Диагностические пробы по предмету "Изобразительная деятельность"
материал

Мадьярова Раушания Чагваровна

Диагностические пробы по предмету "Изобразительная деятельность", по СИПР 2вариант.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskie_proby_izobrazitelnaya_deyatelnost.docx38.69 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностические пробы к учебному предмету «Изобразительная деятельность».

Рисование.

Проба 1. Различение инструментов и материалов, используемых для рисования

Цель: оценить умение различать инструменты и материалы, используемые для рисования (краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, альбом для рисования, мольберт, кисти, емкость для воды)

Диагностический материал: инструменты и материалы, используемые для рисования (краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, альбом для рисования, кисти, емкость для воды) или изображения инструментов и материалов для рисования, картинки с изображением назначения инструментов и материалов; картинки, пиктограммы

 Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

2) Педагог кладет на стол перед ребенком инструменты и материалы для рисования или картинки с изображением инструментов и материалов для рисования, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Покажи краски (мелки, карандаши, фломастеры, палитру, мольберт, кисти, альбом для рисования, емкость для воды)» / «Найди краски (мелки, карандаши, фломастеры, палитру, мольберт, кисти, альбом для рисования, емкость для воды)» / «Где краски (мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, альбом для рисования, емкость для воды)?» / «Посмотри на краски (мелки, карандаши, фломастеры, палитру, альбом для рисования, мольберт, кисти, емкость для воды)»

 3) Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением назначения инструментов и материалов для рисования, привлекает внимание ребенка, поочередно показывает инструменты и материалы (или их графические изображения) и предъявляет речевую инструкцию: «Покажи, для чего это нужно» / «Найди, что этим делают» / «Посмотри, для чего это нужно».

*Проба проводится 1 раз  Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок различал инструменты и материалы, используемые для рисования (краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, альбом для рисования, мольберт, кисти, емкость для воды), определял их назначение

 1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при различении инструментов и/или приспособлений и/или определении их назначения

Выбор из программного материала ожидаемого результата различение инструментов и материалов, используемых для рисования в СИПР актуален при оценке 1 балл.  

 

Проба 2. Оставление графического следа на бумаге

Цель: оценить умение оставлять графический след на бумаге

Диагностический материал: лист бумаги, кисть, краска, емкость для воды, карандаш; картинки, пиктограммы

Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

2) Педагог кладет на стол перед ребенком лист бумаги, карандаш, кисть, краску, емкость для воды, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Нарисуй линию карандашом (краской)» / «Проведи линию карандашом (краской)».

*Проба проводится 1 раз  

Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок провел линию карандашом, краской (пальцем, кисточкой)  1 балл – при выполнении пробы ребенок провел линию карандашом и/или краской (пальцем и/или кисточкой), с помощью педагога  

Выбор из программного материала ожидаемого результата оставление графического следа в СИПР актуален при оценке 1 балл.  

 

Проба 3. Приемы рисования карандашом

 Цель: оценить умение использовать разные приемы при рисовании карандашом Диагностический материал: лист бумаги, карандаш одного цвета (например, зеленый), лист с изображением контура мяча; картинки, пиктограммы

Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

2) Педагог кладет на стол перед ребенком лист бумаги, карандаш, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение), показывает жестом или дает образец: «Нарисуй тонкую (толстую) линию» / «Проведи тонкую (толстую) линию».  

 3) Затем педагог предъявляет речевую инструкцию или показывает образец (готовый рисунок): «Раскрась мяч: одна половина светлая, другая половина - темная» / «Раскрась мяч: верх – светлый, низ - темный».

*Проба проводится 1 раз  

Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок использовал нажим карандаша при рисовании тонкой и толстой линий, раскрашивании мяча  

1 балл – при выполнении пробы ребенок не использовал нажим карандаша при рисовании тонкой и толстой линий, раскрашивании мяча; нарисовал карандашом тонкую и/или толстую линию и/или раскрасил мяч в соответствии с заданием, с помощью педагога  Выбор из программного материала ожидаемого результата освоение приемов рисования карандашом в СИПР актуален при оценке 1 балл.  

 

Проба 4. Приемы рисования кистью  

Цель: оценить умение использовать разные приемы при рисовании кистью (прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы)

Диагностический материал: листы бумаги с изображением подсолнечника, утят, цветка, кисть, краски, емкость для воды; картинки, пиктограммы

Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

2) Педагог кладет на стол перед ребенком лист бумаги с нарисованным объектом (подсолнечник, утята, цветок), которые ребенку нужно дополнить отдельными элементами, кисть, краски, емкость с водой, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Дорисуй подсолнечник (утят, цветок)».

*Проба проводится 1 раз  Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок дополнил объект (подсолнечник, утята, цветок) необходимыми элементами, использовал подходящий прием рисования кистью

1 балл – при выполнении пробы ребенок использовал один или несколько не подходящих приемов рисования кистью при дополнении объектов, рисовал  с помощью педагога  Выбор из программного материала ожидаемого результата освоение приемов рисования карандашом в СИПР актуален при оценке 1 балл.  

 

Проба 5. Выбор цвета для рисования

Цель: оценить умение выбирать цвет для рисования знакомых объектов

Диагностический материал: листы бумаги с нарисованными контурами объектов (лимон, огурец, помидор), цветные карандаши (краски, емкость для воды, кисть); картинки, пиктограммы

Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.    

 2)  Педагог кладет на стол перед ребенком цветные карандаши (краски, емкость с водой, кисть), лист бумаги с нарисованным контуром объекта (лимон, огурец, помидор), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Раскрась лимон (огурец, помидор)».

*Проба проводится 1 раз  

Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок выбрал цвет карандаша (краски), соответствующий цвету объекта рисования (лимон, огурец, помидор)

1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при выборе цвета карандаша (краски) для рисования объектов (лимон, огурец, помидор) Выбор из программного материала ожидаемого результата выбор цвета для рисования в СИПР актуален при оценке 1 балл.  

