца-врачевателя, кормила из руки змею. Поэтому, на эмблеме медицины, сохранившейся до настоящего времени, мы видим чашу и змею.

Мы имеем мало достоверных сведений о лекарствах, применявшихся в древности, но после появления письменности сохранилось много материалов, свидетельствующих о развитии лекарствоведения.

Народами древнего мира использовались до 21 тысячи видов растений. Уже на самых ранних стадиях развития человечества растения были не только источником питания людей, они помогали человеку избавиться от болезней. Самый древний , из дошедших до нас медицинских трактатов – это табличка , найденная при раскопках шумерского города. В 145 строках на шумерском языке даны прописи 15 рецептов. Из них следует, что врачи древнего Шумера использовали в основном такие растения , как горчица, пихта, сосна, чабрец, плоды сливы, груши, фиги и другие.

Литературные источники свидетельствуют об употреблении лекарственных растений так же в Ассирии, Египте, Индии, Китае примерно за 3000 лет до н.э., а в начале н.э. – в Иране, Греции и Риме. В середине века – в арабских странах. Средней Азии, Азербайджане, Грузии, Армении, европейских странах.

В России лекарствоведение развивалось не менее бурно. Отличительная черта русской народной медицины в том, что она меньше находилась под влиянием религии.

Русская народная медицина носила самобытный характер. Наши предки рассматривали растительный мир с практической точки зрения. Из летописей известно, что врач киевского князя Владимира Святославича (1015 г.) Иван Смер, был хорошим знатоком лекарственных трав. В 1073 году был издан «Изборник Великого князя Святослава Ярославича», в котором описаны многие лекарственные травы. А в XII веке внучка Владимира Мономаха Евпраксия написала трактат о целебных свойствах трав.

Русский народ гораздо раньше народов Западной Европы знал и применял красавку, дурман, бадан, редьку, шиповник и другие растения для лечебных целей. Рукописные книги, которые содержали сведения о различных лекарствах, в том числе и целебных травах, назывались «травниками»   или   «зелейниками» (зелье, т.е. лекарство).

Большое распространение приобрели на Руси подобные «травники» в XVI и особенно в XVII веках. Царь АлексейМихайлович издал указ о сборе целебных трав, Заготавливали дикорастущие растения, а позднее появились аптекарские огороды., которые разбивались вблизи крупных городов или госпиталях. Также было создало особое учреждение Аптекарский приказ, в ведении которого было медицинское дело и главной задачей которого являлось обеспечение лечебной помощью царского двора и войска.

Большое влияние на медицинское и лекарственное дело в России оказали реформы Петра I. Его указом были организованы медицинские школы, учреждены восемь аптек и наложении запретили на торговлю лекарствами вне их. Аптеки появились в Киеве, Воронеже, Астрахани, Архангельске. Самый большой аптекарский огород в Санкт -Петербурге был разбит на берегу реки Невы, на острове, до сих тор носящем название Аптекарский.

Заготовку растительного сырья вели по всей России. Однако лекарственная флора в те годы изучалась недостаточно. В XVIII веке Академией наук были организованы многочисленные научные экспедиции, в том числе и по изучению лекарственной флоры. Работы таких выдающихся ученых - естествоиспытателей, как И. И. Лепехин («Размышления о нужде испытывать лекарственную силу собственных Произрастаний» ), П.С. Паллас («Описание растений Российского государства»), обогатили исследования растительности нашей страны и позволили выявить новые виды целебных трав.

Со второй половины XIX столетия интерес к лекарственным растениям отечественной флоры угас. Это было связано с большими успехами в области синтеза новых химических препаратов и уменьшением заготовок лекарственных трав. Лишь в 30 - е гг. начинается работа по заготовке лекарственных растений. В 1921 году Совет Народных Комиссаров РСФСР издал специальный декрет «О сборе и культуре лекарственных растений», который ознаменовал новую страницу в истории использования лекарственных растений в нашей стране.

А в 1931 году основан Всесоюзный научно - исследовательский институт лекарственных растений

                            Лекарственная растительность села Даурия

        Забайкальский край - славится своими горами и долинами, реками и озёрами. И там нашли себе место неповторимые лекарственные растения, которые готовы прийти нам на помощь!

Известно, что человек переносит лекарственные травы лучше, чем химические препараты, которые представляют собой чужеродные для организма вещества. Кроме того, травы успешно лечат целый спектр заболеваний, предупреждают появление новых, очищают и омолаживают организм.


Подорожник большой

Подорожник большой – многолетнее травянистое растение, с цветоносным стеблем до 20 – 30 см высоты. Цветёт с июня до осени.

Используются листья, собранные во время цветения. Препараты подорожника показаны при лечении язвенной болезни желудка и кишечника, отвар – при дизентерии. Настой из листьев – одно из лучших отхаркивающих средств. Листья подорожника применяют также как кровоостанавливающее и ранозаживляющее средство.
                                       

  Ромашка  

  Ромашка– однолетнее травянистое растение, высотой до 20 – 40 см. Цветёт ромашка в мае – августе. Используются цветочные корзинки, собранные в начале цветения, когда краевые язычковые цветки в корзинках расположены горизонтально.
Настой цветочных корзинок ромашки оказывает противовоспалительное, кровоостанавливающее, болеутоляющее, потогонное, желчегонное действие.
В косметике ромашка находит применение в виде настоя для придания волосам золотистого оттенка и для поддержания свежести кожи в качестве умываний.

Заключение

Человек использовал травы в качестве лекарства задолго до появления медицины как науки. Этот опыт передавался веками. 

Поставив перед собой цель – изучить наиболее распространённые лекарственные травы нашего села, нам пришлось выполнить огромную работу. Своё знакомство начали с изучения домашних энциклопедий, справочников, газет. Конечно же, не всегда мы могли найти все нужные книги дома, поэтому посещали школьную и сельскую библиотеки. Беседовали с родителями, бабушками, дедушками. Искали информацию в сети интернет. И были удивлены, что в состав почти каждого растения входят такие микроэлементы, которые содержатся и в медицинских препаратах и не исключение – дорогостоящие. 

Наша первая гипотеза подтвердилась. Травами можно вылечить практически любое заболевание, нужно только знать лекарственные растения и правильно приготовить народное средство.

Чтобы проверить вторую гипотезу, провели опрос на знание лекарственных трав. Оказалось, что недостаточно хорошо мы знаем лекарственные растения. Таким образом, вторая гипотеза не подтвердилась.

Хотелось бы в дальнейшем продолжить изучение данной темы, так как тема была взята зимой , а не весной или летом , ведь мир растений очень велик и разнообразен . В нашей работе нет практических достижений.

    Литература

  1. Атлас лекарственных растений. Москва, 2000 г.
  2. Граубин Г.Р. наша малая Родина: книга для чтения в начальной школе в 2-х частях.-Чита: Экспресс-издательство, 2008г.
  3. Кортиков В.Н.,Кортиков А.В. «Полная энциклопедия лекарственных растений».издательский Дом «Проф-Пресс».Ростов-на –Дону, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа: шаг за шагом (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка")

В материале показан пошаговый алгоритм проведения исследовательской работы (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка").Выделены следующие этапы:Шаг 1. Актуальность проблемыШаг 2. Теоретическ...

Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...