Рабочая программа по внеурочной деятельности Наш город- Санкт-Петербург
рабочая программа (1 класс) на тему

Рассохина Мария Владимировна

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx39.84 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Наш город - Санкт Петербург»

(духовно – нравственное, эстетическое направление)

1 класс

                                          Составитель:

                                                            учитель начальных классов

                                        Рассохина М.В.

2015-2016  учебный год

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга

 «Наш город - Санкт-Петербург»

1 класс

Пояснительная записка.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы состоит в том, что история Санкт-Петербурга богата и многогранна, имеет свой особенный стиль культуры, духовности, отличающийся от  культуры других городов России и Европы. Успешное ознакомление детей детского центра с Петербургом во многом зависит от понимания ими его роли истории русской культуры, которая станет основой духовного развития личности воспитанников.

Петербург, как носитель культуры, обладает определенными психологическими и эстетическими качествами, которые отражаются в архитектуре, произведениях искусства и культурном уровне горожан, которые требуют целенаправленного постепенного изучения и возможности применения полученных знаний воспитанниками.

Город является особой формой социальной жизни, которая требует определенного уровня адаптации, социализации и навыков поведения различных возрастных групп. Одна из глобальных проблем современных жителей города - отсутствие интереса и стремления к познанию исторического прошлого и настоящего Петербурга, а также явное снижение уровня эстетического восприятия окружающей красоты.

Следствием вышесказанного является актуальность и необходимость приобщения юных петербуржцев к постижению своеобразия и уникальности Петербурга и одним из красивейших и величественнейших городов мира, и носителем особого типа культуры на протяжении последних трех столетий.

Представленная образовательная программа предназначена для работы с детьми школьного возраста с проблемами в интеллектуальном и психическом развитии и направлена на развитие культурологических основ юных петербуржцев с проблемами в интеллектуальном и психическом развитии. Система ознакомления детей с историей и культурой города создает основы для развития адаптационных основ детей и подростков в окружающем мире мегаполиса. Владение основами безопасного поведения в мегаполисе облегчит «выход в большой мир», будет способствовать развитию и совершенствованию навыков самостоятельной жизни.

Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития воспитанников, их уровня знаний, умений и навыков. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема информации.

Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга для 1 класса разработана на основе программы по школьному курсу "История и культура Санкт-Петербурга" Е.В.Дмитриевой.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю

Цель программы-

Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко- художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит.

Содержание программы предполагает решение следующих задач:

Образовательные:

  • знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия, воспитание патриотизма и любви к родному краю;
  • формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
  • обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
  • выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем
  • обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к своей Родине.
  • Воспитывать культуру общения.

Развивающие:

  • Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
  • Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

В курсе для 1 класса включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления об основании Санкт- Петербурга, развившегося на островах в дельте реки Невы по воле Петра I; о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о государственных символах; о музеях и театрах города, его прекрасных решётках и оградах и великолепном скульптурном убранстве. Об истории, культуре и развитии Калининского района.

Основная часть программы включает вопросы, которые будут рассматриваться на занятиях. Задания имеют разную степень трудности.

Вариативная часть предполагает свободу творчества учителя и учащихся. Это могут быть итоговые занятия, позволяющие закрепить пройденный материал, экскурсии, конкурсы стихов и рисунков и многое другое.

Формы организации.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «История и культура Санкт-Петербурга» является урок. В процессе изучения по данной программе широко используются такие формыкак:

  • лекции;
  • практические занятия
  • экскурсии
  • опыты, наблюдения
  • исследовательская деятельность
  • презентации, конкурсы
  • самостоятельная работа (индивидуальная, в паре,  групповая);

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

При отборе и построении программы используются такие средства обучения как:

  • наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  • печатные (учебные пособия, рабочие тетради, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);
  • демонстрационные (макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
  • аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т.п.);
  • электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
  • информационно-коммуникативные технологии.

Рабочая программа «Наш город - Санкт-Петербург» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.

Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:

  • построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
  • приближение материала урока к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
  • возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;
  • возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
  • активизация познавательной деятельности;
  • поддержка устойчивого интереса к обучению;
  • формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
  • развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности;
  • создание ситуации успеха.

Применение ИКТ на уроках по изучению истории и культуры Санкт-Петербурга позволяет проводить уроки различных типов:

  • демонстрационные уроки, на которых используются готовые материалы из открытых коллекций ЦОР и ЭОР или материалы созданные учителем самостоятельно. Таким образом, становится возможной демонстрация большого количества фото, видео и аудио информации;
  • уроки с компьютерным тестированием, на которых становится возможным в короткое время объективно оценить большое количество обучающихся, укрепляется обратная связь в системе «учитель-ученик».
  • уроки тренинга или моделирования, на которых у ребят появляется возможность проявить свои индивидуальные способности, ЗУН, склонности и интересы в предметной области.

Средства ИКТ применяются на различных этапах урока. При изучении нового материала ИКТ помогают эмоционально и образно преподать материал, аккумулированный из различных источников, упростить восприятие учениками сложных тем, содержащих большой объём материала, задействовать различные виды памяти. На этапе закрепления и контроля база электронных тестовых заданий позволяет более объективно оценить знания самими учащимися и учителем.

При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а так же строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН-2.4.2.2821-10.


Планируемые результаты

В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:

Личностные

Обучающиеся научатся и приобретут:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
  • эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

Обучающиеся получат возможности для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;
  • основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
  • эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.