 

Проба 6. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов  

Цель: оценить умение получать цвет краски путем смешивания красок других цветов  Диагностический материал: краски (синяя, желтая, красная, белая), кисть, емкость для воды, палитра; картинки, пиктограммы  

Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

 2) Педагог кладет на стол перед ребенком краски, кисть, емкость для воды, палитру, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Сделай краску зеленого (оранжевого, фиолетового, голубого, розового) цвета» или показывает готовый цвет краски и предъявляет речевую инструкцию: «Сделай краску такого же цвета».

*Проба проводится 1 раз  

Оценка. 2 балла – при выполнении пробы ребенок правильно смешал краски для получения краски зеленого, оранжевого, фиолетового, голубого, розового цвета

1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при выборе цвета красок для смешивания, перемешивал краски с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата получение цвета краски путем смешивания красок других цветов в СИПР актуален при оценке 1 балл.  

 

Проба 7. Рисование точки, линии, соединение точек

Цель: оценить умение рисовать точку, линию, соединять точки

 Диагностический материал: карандаш, лист бумаги, лист бумаги с нарисованными точками (2 точки, 3 точки, 4 точки); картинки, пиктограммы

Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

2) Педагог кладет на стол перед ребенком лист бумаги, карандаш, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Нарисуй точку (линию)».  

3) Педагог кладет на стол перед ребенком лист бумаги с нарисованными двумя (тремя, четырьмя) точками, карандаш, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Соедини точки». *Проба проводится 1 раз  

Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок нарисовал точку, линию, соединил точки

1 балл – при выполнении пробы ребенок нарисовал точку и/или линию и/или соединил точки, с помощью педагога

 Выбор из программного материала ожидаемого результата рисование точек / рисование линий (вертикальных, горизонтальных, наклонных) /соединение точек в СИПР актуален при оценке 1 балл.  

 

Проба 8. Рисование геометрической фигуры

Цель: оценить умение рисовать геометрическую фигуру (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник)

Диагностический материал: карандаш, лист бумаги, лист бумаги с нарисованными точками (3 точки, 4 точки), шаблоны и трафареты геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник); картинки, пиктограммы

 Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

2) Педагог кладет на стол перед ребенком лист бумаги, карандаш, шаблоны геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Нарисуй круг (овал, квадрат, прямоугольник, треугольник)» или показывает жестом.  

3) Педагог кладет на стол перед ребенком лист бумаги, карандаш, трафареты геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Нарисуй круг (овал, квадрат, прямоугольник, треугольник)» или показывает жестом.

  4) Педагог кладет на стол перед ребенком карандаш, листы бумаги с нарисованными точками, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Нарисуй круг (овал, квадрат, прямоугольник, треугольник)» или показывает жестом.

 5) Если ребенок нарисовал геометрическую фигуру по опорным точкам, предложите нарисовать те же геометрические фигуры без опорных точек.

*Проба проводится 1 раз

 Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок нарисовал геометрические фигуры по шаблону, трафарету, опорным точкам, без опорных точек

1 балл – при выполнении пробы ребенок нарисовал геометрические фигуры по шаблону и/или трафарету и/или опорным точкам и/или без опорных точек, рисовал с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата рисование геометрической фигуры в СИПР актуален при оценке 1 балл.  

 

Проба 9. Заполнение нарисованного объекта точками

 Цель: оценить умение заполнять нарисованный объект (внутри контура) точками Диагностический материал: ватные палочки, краска желтого цвета, лист бумаги с нарисованным контуром объекта (банан), образец (заполненный токами внутри контура); картинки, пиктограммы

Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

2) Педагог кладет на стол перед ребенком лист бумаги с нарисованным контуром объекта (банан), ватные палочки, краска желтого цвета, привлекает внимание ребенка, показывает

 образец (контур банана заполнен точками) и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Раскрась банан так же».

*Проба проводится 1 раз  

Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок заполнил внутри контура точками, не «перешел» за контурную линию

1 балл – при выполнении пробы частично заполнил внутри контур точками и/или «перешел» за контурную линию, выполнял задание с помощью педагога  

Выбор из программного материала ожидаемого результата заполнение контура точками в СИПР актуален при оценке 1 балл.  

 

Проба 10. Выполнение штриховки

Цель: оценить умение штриховать слева направо (сверху вниз, по диагонали), выполнять двойную штриховку

Диагностический материал: листы бумаги с нарисованным контуром объекта (кружка), карандаш, образцы выполнения штриховки; картинки, пиктограммы

Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

2) Педагог кладет на стол перед ребенком лист бумаги с нарисованным контуром объекта (кружка), карандаш, привлекает внимание ребенка, показывает образец (кружку, заштрихованную слева направо (сверху вниз, по диагонали, двойная штриховка) и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Раскрась кружку так же».

 *Проба проводится 1 раз  

Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок выполнил штриховку слева направо, сверху вниз, по диагонали, выполнил двойную штриховку

1 балл – при выполнении пробы ребенок выполнил штриховку слева направо и/или сверху вниз и/или по диагонали и/или выполнил двойную штриховку, штриховал с помощью педагога  

Выбор из программного материала ожидаемого результата штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка в СИПР актуален при оценке 1 балл.  

 

Проба 11. Рисование контура предмета  

Цель: оценить умение рисовать контур предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону), по представлению

Диагностический материал: лист бумаги с нарисованными опорными точками (гриб), листы бумаги, шаблон и трафарет гриба, карандаш; картинки, пиктограммы

 Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

 2) Педагог кладет на стол перед ребенком лист бумаги, карандаш, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Нарисуй гриб».

 3) Педагог кладет на стол перед ребенком лист бумаги с нарисованными опорными точками (гриб), карандаш, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Нарисуй гриб» / «Нарисуй гриб по точкам (соединив точки)».

4) Педагог кладет на стол перед ребенком лист бумаги, карандаш, трафарет (шаблон), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Нарисуй гриб» / «Нарисуй гриб по шаблону (трафарету)».

