рабочая программа по внеурочной деятельности "Прогулки по Санкт-Петербургу и окрестностям"
календарно-тематическое планирование (2 класс)

Митряева Елена Александровна

 Интерес к изучению истории родного края, изучение своей малой Родины, краеведческая работа имеет особую значимость в Санкт-Петербурге,  в городе - центре мировой и отечественной культуры. Изучение истории города предоставляет широкий спектр возможностей для социальной адаптации и духовно-нравственного становления личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulki.docx30.89 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа в рамках внеурочной деятельности

«Путешествие по Санкт-Петербургу и его окрестностям»

 на 2019 - 2020    учебный год

Уровень образования: начальное общее образование

Направление внеурочной деятельности  – духовно-нравственное

Форма обучения: очная

Класс/обучающийся: 2б

Программа обучения -  Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития ( в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) (вариант 7.2  отделение – 5 лет обучения)

Учитель: Митряева Елена Александровна 1 квалификационная категория

Санкт-Петербург

2019 год

Пояснительная записка

Программа «Прогулки по Санкт-Петербургу» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе программы Ермолаевой Л.К. «Чудесный город».

Программа «Прогулки по Санкт-Петербургу»  носит туристско-краеведческую направленность и рассчитана на общекультурный уровень освоения.

 Интерес к изучению истории родного края, изучение своей малой Родины, краеведческая работа имеет особую значимость в Санкт-Петербурге,  в городе - центре мировой и отечественной культуры. Изучение истории города предоставляет широкий спектр возможностей для социальной адаптации и духовно-нравственного становления личности.

Цель программы: воспитание личности юных петербуржцев через изучение истории и культуры Санкт-Петербурга.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять знания детей по истории города.
  • Дать знания о выдающихся людях-петербуржцах, внесших вклад в культурное наследие города.
  • Познакомить детей с архитектурной терминологией.
  • Учить отвечать на вопросы и рассказывать об основных памятных местах города;

Развивающие

  • Развивать потребность в выражении своих впечатлений в виде небольших творческих работ о городе;
  • Развивать интерес самостоятельной работать с литературой, документами.

Воспитательные:

Ожидаемые результаты

Знать:

расширить имеющиеся у них знания:

  • о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;
  • о создателях и хранителях этого уникального .петербургского  наследия  

                                 

Уметь:

  • грамотно произносить, писать и использовать краеведческие термины, названия памятников;
  • узнавать изученные памятники по описанию, по иллюстрациям; объяснять значимость конкретных памятников для жизни горожан, для Петербурга, России;

Иметь навык:

  • выражать свое впечатление в виде небольших творческих работ;
  • отвечать на вопросы и  рассказывать об основных памятных местах города.

Методы, используемые в работе

Словесные:  

  • рассказ педагога с использованием наглядного материала;
  • опросы для выявления знаний;
  • обсуждения и беседы на предложенные темы;
  • лекции;
  • размышление

Практические:

  • использование мультимедийных материалов;
  • работа с картой города и Ленинградской области;
  • творческие задания, составление кроссвордов по изучаемой теме;
  • занятие-беседа;
  • экскурсии, посещение музеев, выставок;
  • игры;
  • конкурс;
  • аукцион идей;
  • вернисаж творческий работ;
  • Литературная гостиная;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • игровая программа;
  • виртуальные экскурсии, круизы;
  • походы, пешеходные экскурсии;
  • спектакль;
  • творческий отчет;
  • соревнование;
  • олимпиада.

Поисковые:

  • мозговой штурм;
  • разработка и защита проектов;
  • презентация.
  • итоговое занятие-викторина «Знаешь ли ты свой город?», «Сочинение-фантазия «Если бы я был губернатором…»

   

 Формы контроля:

  • опросы и беседы;
  • творческие задания;
  • практические задания;
  • участие различных конкурсах и олимпиадах.
  • ведение дневника наблюдений.

Содержание программы

Наименование раздела учебного материала

Количество часов на изучение раздела

Основные элементы содержания

Виды деятельности

1

Вводное занятие

2 часа

Цели и задачи предстоящей деятельности объединения.  Что узнаем, где  побываем? Техника безопасности на улице, в транспорте на экскурсии. Изготовление газеты «Вот и лето прошло…»

Как составить маршрут поездки, рассчитать время, логику маршрута, деньги…

2

  1. Елизаветинский Петербург

7 часов

Зимний дворец. История строительства Зимних дворцов. Елизаветинское барокко. Волшебник Растрелли К.Б.. Смольный монастырь. Архитектурный словарь.

