Рабочая программа по внеурочной деятельности. Прогулки по Санкт-Петербургу.
рабочая программа (1 класс) на тему

Семёнова Ольга Анатольевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Прогулки по Санкт-Петербургу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progulki_po_sankt-peterburgu.doc312.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА №376 МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

             РАССМОТРЕНО                                                                     УТВЕРЖДАЮ          

 протокол педагогического совета №                        Директор ГБОУ школы №376 Московского района

                                                                                      ________________________Дмитриенко М.А.

        от «___» ___ 20   г.                              .                                             «___» ____ 20    г

                                                                                 

                   

                                                                           .                 .                                              

                           

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Прогулки по Санкт-Петербургу»

Возраст обучающихся: от 8 до 10 лет

Срок реализации: 3 года

Шестак Ольга Анатольевна

педагог дополнительного образования

 Санкт – Петербург

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной образовательной программы

Программа «Прогулки по Санкт-Петербургу» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе программы Ермолаевой Л.К. «Чудесный город».

Программа «Прогулки по Санкт-Петербургу»  носит туристско-краеведческую направленность и рассчитана на общекультурный уровень освоения.

 Интерес к изучению истории родного края, изучение своей малой Родины, краеведческая работа имеет особую значимость в Санкт-Петербурге,  в городе - центре мировой и отечественной культуры. Изучение истории города предоставляет широкий спектр возможностей для социальной адаптации и духовно-нравственного становления личности.

Актуальность

В настоящее время актуальнейшей является проблема патриотического воспитания детей и молодёжи.  Воспитательное воздействие культурного наследия родного города становится важнейшим фактором формирования патриотизма. Любовь к своему городу, чувство уважения и причастность к его истории, культуре - результат целенаправленной и последовательной  деятельности старшего поколения петербуржцев в воспитании достойных наследников. Воспитание «красотой родного города, красотой окружающего мира» позволяет детям воспринимать мир ярким и многогранным,  усиливает   творческую познавательную деятельность, способствует развитию социально значимой активности. Юным петербуржцам, нашим современникам, жителям Санкт-Петербурга, предстоит сделать его еще красивее и сохранить то, что представляет ценность в наши дни.

Актуальность программы «Прогулки по Санкт-Петербургу» обусловлена необходимостью сохранения и возрождения традиций петербургской культуры.

В программе школы недостаточно внимания уделяется изучению истории и культуры Санкт-Петербурга как  центру мировой и отечественной культуры. Программа включает в себя теоретическую и практическую часть. Для реализации поставленных задач содержание курса ориентирует на диалог, самостоятельность мышления и самовыражения, что способствует творческому развитию учащихся.

В программу включены темы, создающие у учащихся представление об основании Петербурга, его великолепном скульптурном убранстве, государственных символах, музеях и театрах города. Значительная роль отводится наиболее важным этапам формирования культуры «северной столицы», а также городского быта.

Новизной образовательной программы является многообразие творческих приемов и методов, используемых в реализации программы.  Дети знакомятся с технологией проектной культуры, получают опыт публичной защиты своих исследований. Темы «Нева и наводнения», «Реформы Петра I – за и против», «На 101 острове» и др. проходят в форме исследовательской деятельности и защиты проектов.

Педагогическая целесообразность

Петербург – сокровищница мировой культуры. Сохранение   наследия является основной задачей всех поколений петербуржцев.     Общеобразовательный курс «История и культура  Петербурга» из программы основной школы несколько лет назад был переведен в программу факультативов, а в некоторых школах его преподавание и вовсе не ведется. Это приводит к тому, что дети слабо знают историю Петербурга, его достопримечательности, плохо ориентируются по карте и на улицах города,  своего района. В этой связи особое значение имеют занятия в системе дополнительного образования детей.

Занятия по программе разнообразны по форме и методам организации деятельности детей, что позволяет существенно углубить знания и развить у детей интерес к изучению своего города.

           Больше знать о своем городе будет ребенок, обучающийся по данной программе, который посещает музеи и выставки, участвует в автобусных и пешеходных экскурсиях, самостоятельно или в группе детей  собирает материал для мини-экскурсий, участвует в творческих конкурсах и делится своими знаниями и открытиями с родителями, имеет представление об истории города, района, основных достопримечательностях. У детей в ходе реализации данной программы развиваются познавательные и коммуникативные навыки, интеллект, творческая активность, формируется общая культура. Созданная атмосфера доверия и доброжелательности, товарищеского отношения в коллективе помогают достижению общей цели - воспитание духовно-нравственной личности.

Характерной особенностью   младшего школьника является чувство        удивления и восхищения миром, поэтому знания о родном городе и интересные исторические факты, мифы и легенды связанные с достопримечательностями, помогут пробудить отклик на        красоту и уникальную историю родного города, уважение к его традициям.  

               Особенностью данной программы являются межпредметные связи с историей, географией, мировой художественной культурой, литературой, что помогает детям проявить свои художественные и креативные способности. Особенностью         данной программы является активное взаимодействие    с городом. Знакомство с городом происходит не только в аудитории, но и   большая часть времени проходит в прогулках   по улицам и проспектам, набережным и площадям, что  дает возможность обучающемуся      «погрузится» в мир города, почувствовать свою    сопричастность  к    его жизни.

Цель программы: воспитание личности юных петербуржцев через изучение истории и культуры Санкт-Петербурга.

Задачи:

Обучающие:

  1. Формирование представления о городе как среде обитания горожан.
  2. Формировать понятие «Культурная столица» через раскрытие значения культурных и архитектурных объектов, как памятников истории и культуры.
  3. Формировать способность к обобщению и систематизации знаний о городе, уметь устанавливать причинно-следственные связи.
  4. Формировать потребность в самостоятельном поиске информации по истории и  культуре Санкт-Петербурга.
  5. Формирование нравственно-этических норм поведения в городе.