*Проба проводится 1 раз

 Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок нарисовал гриб по представлению, опорным точкам, трафарету и шаблону

1 балл – при выполнении пробы ребенок нарисовал гриб по представлению и/или опорным точкам и/или трафарету и/или шаблону, с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата рисование контура предмета по контурным линиям в СИПР актуален при оценке 1 балл.  

 

Проба 12. Дорисовывание предмета  

Цель: оценить умение дорисовывать части предмета (отдельные детали, симметричную половину)

 Диагностический материал: листы бумаги с нарисованными частями предмета (половина мяча, дом без крыши), карандаш; картинки, пиктограммы

Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

2) Педагог кладет на стол перед ребенком лист бумаги с нарисованной частью предмета (симметричная половина), карандаш, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Дорисуй мяч». 3) Педагог кладет на стол перед ребенком лист бумаги с нарисованной частью предмета (отсутствует деталь – дом без крыши), карандаш, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Дорисуй дом».

*Проба проводится 1 раз

 Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок дорисовал предмет (симметричную половину мяча, крышу дома)

1 балл – при выполнении пробы ребенок дорисовал один предмет, с помощью педагога Выбор из программного материала ожидаемого результата дорисовывание части предмета в СИПР актуален при оценке 1 балл. При оценке 2 балла также актуален выбор в СИПР ожидаемого результата дорисовывание части предмета, если в ЗБР находится формирование умения дорисовывать объекты более сложной формы, состоящие из нескольких частей.

 

Проба 13. Рисование объекта с натуры  

Цель: оценить умение рисовать объект с натуры  

Диагностический материал: листы бумаги, карандаши, морковь, кружка; картинки, пиктограммы  

Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

2) Педагог кладет на стол перед ребенком лист бумаги, карандаш, морковь (кружку), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Нарисуй морковь (кружку)».

*Проба проводится 1 раз  

Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок нарисовал морковь, кружку

1 балл – при выполнении пробы ребенок нарисовал морковь или кружку, с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата рисование предмета (объекта) с натуры в СИПР актуален при оценке 1 балл. При оценке 2 балла также актуален выбор в СИПР ожидаемого результата рисование предмета (объекта) с натуры, если в ЗБР находится формирование умения рисовать разные объекты, более сложной формы.

 

Проба 14. Дополнение орнамента растительными (геометрическими) элементами

Цель: оценить умение дополнять орнамент растительными (геометрическими) элементами орнамента  

Диагностический материал: лист бумаги с нарисованным орнаментом (отсутствуют отдельные элементы), краски, кисть, емкость для воды; картинки, пиктограммы  

Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

2) Педагог кладет на стол перед ребенком лист бумаги с орнаментом из растительных (геометрических) элементов, краски, кисть, емкость для воды, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Дополни орнамент необходимыми элементами».

*Проба проводится 1 раз  

Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок дополнил орнамент необходимыми элементами (геометрическими и растительными)

1 балл – при выполнении пробы ребенок дополнил орнамент необходимыми элементами (геометрическими и/или растительными), с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата дополнение орнамента растительными (геометрическими) элементами в СИПР актуален при оценке 1 балл. При оценке 2 балла также актуален выбор в СИПР ожидаемого результата дополнение орнамента растительными (геометрическими) элементами, если в ЗБР находится формирование умения рисовать орнамент с различными геометрическими и/или растительными элементами.

 

Проба 15. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге)

Цель: оценить умение рисовать орнамент из растительных и геометрических форм в полосе (в круге)

  Диагностический материал: листы бумаги с нарисованными кругом, полосой, краски, кисть, емкость для воды; картинки, пиктограммы  

Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

2) Педагог кладет на стол перед ребенком лист бумаги с нарисованной полосой, краски, кисть, емкость для воды, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Продолжи узор, используя один (несколько) растительных (геометрических) элементов».  

3) Педагог кладет на стол перед ребенком лист бумаги с нарисованным кругом, краски, кисть, емкость для воды, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Продолжи узор, используя один (несколько) растительных (геометрических) элементов».

*Проба проводится 1 раз  

Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок нарисовал орнамент в полосе, круге, используя один, несколько растительных, геометрических форм  

1 балл – при выполнении пробы ребенок нарисовал орнамент в полосе и/или круге, используя один и/или несколько растительных и/или геометрических форм, с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, квадрате) в СИПР актуален при оценке 1 балл. При оценке 2 балла также актуален выбор в СИПР ожидаемого результата рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, квадрате), если в ЗБР находится формирование умения рисовать более сложный орнамент с различными геометрическими и/или растительными элементами, рисовать орнамент в квадрате.

 

Проба 16. Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу

Цель: оценить умение дополнять рисунок отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу

Диагностический материал: лист бумаги с нарисованным сюжетом, карандаши (краски, кисть, емкость для воды); картинки, пиктограммы  

Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

2) Педагог кладет на стол перед ребенком лист бумаги с нарисованным сюжетом, карандаши (краски, кисть, емкость для воды), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Дополни рисунок» / «Нарисуй, чего не хватает на картинке».

*Проба проводится 1 раз  Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок нарисовал объекты, соответствующие заданному сюжету

1 балл – при выполнении пробы ребенок нарисовал объекты, соответствующие заданному сюжету, с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата дополнение рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу в СИПР актуален при оценке 1 балл. При оценке 2 балла также актуален выбор в СИПР ожидаемого результата дополнение рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу, если в ЗБР находится формирование умения дополнять разные по тематике сюжеты.

 

Проба 17. Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка  

Цель: оценить умение располагать объекты на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка

Диагностический материал: лист бумаги, цветные карандаши; картинки, пиктограммы Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

2) Педагог кладет на стол перед ребенком лист бумаги, цветные карандаши, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Нарисуй дом, траву, солнце, облака».

*Проба проводится 1 раз  

Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок нарисовал сюжетный рисунок, правильно расположив объекты на поверхности листа

1 балл – при выполнении пробы ребенок нарисовал сюжетный рисунок, допустив одну или несколько ошибок при расположении объектов на поверхности листа

Выбор из программного материала ожидаемого результата расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка  в СИПР актуален при оценке 1 балл.  

