Учебное занятие №2 по финансовой грамотности для 4 класса "Откуда в семье берутся деньги"
план-конспект занятия (4 класс)

Каждый член семьи своим посильным трудом вносит вклад в бюджет семьи. Поэтому необходимо уважать труд каждого члена семьи, так как все заботятся о пополнении семейного бюджета, чтобы росло благосостояние семьи. На занятии вы узнали , откуда в семье берутся деньги, научились составлять семейный доход , определять его вид, решать экономические задачи по семейной экономике, научились выполнять некоторые расчёты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. МБОУ Сосновская СОШ № 2
  2. Учебное занятие по финансовой грамотности
  3. в 4 «Б» классе по теме:
  4.                           «Откуда в семье берутся деньги?»
  5.                                                                                      Автор:
  6. учитель начальных классов
  7. Щербинина В.М.
  8. 2019 г.

Тема: «Откуда в семье берутся деньги»»

Цель: научить определять различные источники доходов семьи;

объяснить причины различий размеров доходов у разных семей.

Задачи:

Образовательная:

-сформировать основные знания источников доходов граждан;

-дать понятие путей увеличения доходов семьи;

-научить рассчитывать доходы семьи.

Развивающая: выработать навыки быстрого принятия решения.

Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию познавательной активности и самостоятельности обучающихся.

Методы обучения:

-словесные - объяснение нового материала, фронтальная беседа, работа обучающихся по группам;

-наглядные – демонстрация мультимедийной презентации;

-практические – решение задач.

Форма проведения урока: изучение нового материала с повторением изученного ранее.

Оборудование: карточки с фамилиями семей, калькуляторы, проектор для показа презентации с помощью ПК, презентация «Откуда берутся деньги», карточки с заданиями на урок, карточки с домашним заданием для каждой семьи.

Содержание занятия.

1.Мотивация к учебной деятельности. 

 На столах: тетради, ручки, маршрутные листы семей, карточки с заданиями.

 Каждая «семья» проходит к столу, где написана их фамилия. (Ивановы, Петровы, Сидоровы).

Глава - папа

Казначей – дедушка

Бухгалтер - мама

Экономист - бабушка

Внуки

Учитель: Здравствуйте, ребята. У каждого из нас есть семья, большая или маленькая.  В ней мы воспитываемся, отдыхаем, выполняем определенные обязанности, радуемся победам, переживаем неудачи вместе с близкими людьми. Иногда в семье возникают трудности, которые связаны с нехваткой денежных средств. Семья не может обойтись без денег. Как вы думаете, управлять домашним хозяйством легко? Обоснуйте ответ.

(Для ведения домашнего хозяйства требуется много знаний, умений и навыков.)              

Молодцы! Да, ребята, ведение домашнего хозяйства -  это целая наука.

Нажить много денег – храбрость;
сохранить их – мудрость, 
а умело расходовать – искусство.

1.Как вы считаете, о чем эти слова? (об экономии денег)

2.Где вы берете деньги? (у родителей, родственников)

3.Для чего вам нужны деньги? (для удовлетворения потребностей).

4.Откуда берутся деньги в вашей семье? (зарабатываются)

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.  

На сегодняшнем занятии мы продолжаем работать в группах, то есть в «семьях».

Задание 1. Задание выполняют бабушка и внуки, которые работают с таблицей по терминологии. (Напротив цифры поставить соответствующую букву.) Раздать таблицы.

Соотнесите термин с его определением

1. Семья

А) Деньги или материальные ценности,  поступающие в бюджет семьи

2.Доход  

Б) Денежные затраты, идущие на удовлетворение потребностей членов семьи

3.Расход

В) Наука, о повседневной экономической жизни семьи

4.Семейная экономика

Г) Структура всех доходов и расходов за определенный период времени

5.Потребность

Д) Лица, связанные родственными узами  и  проживающие на одной территории, ведущие совместное хозяйство

6.Бюджет семьи

Е) Осознанная необходимость иметь что-либо

Ответ: 1 – д, 2 – а, 3 – б, 4 – в, 5-е, 6- г.

Задание 2. Остальные члены семьи отвечают на вопросы.

1.Как вы понимаете смысл слов бюджет семьи? (все доходы и расходы за определенный промежуток времени)

2.Из чего складывается бюджет и какой он бывает? (из доходов всех членов семьи, бывает основной и дополнительный)

3.На какой промежуток времени можно составлять бюджет семьи? (месяц, год)

4.Что такое «доходы семьи»? (это поступления средств в семью из разных источников).

Задание 3. Проверка ответов работы с таблицей (каждая семьи называет по 2 пары терминов из таблицы).

3.Выявление места и причин затруднений.

Прослушайте ситуацию.