Развивающие:

  1. Развитие познавательных интересов детей.
  2. Развитие когнитивной сферы ребенка: художественно-эстетического восприятия, творческого воображения. Интеллектуальных процессов.
  3. Развитие активного словаря ребенка, умение рассказывать о городе. Проявлять собственное отношение к событиям и фактам из жизни города.
  4. Развитие умений устанавливать связи между историческими событиями.
  5. Развить умение замечать необычное, интересное развивать у детей интерес к изучению истории и культуре родного края;

Воспитательные:

  1. Воспитание любви к родному городу и бережного отношения к традициям и культурному наследию Санкт-Петербурга.
  2. Воспитание чувства сопричастности к жизни города.
  3. Воспитание культуры общения и культуры поведения.

Задачи I года обучения:

Образовательные:

  • Дать детям элементарные знания по истории города.
  • Познакомить с основными достопримечательностями города.
  • Учить детей ориентироваться по карте города

Развивающие:

  • Развивать творческие способности через  выражение  своего впечатления (рассказ, рисунок);
  • Побуждать детей к активному участию в делах объединения.

Воспитательные:

  • Формировать культуру поведения в общественных местах.
  • Воспитывать бережное отношение к городу.

Задачи II года обучения:

Образовательные:

  • Расширять знания детей по истории города.
  • Дать знания о выдающихся людях-петербуржцах, внесших вклад в культурное наследие города.
  • Познакомить детей с архитектурной терминологией.
  • Учить отвечать на вопросы и рассказывать об основных памятных местах города;

Развивающие

  • Развивать потребность в выражении своих впечатлений в виде небольших творческих работ о городе;
  • Развивать интерес самостоятельной работать с литературой, документами.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважения к городу, его жителям.

Задачи III года обучения:

Образовательные:

  • Научить детей пользоваться краеведческими справочниками и книгами.
  • Знакомить детей с основными достопримечательностями своего района  его промышленностью и учебными заведениями;
  • Обобщать знания детей об истории Петербурга и его достопримечательностях.

Развивающие:

  • Развивать умение рассказывать о своём любимом уголке города;

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес и уважение к культуре разных стран и народов.
  • Воспитывать потребности в передаче знаний о городе сверстникам.

Ожидаемые результаты по годам обучения

К концу  1 года обучения учащиеся смогут:

Знать:

  • день рождения города, основателя города, герб и флаг города, их значение;
  • факты из истории города, необходимость, побудившую Петра1 построить Санкт-Петербург;
  • основные достопримечательности города и области, их назначение и использование в прошлом и настоящем;
  • уметь передать свое впечатление от увиденного.

 Уметь:

  • узнавать и называть архитектурные и исторические памятники города;
  • различать понятия «Архитектор», «Скульптор»;
  • понимать значение слов «Культурная столица», «Настоящий Петербуржец»;
  • узнают, описывают и объясняют герб Санкт-Петербурга; узнают и описывают флаг города; знают мелодию и слова гимна;
  • ориентироваться по карте города и области, уметь находить на ней основные достопримечательности;
  • выражать свое впечатление в рассказе, рисунке;

Иметь навык:

  • участия в командных играх;
  • разрабатывать и защищать свой мини-проект;
  • поведения в общественных местах.

Главные задачи программы:

  • Раскрыть значимость (ценность) наследия города через следующие содержательные линии:
  • город – среда обитания горожан
  • город – участник исторических событий
  • город – создатель материальных ценностей, технических и научных достижений, центр экономической жизни – материальной культуры
  • город – творец духовной и художественной культуры
  • город – результат деятельности людей.
  • познакомить учащихся с разнообразными памятниками истории и культуры, которые раскрывают разные стороны жизни города (содержательные линии), составляют наследие Петербурга;
  • создать условия для понимания учащимися ценности этих памятников, для принятия ими этих ценностей, как лично значимых;
  • формировать у учащихся умения:
  • характеризовать объекты как многослойные памятники, хранящие помять о разных временах, о разных людях, событиях, традициях, достижениях материальной и духовной культуры;
  • пользоваться краеведческой литературой, картами, живописными произведениями, фотографиями как источниками; сравнивать информацию, полученную из этих источников, с реальными памятниками.
  • создать условия для понимания учащимися важной роли основных исторических периодов  в формировании петербургского наследия;

При изучении программы формирование познавательного интереса к изучению города выражается:

  • в желании совершить познавательные прогулки по городу, в музеи; в чтении дополнительной литературы; в желании выполнять творческие задания;
  • в стремлении реализовывать свои знания и умения, принять участие в конкретных практических делах.

К концу  2 года обучения учащиеся смогут 

Знать:

расширить имеющиеся у них знания:

  • о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;
  • о создателях и хранителях этого уникального .петербургского  наследия  

                                 

Уметь:

  • грамотно произносить, писать и использовать краеведческие термины, названия памятников;
  • узнавать изученные памятники по описанию, по иллюстрациям; объяснять значимость конкретных памятников для жизни горожан, для Петербурга, России;

Иметь навык:

  • выражать свое впечатление в виде небольших творческих работ;
  • отвечать на вопросы и  рассказывать об основных памятных местах города.

К концу  3 года обучения учащиеся смогут:

Знать:

  • историю Санкт-Петербурга от основания  до наших дней
  • историю своего района.
  • архитектурную терминологию и скульптуру Санкт-Петербурга
  • основные достопримечательности Санкт-Петербурга и историю их создания;

Уметь:

  • перечислять важнейшие для каждого периода исторические события и соотносить их с определенными памятниками;
  • на основе памятников-источников характеризовать особенности города как экономического, образовательного, научного, культурного центра; описывать жизнь и деятельность типичных представителей разных социальных слоев, внесших вклад в развитие экономики, образования, науки, художественной культуры, памятные места города, связанные с деятельностью;
  • иметь представление о художественных стилях, нашедших выражение в культурной жизни Петербурга;
  • уметь «извлечь» необходимую информацию из доступных краеведческих источников и оформить ее в виде сообщения, доклада. Под руководством педагога работать над  рефератом, презентацией, проектом.
  • называть хронологические рамки основных периодов развития города. Указывать важнейшие для каждого этапа события; соотносить важнейшие события жизни района, города, России; объяснять причины важнейших событий и их последствия.
  • пользоваться краеведческими справочниками и книгами;
  • рассказывать о своем любимом уголке города;

Иметь навык:

  • ориентирования в городе по карте-схеме;
  • применения свои знания на практике. 