 

Проба 18. Рисование приближенного и удаленного объекта

Цель: оценить умение рисовать приближенные и удаленные объекты

 Диагностический материал: лист бумаги, цветные карандаши; картинки, пиктограммы Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

 2) Педагог кладет на стол перед ребенком лист бумаги, цветные карандаши, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Девочка стоит в парке. Нарисуй дерево, которое близко от нее и дерево, которое далеко от нее».

*Проба проводится 1 раз  

Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок нарисовал близко расположенное дерево в нижней части листа, а удаленное дерево (меньшего размера) в верхней части листа

1 балл – при выполнении пробы ребенок не нарисовал близко расположенное дерево в нижней части листа и/или удаленное дерево (меньшего размера) в верхней части листа, нарисовал с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата рисование приближенного и удаленного объекта в СИПР актуален при оценке 1 балл.  

 

Проба 19. Рисование сюжетного рисунка по образцу (срисовывание готового сюжетного рисунка)

Цель: оценить умение срисовывать готовый сюжетный рисунок

Диагностический материал: лист бумаги, цветные карандаши; сюжетный рисунок, картинки, пиктограммы

Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

2) Педагог кладет на стол перед ребенком лист бумаги, цветные карандаши, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Нарисуй такую же картину».

*Проба проводится 1 раз  

Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок срисовал готовый сюжетный рисунок  1 балл – при выполнении пробы ребенок частично срисовал готовый сюжетный рисунок, допустил одну или несколько ошибок при расположении объектов на поверхности листа  Выбор из программного материала ожидаемого результата рисование сюжетного рисунка по образцу (срисовывание готового сюжетного рисунка)  в СИПР актуален при оценке 1 балл.  

 

Проба 20. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка  

Цель: оценить умение подбирать цвет в соответствии с сюжетом рисунка Диагностический материал: лист бумаги с наброском сюжета, краски, кисть, емкость для воды; картинки, пиктограммы

Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

2) Педагог кладет на стол перед ребенком лист бумаги с наброском сюжета, краски, кисть, емкость для воды, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Подбери краски для рисования осени (весны, лета)»

*Проба проводится 1 раз

 Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок подобрал цвет красок в соответствии с сюжетом рисунка  

1 балл – при выполнении пробы ребенок не подобрал или частично подобрал цвет красок в соответствии с сюжетом рисунка  

Выбор из программного материала ожидаемого результата подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка в СИПР актуален при оценке 1 балл.  

 

Лепка.

Проба 1. Различение пластичных материалов

Цель: оценить умение различать пластичные материалы (пластилин, тесто, глину) Диагностический материал: подложка, пластилин, глина, тесто; картинки, пиктограммы Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

2) Педагог кладет на стол перед ребенком на подложку пластилин, глину, тесто, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Покажи пластилин (тесто, глину)» / «Найди пластилин (тесто, глину)» / «Где пластилин (тесто, глина)?» / «Посмотри на пластилин (тесто, глину)»

*Проба проводится 1 раз

 Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок различал пластичные материалы (пластилин, тесто, глину) 1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при различении пластичных материалов.

Выбор из программного материала ожидаемого результата различение пластичных материалов в СИПР актуален при оценке 1 балл.  

Проба 2. Различение инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами

 Цель: оценить умение различать инструменты и приспособления для работы с пластичными материалами (стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп) Диагностический материал: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп или изображения инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами; картинки с изображением назначения инструментов и приспособлений; картинки, пиктограммы

Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком. 2) Педагог кладет на стол перед ребенком инструменты и приспособления для работы с пластичными материалами или картинки с изображением инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение), понятную ребенку: «Покажи стеку (нож, скалку, валик, форму, подложку, штамп)» / «Найди стеку (нож, скалка, валик, форму, подложку, штамп)» / «Где стека (нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп)?» / «Посмотри на стеку (нож, скалка, валик, форму, подложку, штамп)» 3) Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением назначения инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами, привлекает внимание ребенка, поочередно показывает инструменты и приспособления (или их изображения) и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Покажи, для чего это нужно» / «Найди, что этим делают» / «Посмотри, для чего это нужно»

 *Проба проводится 1 раз  

Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок различал инструменты и приспособления для работы с пластичными материалами (стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп), определял их назначение

1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при различении инструментов и/или приспособлений и/или определении их назначения

 Выбор из программного материала ожидаемого результата различение инструментов и приспособлений, используемых для работы с пластичными материалами в СИПР актуален при оценке 1 балл.  

 

Проба 3. Разминание теста (пластилина, глины)

Цель: оценить умение разминать тесто (пластилин, глину)

Диагностический материал: подложка, тесто (пластилин, глина), картинка (пиктограмма) Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

2) Педагог кладет на стол перед ребенком подложку и тесто (пластилин, глину), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Разомни тесто (пластилин, глину)».  

*Проба проводится 1 раз  Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок разминал материал двумя руками, одной рукой

1 балл – при выполнении пробы ребенок разминал материал одним способом, с помощью педагога  

Выбор из программного материала ожидаемого результата разминание теста (пластилина, глины) в СИПР актуален при оценке 1 балл.

 

Проба 4. Раскатывание теста (глины) скалкой

 Цель: оценить умение раскатывать тесто (глину) скалкой

Диагностический материал: подложка, тесто (глина), скалка; картинка (пиктограмма) Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

2) Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, тесто (глину), скалку, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Раскатай тесто (глину)».

*Проба проводится 1 раз  

Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок раскатывал тесто (глину)

 1 балл – при выполнении пробы ребенок раскатывал тесто (глину) с помощью педагога  Выбор из программного материала ожидаемого результата раскатывание теста (глины) в СИПР актуален при оценке 1 балл.

 

Проба 5. Деление материала на части

Цель: оценить умение делить материал на части

Диагностический материал: подложка, тесто (пластилин), стека; картинки (пиктограммы) Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

2) Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, тесто (пластилин), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Оторви кусок теста (пластилина)».

3) Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, тесто (пластилин), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Открути кусок теста (пластилина)».

4) Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, тесто (пластилин), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Отщипни кусок теста (пластилина)».  

5) Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, тесто (пластилин), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Отрежь кусок теста (пластилина) стекой».

 *Проба проводится 1 раз  

Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок оторвал, открутил, отщипнул кусок теста (пластилина) от целого куска, отрезал кусок теста (пластилина) стекой

1 балл – при выполнении пробы ребенок оторвал и/или открутил и/или отщипнул кусок теста (пластилина) от целого куска и/ или отрезал кусок теста (пластилина) стекой, с помощью педагога  

Выбор из программного материала ожидаемого результата отрывание / откручивание / отщипывание / отрезание стекой кусочка материала от целого куска в СИПР актуален при оценке 1 балл.

 

Проба 6. Размазывание пластилина  

Цель: оценить умение размазывать пластилин по шаблону (внутри контура)  Диагностический материал: подложка, пластилин, шаблон, лист картона с нарисованным контуром; картинка (пиктограмма)

 Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком. 2) Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, пластилин и шаблон (лист картона с нарисованным контуром), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую

 инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Размажь пластилин по шаблону (внутри контура)».  

*Проба проводится 1 раз  Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок размазал пластилин внутри контура по всей поверхности, по всему шаблону

1 балл – при выполнении пробы ребенок размазал пластилин не по всей поверхности шаблона и/или внутри контура не по всей поверхности, с помощью педагога  

Выбор из программного материала ожидаемого результата размазывание пластилина в СИПР актуален при оценке 1 балл.

 

Проба 7. Катание колбаски

Цель: оценить умение катать колбаску на доске (в руках)

Диагностический материал: подложка, пластилин; картинка (пиктограмма)

Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

2) Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, пластилин, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Скатай колбаску на доске (в руках)»

. *Проба проводится 1 раз  Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок скатал колбаску на доске и в руках

1 балл – при выполнении пробы ребенок скатал колбаску на доске и/или в руках, с помощью педагога  

Выбор из программного материала ожидаемого результата катание колбаски на доске (в руках) в СИПР актуален при оценке 1 балл.

 

Проба 8. Катание шарика

Цель: оценить умение катать шарик на доске (в руках)

Диагностический материал: подложка, пластилин; картинка (пиктограмма) Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

2) Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, пластилин, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Скатай шарик на доске (в руках)».  

*Проба проводится 1 раз  

Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок скатал шарик на доске и руках

 1 балл – при выполнении пробы ребенок скатал шарик на доске и/или в руках, с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата катание шарика на доске (в руках) в СИПР актуален при оценке 1 балл.

 

Проба 9. Получение формы путем выдавливания формочкой, вырезания стекой

Цель: оценить умение получать форму путем выдавливания формочкой, вырезания стекой Диагностический материал: подложка, пластилин, формочка «утенок», шаблон яблока, стека; картинки, пиктограммы

Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

2) Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, раскатанный кусок пластилина, формочку, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Сделай утенка».

 3) Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, раскатанный кусок пластилина, шаблон яблока, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Вырежи яблоко».

*Проба проводится 1 раз  

Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок выдавил форму формочкой, вырезал форму стекой  

1 балл – при выполнении пробы ребенок выдавил форму формочкой и/или вырезал форму стекой по шаблону, получил форму с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата получение формы путем выдавливания формочкой / вырезание формы по шаблону стекой в СИПР актуален при оценке 1 балл.

 

Проба 10. Сгибание колбаски в кольцо, закручивание колбаски в жгутик

Цель: оценить умение видоизменять форму путем сгибания колбаски в кольцо, закручивания колбаски в жгутик

Диагностический материал: подложка, 2 колбаски из пластилина; картинки, пиктограммы Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

2) Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, колбаску из пластилина, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Согни колбаску в кольцо».

3) Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, колбаску из пластилина, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Закрути колбаску в жгутик».

*Проба проводится 1 раз  Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок согнул колбаску в кольцо и соединил концы, закрутил колбаску в жгутик  

1 балл – при выполнении пробы ребенок согнул колбаску в кольцо, но не соединил плотно концы; при скручивании колбаски в жгутик перекрутил ее, оторвав часть колбаски, или не докрутил колбаску; видоизменял форму с помощью педагога

 Выбор из программного материала ожидаемого результата сгибание колбаски в кольцо / закручивание колбаски в жгутик в СИПР актуален при оценке 1 балл.

 

Проба 11. Плетение из нескольких колбасок

Цель: оценить умение выполнять плетение из нескольких колбасок

Диагностический материал: подложка, 5 колбасок из пластилина; картинки, пиктограммы Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

2) Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, 2 колбаски из пластилина, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Сплети колбаски».

3) Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, 3 колбаски из пластилина, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Сплети косичку (колбаски)».

 *Проба проводится 1 раз  

Оценка.   2 балла – при выполнении пробы ребенок совместил концы колбасок и выполнил плетение из 2х, 3-х колбасок

 1 балл – при выполнении пробы ребенок не совместил концы колбасок, но выполнил плетение из 2-х и/или 3-х колбасок, выполнил плетение с помощью педагога

 Выбор из программного материала ожидаемого результата плетение из 2-х (3-х) колбасок в СИПР актуален при оценке 1 балл.

 

Проба 12. Проделывание отверстия в детали, расплющивание материала

Цель: оценить умение проделывать отверстие в детали, расплющивать материал на доске (между ладонями, между пальцами)

 Диагностический материал: подложка, 2 шарика из пластилина, деревянный стержень, шарик из пластилина, диаметром 1 см; картинки, пиктограммы

Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

2) Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, шарик из пластилина, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Сделай лепешку на доске (в руках)».

3) Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, шарик диаметром 1 см, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Расплющи шарик».

4) Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, шарик из пластилина, деревянный стержень, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Сделай отверстие в шарике».  