Метапредметные

Обучающиеся научатся:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
  • выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.

Обучающиеся получат возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • повысить творческую активность и самостоятельность;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии.

Обучающиеся получат возможность:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающиеся получат возможность:

  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные

В ходе реализации программы у учащихся сформируется:

  • расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности, в интервьюировании, в проведении социологических опросов;
  • Приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей;
  • Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;
  • Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;

  • Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.

Учащиеся научатся:

  • Находить информацию о городе,  памятниках наследия,  петербургских традициях, а также о различных учреждениях, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей горожан, для самореализации (поликлиниках, магазинах, центрах развлечений, железнодорожных вокзалах, кассах, учебных заведениях, службе психологической поддержки, музеях, библиотеках, театрах, концертных залах и выставках, учебных заведениях и бирже труда) в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати;
  • Работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;
  • Решать бытовые проблемы (вызов врача, водопроводчика, сантехника, распределение семейного бюджета, организация досуга в выходной день и т.д.);
  • Извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;
  • Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
  • Объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия.

Планирование

№  занятия

Тема

Количество часов

1

Введение. Что изучает краеведение? Что мы будем изучать? Техника безопасности на занятиях.

1

2

Родная школа (экскурсия по школе и около школы).

1

3

Мой дом. Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил.

1

4

Мой район. Почему так назван?  Заочное путешествие по Калининскому  району.

1

5

Наш город- Санкт Петербург (заочное путешествие по городу).

1

6

Город на берегах Невы. Петр Первый - основатель Санкт- Петербурга. Покровитель города.

1

7

Экскурсия «Петровский Петербург»

1

8

Удивительный  Санкт- Петербург. Имя города. Возраст города. Символы  Санкт- Петербурга:       герб, флаг, гимн.

1

9

Санкт-Петербург - город рек и каналов. Река Нева.

1

10

Закладка крепости па Заячьем острове.

1

11

Неприступная твердыня. Заячий остров. Петропавловская крепость.

1

12

Первые городские постройки. Домик Петра Первого.

1

13

Первые городские постройки. Троицкая площадь.

1

14

Петропавловский собор. Новое название крепости.

1

15

 Ангел на шпиле колокольни.

1

16

Вопросы и задания (итоговое занятие).

1

17

Адмиралтейская верфь. Устройство верфи, происхождение её названия.

1

18

Здание адмиралтейства.

1

19

Летний сад. Постройки Летнего сада.

1

20

Летний дворец и его история.

1

21

Дворцовая площадь – главная площадь города.

1

22

Зимний дворец.

1

23

Эрмитаж – музей в Зимнем дворце.

1

24

Экскурсия.

1

25

Вариативная часть(викторины, конкурсы, экскурсии).

1

26

Арка Главного штаба. Александровская колонна.

1

27

Васильевский остров. Стрелка Васильевского острова.

1

28

Стрелка Васильевского острова.

1

29

Площадь Декабристов.

1

30

Медный всадник.

1

31

Исаакиевская площадь.

1

         32

Исаакиевский собор.

1

         33

Синий мост. Водомерный столб у Синего моста.

1

         34

Гостиница «Астория».

1

        35

Главная улица  - Невский проспект.

1

          36

Казанский собор.

1

          37

Памятники героям-полководцам возле Казанского собора.

1

          38

Экскурсия.

1

         39

Вариативная часть(викторины, конкурсы, экскурсии).

1

         40

 Храм Воскресения Христова.

1

         41

Торговля в Санкт-Петербурге. Гостиный двор.

1

          42

Городская дума.

1

          43

Аничков дворец.

1

         44

Аничков мост.

1

         45

Санкт-Петербург - город рек и каналов. Река Мойка.

1

          46

Санкт-Петербург - город рек и каналов. Канал Грибоедова.

1

          47

Санкт-Петербург - город рек и каналов. Река Фонтанка.

1

          48

Санкт-Петербург- город рек и каналов.

1

          49

Экскурсия.

1

          50

Вариативная часть (викторины, конкурсы, экскурсии).

1

          51

Петербуржские набережные.

1

          52

Украшение фасадов старинных домов.

1

          53

Заводы. Фабрики. Порты. Вокзалы.

1

          54

Учебные и научные заведения.

1

         55

Дворцы.

1

          56

Дворцы.

1

          57

Музеи.

1

          58

Экскурсия.

1

          59

Музеи.

1

          60

Театры.

1

          61

Посещение театра.

1

          62

Мужество и героизм горожан в годы блокады Ленинграда.                                                                                                                                                

1

           63

Природные особенности Санкт-Петербурга. Экскурсия.

1

           64

Знаешь ли ты свой город?

1

          65

Храмы различных вероисповеданий.

1

           66

Вариативная часть(викторины, конкурсы, экскурсии).

1

           67

Экскурсия

1

           68

Вопросы и задания (итоговое занятие).

1

  ИТОГО:

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Прогулки по Санкт-Петербургу.

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Прогулки по Санкт-Петербургу....

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Мой город Санкт-Петербург"

В планировании указаны уроки и экскурсии внеурочной деятельности "Мой город Санкт-Петербург" 2 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)

Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой город Санкт - Петербург" 4 класс"

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Прогулки по Санкт-Петербургу и окрестностям"

Интерес к изучению истории родного края, изучение своей малой Родины, краеведческая работа имеет особую значимость в Санкт-Петербурге,  в городе - центре мировой и отечественной культуры. И...