Формирование познавательного интереса к изучению города частично выражается:

  • в желании совершить познавательные прогулки по городу, в музеи; в чтении дополнительной литературы;
  • в желании выполнять творческие задания; следить за событиями, происходящими в городе;
  • в стремлении реализовать свои знания и умения, принять участие в конкретных практических делах, исследованиях;
  • грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в программе;
  • указывают хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга, в том числе постсоветского периода; называют важнейшие для каждого периода исторические события; соотносят их с памятниками наследия;
  • называют конкретный памятник или группу памятников, разъясняют о какой  грани  или гранях петербургского наследия они «рассказывают» (об истории, экономике, образовании, науке или др.), объясняют их ценность(утилитарную, историко-культурную, общественную значимость или др.) для современников и в настоящее время;
  • называют петербургские традиции, разъясняют причины их появления или исчезновения, рассказывают о них, оценивая их позитивные и негативные стороны;
  • называют фамилии знаменитых петербуржцев (в том числе и жителей ХХ1 в.), соотносят их с соответствующими памятниками наследия, рассказывают об их жизнедеятельности; высказывая свое мнение о вкладе каждого из них в культурное наследие Санкт-Петербурга; разъясняют особенности формирования петербургского населения и специфику его состава (в том числе и ХХ1 в.); указывают условия жизни горожан (жителей имперской столицы, советского города, постсоветского города); перечисляют традиционные проблемы горожан и городского хозяйства; рассказывают об особенностях быта горожан, которые определяли повседневную культуру всех остальных жителей Петербурга – Петрограда – Ленинграда; объясняют на конкретных примерах (памятниках, традициях, судьбах конкретных людей) возможности, предоставляемые городом - «ареной» истории, центром экономики, образования, просвещения, художественной культуры для реализации жизненных планов людей;
  • указывают основные периоды развития нашего края, роль Петербурга в развитии края (Ленинградской области), связи нашего края со странами Балтийского региона, Европы, мира..

Ориентируются по различным видам карт (карта транспорта, достопримечательностей, историческая, экологическая, Topplan и др.):

  • находят на карте нужные объекты;
  • прокладывают оптимальные маршруты;
  • читают карты как источник информации;

Ориентируются в реальном городском и музейном пространстве; (по природным ориентирам, по городским ориентирам и доминантам; по маршрутному листу; по картам);

  • объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; оценивают поведение горожан; решают ситуационные задачи; дают оценку собственного поведения;
  • регулярно посещают учебные экскурсии и прогулки; сообщают родителям и педагогу об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок; следят за событиями в городе по СМИ, Интернету и др. источникам.

Умеют

  • извлекать необходимую информацию из разных письменных источников (справочников, научно-популярной литературы, Интернета);
  • узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; «исследовать» изображение (рассматривать, выделять главное, сравнивать с другими изображениями); описывать объект как памятник всемирного и петербургского культурного наследия;
  • самостоятельно «считывать» информацию из реальных городских объектов и музейных экспонатов, делая вывод о значение (значимости) этого петербургского памятника; составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки);
  • обращаться к родственникам, знакомым и незнакомым горожанам как к источникам краеведческой информации (формулировать вопросы; проводить анкетирование; брать интервью);

Умеют

  • используя ранее полученные знания (по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета), разъяснить, объяснить роль конкретных памятников, традиций, людей в определенный период истории города, их значение для развития культуры города;
  • применять полученные знания и умения в реальной жизни (в общении с одноклассниками, младшеклассниками, родителями, гостями города; в различных житейских ситуациях: найти адрес, перейти улицу, вызвать водопроводчика, выбрать нужное учебное заведение и т.д.);
  • сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения; комментировать текст, выделять главную мысль в тексте, составлять развернутый план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения по дополнительной литературе (по 2 и более источникам); работать над рефератом;
  • обосновывать, аргументировать, доказывать, аргументировать свой ответ (мнение, точку зрения, оценку);
  • извлекать необходимую информацию из рассказа педагога, задавая вопросы.

Условия приема

В коллектив принимаются все дети, желающие заниматься изучением истории и культурой Санкт–Петербурга, в возрасте 8 - 10 лет. На 2 и 3 год остаются заинтересованные дети, и желающие  заниматься более серьезно и глубоко  изучением своего  города.

Программа предполагает общекультурный уровень освоения.

Результатом освоения программы должно стать заинтересованное отношение обучающихся к изучению истории и современной жизни своего города, умение узнавать и называть его основные архитектурные и исторические памятники, желание узнавать новое о нем, а также знание этических норм поведения горожанина и их применение в повседневной жизни.

Основными способами проверки результативности является

  • ведение  «Дневника наблюдений», диагностические игры (?) , рассказы-экскурсии, опросы и беседы с детьми, защита социальных мини-проектов.
  • анкетирование, анкеты для учащихся: мотивация прихода и ожидания от занятий, степень удовлетворенности занятиями (в конце учебного года),
  • анкета для родителей - отношение к занятиям детей, их заинтересованность и увлеченность

 

Нормативная нагрузка программы по годам обучения

1 год

2 год

3 год

34  часа

34  часа

68 часов

1  час в неделю

1 час в неделю

2 часа в неделю

  1. Режим занятий
  1. На первом и втором годах обучения 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа в год),  на третьем году обучения 2 раза в неделю по 1 часу (68 часов в год).

Методы, используемые в работе

Словесные:  

  • рассказ педагога с использованием наглядного материала;
  • опросы для выявления знаний;
  • обсуждения и беседы на предложенные темы;
  • лекции;
  • размышление

Практические:

  • использование мультимедийных материалов;
  • работа с картой города и Ленинградской области;
  • творческие задания, составление кроссвордов по изучаемой теме;
  • занятие-беседа;
  • экскурсии, посещение музеев, выставок;
  • игры;
  • конкурс;
  • аукцион идей;
  • вернисаж творческий работ;
  • Литературная гостиная;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • игровая программа;
  • виртуальные экскурсии, круизы;
  • походы, пешеходные экскурсии;
  • спектакль;
  • творческий отчет;
  • соревнование;
  • олимпиада.