*Проба проводится 1 раз

 Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок расплющил материал на доске, в руках, пальцами, сделал отверстие в шарике

1 балл – при выполнении пробы ребенок расплющил материал на доске и/или в руках и/или сделал отверстие в шарике, с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата проделывание отверстия в детали / расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами) в СИПР актуален при оценке 1 балл.

 

Проба 13. Скручивание колбаски (лепешки, полоски)  

Цель: оценить умение скручивать колбаску (лепешку, полоску)  

Диагностический материал: подложка, колбаска, лепешка, полоска из пластилина, карандаш; картинки, пиктограммы

Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

2) Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, колбаску (лепешку, полоску) из пластилина, карандаш, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Скрути колбаску (лепешку, полоску)».

*Проба проводится 1 раз  

Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок скрутил колбаску, лепешку, полоску без вспомогательного средства (карандаша)

1 балл – при выполнении пробы ребенок скрутил колбаску и/или лепешку и/или полоску с использованием вспомогательного средства (карандаша), с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата скручивание колбаски (лепешки, полоски) в СИПР актуален при оценке 1 балл.

 

Проба 14. Защипывание края лепешки

Цель: оценить умение защипывать край лепешки

Диагностический материал: подложка, лепешка из пластилина; картинка (пиктограмма) Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

2) Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, лепешку из пластилина, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Защипни край лепешки».  

*Проба проводится 1 раз  

Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок защипнул край лепешки

1 балл – при выполнении пробы ребенок защипнул часть края лепешки или весь край лепешки, с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата защипывание края лепешки в СИПР актуален при оценке 1 балл.

 

Проба 15. Соединение деталей изделия разными способами

Цель: оценить умение соединять детали изделия разными способами: прижатием, примазыванием, прищипыванием  

Диагностический материал: подложка, 4 шарика из пластилина, лепешка из пдастилина; картинки, пиктограммы

Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

2) Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, 2 шарика из пластилина, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Соедини шарики прижатием (примазыванием)».

 3) Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, согнутую пополам лепешку из пластилина, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Соедини края лепешки» / «Прищипни края лепешки».

Проба проводится 1 раз  

Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок соединил шарики способом прижатия (примазывания), прищипнул края лепешки

 1 балл – при выполнении пробы ребенок соединил шарики способом прижатия и/или примазывания и/или прищипнул края лепешки, с помощью педагога

 Выбор из программного материала ожидаемого результата соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием) в СИПР актуален при оценке 1 балл.

 

Проба 16. Лепка предмета из одной (нескольких) частей

Цель: оценить умение лепить предмет по образцу из одной (нескольких) частей Диагностический материал: подложка, 3 куска пластилина (зеленого, белого, красного цвета), слепленные из пластилина огурец, гриб (из 2-х частей); картинки, пиктограммы Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

2) Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, кусок пластилина зеленого цвета, привлекает внимание ребенка, показывает образец (слепленный огурец) и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Слепи такой же огурец».

3)  Педагог кладет на подложку перед ребенком 2 куска пластилина (белого и красного цвета), привлекает внимание ребенка, показывает образец (слепленный гриб) и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Слепи такой же гриб».

 *Проба проводится 1 раз

 Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок слепил огурец и гриб (по образцу)

1 балл – при выполнении пробы ребенок слепил огурец и/или гриб, с помощью педагога Выбор из программного материала ожидаемого результата лепка предмета из одной (нескольких) частей в СИПР актуален при оценке 1 балл. При оценке 2 балла также актуален выбор в СИПР ожидаемого результата, если в ЗБР находится формирование умения лепить предметы из большего количества частей. Также при оценке 2 балла выбирают ожидаемый результат лепка нескольких предметов, объединѐнных сюжетом, если освоение сюжетной лепки доступно обучающемуся.

 

Проба 17. Оформление изделия различными декоративными способами

 Цель: оценить умение оформлять изделие, выполняя теснение, нанося на изделие декоративный материал

Диагностический материал: подложка, лепешка из пластилина, штамп «зайчик», греча /горох; картинки, пиктограммы

Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

2) Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, лепешку из пластилина, штамп, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Сделай отпечаток штампом».

3) Педагог кладет на подложку перед ребенком гречу/горох, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Сделай дорожку для зайчика».

 *Проба проводится 1 раз  Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок сделал отпечаток штампом, выложил дорожку для зайчика

1 балл – при выполнении пробы ребенок сделал отпечаток штампом и/или выложил дорожку для зайчика, с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата выполнение теснения / нанесение декоративного материала на изделие в СИПР актуален при оценке 1 балл. При оценке 2 балла также актуален выбор в СИПР ожидаемого результата выполнение теснения / нанесение декоративного материала на изделие, если в ЗБР находится формирование умения выполнять теснение другими инструментами и материалами, оформлять изделия нанесением разных декоративных материалов.  Также следует учить ребенка дополнять изделие мелкими деталями, наносить рисунок на изделие, выбрав из программного материала соответствующие ожидаемые результаты.

Аппликация.

Проба 1. Различение разных видов бумаги

Цель: оценить умение различать разные виды бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка

Диагностический материал: разные виды бумаги (цветная бумага, картон, фольга, салфетка), картинки, пиктограммы

 Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

2) Педагог кладет на стол перед ребенком разные виды бумаги (цветная бумага, картон, фольга, салфетка), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Покажи цветную бумагу (картон, фольгу, салфетку)» / «Найди цветную бумагу (картон, фольгу, салфетку)» / «Где цветная бумага (картон, фольга, салфетка)?» / «Посмотри на цветную бумагу (картон, фольгу, салфетку)» *Проба проводится 1 раз  

Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок различал разные виды бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка

 1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при различении разных видов бумаги

Выбор из программного материала ожидаемого результата различение разных видов бумаги в СИПР актуален при оценке 1 балл.  