Учитель:

-Мам, дай мне 50 рублей! – попросил Сережа, покончив с яичницей на завтрак.

-Зачем тебе столько? – явно не обрадовалась этой просьбе мама, наливая ему чай.

- Надо на сотовый бросить, а то там совсем мало осталось…

- Ну вот, опять двадцать пять! Я же недавно давала тебе! Опять все на игрушки ушло?! Ты хоть понимаешь, что деньги не на дереве растут и как тяжело они достаются?

Отвечать на этот вопрос Сережа не стал, зная, по опыту, что лучше всего промолчать, а мама, остыв, все равно деньги даст.

Да потом, Сережа действительно плохо представляет, как родителям достаются деньги на жизнь. Нет, он, конечно, понимал, что отец ходит на работу и за это получает зарплату. Но как это все у взрослых устроено в деталях, он понятия не имел.

Учитель: Над каким вопросом заставляет задуматься эта ситуация?  

Тогда скажите, что мы будем выяснять на нашем занятии? (Откуда в семье берутся деньги)

Учитель: Давайте с вами постараемся это выяснить.

4.Построение проекта выхода из затруднений.

На сегодняшнем занятии представим себя хозяевами и полноправными членами семьи, потренируемся в ведении домашнего хозяйства, в расчете доходной части бюджета семьи, попробуем произвести некоторые расчеты.

1.Ребята, где могут пригодиться полученные сегодня знания?

2.Такие знания необходимы каждой семье?

3.Почему необходимо разбираться в вопросах финансовой грамотности?

4.Что может случиться в семье, если не знать основ финансовой грамотности?

5.Реализация проекта.

Учитель: Приглашаю вас в загадочное путешествие «Тридевятое царство, финансовое государство», которое мы совершим вместе с героем мультфильма Вовкой.

Задание: Ребята, после каждой станции фиксируйте вид дохода, и кто этот доход может добавить в бюджет семьи. (папа, мама, бабушка или все члены семьи)

Отправляемся по станциям.

Ключевым вопросом нашего занятия будет «Откуда в семье берутся деньги»

Станция №1 «Сколько поработаешь, столько заработаешь».

На «загадочных» станциях вам необходимо вставить пропущенное слово, и вы узнаете вид дохода семьи.

Мама с папой на работе,

У станков стоят все дни.

За труды их есть награда,

Называется…(зарплата)

Учитель: Ребята, кто получает зарплату?  

С какого возраста человек в России может пойти на работу и получать зарплату? (В России человек, достигший 14-летнего возраста, уже может пойти работать, он будет получать зарплату.)

От чего зависит величина заработной платы?

 (она зависит от образования, квалификации, опыта и сложности работы)

Вот почему так важно получить профессиональное образование после окончания школы.

Станция №2 «Что в молодости посеешь, то в старости пожнешь».

А двадцатого числа

Бабе…пришла (пенсия).

Учитель: Ребята, кто в семье может получать пенсию, в каких случаях и кто ее выплачивает?

(пожилые люди, инвалиды, дети по утере кормильца, выплачивает государство)

Во сколько лет в нашей стране наступает пенсионный возраст для женщин и мужчин? (В нашей стране пенсионный возраст 55-60 лет)

Станция №3 «Знание лучшее богатство».

Брат собрался с мыслью тут,

Поступил он в институт.

Он… несет,

И бюджет семьи растет (стипендия).

Учитель: Что такое стипендия? (Стипендия - денежная помощь тем, кто учиться. Ведь учеба-это труд во имя будущего.)

Ребята, кто получает стипендию, кто ее выплачивает?

 (стипендию платят только тем, кто хорошо учится, платит государство)

Станция №4 «Мир, что огород: всё в нём растёт».

И бюджет из года в год

Пополняет…(огород)

Если хочешь урожай,

То давай поли, сажай.

Учитель: Ребята, каким образом огород пополняет бюджет семьи?

 (употребление своего урожая, продажа излишек выращенной продукции)

Какие доходы можно получать от личного подсобного хозяйства?

(выращивание животных для получения мяса, молока, яиц.)

Этот доход называется - доход в виде благ.

Станция №5 «Чем богаты, тем и рады».

Папа может сдать в…(аренда)

Дом, гараж, машину, землю.

 Учитель: Ребята, а вы знаете, что такое аренда?

(предоставление своего имущества другим людям за определенную плату)

Что еще можно сдать в аренду?

(Свою дачу, гараж, машину, квартиру, землю, сдают в аренду. Это тоже  часть дохода.)

Имущество может приносить неплохой доход.

Станция №6 «Деньги счет любят».

Денег много накопили,

В банк скорее поспешили.

Валютный счет семьи открыли,

За год…получили (проценты).