Поисковые:

  • мозговой штурм;
  • разработка и защита проектов;
  • презентация.
  • итоговое занятие-викторина «Знаешь ли ты свой город?», «Сочинение-фантазия «Если бы я был губернатором…»

   

 Формы контроля:

  • опросы и беседы;
  • творческие задания;
  • практические задания;
  • участие различных конкурсах и олимпиадах.
  • ведение дневника наблюдений.

                           

 Учебно-тематический план  первого года обучения

темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2

История моей семьи

1

2

3

3

Петербург до Петербурга

1

3

4

4

Основание Санкт-Петербурга Петровский Петербург

7

6

13

5

Васильевский остров – созвездие  музеев

6,5

5,5

12

6

Итоговое занятие

-

1

1

Итого:

16

18

34

Содержание программы 1 года обучения

  1. Вводное занятие.

Теория: Я - Петербуржец! Я в городе этом живу! Цели и задачи предстоящей деятельности. Куда пойдем, что увидим, что узнаем. Техника безопасности.

Практика: Игра «Давайте знакомиться».

  1. История моей семьи.

Теория: Мои корни. История моей семьи.

Старые фотографии рассказывают (Самая старинная (удивительная) вещь в моем доме). Вещь, коллекция, экспонат.

Практика: Игра-викторина «Кто кому кем приходится?» ( тесть, сноха, свояченица, кузина…) Выставка «Моё родословное дерево».

Проект «Музей на один день», составленный из предметов и рассказов обучающихся.

  1. Петербург до Петербурга.

Теория: Путь «из варяг в греки» Нева, Балтика, Ладога. Крепости северо-запада Руси. Орешек, Ладога, Копорье, Ниеншанц, Ивангород, Корела. Устройство и секреты  крепостей. Крепость Ладога –первая столица Руси

Практика: Мини-расследование строки А.С. Пушкина «…на берегу пустынных волн…»  Круглый стол.

Виртуальный круиз. Работа с картой Ленинградской области.

Изготовление макета крепости (рвы, башни, герса…)

  1. Основание Санкт-Петербурга. Петровский Петербург

Теория: Герб, флаг, возраст города. Первый дом нашего города. «Красные хоромцы» Ровесник нашего города. Петропавловская крепость. Иоановский мост. Собор святых Петра и Павла. Бастионы и куртины.

Адмиралтейство. Ботик Петра 1.  

Там у Невы наш первый сад. Летний дворец Петра 1 в Летнем саду.

Ассамблеи. Этикет в петровское время.

Кикины палаты.

Практика: Поиск городов, имеющих в имени «-бург», рисуем герб, флаг. Посещение музея «Домик Петра1» на Петровской наб. Экскурсия. Составление кроссворда «К» (крепость, куранты, куртина, казематы, комендант, канал, Кронверка, колокольня ...)

Экскурсия в крепость. Памятник зайцу, спасшемуся от наводнения.

Сложить из счетных палочек силуэт кораблика, очертание Адмиралтейства. Посещение Летнего сада. Инсценировка правил этикета по книге «Юности чистое зерцало». Сравнить Летний дворец Петра1 и Кикины палаты. Архитектура. Петровское барокко

  1. Васильевский остров – созвездие  музеев

Теория: Васильевский остров. Легенды названия. Памятник Василию.

Топонимика. Васильевский остров – созвездие музеев.  Первый музей России – Кунсткамера. Музей этнографии народов мира им. Петра Великого.

Петровская Кунсткамера. Петр 1 коллекционер. Меншиковский дворец – первый дворец города.

 Зоологический музей.

Ростральные колоны.

Здание Двенадцати коллегий Д. Трезини

Практика: Прогулка по Университетской набережной. Наблюдение, зарисовки. Работа с картой, вид острова с высоты птичьего полета. Планировка острова.

Разбор стихов С. Черного «Васильевский остров прекрасен как жаба в манжетах..» и  Еф. Ефимовского «Каналов нет в помине, остались только линии…». Легенда строительства Кунсткамеры.

Сказочное путешествие по Земному шару. Мини-проект «По странам и континентам» (по экспозиции Кунсткамеры).

Экскурсия в Меншиковский дворец «В гости к первому губернатору города». Мини-расследование «Был ли Меншиков грамотным?» наблюдение в интерьере. Пешеходная экскурсия в Зоологический музей и на Стрелку ВО. Презентация «Виртуальная экскурсия внутрь колоны и вид с колоны».

Игра «Третий лишний» здания построенные Д. Трезини.

  1. Итоговое занятие.

Практика: Викторина «Знаешь ли ты свой город?».

Задание на лето. Памятка «Путешествие в Каникуляндию».

Учебно-тематический план  первого года обучения

№ п/п

Тема

Форма проведения занятия

Количество часов

Теория

Практика

Итого

1

Вводное занятие.

Давайте знакомиться

игра

0,5

0,5

1

2

Мое родословное дерево. Мои корни.

Игра-викторина «Кто кому кем приходится?»( тесть, сноха, свояченица, кузина…)

-

1

1

3

История моей семьи.

Старые фотографии рассказывают…

Изготовление «Родословного дерева». Выставка

0,5

0,5

1

4

Самая старинная (удивительная) вещь в моем доме). Вещь, коллекция, экспонат.

Проект «Музей на один день», составленный из предметов и рассказов обучающихся. Галерея

0,5

0,5

1

5

Герб, флаг, возраст города.

Будем знакомы

Поиск городов, имеющих в имени

 «-бург», рисуем герб, флаг.

0,5

0,5

1

6

Петербург до Петербурга

Мини-расследование строки А.С. Пушкина «…на берегу пустынных волн…»

Круглый стол

0,5

0,5

1

7

Путь «из варяг в греки» Нева, Балтика, Ладога.

Работа с картой

Виртуальный круиз

-

1

1

8

Крепости северо-запада Руси. Орешек, Ладога, Копорье, Ниеншанц, Ивангород, Корела

Рассказ педагога:

Устройство и секреты  крепостей. Работа с картой Ленинградской области. Олимпиада

0,5

0,5

1

9

Крепость Ладога –первая столица Руси

Изготовление макета крепости (рвы, башни, герса…)

-

1

1

10

Когда Петр I был маленький.

рассказ

1

-

1

11

Первый дом нашего города. «Красные хоромцы» Ровесник нашего города.