Игра на узнавание зданий, построенных в стиле барокко Презентация.  Посещение музея Академии художеств, где хранится макет Смольного монастыря.

Виртуальная экскурсия в прошлое Зимних дворцов.

3

Екатерина Великая

5 часов

Екатерининский Петербург «Я приняла город деревянным, а оставила каменным…».

 Планировка города.  Зимний дворец и Эрмитаж. Царское Село. Таврический дворец. Медный всадник. Э.М. Фальконе.

Невский проспект.

 Царское село. Екатерининский дворец. Янтарная комната. Подвиг реставраторов

Исследовательская работа. Кто расположен на памятнике Екатерине II ? Чем прославились? Что сделали для России? Чем знамениты?

Исследовательская работа.

Защита мини-доклада «Мой любимый экспонат Эрмитажа»

Оценка деятельности и реформ Екатерины II.

Памятники Петру1 в России и мире. Брейн-ринг.

Янтарная комната: поиски и находки, версии и разочарования.

Составить детективный рассказ о поиске Янтарной комнаты

4

Культурная жизнь Петербурга.

6 часов

Театры, книги, журналы. Балы, быт и нравы, театры, салоны, вечера Петербуржцев.

Смольный институт. Смолянки. Женское образование в России.

Поисковая работа. Чему учили Смолянок? Как учились и сколько? Сравнение с современной школой.

Проба пера. Сочинение сказки  «О чем беседует Кораблик с Ангелом ?» (кораблик Адмиралтейства с Ангелом с Петропавловского собора).

5

Пушкинский Петербург

4 часа

Царскосельский лицей.

Пушкинские адреса Петербурга. Последняя дорога Пушкина.

Экскурсия в Царскосельский лицей.

Посещение музея-квартиры А.С. Пушкина на Мойке,12

Посещение памятного знака на месте дуэли Пушкина А.С. на Черной речке.

6

Монументальная скульптура Петербурга

3 часа

Памятники императорам. Конные монументы. Памятники полководцам. Триумфальные ворота и арки города.

Памятники Войне 1812 года.

Современные памятники простым труженикам города: трубочисту, дворнику, городовому, водоносу, фонарщику, трубочисту). 

Посещение музея городской скульптуры в Ал. Невской лавре.

Некрополь мастеров искусств Х1Х века.

Экскурсия к памятнику «Фонарщик» на Одесской ул.

Эскиз к памятнику «Любимому педагогу», «Любимой бабушке», «Милой мамочке моей» и т.

7

Невский проспект – главная улица города

4 часа

Невский проспект – улица красавица. Невский проспект – самая торговая улица Петербурга (Гостиный двор, Пассаж, Дом книги, Елисеевский магазин).

 Публичная библиотека на Невском проспекте и Садовой улице.

Ориентирование по городским доминантам.

Пешеходная экскурсия от Адмиралтейства до Вознесенской площади. Мини-экскурсии обучающихся. Пешеходная экскурсия по Староневскому пр. от пл. Восстания до Александро -Невской лавры.

Скульптура на фасаде Публичной библиотеки, прогулка с книгой Юрия Ракова «Эмблемы и символы СПб».

8

Учебные заведения Петербурга.

2 часа

Учебные заведения Петербурга. Академия художеств. Академия наук. Университет. М.В. Ломоносов.

 Петербург Студенческий. Горный институт.

Работа со справочником для абитуриентов «Куда пойти учиться» Образовательные возможности Петербурга.

Виртуальная экскурсия к памятникам во дворе Университета

9

Итоговое занятие

1 час

Подведение итогов за год. Задания на лето.

Составляем рассказ «Петр построил Петербург», где все слова начинаются на одну только букву «П»

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Виды     деятельности

Ожидаемый результат

Форма представления результата

Дата проведения

План

факт

Как я провел лето. Где был, что видел

Изготовление газеты «Вот и лето прошло…»

Приобретение основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности

газета

04.09

Как я провел лето. Где был, что видел

11.09

Елизаветинский Петербург.

 

Зимний дворец Елизаветинское барокко

Презентация. Игра на узнавание зданий, построенных в стиле барокко

18.09

Елизаветинский Петербург.