Учитель: Ребята, почему выгодно хранить деньги в банке? (банк за это платит)

Через некоторое время их возвращают, да еще и проценты за услугу

Какие еще виды пособий вы знаете, кому и кто платит?

(по безработице, детские, разовые пособия пенсионерам, платит государство).

Пособие – это деньги, которые в виде помощи государство выплачивает тем, кто не может зарабатывать себе достаточно денег.

6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

А) «Семьи» решают задание с таблицы. Ответ представляют комбинацией цифра-буква.

Таблица на соотнесения доходов с экономической ролью

1.Собственник квартиры

А) дивиденд

2.Предприниматель

Б) проценты

3.Вкладчик

В) пенсия

4.Акционер

Г) заработная плата

5.Наемный работник

Д) прибыль

6.Пенсионер

Е) арендная плата

Ответ: 1- е, 2 - д, 3 - б, 4 - а, 5 - г, 6 – в.

Учитель: Проверим решение этого задания. Отвечают мамы по очереди каждая семья.

Б) Решите задачу. Бабушка и дедушка получают по 10 тыс. руб. пенсии, папа получает 30тыс.руб, зарплата мамы 20 тыс.руб. Кроме того семья сдает дачу за 8 тыс. в месяц в течение трех летних месяцев. В семье есть сын ученик 2 класса.

1.Подсчитайте общий доход семьи за год.

2.Посчитайте, сколько приходится средств на каждого члена семьи в летние месяцы.

3.Посчитайте, сколько приходится средств на каждого члена семьи в зимние месяцы.

Проверка решения задачи (отвечает дедушка).

7.Включение в систему знаний и повторений.

Учитель: Давайте подумаем, каким образом семьи еще могут увеличить свои доходы? Попробуйте перечислить пути увеличения доходов. Отвечает дедушка или внуки.

1. Заниматься частным извозом на личном транспорте.

2. Иметь личное подсобное хозяйство.

3. Сдавать в аренду лишнее помещение.

4. Изготавливать на продажу различные вещи.

5. Заниматься творческой и научной деятельностью. (гонорары)

6. Заниматься репетиторством.

Учитель: Каждый член семьи вносит посильный вклад в бюджет семьи своим посильным трудом. Поэтому необходимо уважать труд каждого из членов вашей семьи, так как все заботятся о пополнении семейного бюджета, чтобы росло благосостояние семьи.

Что научились делать на занятии?

узнали, откуда в семье берутся деньги,

 научились составлять семейный доход, определять вид дохода,

определять совокупный доход каждого члена семьи,

находить долю вклада каждого члена семьи в общий бюджет,

решать экономические задачи по семейной экономике.

Ребята, сегодня мы с вами совершили «загадочное» путешествие в мир доходов семейного бюджета и научились выполнять некоторые расчеты.

8.Рефлексия учебной деятельности.

Ребята, закончите предложения, которые вы видите на слайде.  

Я сегодня узнал …

Меня заинтересовало …

Меня сегодня удивило …

Мне понравилось, потому что…

Новым для меня стало …

Я понял, что смогу …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по финансовой грамотности по теме "Откуда в семье берутся деньги?"

Презентация к внеурочному занятию по финансовой грамотности по теме "Откуда в семье берутся деньги?" в 4 классе....

Внеурочное занятие по курсу "Финансовая грамотность" 2 класс

Занятие в игровой форме учит как грамотно распоряжаться деньгами. Цель занятия:Создание условий для начального представления о правильном распределения расходов и степени их необходимости.За...

Конспект занятия финансовой грамотности 1 класс. Тема: "Деньги в разных странах"

Конспект занятия финансовой грамотности 1 класс. Тема: "Деньги в разных странах"...

Занятие по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 4 класс "Что мы знаем о деньгах"

В материале представлен сценарий занятия и  его самоанализ.Открытое занятие по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» по теме «Проверим, что мы узнали о том, как менял...

Технологическая карта урока финансовой грамотности “Откуда в семье берутся деньги ” (2 класс)

Цель урока:  формирование у обучающихся представлений о том, откуда в семье берутся деньги.Дидактические: Дать представление о том, откуда в семье берутся деньги. Познакомить учащихся с...

Технологическая карта урока по финансовой грамотности «Как правильно копить деньги» (УМК «‎Введение в финансовую грамотность», 1 класс)

Цель урока: формирование общего представления о денежных накоплениях.Задачи урока:Дидактические:1. Актуализировать знания детей о том, как разумно делать покупки в магазине;2. Сформировать з...

Методическая разработка занятия по предмету «Финансовая грамотность» в начальной школе «Как умно управлять своими деньгами. Считаем деньги».

Методическая разработка занятия по предмету «Финансовая грамотность» в начальной школе «Как умно управлять своими деньгами. Считаем деньги»....