Посещение музея «Домик Петра1» на Петровской наб. Экскурсия

1

1

2

12

Петропавловская крепость. Иоановский мост.

Составление кроссворда «К» (крепость, куранты. Куртина, казематы, комендант, канал, Кронверка, колокольня ...)

1

1

2

13

Собор святых Петра и Павла. Бастионы и куртины.

Экскурсия в крепость. Памятник зайцу, спасшемуся от наводнения.

0,5

0,5

1

14

Адмиралтейство.

 Ботик Петра I

Сложить из счетных палочек силуэт кораблика, Адмиралтейства…

0,5

0,5

1

15

Там у Невы наш первый сад.

Посещение Летнего сада

Рассказ педагога.

«Мое открытие Летнего сада».

Интервью родителей

«Летний сад вчера и сегодня»

1

1

2

16

Летний дворец Петра I в Летнем саду.

Ассамблеи. Этикет в петровское время

Инсценировка правил этикета по книге «Юности чистое зерцало»

1

1

2

17

Кикины палаты

Сравнить Летний дворец и Кикины палаты. Архитектура

Петровское барокко

0,5

0,5

1

18

Васильевский остров – созвездие музеев

Прогулка по Университетской набережной.

Наблюдение, зарисовки.

0,5

0,5

1

19

Васильевский остров. Легенды названия. Памятник Василию.

Топонимика.

Работа с картой, вид острова с высоты птичьего полета. Планировка острова

Разбор стихов

С. Черного «Васильевский остров прекрасен как жаба в манжетах..»

 и  Еф. Ефимовского

1

1

2

20

Первый музей России – Кунсткамера.

Музей этнографии народов мира им. Петра Великого.

Петровская Кунсткамера. Петр 1 коллекционер

Легенда строительства.

Сказочное путешествие по Земному шару. Мини-проект «По странам и континен- там» (по экспозиции Кунсткамеры)

2

2

4

21

Меншиковский дворец – первый дворец города. Петровское барокко

В гости к первому губернатору города. Экскурсия. Мини-расследование

«Был            ли Меншиков грамотным?» наблюдение в интерьере

1

1

2

22

Зоологический музей

Пешеходная экскурсия в музей и на Стрелку ВО.. Памятный знак к 300-летию СПб Соревнование по итогам посещения музея «Кто назовет больше названий млекопитающих, бабочек и т.д.

0,5

0,5

1

23

Ростральные колоны

Презентация «Виртуальная экскурсия внутрь колоны и вид с колоны»

1

-

1

24

Здание Двенадцати коллегий Д. Трезини

Игра «Третий лишний» здания построенные Д. Трезини

0,5

0,5

1

25

Итоговое занятие

Викторина «Знаешь ли ты свой город?»

Задание на лето

Памятка отъезжающему на каникулы

-

1

1

Итого:

16

18

34

Учебно-тематический план второго года обучения

темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Елизаветинский Петербург

4

2

2

3

Екатерининский Петербург

10

4

6

4

Культурная жизнь Петербурга.

5

2,5

2,5

5

Пушкинский Петербург

5

1

4

6

Монументальная скульптура Петербурга

2

-

2

7

Вдоль по Невскому проспекту

3

1

2

8

Учебные заведения Петербурга.

Петербург студенческий

0,5

0,5

1

9

Итоговое занятие. Составляем рассказ «Петр построил Петербург»

1

1

-

всего

12,5

21,5

34

Содержание программы второго года обучения

  1. Вводное занятие:

Теория: Цели и задачи предстоящей деятельности объединения.  Что узнаем, где  побываем? Техника безопасности на улице, в транспорте на экскурсии. Изготовление газеты «Вот и лето прошло…»

Практика: Как составить маршрут поездки, рассчитать время, логику маршрута, деньги…

  1. Елизаветинский Петербург

Теория: Зимний дворец. История строительства Зимних дворцов. Елизаветинское барокко. Волшебник Растрелли К.Б.. Смольный монастырь. Архитектурный словарь.

Практика: Игра на узнавание зданий, построенных в стиле барокко Презентация.  Посещение музея Академии художеств, где хранится макет Смольного монастыря.

Виртуальная экскурсия в прошлое Зимних дворцов.

  1. Екатерина Великая

Теория: Екатерина Великая. Жизнь и деятельность на благо России. Памятник на площади Островского.

 Екатерининский Петербург «Я приняла город деревянным, а оставила каменным…».

 Планировка города.  Зимний дворец и Эрмитаж. Царское Село. Таврический дворец. Медный всадник. Э.М. Фальконе.

Невский проспект.

 Царское село. Екатерининский дворец. Янтарная комната. Подвиг реставраторов

 Практика: Исследовательская работа. Кто расположен на памятнике Екатерине II ? Чем прославились? Что сделали для России? Чем знамениты?

Исследовательская работа.

Защита мини-доклада «Мой любимый экспонат Эрмитажа»

Оценка деятельности и реформ Екатерины II.

Памятники Петру1 в России и мире. Брейн-ринг.

Янтарная комната: поиски и находки, версии и разочарования.

Составить детективный рассказ о поиске Янтарной комнаты

  1. Культурная жизнь Петербурга.

Теория: Театры, книги, журналы. Балы, быт и нравы, театры, салоны, вечера Петербуржцев.

Смольный институт. Смолянки. Женское образование в России.

Практика: Поисковая работа. Чему учили Смолянок? Как учились и сколько? Сравнение с современной школой.

Проба пера. Сочинение сказки  «О чем беседует Кораблик с Ангелом ?» (кораблик Адмиралтейства с Ангелом с Петропавловского собора).

  1. Пушкинский Петербург

Теория: Царскосельский лицей.

Пушкинские адреса Петербурга. Последняя дорога Пушкина.

Практика: Экскурсия в Царскосельский лицей.

Посещение музея-квартиры А.С. Пушкина на Мойке,12

Посещение памятного знака на месте дуэли Пушкина А.С. на Черной речке.

  1. Монументальная скульптура Петербурга

Теория: Памятники императорам. Конные монументы. Памятники полководцам. Триумфальные ворота и арки города.

Памятники Войне 1812 года.