 

Проба 2. Различение инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации  

Цель: оценить умение различать инструменты и приспособления, используемые для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол  

Диагностический материал: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол  или изображения инструментов и приспособлений, используемых при изготовлении аппликации, картинки с изображением назначения инструментов и приспособлений

Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

2) Педагог кладет на стол перед ребенком инструменты и приспособления, используемые при изготовлении аппликации или картинки с изображением инструментов и приспособлений, используемых при изготовлении аппликации, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение) или показывает жестом: «Покажи ножницы (шило, войлок, трафарет, дырокол)» / «Найди ножницы (шило, войлок, трафарет, дырокол)» / «Где ножницы (шило, войлок, трафарет, дырокол)?» / «Посмотри на ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол)».

 3) Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением назначения инструментов и приспособлений, используемых при изготовлении аппликации, привлекает внимание ребенка, поочередно показывает инструменты и приспособления (или их изображения) и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Покажи, для чего это нужно» / «Найди, что этим делают» / «Посмотри, для чего это нужно».

*Проба проводится 1 раз  

Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок различал инструменты и приспособления, используемые при изготовлении аппликации (ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол), определял их назначение

1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при различении инструментов и приспособлений, используемых при изготовлении аппликации и/или определении их назначения

Выбор из программного материала ожидаемого результата различение инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации в СИПР актуален при оценке 1 балл.  

Проба 3. Сминание бумаги пальцами  

Цель: оценить умение сминать бумагу пальцами

Диагностический материал: салфетка, кусок цветной бумаги, картинки, пиктограммы Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

2) Педагог кладет на стол перед ребенком кусок салфетки (цветной бумаги), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Сомни салфетку (бумагу)».  

*Проба проводится 1 раз  

Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок смял пальцами кусок салфетки, бумаги 1 балл – при выполнении пробы ребенок смял пальцами кусок салфетки или бумаги, с помощью педагога

 Выбор из программного материала ожидаемого результата сминание бумаги пальцами в СИПР актуален при оценке 1 балл.  

Проба 4. Отрывание бумаги заданной формы (размера)

Цель: оценить умение отрывать бумагу заданной формы, заданного размера Диагностический материал: лист цветной бумаги с нарисованным контуром, небольшой кусок бумаги прямоугольной или квадратной формы, лист цветной бумаги; картинки, пиктограммы

 Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

2) Педагог кладет на стол перед ребенком лист цветной бумаги с нарисованным контуром, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Разорви бумагу по линии (контуру)».

3) Педагог кладет на стол перед ребенком, лист цветной бумаги, привлекает внимание ребенка и показывает небольшой кусок бумаги прямоугольной или квадратной формы, затем предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Оторви от своего листа бумаги такой же кусок».

*Проба проводится 1 раз  

Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок разорвал бумагу по линии (контуру), оторвал кусок бумаги заданной формы и величины (определил форму и величину на глаз)  1 балл – при выполнении пробы ребенок разорвал бумагу по линии (контуру) и/или оторвал кусок бумаги заданной формы и/или величины, с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата отрывание бумаги заданной формы (размера) в СИПР актуален при оценке 1 балл.  

 

Проба 5. Сгибание листа бумаги

  Цель: оценить умение сгибать лист бумаги пополам, вчетверо, по диагонали Диагностический материал: 3 листа цветной бумаги, картинки, пиктограммы  

Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

 2) Педагог кладет на стол перед ребенком листы цветной бумаги, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Согни лист бумаги пополам (вчетверо, по диагонали)».

*Проба проводится 1 раз  

Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок согнул лист бумагу пополам, вчетверо, по диагонали, правильно совместив углы нижнего и верхнего краев бумаги 1 балл – при выполнении пробы ребенок согнул лист бумагу пополам и/или вчетверо и/или по диагонали, допустил одну или несколько ошибок при совмещении углов нижнего и верхнего краев бумаги, выполнил сгибание листа бумаги, с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата сгибание листа бумаги в СИПР актуален при оценке 1 балл.  

Проба 6. Скручивание листа бумаги  

Цель: оценить умение скручивать лист бумаги  

Диагностический материал: лист цветной бумаги, картинки, пиктограммы

Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

2) Педагог кладет на стол перед ребенком лист цветной бумаги, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Скрути лист бумаги» / «Скрути в трубочку».

*Проба проводится 1 раз  

Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок загнул край листа внутрь и закрутил лист до конца  

1 балл – при выполнении пробы ребенок не загнул край листа внутрь и/или закрутил лист до конца, скрутил лист бумаги с помощью педагога  

Выбор из программного материала ожидаемого результата скручивание листа бумаги в СИПР актуален при оценке 1 балл.  

 

Проба 7. Намазывание всей (части) поверхности клеем  

Цель: оценить умение намазывать всю (часть) поверхность клеем

 Диагностический материал: шаблон, лист бумаги с нарисованным контуром; клей, подложка; картинки, пиктограммы

 Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

 2) Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, шаблон, клей, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Намажь клеем шаблон».

 3) Педагог кладет на стол перед ребенком лист бумаги с нарисованным контуром, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Намажь клеем внутри контура».

*Проба проводится 1 раз  

Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок намазал клеем всю поверхность (шаблон), внутри контура

1 балл – при выполнении пробы ребенок намазал клеем всю поверхность (шаблон) или внутри контура, выполнил намазывание клеем с помощью педагога

 Выбор из программного материала ожидаемого результата намазывание всей (части) поверхности клеем в СИПР актуален при оценке 1 балл.  

 

Проба 8. Выкалывание шилом по контуру  

Цель: оценить умение выкалывать шилом по контуру

Диагностический материал: листы бумаги с нарисованным контуром (яблоко), прямой линией; шило, коврик из войлока; картинки, пиктограммы

Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком

. 2) Педагог кладет на стол перед ребенком лист бумаги с нарисованной прямой линией, шило, коврик из войлока, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Выколи по прямой линии».

3) Педагог кладет на стол перед ребенком лист бумаги с нарисованным контуром (яблоко), шило, коврик из войлока, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Выколи по контуру» / «Выколи яблоко».