Волшебник Растрелли К.Б. Архитектурный словарь

презентация

25.09

Смольный монастырь

Посещение музея Академии художеств, где хранится макет

презентация

02.10

История строительства Зимних дворцов

Виртуальная экскурсия в прошлое. Игра-путешествие

09.10

История строительства Зимних дворцов

16.10

Эрмитаж – сокровищница мирового искусства

Защита мини-доклада «Мой любимый экспонат Эрмитажа»

экскурсия

23.10

Эрмитаж – сокровищница мирового искусства

06.11

Екатерина Великая. Жизнь и деятельность на благо России. Памятник на площади Островского

Кто расположен на памятнике? Чем прославились? Что сделали для России? Чем знамениты?

Исследовательская работа.

доклад

13.11

Екатерининский Петербург «Я приняла город деревянным, а оставила каменным…»

Презентация. Беседа.

Оценка деятельности и реформ Екатерины II

Представление своего доклада о личности Екатерины II

20.11

Медный всадник Э.М. Фальконе

Памятники Петру I в России и мире.

Брейн-ринг

27.11

Медный всадник Э.М. Фальконе

04.12

Памятники Петру I в Петербурге

Анализ, сравнение. Сопоставление. Собственное мнение

11.12

Балы, быт и нравы Петербуржцев

Игра сюжетно-ролевая

18.12

Балы, быт и нравы Петербуржцев

Игра сюжетно-ролевая

25.12

Смольный институт. Смолянки. Женское образование в России

Чему учили смолянок?

Как учились и сколько?

Поисковая работа.

Сравнение с современной школой

презетация

15.01

Аничков дворец.

Посещение Аничкова дворца, зимнего сада и Комнаты сказок

22.01

Царское село. Екатерининский дворец. Янтарная комната.

Подвиг реставраторов.

Поиски и находки. Версии и разочарования.

Составить детективный рассказ о поиске Янтарной комнаты.

 

Виртуальная экскурсия

29.01

Царское село. Екатерининский дворец. Янтарная комната.

Подвиг реставраторов.

05.02

Царскосельский лицей

Посещение лицея

Виртуальная экскурсия

12.02

Пушкинский Петербург

Посещение музея-квартиры А.С. Пушкина на Мойке,12

Виртуальная экскурсия

19.02

Пушкинский Петербург

26.02

«..Сей век железный…» Вокзалы. Открытие Царскосельской ж.д.

Посещение Музея Железнодорожного транспорта. «Ужас наших бабушек»(первые поезда)

Виртуальная экскурсия

04.03

Монументальная скульптура Петербурга. Памятники царям и знаменитым петербуржцам

Посещение музея городской скульптуры в Ал. Невской лавре.

Некрополь мастеров искусств Х1Х века

Виртуальная экскурсия

11.03

Жители Петербурга

водоносы, фонарщики, разносчики и т. д.

Город в конце Х1Х в

Экскурсия к памятнику «Фонарщик» на Одесской ул.

Эскиз к памятнику «Любимому педагогу», «Любимой бабушке», «Мамочке моей» и т.д.

Презентация

18.03

Жители Петербурга

водоносы, фонарщики, разносчики и т. д.

Город в конце Х1Х в

01.04

Невский проспект – главная улица города

Пешеходная экскурсия от Адмиралтейства до Вознесенской площади. Мини-экскурсии обучающихся

08.04

Улица – красавица Невский проспект

Пешеходная экскурсия по Староневскому пр. от пл. Восстания до Александро -Невской лавры.

15.04

Культурная жизнь Петербурга. Театры, книги, журналы.

Инсценировка «В литературном салоне пушкинской поры»

22.04

Культурная жизнь Петербурга. Театры, книги, журналы.

29.04

Публичная библиотека

Скульптура на фасаде.

Прогулка с книгой Ракова «Эмблемы и символы СПб»

Виртуальная экскурсия

06.05

Высшие учебные заведения Петербурга. Академия художеств

Работа со справочником для абитуриентов «Куда пойти учиться»

13.05

 Подведение итогов за год. Задания на лето.