Современные памятники простым труженикам города: трубочисту, дворнику, городовому, водоносу, фонарщику, трубочисту). 

Практика: Посещение музея городской скульптуры в Ал. Невской лавре.

Некрополь мастеров искусств Х1Х века.

Экскурсия к памятнику «Фонарщик» на Одесской ул.

Эскиз к памятнику «Любимому педагогу», «Любимой бабушке», «Милой мамочке моей» и т.

  1. Невский проспект – главная улица города

Теория: Невский проспект – улица красавица. Невский проспект – самая торговая улица Петербурга (Гостиный двор, Пассаж, Дом книги, Елисеевский магазин).

 Публичная библиотека на Невском проспекте и Садовой улице.

Практика: Ориентирование по городским доминантам.

Пешеходная экскурсия от Адмиралтейства до Вознесенской площади. Мини-экскурсии обучающихся. Пешеходная экскурсия по Староневскому пр. от пл. Восстания до Александро -Невской лавры.

Скульптура на фасаде Публичной библиотеки, прогулка с книгой Юрия Ракова «Эмблемы и символы СПб».

  1. Учебные заведения Петербурга.

Теория: Учебные заведения Петербурга. Академия художеств. Академия наук. Университет. М.В. Ломоносов.

 Петербург Студенческий. Горный институт.

Практика:  Работа со справочником для абитуриентов «Куда пойти учиться» Образовательные возможности Петербурга.

Виртуальная экскурсия к памятникам во дворе Университета

   

9. Итоговое занятие.

Теория: Подведение итогов за год. Задания на лето. 

Практика: Составляем рассказ «Петр построил Петербург», где все слова начинаются на одну только букву «П». См. приложение

Учебно-тематический план второго года обучения

№ п/п

Тема

Форма проведения занятия

Количество часов

Теория

Практика

Итого

Как я провел лето. Где был, что видел

Изготовление газеты «Вот и лето прошло…»

-

1

1

Елизаветинский Петербург.

 

Зимний дворец Елизаветинское барокко

Презентация. Игра на узнавание зданий, построенных в стиле барокко

0,5

0,5

1

Елизаветинский Петербург.

Волшебник Растрелли К.Б. Архитектурный словарь

презентация

0,5

0,5

1

Смольный монастырь

Посещение музея Академии художеств, где хранится макет

0,5

0,5

1

История строительства Зимних дворцов

Виртуальная экскурсия в прошлое. Игра-путешествие

0,5

0,5

1

Эрмитаж – сокровищница мирового искусства

Защита мини-доклада «Мой любимый экспонат Эрмитажа»

1

1

2

Екатерина Великая. Жизнь и деятельность на благо России. Памятник на площади Островского

Кто расположен на памятнике? Чем прославились? Что сделали для России? Чем знамениты?

Исследовательская работа.

0,5

0,5

1

Екатерининский Петербург «Я приняла город деревянным, а оставила каменным…»

Презентация. Беседа.

Оценка деятельности и реформ Екатерины II

Представление своего доклада о личности Екатерины II

0,5

0,5

1

Медный всадник Э.М. Фальконе

Памятники Петру I в России и мире.

Брейн-ринг

1

2

3

Памятники Петру I в Петербурге

Анализ, сравнение. Сопоставление. Собственное мнение

1

2

3

Балы, быт и нравы Петербуржцев

Игра сюжетно-ролевая

1

1

1

Смольный институт. Смолянки. Женское образование в России

Чему учили смолянок?

Как учились и сколько?

Поисковая работа.

Сравнение с современной школой

0,5

0,5

1

Аничков дворец.

Посещение Аничкова дворца, зимнего сада и Комнаты сказок

0,5

0,5

1

Царское село. Екатерининский дворец. Янтарная комната.

Подвиг реставраторов.

Поиски и находки. Версии и разочарования.

Составить детективный рассказ о поиске Янтарной комнаты.

 

0,5

0,5

1

Царскосельский лицей

Посещение лицея

0,5

0,5

1

Пушкинский Петербург

Посещение музея-квартиры А.С. Пушкина на Мойке,12

0,5

0,5

1

«..Сей век железный…» Вокзалы. Открытие Царскосельской ж.д.

Посещение Музея Железнодорожного транспорта. «Ужас наших бабушек»(первые поезда)

0,5

0,5

1

Монументальная скульптура Петербурга. Памятники царям и знаменитым петербуржцам

Посещение музея городской скульптуры в Ал. Невской лавре.

Некрополь мастеров искусств Х1Х века

0,5

0,5

1

Жители Петербурга

водоносы, фонарщики, разносчики и т. д.

Город в конце Х1Х в

Экскурсия к памятнику «Фонарщик» на Одесской ул.

Эскиз к памятнику «Любимому педагогу», «Любимой бабушке», «Мамочке моей» и т.д.

0,5

0,5

1

Невский проспект – главная улица города

Пешеходная экскурсия от Адмиралтейства до Вознесенской площади. Мини-экскурсии обучающихся

1

1

2

Улица – красавица Невский проспект

Пешеходная экскурсия по Староневскому пр. от пл. Восстания до Александро -Невской лавры.

0,5

0,5

1

Культурная жизнь Петербурга. Театры, книги, журналы.

Инсценировка «В литературном салоне пушкинской поры»

1

1

2

Публичная библиотека

Скульптура на фасаде.

Прогулка с книгой Ракова «Эмблемы и символы СПб»

0,5

0,5

1

Высшие учебные заведения Петербурга. Академия художеств

Работа со справочником для абитуриентов «Куда пойти учиться»

0,5

0,5

1

 Подведение итогов за год. Задания на лето.

Памятка отъезжающему на каникулы (см. приложение

1

-

1

Итого

16

18

34

Учебно-тематический план третьего года обучения

Название  темы

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие.

-

1

1

2

 

Храмы Петербурга. Многонациональный и многоконфессиональный Петербург

4

8

   

12

3

Мой дом – Московский район. Площадь Победы. Достопримечательности района. Знаменитые петербуржцы в Московском районе.

5

8

13

4

Ленинград в годы Великой Отечественной войны.

2

6

8

5

Вклад района в дело победы.