*Проба проводится 1 раз  

Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок выкалывал шилом по прямой линии, выколол по контуру яблоко, вынул выколотое яблоко

1 балл – при выполнении пробы ребенок выкалывал шилом по прямой линии, но не выколол по контуру яблоко и/или не вынул выколотое яблоко, выкалывал с помощью педагога  

Выбор из программного материала ожидаемого результата выкалывание шилом по контуру в СИПР актуален при оценке 1 балл.  

 

Проба 9. Разрезание бумаги ножницами, вырезание по контуру

Цель: оценить умение разрезать лист бумаги, вырезать по контуру

Диагностический материал: лист бумаги, лист бумаги с нарисованной прямой линией, лист бумаги с нарисованным контуром (овал), ножницы; картинки, пиктограммы

Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

2) Педагог кладет на стол перед ребенком лист бумаги, ножницы, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Разрежь лист бумаги».

 3) Педагог кладет на стол перед ребенком лист бумаги с нарисованной прямой линией, ножницы, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Разрежь лист бумаги по линии».

 4) Педагог кладет на стол перед ребенком лист бумаги с нарисованным контуром (овал), ножницы, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Вырежи по контуру».

*Проба проводится 1 раз  

Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок разрезал лист бумаги, лист бумаги по линии, вырезал по контуру  

1 балл – при выполнении пробы ребенок разрезал лист бумаги и/или лист бумаги по линии и/или вырезал по контуру, с помощью педагога

 Выбор из программного материала ожидаемого результата разрезание бумаги ножницами / вырезание по контуру в СИПР актуален при оценке 1 балл.  

 

Проба 10. Сборка изображения объекта

Цель: оценить умение собирать изображение объекта (автобус)

 Диагностический материал: детали автобуса (кузов, 2 колеса); картинки, пиктограммы Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

2) Педагог кладет на стол перед ребенком детали автобуса, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Собери автобус».

 *Проба проводится 1 раз  

Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок с первого раза собрал изображение объекта, начиная с самой крупной детали

1 балл – при выполнении пробы ребенок не собрал изображение объекта, начиная с самой крупной детали, не с первого раза собрал изображение объекта, с помощью педагога  Выбор из программного материала ожидаемого результата сборка изображения объекта в СИПР актуален при оценке 1 балл. При оценке 2 балла также выбирают в СИПР ожидаемый результат сборка изображения объекта, если сборка изображения разных объектов, из большего количества частей находится в ЗБР обучающегося.

 

Проба 11. Соединение деталей при конструировании объекта из бумаги

  Цель: оценить умение соединять детали при конструировании объекта из бумаги Диагностический материал: детали объекта (стрекоза): крылья (полоски из бумаги), тело (трубочка из бумаги), клей; картинки, пиктограммы  

Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

2) Педагог кладет на стол перед ребенком детали аппликации (части стрекозы: крылья (полоски из бумаги), тело (трубочка из бумаги)), клей, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Сделай стрекозу».

*Проба проводится 1 раз  

Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок приклеил крылья к телу стрекозы

 1 балл – при выполнении пробы ребенок приклеил крылья к телу стрекозы с помощью педагога  

Выбор из программного материала ожидаемого результата соединение деталей при конструировании объекта из бумаги в СИПР актуален при оценке 1 балл. При оценке 2 балла также выбирают в СИПР ожидаемый результат соединение деталей при конструировании объекта из бумаги, если в ЗБР обучающегося находится формирование умения соединять детали другими способами.

 

Проба 12. Изготовление предметной аппликации  

Цель: оценить умение изготавливать предметную аппликацию  

Диагностический материал: образец аппликации «Гриб», лист бумаги, клей, шило, коврик из войлока, ножницы, детали гриба (выколотая шляпка гриба, нарисованный на бумаге контур ножки гриба); картинки, пиктограммы

 Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

 2) Педагог кладет на стол перед ребенком лист бумаги, клей, ножницы, шило, коврик из войлока, детали гриба, привлекает внимание ребенка, показывает образец аппликации «Гриб» и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение) или показывает жестом: «Сделай такой же гриб».

*Проба проводится 1 раз  

Оценка.  2 балла – при выполнении пробы ребенок выколол шилом или вырезал ножницами деталь гриба, собрал изображение гриба, намазал детали клеем и приклеил на лист бумаги

1 балл – при выполнении пробы ребенок выколол шилом или вырезал ножницами деталь гриба и/или собрал изображение гриба и/или намазал детали клеем и/или приклеил на лист бумаги, с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации в СИПР актуален при оценке 1 балл. При оценке 2 балла также выбирают в СИПР ожидаемый результат соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации, если изготовление предметной аппликации из большего количества частей находится в ЗБР обучающегося.  Также следует выбирать в СИПР ожидаемые результат соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации и/или соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации.

 

 

 

Литература: «Диагностический материал и методические рекомендации для проведения психологопедагогического обследования детей с выраженным нарушением интеллекта, ТМНР  при разработке СИПР»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжѐлыми множественными нарушениями развития,

Псков 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические пробы по коррекционному курсу "Предметно-практические действия"

Диагностические пробы по коррекционному курсу "Предметно-практические действия" для обучающихся по СИПР 2 вариант....

Диагностические пробы по предмету "Математические представления"

Диагностические пробы по предмету "Математические представления" для обучающихся по СИПР 2 вариант....

Диагностические пробы по предмету "Окружающий природный мир"

Диагностические пробы по предмету "Окружающий природный мир", по СИПР 2 вариант...

Диагностическая карта к пробам по предмету "Изобразительная деятельность"

Диагностическая карта к пробам по предмету "Изобразительная деятельность", по СИПР 2 вариант...

Диагностические пробы по предмету "Окружающий социальный мир"

Диагностические пробы по предмету "Окружающий социальный мир", по СИПР 2 вариант...

Диагностические пробы по предмету "Человек"

Диагностические пробы по предмету "Человек", по СИПР 2 вариант...

Диагностические пробы по предмету "Домоводство"

Диагностические пробы по предмету "Домоводство", по СИПР 2 вариант...