Памятка отъезжающему на каникулы (см. приложение

Презентация

20.05

Список литературы для учащихся

  1. Александрова Е.Л. Остров Рус в Литориновом море. Историческое прошлое северных окрестностей Санкт–Петербурга. -  СПб., 2000.
  2. Ермолаева Л.К. Лебедева И.М. Чудесный город. -  СПб., 1998.
  3. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М., Захваткина И.З. Краеведение – страницы жизни нашего края. -  СПб.,  2006.
  4. Ефимовский Е. Путешествие в Санкт-Петербург. -  СПб., 1996.
  5. Семенова М. Мы – Славяне. – СПб., 2006.
  6. Синдаловский Н.А. Легенды и мифы Санкт–Петербурга. -  СПб., 2002.
  7. Суслов В.Н. Рассказы о Ленинграде. -  Л., 1984.

Список литературы для педагога:

  1. Авсеенко В.Н. История города Санкт-Петербурга в лицах и картинках. -  СПб., 1993.
  2. Арьев А.А. Ивангородская летопись, 1492 – 2001. -  СПб., 2001.
  3. Гиппинг А.И. Нева и Ниеншанц. -  СПб., 2003.
  4. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Почему так названы. -  Л., 1985.
  5. Даринский А.В. Прогулки по старому Санкт-Петербургу. -  СПб., 1994.
  6. Ермолаева Л.К. Прогулки по Петербургу. - СПб., 1992-1997.
  7. Золочевская Н.Н. Выборг: Очерк-путеводитель. -  Л., 1980.
  8. Канн П.Я. Прогулки по Петербургу. -  СПб., 1994.
  9. Кепп Е.Е. Выборг. -  Выборг, 1992.
  10. Кирпичников А.Н. Древний Орешек. -  Л., 1980.
  11. Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. -  Л., 1984.
  12. Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д., Старая Ладога – древняя столица Руси -  СПб., 1996.
  13. Крепость Ивангород – новые открытия -  СПб., 1997.
  14. Лелина Е.И. Петропавловская крепость. -  СПб., 1996.
  15. Некрасов Б. Гранитная летопись. -   Л., 1971.
  16. Платунов А.М. Так строился Петербург -  СПб., 1997.
  17. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 2002.
  18. Синдаловский Н.А. Петербург. Путеводитель. СПб., 2001.

19.Сорокин П.Е., Ландскрона, Невское устье, Ниеншанц. -  СПб., 2001.

20. Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов. Рек и каналов, мостов и островов /Алексей Владимирович, Алексей Ерофеев.-М.: АСТ:СПб.:Астрель-СПб, 2009 -752 с.

21. Михайлов А.М. Санкт-Петербург: 100 удивительных мест и фактов, которых нет в путеводителях / А.М. Михайлов.- М.: Эксмо, 2011.-320 с.

22. Царев Р.Я. Санкт-Петербург. Необычные прогулки, которые перевернут ваше представление о Северной столице / Царев Р.Я.-М.: Эксмо, 2012.- 320с.: ил.-(Туризм).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Анкета отъезжающему на каникулы

  1. Название города, (населенного пункта),  почему он так назван? Сколько ехал?
  2. Название реки (моря, озера). Топонимика
  3. Посети краеведческий музей. Что понравилось?
  4. Есть ли другие музеи в месте твоего отдыха?
  5. Легенды связанные с появлением города, реки, горы и т.д.
  6. Сфотографируй достопримечательность данной местности.
  7. Привези фото самого старого дома, самого красивого дома (фонтана, памятника и т. д.).
  8. Самый интересный день каникул.
  9. Что запомнилось?
  10. С кем подружился? Рассказывал ли новым друзьям о Петербурге?
  11. Как живут и как проводят досуг местные жители?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖОК «Наш город - Санкт Петербург» 1 класс

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга(кружок «Наш город - Санкт-Петербург» )1 класс Пояснительная записка.Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга для 1 класса разработана...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА «Наш город - Санкт Петербург»

Программа составлена в соответствии ФГОС по истории Санкт-Петербурга для 4 класса. Разработана на основе школьного курса  "История и культура Санкт-Петербурга" Е.В.Дмитриевой....

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Прогулки по Санкт-Петербургу.

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Прогулки по Санкт-Петербургу....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)

Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...

Программа по внеурочной деятельности "Виват, Санкт-Петербург"

Программа разработана по внеурочной деятельности,  духовно-нравственное направление. Программа расчитана на учеников 1 класса. В документе дана пояснительная записка, определены цели, задачи, пла...