Памятники района. Культурная жизнь города. Город во второй половине XX века.

4

6

10

6

Современный город. Московский район. Новое строительство. Новая промышленность.

Метро

7

15

12

7

Итоговое занятие

1

1

1

Итого

23

45

68

Содержание программы третьего года обучения

  1. Вводное занятие.  

Теория: Как прошло лето. Что видел, что узнал?

Практика: Видеоотчет «Возвращение из Каникуляндии».

  1. Храмы Петербурга.

Теория: Иноверческие храмы Петербурга. Самая веротерпимая улица – Невский проспект.

 Многонациональный и многоконфессиональный Петербург. Многонациональная топонимика города.

Практика: Экскурсия автобусная  «Храмы Петербурга».

Работа с книгой «Почему так названы?», поиск многонациональных топонимов.

  1. Мой дом – Московский  район.

Теория: Возникновение района 1919 год. 

Московская застава, Пулковский меридиан, Российская Национальная библиотека, парк Победы, Площадь Победы.

Достопримечательности района. Озера, парки и сады, мосты и памятники. Учебные заведения Московского района.

Знаменитые петербуржцы Московского района.

Московский  район в начале XX века.

Практика: Прогулка к Чесменской церкви, парку Победы. Проекты сохранения памятника.

Пешеходная экскурсия по Московскому проспекту.

Интеллектуальная игра «Знаменитые петербуржцы  Московского района»

Пешеходная экскурсия по Пулковскому меридиану.

  1. Ленинград в годы Великой Отечественной войны.

Теория: Блокада. Жизнь города в годы войны.

Ленинградский зоопарк.  Вклад района в дело победы.

Сберегли, сохранили.

Улицы Московского района, носящие имена героев ВОВ.

Практика: Работа с картой района. Посещение воинского кладбища, и памятника военным летчикам на Чесменском кладбище.

  1. Вклад района в дело победы.

Теория. Заводы Московского района. Катюши, Памятники района.

Практика: Посещение и возложение цветов у Мемориала Защитникам Ленинграда

  1. Культурная жизнь города. Современный город.

Город во второй половине XX века

Теория: Московский  район. Новое строительство. Новая промышленность (промзоны)

Метро. Дворцы под землей.

Практика: Викторина «Узнай станцию по оформлению (мозаики, памятники, панно. Узнай станцию по павильону»

  1. Итоговое занятие

Практика: Инсценирование легенды Московского района «Легенда о Карле и Эмилии».

Работа с родителями

  1. Родительские собрания (организационные, тематические, итоговые открытые занятия).
  2. Индивидуальные беседы с родителями.
  3. Посещение экскурсий родителями совместно с детьми.
  4. Участие родителей в организации поездок.

Учебно-тематический план третьего года обучения

№ п/п

Название  темы

Виды деятельности

Количество часов

теория

практика

итого

1

Вводное занятие. Как прошло лето. Что видел, что узнал?

Выпуск устного журнала «Лето мое»

-

1

1

2

Храмы Петербурга. Иноверческие храмы Петербурга. Самая веротерпимая улица – Невский проспект.

Экскурсия автобусная

«Храмы Петербурга»

2

   

4

6

3

Многонациональный и многоконфессиональный Петербург

Многонациональная топонимика города

Работа с книгой «Почему так названы?», поиск топонимов

2

4

6

4

Мой дом – Московский район. Возникновение района.

Старейшие здания района.

Достопримечательности района. Озера, парки и сады, мосты и памятники. Учебные заведения Московского района

Проекты сохранения памятников. Пешеходная экскурсия

2

4

6

5

Знаменитые петербуржцы Московского района.

Интеллектуальная игра «Знаменитые петербуржцы на Московского района»

1

2

3

6

Петербург и Московский район в начале XX века. Железная дорога.

Вокзалы и станции

Пешеходная экскурсия

2

2

4

7

Ленинград в годы Великой Отечественной войны. Блокада

2

6

8

8

Вклад района в дело победы.

Улицы Московского района, носящие имена героев ВОВ.

2

4

6

9

Памятники района.

2

2

4

10

Жизнь и проблемы ленинградцев. Культурная жизнь города.

12

2

2

4

11

Город во второй половине XX века.

30

2

6

8

12

Современный город. Московский район. Новое строительство. Новая промышленность (промзоны)

Посещение «Кидбург»- город профессий.

2

6

8

13

Метро. Дворцы под землей

Викторина «Узнай станцию по оформлению (мозаики, памятники..)

1

1

2

14

Итоговое занятие.

 Инсценировка легенды о Карле и Эмилии

1

1

2

Итого

23

45

68

Прогнозируемые результаты освоения программы

«Прогулки по Санкт -Петербургу»

По итогам обучения обучающиеся будут:

  1. Заинтересованно относиться к истории своего города.
  2. Проявлять желание узнавать новое о городе.
  3. Знать и применять правила поведения в общественных местах.

                   Материально–техническое обеспечение

  1. Оснащенный кабинет для проведения занятий,
  2. Мебель: столы, стулья, магнитная доска,
  3. Карты  и  планы  Петербурга,  краеведческая  литература.
  4. Мультимедийные средства обучения,  компьютер, видеопроектор и экран.
  1.                    Методическое обеспечение
  1. Творческие задания на определенную тему (рассказать о событии с точки зрения участника).
  2. Дидактические игры. Одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность ребенка, на его эмоциональную сферу являются игры, на составлении пары, на нахождение третьего лишнего;
  3. Наглядные пособия и дидактические материалы:
  • Рабочие тетради (для записи опорных слов или дат)
  • Наборы открыток с изображением города изд. Корона принт:

«Санкт-Петербург. Виды старого города», «Львы и сфинксы Петербурга», «Дворцы пригородов Санкт-Петербурга», «Портреты Российских императоров», «Петербургские мосты», «Петербургские фонари», «Триумфальные арки Петербурга», «Доходные дома», «Памятники Петру 1 в Петербурге», «Петербургские дворцы», «Памятники Великой Отечественной войны в Ленинграде –Петербурге», «Петербургские православные храмы», «Многоконфессиональный Петербург».

  • Альбом гравюр А. Зубова  
  • Фоторепродукции картин Русского музея
  • Фотоальбом Эрмитаж

Маршруты  туристско-краеведческого ориентирования:

  • по Московскому проспекту;
  • парк Победы;
  • Мемориал Защитникам Ленинграда;

     Дидактический материал по изучению города:

  • Игры «Третий лишний» - составь пару;
  • Красные и зеленые карточки на каждого обучающегося для игры «Веришь ли ты…»
  • Авторская сказка «Суд над Невой. Кто ответит за наводнения?»

      Мультимедийные материалы-презентации к занятиям:

  • Символы Петербурга;
  • Детство Петра 1;
  • Основание Петербурга;
  • Петропавловская крепость;
  • Васильевский остров;
  • Домик Петра 1;
    Летний сад и Летний дворец Петра 1;
  • Кунсткамера;
  • Как праздновали Новый год на Руси до Петра и после;
  • Невский проспект;
  • Над Петербургом на дирижабле (проект «Чудеса России);
  • Исаакиевский собор;
  • Казанский собор;
  • Меншиковский дворец;
  • Стрелка Васильевского острова. Ростральные колоны;
  • Адмиралтейство. Скульптура. Кораблик;
  • Медный всадник. Гром-камень;
  • Мосты петербурга;
  • Блокада Ленинграда. Блокадный зоопарк;
  • Памятники Победы;
  • Конные монументы города;

(Материалы пополняются по мере прохождения нового материала.)

  • фильм «Невероятные приключения итальянцев в России» ,
  • фильм снятый на «Ленфильме» - «Петр Первый»,
  • «Как царь Петр арапа женил».
  • Хроникально-поэтический фильм о Петербурге-Ленинграде из цикла документальных передач итальянского телевидения "Культурные столицы Европы".kinofilms.tv
  • карты города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

   

     16.  poetry-city.rupiter.html Стихи о Петербурге

                 17. photocityspb.narod.ruAudio песни о Санкт-Петербурге и Ленинграде

Список литературы для учащихся

  1. Александрова Е.Л. Остров Рус в Литориновом море. Историческое прошлое северных окрестностей Санкт–Петербурга. -  СПб., 2000.
  2. Ермолаева Л.К. Лебедева И.М. Чудесный город. -  СПб., 1998.
  3. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М., Захваткина И.З. Краеведение – страницы жизни нашего края. -  СПб.,  2006.
  4. Ефимовский Е. Путешествие в Санкт-Петербург. -  СПб., 1996.
  5. Семенова М. Мы – Славяне. – СПб., 2006.
  6. Синдаловский Н.А. Легенды и мифы Санкт–Петербурга. -  СПб., 2002.
  7. Суслов В.Н. Рассказы о Ленинграде. -  Л., 1984.

Список литературы для педагога:

  1. Авсеенко В.Н. История города Санкт-Петербурга в лицах и картинках. -  СПб., 1993.
  2. Арьев А.А. Ивангородская летопись, 1492 – 2001. -  СПб., 2001.
  3. Гиппинг А.И. Нева и Ниеншанц. -  СПб., 2003.
  4. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Почему так названы. -  Л., 1985.
  5. Даринский А.В. Прогулки по старому Санкт-Петербургу. -  СПб., 1994.
  6. Ермолаева Л.К. Прогулки по Петербургу. - СПб., 1992-1997.
  7. Золочевская Н.Н. Выборг: Очерк-путеводитель. -  Л., 1980.
  8. Канн П.Я. Прогулки по Петербургу. -  СПб., 1994.
  9. Кепп Е.Е. Выборг. -  Выборг, 1992.
  10. Кирпичников А.Н. Древний Орешек. -  Л., 1980.
  11. Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. -  Л., 1984.
  12. Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д., Старая Ладога – древняя столица Руси -  СПб., 1996.
  13. Крепость Ивангород – новые открытия -  СПб., 1997.
  14. Лелина Е.И. Петропавловская крепость. -  СПб., 1996.
  15. Некрасов Б. Гранитная летопись. -   Л., 1971.
  16. Платунов А.М. Так строился Петербург -  СПб., 1997.
  17. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 2002.
  18. Синдаловский Н.А. Петербург. Путеводитель. СПб., 2001.

19.Сорокин П.Е., Ландскрона, Невское устье, Ниеншанц. -  СПб., 2001.

20. Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов. Рек и каналов, мостов и островов /Алексей Владимирович, Алексей Ерофеев.-М.: АСТ:СПб.:Астрель-СПб, 2009 -752 с.

21. Михайлов А.М. Санкт-Петербург: 100 удивительных мест и фактов, которых нет в путеводителях / А.М. Михайлов.- М.: Эксмо, 2011.-320 с.

22. Царев Р.Я. Санкт-Петербург. Необычные прогулки, которые перевернут ваше представление о Северной столице / Царев Р.Я.-М.: Эксмо, 2012.- 320с.: ил.-(Туризм).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Анкета отъезжающему на каникулы

  1. Название города, (населенного пункта),  почему он так назван? Сколько ехал?
  2. Название реки (моря, озера). Топонимика
  3. Посети краеведческий музей. Что понравилось?
  4. Есть ли другие музеи в месте твоего отдыха?
  5. Легенды связанные с появлением города, реки, горы и т.д.
  6. Сфотографируй достопримечательность данной местности.
  7. Привези фото самого старого дома, самого красивого дома (фонтана, памятника и т. д.).
  8. Самый интересный день каникул.
  9. Что запомнилось?
  10. С кем подружился? Рассказывал ли новым друзьям о Петербурге?
  11. Как живут и как проводят досуг местные жители?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)

Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...

Программа внеурочной деятельности "Прогулки по Санкт-Петербургу"

Программа основана на технологии дополненной реальности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Наш город- Санкт-Петербург

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Прогулки по Санкт-Петербургу"

Программа внеурочной деятельности "Прогулки по Санкт-Петербургу" основана на технологии дополненной реальности и имеет особые материально-технические требования....

рабочая программа по внеурочной деятельности "Прогулки по Санкт-Петербургу и окрестностям"

Интерес к изучению истории родного края, изучение своей малой Родины, краеведческая работа имеет особую значимость в Санкт-Петербурге,  в городе - центре мировой и отечественной культуры. И...